Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Отчий дом – любви начало:

образ дома и семьи в изобразительном искусстве

 

Уважаемые читатели! 8 июля наша страна празднует День семьи, любви и верности.

Семья – величайшая человеческая ценность, в ней сохраняются и передаются из поколение в поколение обычаи и традиции народа, культурные и духовные ценности.

 Тема семьи стала вечной в искусстве. Незабываемые лирические образы оставили нам в своих работах художники – портреты родителей и детей, образы материнства, очаровательные детские образы, трогательные сцены семейной жизни.

Владимир Боровиковский, будучи мастером парадного портрета, стремился не просто точно изобразить человека, но и отразить духовное начало. Одной из таких работ стал портрет графа Кошелева с детьми. Художник объединил элементы парадного портрета и жанровой картины. В результате получился чудесный портрет: он одновременно прославляет отца и детей и показывает особую семейную связь между ними.

Святость семейных уз подчеркнута в картине Боровиковского «Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой». Это трогательное и поучительное зрелище семейных добродетелей: в мелких подробностях отмечено, как трепетно относилась графиня к дочерям – обнимая их, она нежно прижимает каждую.

«Семейная картина» Ф.М. Славянского показывает обстановку обеспеченной семьи. Строгие цвета и тщательность прорисовки деталей придают картине объективность и натуральность, сочетание интерьера, пейзажных мотивов и группового портрета  создают спокойную и душевную атмосферу.

XIX век был отмечен ростом популярности картин бытового жанра с изображением людей крестьянского сословия. Именно крестьяне стали олицетворением традиционных ценностей, где семья была самым важным. Трогательные семейные сцены часто изображались на фоне тяжёлого крестьянского труда.

Одной из самых ярких и лучших работ Алексея Венецианова является «Сенокос». Образ матери двоих детей помогла воплотить модель, в которой сквозь обыденность проглядывают черты возвышенной красоты. При длительном просмотре картины над головой матери невольно видится светлый ореол, подобие нимба, что подводит к самому глубокому смыслу: перед зрителем не просто мать, кормящая ребёнка грудью в поле, перед ним настоящая крестьянская Мадонна.

А. Венецианов был одним из первых художников, кто в своём творчестве сделал акцент на крестьянский быт. Образы семьи и детей запечатлены и в других картинах Венецианова: «На пашне», «Кормилица с ребенком».

Яркими представителями бытового жанра стали живописцы Константин и Владимир Маковские.

Константин Маковский был одним из самых популярных и модных живописцев XIX столетия. Однако, в противовес огромному количеству портретов знати и приближенных к императорскому двору, Маковский посвящает часть своего времени изображению простых людей.

Одна из картин, изображающих семейные ценности, это «Крестьянский обед во время жатвы». Пока лошади отдыхают от работы, уставшие родители вместе с детьми, которые вынуждены тоже находиться в поле, обедают кашей. В руках у членов семьи ложки. Их на всех не хватает, и поэтому кто-то ест вместе с одной ложки, а кто-то ждёт, когда наедятся другие. Простой, незамысловатый сюжет передает глубинную суть их бытия – любовь к труду и к земле-кормилице.

Драматичностью сюжета из крестьянской жизни отличается картина Карла Венига «Кормилица навещает своего больного ребенка». Она повествует о несчастной крестьянке, которая вынуждена оставлять свое больное дитя из-за кормления барского ребенка. Деревенский ветхий домик с убогой обстановкой подчеркивает, что у крестьянки просто нет выбора: чтобы прокормить себя и свою семью, ей приходится отдавать время барчукам.

В картинах передвижников повсеместно подчеркивается ценность простых обыденных вещей в жизни семей. В картине «Мальчик-механик» В. Максимова изображена обычная жизнь крестьянской семьи – маленький мальчик что-то мастерит, пока родители наблюдают за ним.

Картина яркого представителя Товарищества передвижных выставок Карла Лемоха «Родительская радость» является достоянием и гордостью Калужского художественного музея. На картине изображены мать и отец, на руках отца – их ребенок, совсем еще малыш. Обстановка вокруг небогатая: колыбель скручена наспех, а ребенок одет в истрепанную рубашонку. Этой картиной Лемох желал подчеркнуть, что, несмотря на бедность, невзгоды и тяготы, люди умеют радоваться самым главным вещам – рождению детей.

Ещё одна интересная работа Лемоха – диптих «Новый член семьи» – «Новое знакомство». На первой картине деревенские ребятишки пришли посмотреть на младшего брата, а на другой младенца показывает мама, низко склоняясь над люлькой. Именно здесь мы видим, с каким трепетом подошёл живописец к образам детей. Многие современники Лемоха считали, что именно детские образы даются ему лучше всего.

В XX веке, наряду с развитием жанровых картин, вернулась популярность к «парадному» портрету – теперь уже более живому, с меньшим количеством торжественности. Портреты начали обладать особым настроением, как например, в картине П. Филонова «Портрет А. Ф. Азибера с сыном».

При создании картины «Семья. У моря» (1964) художник Д. Д. Жилинский обратился к темперной технике, что придало картине необычную цветовую гамму. На переднем плане находится мать и двое детей, по пояс в воде отец семейства – сам художник. Таким расположением членов семьи он уделил большее внимание своей супруге, показывая всё её материнское обаяние и идеальный образ.

В отделе литературы по искусству открывается выставка «Отчий дом – любви начало: образ дома и семьи в изобразительном искусстве», приуроченная к Дню семьи, любви и верности. Она продлится с 1 по 30 июля.





Составитель

М. В. Компаниец,

библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству.

 

Список литературы

 

Государственная Третьяковская галерея : альбом / автор-составитель Ю. К. Королев. – Москва : Изобразительное искусство, 1990. – 124 с.

Григорьян, И. И. Русская жанровая живопись : альбом / И. И. Григорьян. – Москва : Олма-Пресс Образование, 2005. – 96 с.

Калмыкова, В. Шедевры русского портрета : около 300 иллюстраций / В. В. Калмыкова. – Москва : Белый город, 2010. – 303 с. : ил.

Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки / автор текста Н. Погрецкая. – Москва : Белый Город, 2002. – 64 с. : ил.

Леонтьева, Г. К. Алексей Гаврилович Венецианов : альбом. К 200-летию со дня рождения / Г. К. Леонтьева. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 200 с. : ил.

Манин, В. С. Шедевры русской живописи : энциклопедия мирового искусства / В. С. Манин. –  Москва : Белый Город, 2000. – 400 с.

Мой ангел : детский портрет в русской живописи : альбом. – Москва : Белый город, 2004. – 335 с. : ил

Портрет в России, ХХ век : из собрания Государственного Русского музея : альбом / Государственный русский музей ; научный редактор В. Леняшин. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2001. – 408 с. : ил.

Шестимиров, А. Забытые имена. Русская живопись XIX века / А. Шестимиров. – Москва : Белый город, 2004. – 480 с. : ил.

Экштут, С. Шайка передвижников: история одного творческого союза / С. Экштут. – Москва : Белый город, 2004 – 464 с.