Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Русь святая, храни веру православную»

28 июля исполняется 1035 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира – один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии.

Принятие христианства на Руси прочно связано с именем князя Владимира, называемого церковью святым равноапостольным. Однако, этому событию предшествовал длительный и сложный период распространения христианства среди восточнославянских племен. Церковное предание связывает его начало с путешествием на русские земли в I в. апостола Андрея Первозванного.

В «Повести временных лет», которая представлена на нашей выставке в издании «Памятники литературы Древней Руси: начало русской литературы. XI – начало XII века» (Москва, 1978), так говорится об этом событии: «Когда Андрей учил в Синопе…оттуда отправился вверх но Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу… и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх». Далее апостол Андрей, согласно этому сказанию, побывал на землях новгородцев, посетил варягов. Таким образом, наши предки были знакомы с христианством задолго до 988 года. Киевский князь Владимир как бы закончил предысторию христианства, завершив выбор религии, выбор того пути, но которому пошло в дальнейшем развитие Русского государства.

Книга историка А.В. Назаренко «Князь Владимир Великий: креститель, строитель, небесный охранитель Руси» (Москва, 2020) посвящена эпохе, когда родилась и получила первое оформление христианская Русь, а также ее крестителю князю Владимиру. Автор пишет, что разные правители призывали киевского князя обратиться в их веру.  Князь отправил девять посланников во все страны, откуда приезжали посольства, послы побывали в мусульманской мечети у болгар, у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе). Согласно «Повести временных лет», в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». Первый крестился сам князь, это произошло в Корсуне (Херсонес) в церкви святого Василия, за князем крестилась и его дружина. По возвращении в Киев, князь крестил всех своих сыновей; позже крестились бояре и другие приближенные к нему люди, а потом произошло массовое крещение горожан – у места впадения в Днепр реки Почайны. Это важнейшее событие в жизни Руси совершилось в 988 году. Вслед за Киевом христианство стало приходить в другие города Киевской Руси: Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Луцк. В целом Крещение Руси продолжалось немногим более столетия.

Принятие новой, единой веры стало серьезным толчком к объединению русских земель, также оно способствовало укреплению отношений с Византией, повлияло на международный статус нашей страны, обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой. В книге выдающегося русского византиниста Г.Г. Литаврина «Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.) (Санкт-Петербург, 2000) рассказывается о становлении Древней Руси как могущественной культурной державы и о влиянии на этот процесс Византии и Болгарии. Как пишет сам автор, «главная цель данной книги состоит не в том, чтобы проследить самый процесс и обстоятельства крещения Руси, а в том, чтобы показать, как,  несмотря на все  перипетии и сложности в отношениях с Византийской империей, принятие Русью христианства от нее стало неизбежным… Весь ход становления и развития Древнерусского государства и само его  геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью» Древней Руси…».

Раннему периоду христианства  посвящены труды многих российских историков, светских и церковных, - митрополита Московского Макария (Булгакова),  Е. Е. Голубинского, Б.С. Грекова, М.Ю. Брайчевского и др.  Академик Б.Д. Греков в монографии  «Киевская Русь» (Москва, 2006) отмечает, что христианство распространялось среди русского населения достаточно быстро, хотя и встречало сопротивление сторонников прежней веры - язычников. С языческими пережитками пришлось бороться православным священникам, например, на окраинах Новгородской земли среди чуди и ижоры. Дольше всех славянских племен оставались язычниками вятичи. Их просветителем в начале ХII веке был преподобный Кукша – Печерский инок, принявший в тех местах мученическую смерть.  Вместе с тем следует сказать, что уже в первое столетие после крещения Руси князем Владимиром христианские мировоззренческие и этические представления достаточно укоренились в народном сознании, а молодая русская христианская культура бурно развивалась.

Обращаясь к истории своей земли, люди всегда задумываются над тем, что вдохновляло наших предков на ее защиту в тяжелые периоды иноземных нашествий. Русская православная церковь всегда была вдохновляющим началом, возгревающим народный дух на защиту своего Отечества. Уже тысячу тридцать пять лет православная церковь несет свою миссию в пределах нашего Отечества, будучи неразрывно связана с его исторической судьбой. В.П. Бутромеев в книге «Великая Россия» (Москва, 2019) дает цельное и внутренне единое изложение истории нашей страны. Мы видим, что принятие христианства способствовало значительному подъему духовной и материальной культуры русских земель. Широко распространялись грамотность и образование. Возник литературный язык, скрепляющий национальное единство, появились переводная и собственно русская литература, стали развиваться русское церковное зодчество и иконопись. После принятия христианства расширились и окрепли международные связи Древнерусского государства со многими христианскими странами. Пройденный Русской православной церковью тысяче тридцати пятилетний путь - важная часть истории нашего Отечества.


Материал подготовила

Л.В. Баскакова,

и. о. зав. отделом городского абонемента