Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Необыкновенный учитель: Л.Н. Толстой и дети

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевич Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом.

Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л.Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» – произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л.Н. Толстой проявил себя мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем самым заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

Трилогия Л.Н. Толстого, которую нередко называли «элегией в прозе», была задумана как роман или, говоря точнее, как эпопея развития человеческого характера в пору детства, отрочества, юности, молодости. В замысле романа о четырех эпохах развития, в черновых рукописях «Детства», «Отрочества» и «Юности» видно сложное взаимодействие двух начал: глубоко личный, автобиографический материал служил основой художественной прозы, а собственные душевные противоречия, которые Толстой непрерывно анализировал на страницах своего дневника, воплощались в психологических коллизиях и образах обобщенно-реалистического повествования. В издании «Детство. Отрочество. Юность» (Москва, 1978) впервые публикуются полные, текстологически выверенные первоначальные тексты всех глав трех повестей.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей.

Лев Николаевич приступает к организации в Ясной поляне школы для крестьянских детей. В один из осенних дней 1859 года в яснополянской школе собрались первые ученики, 22 человека – мальчики и девочки. В книге В.Я. Линкова «Бытие к бессмертию: Книга о Льве Толстом» (Москва, 2014) подробно рассматривается педагогическая деятельность Л.Н. Толстого, его идеи и мысли по поводу образования и воспитания детей. Автор книги отмечает, что для писателя обучение крестьянских детей было «поэтическим, прелестным делом» и приводит слова Толстого: «Образование – есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся».

Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьяков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст. Свои педагогические взгляды писатель обнародовал в издаваемом им журнале «Ясная Поляна».

В одном из писем времен основания школы Толстой сообщает: «Есть у меня поэтическое прелестное дело, от которого нельзя оторваться, – это школа. Нельзя рассказать, что это за дети – их надо видеть. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова». Автор книги «Свет Ясной Поляны» Илья Толстой (Москва, 1986) пишет о том, что больше всего Лев Николаевич в детях ценил их самобытность, любознательность, ненасытное стремление к знаниям. Убедившись в силе творчества крестьянских ребят, которую Толстой только пробудил, он лишь предлагал им темы, направлял их умы, но давал полную инициативу и свободу их творчеству.

В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворила великого чадолюбца. По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки – внимательное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки.

В книге Д.И. Латышиной «История педагогики и образования» (Москва, 2007) целая глава «Л.Н. Толстой – теоретик педагогики и народный учитель» посвящена преподаванию в Яснополянской школе, ее педагогическим принципам, а также деятельности Льва Николаевича по организации народных школ, изданию журнала «Ясная Поляна», написанию учебников «Азбука» и «Новая азбука», попыткам открыть педагогические курсы для подготовки народных учителей.

Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Новая школа была показана на практике, а также доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Вся современная Л.Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы крестьянские ребята могли сочинять, а Толстой печатал рассказы и повести, написанные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать. В деле обучения и воспитания был совершен переворот. Л.Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

 

Библиографический список:

 

Л.Н. Толстой – теоретик педагогики и народный учитель // Латышина, Д. И. История педагогики и образования. – Москва : Гардарики, 2007. – С. 388-416.

Линков, В. Я. Бытие к бессмертию. Книга о Льве Толстом / В. Я. Линков. – Москва : Книжный дом «Либроком», 2014. – 200 с.

Толстой, И. В. Свет Ясной Поляны / И. В. Толстой. – Москва : Молодая гвардия, 1986. – 287 с.

Толстой, Л. Н. Детство. Отрочество. Юность / Л. Н. Толстой. – Москва : Наука, 1978. – 528 с.

 

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

 библиотекарь читального зала