Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Подарившая жизнь и любовь: скульптурные изображения матери.Ко Дню матери (27 ноября). Образ матери как источника жизни, воплощения любви и заботы, высшего критерия духовно-нравственных ценностей – непреходящая тема изобразительного искусства. Образы материнства, детства, семьи гармонично и глубоко представлены в творчестве отечественных скульпторов.
Одна из самых известных работ автора – скульптурная группа «Первый шаг» (1872). Опустившись на колено, молодая мать с любовью и волнением наблюдает за малышом, пытающимся совершить свои первые нетвердые шаги. Малыш серьезен и сосредоточен на новых впечатлениях, он весь устремлен вперед. Юная мать в любой момент готова подхватить его, ее лицо светится нежностью, любовью и восторгом. Перед нами простой, веками повторяющийся сюжет: ребенок делает свои первые шаги. Мастер интересно решает композицию скульптурной группы: зритель улавливает тот самый миг неопределенности, когда неясно, что будет в следующий миг – ребенок, едва выпустивший руку матери, вновь схватится за руку, или мать, едва отпустившая дитя, в следующую секунду сомкнет руки?
В скульптурной группе «Мать-крестьянка, обучающая свою дочь грамоте» (1873), отражается характерная для его творчества описательность, внимание к сюжетной канве произведения и прямолинейность характеристик персонажей и жизненных ситуаций. Выдающийся мастер в своем творчестве проявлял особый интерес к изображению жизни народа, крестьянского быта, к характерным типажам.
В работах «Мать с ребенком» (1918), «Спящая мать» (1937), «Материнство» (1922), «Мать с ребенком» (1929), «Юная мать» (1939) образы обобщены, лишены конкретики, что наполняет произведения символическим звучанием. С.Д. Эрьзя впервые в истории мирового искусства стал использовать в качестве материала для своих творений древесину особо прочных пород аргентинских деревьев – квебрахо и альгарробо. Он стал новатором в создании скульптуры из материала, который не брали молотки и резцы. Особенность самобытной манеры Эрьзи – в использовании естественной древесной фактуры. Дерево для него не только материал, но и активный компонент творческого процесса. Часть материала мастер стал оставлять необработанной. Он стремился вписать скульптурный образ в естественные очертания дерева, делая природу своим соавтором.
Воплощая тему материнства, Эрьзя всегда отталкивается от конкретного образа и ситуации, стремясь перевести их из реально-бытового или психологического плана в обобщенно-символический, расширяя частное до всеобщего, придавая индивидуальным чертам общечеловеческое, возвышенно-идеальное звучание (часто восходящее к иконописным образам Богоматери).
Тему материнства, его радостей и тревог Екатерина Федоровна Белашова (1906–1971) решает со свойственным ее таланту лиризмом и поэтичностью. Ее работы пластичны, декоративны, они свободно и естественно живут в пространстве. Материнство в творчестве скульптора становится символом жизни, неугасимой любви, света, вечного возрождения.
Тонким эмоциональным звучанием отмечена скульптурная группа «Моя дорогая» (1964): молодая мама прижимает к себе маленькую дочку, ребенок положил голову на плечо матери. В движении ребенка так много доверчивости и любви, в фигуре матери – счастья! Е.Ф. Белашовой свойственно сочетание живой конкретности изображения с широким обобщением, приобретающим характер символа.
Тема материнства стала главной в творчестве скульптора Ии Андреевны Венковой (1922–2003): «Рождение ребенка – значительное событие в каждой семье. Я снова и снова берусь за эту тему. Она кажется мне многогранной. В ней и радость, и теплота, и нежность, и грусть, и тревога за будущее человечества, и ответственность наша перед новым поколением, и наша надежда».
В скульптурных композициях «Мать и сын» (1971), «Переславская мадонна» (1976), «Материнство» (1980) автор создает свой образ русской мадонны, женственный, излучающий душевную теплоту. Ясность композиции, простота форм, плавность линий передают внутреннюю силу образа, вечную силу материнской любви.
Литература: Бескин, О. М. Екатерина Федоровна Белашова / О. М. Бескин. – Москва : Советский художник, 1958. – 79 с. : ил. Доронина, Л. Н. Мастера русской скульптуры XVIII–XX веков / Л. Н. Доронина. – Москва : Белый город, 2008. – 440 с. : ил. Кузнецова, Н. В. Ия Венкова / Н. В. Кузнецова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1989. – 80 с. : ил. Пудваль, А. Р. Здравствуйте, Эрьзя! : биографическая повесть / А. Р. Пудваль. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1989. – 174 с. : ил. Современная советская скульптура : альбом/ автор-составитель Н. М. Бабурина, В. Т. Шевелева. – Москва : Советский художник, 1989. – 280 с. : ил. Станкевич, Н. И. В. Рыбалко / Н. И. Станкевич. – Ленинград : Художник РСФСР, 1986. – 180 с. : ил. Шмидт, И. М. Русская скульптура второй половины XIX – начала ХХ века / И. М. Шмидт. – Москва : Искусство, 1989. – 304 с : ил.
Подготовила О.Н. Полякова, заведующая отделом литературы по искусству |