Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Правовое регулирование защиты прав потребителей

в России

Рекомендательный библиографический обзор

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей, или Всемирный день защиты прав потребителей. Он был учрежден решением ООН от 1962 года, впервые отмечался 15 марта 1983 года, после закрепления в международном календаре праздничных дат как Всемирный день прав потребителей, и с тех пор проводится ежегодно. Примечательно, что мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая утверждается Всемирной организацией союзов потребителей. В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей центр правовой информации предлагает ознакомиться с последними публикациями, описывающими возникновение, аспекты и сегодняшнее направление деятельности в данной области.

Для понимания всех аспектов правового регулирования защиты прав потребителя необходимо рассматривать вопрос с точки зрения теории и практики. Статья А.А. Вишневского «О субъектах, пределах и принципах защиты потребителя» (Закон. 2021. № 9. С. 25-32) носит теоретический, дискуссионный характер, акцентируя внимание на двух основных аспектах защиты потребителей. Первый: необходимость отхода в ряде случаев от жесткого формального определения понятия «потребитель», чтобы потребительская защита предоставлялась даже таким лицам, которые формально не отвечают признакам потребителя. Законодательно такая задача может быть решена не введением общего формального правила, а предоставлением суду права расширять (или сужать) потребительскую защиту, исходя из обстоятельств конкретного дела. Второй: по своему содержанию и объему защита потребителя не должна способствовать беспечности потребителя; с целью избежать этой нежелательной тенденции следует принимать во внимание не только интересы потребителя, но и баланс интересов сторон, и интересы рынка в целом.

К.С. Черноусова в своей работе «Некоторые вопросы участия адвоката в гражданском процессе по защите прав потребителей» (Арбитражный и гражданский процесс. 2022. № 9. С. 13-17) опирается на практические аспекты. Автор утверждает: в настоящее время законодателем сформирован достаточно эффективный механизм защиты. Однако для простых потребителей защита своих прав не является профессиональной деятельностью, в связи с чем на практике в гражданском процессе у них возникают некоторые трудности. Это является причиной обоснования в статье позиции о необходимости бесплатной юридической помощи адвоката потребителям.

Также не следует забывать об особенностях работы с защитой прав в определенные временные периоды, как, например в условиях пандемии COVID-19. А.С. Кусков в статье «Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды» (Законность. 2021. № 9. С. 60-66) выявляет основные направления и тенденции реформирования действующего законодательства о защите прав потребителей применительно к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции. В частности, особое внимание уделено проблемам защиты прав потребителей туристских, гостиничных и транспортных услуг. Делаются выводы о дальнейшем совершенствовании отраслевого и специального законодательства с целью достижения оптимального баланса интересов сторон потребительских отношений.

Исследуется также работа по функционированию положений Закона о защите прав потребителей в сети, поскольку интернет-ресурсы также стали платформой для получения товаров или услуг. Статья С. А. Сафоновой «Проблемы защиты прав потребителей в эпоху цифровизации экономики и способы их решения со стороны государства и общества (Кронос. 2022. №8. С. 85-87.) выявляет проблемы защиты прав потребителей в цифровом пространстве и обозначает ряд мер по усовершенствованию системы регулирования защиты их прав и интересов. Также проанализировано нормативно-правовое регулирование интернет-торговли, рассмотрена проблема контроля со стороны органов власти и общества.

Авторами В.В. Никишиной и Е.П. Татариновой в статье «Защита прав потребителей и лицензионный договор в сети Интернет» (Юрист. 2022. № 11. С. 21-26) рассматриваются вопросы, касающиеся применения положений Закона о защите прав потребителей к лицензионному договору в сети Интернет. Раскрывается специфика лицензионного соглашения в сети Интернет, анализируется судебная практика по нарушениям прав потребителей-лицензиатов в интернет-пространстве. Авторами выявляются пути совершенствования правового регулирования защиты прав потребителей цифрового рынка в Российской Федерации. Формулируется предложение о целесообразности расширения сферы действия режима Закона о защите прав потребителей. Делается вывод о необходимости введения в законодательство Российской Федерации таких понятий, как «цифровая услуга», «цифровой контент».

 

 

Библиографический список

Аблятипова, Н. А. Нарушение прав потребителей при приобретении товара дистанционным способом в сети Интернет: проблемы идентификации продавца и его недобросовестности / Н.А. Аблятипова, А.А. Кравцова // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 6. – С. 12-15.

Белов, В. А. Виды требований потребителей: теоретико-практический анализ / В. А. Белов // Закон. 2021. № 9. С. 33-41.

Белов, В. А. Ключевые выводы Судебной коллегии по гражданским спорам Верховного Суда РФ в сфере потребительского права за 2021 год / В. А. Белов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. № 5. С. 55-85.

Вишневский, А. А. О субъектах, пределах и принципах защиты потребителя / А. А. Вишневский // Закон. 2021. № 9. С. 25-32.

Воронин, Ю. В. Правовое регулирование деятельности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг и актуальные вопросы судебной практики по делам с их участием / Ю. В. Воронин, О. В. Беляковская (Ерофеева) // Российский судья. 2021. № 3. С. 18-24.

Галлямов, Б. Р. Правовое регулирование защиты прав потребителей в современных экономических и эпидемиологических условиях / Б. Р. Галлямов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 3-1 (66). С. 117-120.

Ефимов, А. В. Правовое положение потребителей в условиях дифференциации правового регулирования общественных отношений / А. В. Ефимов // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 5. – С. 70-83.

Зинковский, М. А. «Технологии управляемого старения» товаров в договорах с потребителями / М. А. Зинковский // Хозяйство и право. 2022. № 8. С. 12-20.

Кирпичев, А. Е. Деликтные отношения с участием потребителей / А. Е. Кирпичев // Закон. 2021. № 9. С. 48-59.

Киселева, Н. А. К вопросу о содержании понятия «потребительский экстремизм» / Н. А. Киселева, О. Н. Митрошин // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 10. С. 6-8.

Корабельский, В. Э. Особенности взыскания штрафа по закону о защите прав потребителей: судебная практика / В. Э. Корабельский // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. № 1-2 (64). С. 104-107.

Курдюмов, М. Д. О восстановлении антимонопольным органом нарушенных прав потребителей банковских услуг посредством выдачи предписания /М. Д. Курдюмов // Банковское право. 2021. № 6. С. 59-68.

Кусков, А. С. Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды / А. С. Кусков // Закон. – 2021. – № 9. – С. 60-66.

Маслова, В. А. Учет прав и интересов потребителей при заключении оптовых договоров на реализацию товаров / В. А. Маслова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2021. – № 3. – С. 104-107.

Мельник, В. Д. О создании онлайн-сервиса урегулирования потребительских споров в Российской Федерации / В. Д. Мельник // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. № 7. С. 58-59.

Никишина, В. В. Защита прав потребителей и лицензионный договор в сети Интернет / В. В. Никишина, Е. П. Татаринова // Юрист. 2022. № 11. С. 21-26.

Носкова, Ю. А. Проблемы правоприменения в сфере защиты прав потребителей / Ю. А. Носкова // Инновационная наука. 2022. № 1-2. С. 80-81.

Островская, У. А. Правовой механизм защиты прав потребителей и место этических норм в сфере оказания потребителям интернет-услуг / У. А. Островская // Альманах лектория. Правовая этика и культура в современной правоприменительной практике. – 2022. – № 5. – С. 66-70.

Романенко, Ю. В. Компенсация морального вреда при нарушении прав потребителей / Ю. В. Романенко // Вестник науки. – 2021. – № 12. – С. 103-107.

Савинкова, А. С. Понятие и особенности правового регулирования правоотношений с участием потребителей / А. С. Савинкова // Обществознание и социальная психология. – 2021. – № 8. – С. 236-242.

Самигулина, А. В. Роль мегарегулятора в сфере защиты прав потребителей / А. В. Самигулина // Право и экономика. 2022. № 3. С. 13-21.

Сафонова, С. А. Проблемы защиты прав потребителей в эпоху цифровизации экономики и способы их решения со стороны государства и общества / С. А. Сафонова // Кронос. 2022. № 8. С. 85-87.

Синцов, Г. В. Ответственность за нарушение продавцом сроков передачи апартаментов: к вопросу о защите прав потребителей / Г. В. Синцов, А. А. Прохоров // Правовые вопросы недвижимости. – 2021. – № 1. – С. 21-24.

Татаринова, Е. П. Интересы потребителя и односторонний отказ от договора услуг как способ прекращения обязательств / Е. П. Татаринова, Д. А. Татьянкина // Туризм: право и экономика. 2021. № 4. С. 2-5.

Ткачева, Н. Н. Особенности судебной защиты прав потребителей в сфере оказания туристских услуг в условиях пандемии / Н. Н. Ткачева // Туризм: право и экономика. 2021. № 1. С. 8-11.

Тузов, Д. О. Защита потребителей от несправедливых договорных условий в итальянском праве (в сравнении с российским регулированием) / Д. О. Тузов, Е. В. Чичкан, А. М. Саргсян // Закон. 2021. № 9. С. 150-183.

Усольцев, Е. Ю. Злоупотребление правом со стороны потребителя: общие выводы и отдельные примеры из судебной практики / Е. Ю. Усольцев // Гражданское право. 2022. № 4. С. 44-46.

Усольцев, Е. Ю. Злоупотребление правом со стороны потребителя: постановка проблемы и поиск ее решения / Е. Ю. Усольцев // Юрист. 2021. № 4. С. 41-45.

Филонова, С. И. Защита прав потребителей, совершающих онлайн-покупки / С. И. Филонова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – №12. – С. 56-59.

Хамидуллин, М. Т. Цифровизация договорных отношений с потребителями в сфере энергетики / М. Т. Хамидуллин // Юрист. 2022. № 4. С. 12-15.

Чеботарева, И. А. Договор о реализации туристского продукта как инструмент обеспечения прав потребителей / И. А. Чеботарева // Туризм: право и экономика. 2021. № 3. С. 2-6.

Черноусова, К. С. Международный опыт урегулирования споров и средства правовой защиты прав потребителей / К. С. Черноусова // Хозяйство и право. – 2022. –№ 6. – С. 114-120.

Черноусова, К. С. Некоторые вопросы участия адвоката в гражданском процессе по защите прав потребителей / К. С. Черноусова // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. № 9. С. 13-17.

Щукин, А. И. Защита прав потребителей финансовых услуг: выбор компетентной судебной юрисдикции / А. И. Щукин // Журнал российского права. – 2022. – № 2. – С. 88-105.

 

Информацию подготовила

Е.В. Емельянова,

ведущий библиограф ЦПИЭР