Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Пушкинские произведения в творчестве русских композиторов

6 июня – Пушкинский день России

Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой. Но вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось в музыке, как творчество Александра Сергеевича Пушкина. Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные произведения, ставшие, в свою очередь, жемчужинами мировой классической музыки.

Непревзойденная простота и ясность пушкинского слова в соединении с его музыкальностью – в этом разгадка той огромной силы пушкинского стиха, которая поразила современников великого поэта и волнует нас, как волнует всякое совершенное явление искусства.

Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи романсов, опер и балетов, симфонических произведений, песен, музыки к спектаклям и кино.

Поэт был большим любителем музыки, высоко ценил ее значение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия...». Близость пушкинских  произведений к музыке заложена в истоках его творчества. Музыкальность пушкинского слова очевидна. В особой ритмичности и задушевности пушкинских лирических строк кроются причины того, что они были положены на ноты и стали знаменитыми романсами, а позже стали основой музыкальных спектаклей. Именно на музыкальной сцене в большей степени проявилась театральность пушкинских творений.

Сюжеты произведений А.С. Пушкина обогатили балет и оперу, стали самым популярным литературным источником.

В истории русского балета интерпретация произведений А.С. Пушкина занимает особое место, опережая открытие их на оперной сцене. На балетной сцене творения Пушкина появлялись еще при жизни поэта, их ставили Ш. Дидло и А.П. Глушковский. Особенно важным для укрепления национального балета было появление спектаклей на сюжеты из русской литературы, и в первую очередь из произведений Пушкина («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник»).

Композитор и музыковед, автор большого количества работ по музыке и музыкальному театру, Б.В. Асафьев считал одним из коренных свойств русской музыки «одухотворенную танцевальность», связанную с проявлением внутренней жизни человека. Это же качество отмечал Пушкин, определяя поэтическую пластику танца легендарной русской балерины Авдотьи Истоминой как «душой исполненный полет».

Балеты Б.В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» по мотивам произведений Пушкина принадлежат к числу бесспорных достижений музыкально-хореографического жанра отечественного искусства. Партия Марии в «Бахчисарайском фонтане», исполненная Галиной Улановой в довоенное время в Мариинском театре (тогда – Государственном академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова), стала шедевром актерского мастерства в балете, легендой хореографической выразительности.

С середины ХIХ века к А.С. Пушкину обращаются лучшие русские оперные композиторы, от Глинки до Рахманинова, – новаторы, первооткрыватели, принесшие русской опере всемирную славу. Сочинения Пушкина ложатся в основу новой русской оперы, где одинаково важны и музыка, и слово. В истории отечественной музыки начинается «пушкинский период». На основе его произведений рождается русская, подлинно национальная опера.

По произведениям А.С. Пушкина созданы оперы, ставшие классикой отечественного музыкального театра: «Руслан и Людмила» М.И Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Мазепа» П.И. Чайковского, «Алеко» и «Скупой рыцарь» С.В. Рахманинова.

В опере литература и несколько видов искусства слиты воедино. Отсюда ни с чем не сравнимое впечатление от оперы. По словам Н.Г. Чернышевского, в оперном спектакле музыка становится зримой. Это в полной мере относится к двум русским оперным шедеврам одного мастера – «Евгению Онегину» и «Пиковой даме». К моменту написания «Евгения Онегина» в конце 1870-х гг. Чайковский был известен и любим публикой. Его «Лебединое озеро», симфонии, концерты и романсы вызывали единодушное одобрение. Но подлинный масштаб Чайковского как оперного композитора стал ясен лишь после появления «Евгения Онегина». Оперы Чайковского на сюжеты произведений Пушкина – целая эпоха в истории русского оперного театра.

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина многие десятилетия вдохновляет композиторов. На тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина создано множество романсов, ставших событием в музыкальной жизни. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке XX века у Георгия Свиридова. Его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов вновь обратился к поэзии Пушкина и создал хоровой цикл «Пушкинский венок».

Творчество Пушкина обладает уникальной способностью не устаревать, продолжая вдохновлять все новых музыкантов, побуждая к созданию совершенных образцов музыкальных произведений.

В отделе литературы по искусству работает книжно-иллюстративная выставка, посвященная Пушкинскому дню России, – «Пушкинские произведения в творчестве русских композиторов».

 

Литература:

Глумов, А. Н. Музыкальный мир Пушкина / А. Н. Глумов. – Москва ; Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1950. – 280 с.  ил.

Зарубин, В. И. Большой театр: первые постановки опер на русской сцене, 1825–1993 / В. И. Зарубин. – Москва : Эллис Лак, 1994. – 320 с. : ил.

Крунтяева, Т. С. 25 оперных шедевров : очерки / Т. С. Крунтяева, А. С. Розанов. – Ленинград : Музыка, 1980. – 192 с. : ил.

Ручьевская, Е. А. Пушкин в русской опере / Е. А. Ручьевская, Л. В. Сухова, В. В. Горячих. – Санкт-Петербург : Композитор, 2012. – 480 с. : нот.

Яковлев, В. В. Пушкин и музыка / В. В. Яковлев. – Москва : Государственное музыкальное издательство, 1957. – 264 с. : ил.


Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству