Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Мастер хорового искусства


Свешников 1.jpgА.В. Свешников относится к замечательному поколению мастеров, начало деятельности которых пришлось на переломный момент истории России - первое десятилетие 20 века. Многогранный талант Свешникова проявился в хоровом исполнительстве, педагогике, общественно-музыкальной деятельности оказало заметное влияние на развитие отечественного певческого искусства.

Александр Васильевич Свешников родился 30 августа 1890 г. в подмосковном городе Коломне, шестнадцати лет он поступает в Московскую народную консерваторию в класс профессора Б.Л. Яворского. Материальные затруднения вносят коррективы в жизнь студента, заставляя его временно оставить занятия. Он становится руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. Позже возобновляет учебу и поступает в Московское Филармоническое училище. Не ограничиваясь учебным курсом, Свешников занимается самостоятельно, стараясь расширить свои музыкально-теоретические знания. Огромное влияние на Александра Васильевича оказали встречи и занятия с С.И. Танеевым.

С 1917 г. Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников на станции Москва-Сортировочная. По направлению Наркомпроса принимает участие в формировании детских колоний на Полтавщине, работает педагогом и воспитателем недавних беспризорников. В 1921 – 1923 гг. является одним из организаторов украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве.

В 1923 г. Александр Васильевич назначается заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, позже преобразованной во «МХАТ 2-й». Этот период имеет важное значение в формировании творческого облика дирижера-исполнителя. Близкое знакомство со сценическим методом К. Станиславского и В Немировича-Данченко, встречи с М.П. Чеховым, И.Н. Берсеневым открыли Свешникову путь к овладению новым, исполнительским стилем, ставшим художественным принципом мастера: «Петь надо так, как говоришь, только еще доходчивее, выразительнее и красивее».

В 1928 г. при Московском радиокомитете был создан хор. Художественным руководителем и дирижером назначили Свешникова. Хор Всесоюзного комитета по радиовещанию исполнял произведения различных жанров, от массовых песен до хоровой классики а cappella и сочинений крупных форм. Хор ВРК завоевывает место одного из наиболее популярных певческих коллективов страны.

В 1936 году Свешников принимает активное участие в создании Государственного хора СССР и одновременно его назначают на должность художественного руководителя Ленинградской Академической капеллы. Будучи руководителем капеллы с 1937 г. по 1941 г., он сохраняет лучшие кадры старых мастеров пения и пополняет состав певцов молодыми, новыми голосами, в том числе из коллективов хоровой самодеятельности. Особенное внимание он уделил детской хоровой школе при капелле. Вскоре на базе школы, было создано знаменитое хоровое училище, ныне носящее имя его создателя. В 1941 г. Александр Васильевич был назначен руководителем и главным дирижером Государственного хора СССР. В 1942 г. он организовал Государственный Академический русский хор Союза ССР.

Со знанием дела собирал Свешников народные песни и формировал из них концертные программы. Свешников создает свои многоголосные переложения народных, крестьянских, фабричных песен. Его переложения непосредственны и просты, как язык самой песни. Многие из обработок русских песен Свешникова, например «Ах ты, степь широкая», «Вдоль да по речке», «Гибель «Варяга», «Дороженька» входят в число лучших песенных переложений. Первый открытый концерт состоялся 20 июля 1943 г. в Большом зале Московской консерватории. Началась многолетняя деятельность Государственного академического русского хора Союза ССР. С 1945 г. хор почти ежегодно выезжал за границу: Германия, Венгрия, Румыния, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Япония, Италия.

А.В. Свешников – не только блестящий исполнитель, но и прирожденный педагог. Его детищем является одно из самых ценных и интересных учреждений школьного типа – Московское хоровое училище, созданное в 1944 году. В нем занимаются музыкально одаренные мальчики, обладающие профессиональными голосовыми данными. Внимательно изучая опыт прошлого, сочетая его с данными своих наблюдений, Свешников создает методику детского певческого воспитания, основанную на развитии правильного дыхания, обеспечивающего распевное звучание, на выработке активности и свободы артикуляции при строгом соблюдении регламента времени и голосового диапазона мальчиков. Хоровое училище готовит будущих хормейстеров, дирижеров, певцов и композиторов. Хоровое училище стало мощным фундаментом при создании Академии хорового искусства, которую возглавил ученик Свешникова В.С. Попов.

В 1944 г. Свешникова приглашают в Московскую консерваторию, где он занимает пост декана дирижерско-хорового факультета (1944-1948). Особое внимание он уделяет воспитанию практических навыков хорового дирижера. Под руководством Свешникова учебный хор овладевает искусством пения без сопровождения. Александр Васильевич предложил новую рациональную систему обучения студентов и аспирантов. Заключалась она в следующем: учащийся всегда должен быть на репетициях своего учителя, внимательно наблюдать, запоминать, делать собственные выводы. Процесс пассивного наблюдения может быть в любой момент прерван заданием педагога выполнить ту или иную часть работы дирижера с хором. Такое постоянное участие студента в практике живой работы лучший способ стать профессиональным дирижером.

Из класса профессора Свешникова вышли специалисты, пользующиеся заслуженной известностью. Среди них - художественный руководитель Русской академической республиканской капеллы, лауреат Государственной премии А.А. Юрлов, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора В.Н. Минин, главный дирижер Казахской государственной капеллы А.В. Молодов, заведующий кафедрой хорового дирижирования Минской государственной консерватории В.В. Ровдо, профессора Московской консерватории Б.И. Куликов, Б.Г. Тевлин С.С. Калинин, такие мастера хорового искусства, как В.С. Попов, К.Б. Птица.

С 1948 года Свешников возглавлял Московскую консерваторию (1948-1975). Занятый огромной работой ректора, находил время для интенсивной, концертной и общественной деятельностью. Свешников не ограничивался только творческой и педагогической работой. Он - крупный общественный деятель: депутат нескольких созывов Московского Совета, первый председатель Всероссийского хорового общества, ректор Народного музыкального университета, Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии РСФСР. За многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность профессор Александр Васильевич Свешников награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного знамени. Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось в избрании его в 1967 г. почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания), в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 г. (Болгария).

В фондах фонотеки нотно-музыкального отдела библиотеки им. А.С. Пушкина собраны редчайшие книги и аудиозаписи, посвященные А.В. Свешникову. Литература и записи доступны для изучения всем пользователям библиотеки:

Авторская книга Свешникова А.В. «Хоровое пение – искусство истинно народное» (Москва, 1962) посвящена народной песне. Автор утверждает, что народная песня - это русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Героические свершения русского народа и народные бедствия, деяния царей и крестьянские войны, поднятые Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым, походы великих полководцев и революции - обо всем можно услышать в чудесной народной песне и живо представить то далекое, что навсегда ушло в века.

Сборник статей-воспоминаний под общей редакцией Калинина С.С. «Памяти Александра Васильевича Свешникова» (Москва, 1998) включает как статьи самого Свешникова, в разные годы опубликованные в советской печати, так и статьи и воспоминания его учеников и коллег. В третьем разделе собраны наиболее значительные отклики отечественной и зарубежной прессы о концертных выступлениях хора Свешникова. Отдельный раздел составляют библиографические приложения, включающие перечень статей А. В. Свешникова.

В сборник статей под редакцией Птицы К. «А.В. Свешников» (Москва, 1970) вошли статьи написанные Свешниковым и изданные в различных газетах и журналах, таких как «Семья и школа», «Советская музыка», «Советское искусство», «Огонек», Литературная газета» и др., за период с 1946 г. по 1968 г.

Верди Дж. Реквием / исполн. Г. Вишневская, Н. Исакова, В. Ивановский, И. Петров, Гос. академ. русский хор СССР, Симф. оркестр московской Гос. филармонии; худ. рук. А. Свешников; дириж. И. Маркевич. – Москва, [1968]. -

(Инв. № 6426 – 6427 – НОТ);

Вивальди А. Gloria: для хора и оркестра / обр. А. Казеллы; исполн. Гос. академ. русск. хор СССР, Оркестр студентов Московской консерватории; худ. рук. хора и дириж. А. Свешников. – Москва, 1978. – (Инв. № 1844 – 1845 - НОТ);

Глинка, Алябьев, Варламов, Балакирев, Рахманинов, Чайковский / исполн. Гос. академ. русский хор СССР, худ. рук. А. Свешников. – Москва, 1980. – (Инв. № 2420 – НОТ);

Избранные хоры и песни / исполн. Гос. академ. русский хор СССР, худ. рук. хора и дириж. А. Свешников. – Москва, 1977. – (Инв. № 1446 – 1447 - НОТ);

Концерт Государственного хора русской песни под упр. А. В. Свешникова: русские народные песни / исполн. Гос. хор русской песни, худ. рук. А. Свешников. – Москва, 1956. – (Инв. № 8413 – НОТ);

Концерт к 100-летию А. В. Свешникова / исполн. хор, дир. В. Попов, Б. Тевлин. – Москва, 1992. – (Инв. № 6805 – НОТ);

Свиридов Г. Патетическая оратория: для солистов, хора и оркестра на слова В. Маяковского / исполн. А. Ведерников; Н. Аксючиц; Гос. академ. русский хор СССР; худ. рук. А. Свешников; Симф. оркестр; дир. Н. Рахлин; авт. слов В. Маяковский. – Москва, 1961. – (Инв. № 210 – НОТ);

Хоровые коллективы Российской Федерации / исполн. Гос. академ. русский хор СССР, худ. рук. А. Свешников. – Москва, 1967. – (Инв. № 5194 – НОТ);

Чайковский., П. Хоры a cappella / исполн. Гос. академ. хор СССР; худ. рук. А. Свешников. – Москва, 1961. – (Инв. № 5194 – НОТ);

Шапорин Ю. Сказание о битве за Русскую землю: Оратория: для солистов, смешанного хора и симф. оркестра: соч. 17 / исполн. Л. Авдеева; В. Ивановский; И. Петров; Гос. академ. русский хор СССР; худ. рук. А. Свешников; Гос. симф. оркестр СССР; дириж. Е. Светланов; авт. слов К. Симонов, А. Сурков, М. Лозинский, С. Северцев. – Москва, 1980. –

(Инв. № 2376 – НОТ);

Обзор подготовила гл. библиотекарь

отдела нотных изданий Иллич А.И.



Ждём Вас!

г. Краснодар, ул. Красная, дом 8

ежедневно, кроме пятницы

с 9.30 до 19.00 часов.

Тел. (861) 268-09-33



Дополнительные услуги:

- Сканирование необходимых материалов.

- Копирование информации на флэшку, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере.

- Услуги переплета дипломных, диссертационных работ.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков литературы к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов сотрудником библиотеки (30 строк на листе, 60 знаков в строке), внесение поправок в набранные тексты (редактирование).