Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Подарившая жизнь и любовь: скульптурные изображения матери.

Ко Дню матери (27 ноября).

Образ матери как источника жизни, воплощения любви и заботы, высшего критерия духовно-нравственных ценностей – непреходящая тема изобразительного искусства. Образы материнства, детства, семьи гармонично и глубоко представлены в творчестве отечественных скульпторов.

Федор Федорович Каменский (1836–1913), мастер жанровой скульптуры второй половины XIX века, создал выдающиеся по целостности замысла, законченности образно-пластического решения произведения. Скульптор отмечал, что надо изображать то, «что близко нашему сердцу, что дышит жизнью», старался показать благородство и красоту чувств и переживаний простого человека, не академически-отвлеченно, а обращаясь к обыденным явлениям жизни.

Одна из самых известных работ автора – скульптурная группа «Первый шаг» (1872). Опустившись на колено, молодая мать с любовью и волнением наблюдает за малышом, пытающимся совершить свои первые нетвердые шаги. Малыш серьезен и сосредоточен на новых впечатлениях, он весь устремлен вперед. Юная мать в любой момент готова подхватить его, ее лицо светится нежностью, любовью и восторгом.

Перед нами простой, веками повторяющийся сюжет: ребенок делает свои первые шаги. Мастер интересно решает композицию скульптурной группы: зритель улавливает тот самый миг неопределенности, когда неясно, что будет в следующий миг – ребенок, едва выпустивший руку матери, вновь схватится за руку, или мать, едва отпустившая дитя, в следующую секунду сомкнет руки?

Скульптуры Каменского – вне времени, их смысл понятен без слов. Исследователи отмечают композиционное сходство скульптуры «Вдова с ребенком» (1867) со знаменитой «Пьетой» Микеланджело. Но и в композиции Каменского есть много достоинств и творческих находок. Автору удалось найти общий силуэт скульптуры, соединяющий в единое целое мать и ребенка. Недавно овдовевшая молодая женщина с нежностью и грустью смотрит на ребенка, в нем и счастье ее, и печаль, тревога и утешение. Выдающийся критик В.В. Стасов видел заслугу Каменского в том, что «он осмелился вместо богов и богинь, с их пленительной наготой, изобразить горе какой-нибудь овдовевшей титулярной советницы».

Выдающийся скульптор-монументалист, автор портретных бюстов современников Матвей Афанасьевич Чижов (1838–1916) ставил перед собой в творчестве задачи, сходные с теми, которые решали передвижники в живописи. В скульптуре второй половины XIX века он энергично утверждает бытовой жанр, обращаясь к темам из крестьянской жизни.

В скульптурной группе «Мать-крестьянка, обучающая свою дочь грамоте» (1873), отражается характерная для его творчества описательность, внимание к сюжетной канве произведения и прямолинейность характеристик персонажей и жизненных ситуаций. Выдающийся мастер в своем творчестве проявлял особый интерес к изображению жизни народа, крестьянского быта, к характерным типажам.

Одна из сквозных тем художественного мира самобытного мастера Степана Дмитриевича Эрьзи (1876–1959) – тема материнства. Работы, посвященные женщине-матери, пронизаны глубиной психологического анализа. Для Эрьзи тема материнства – это не тема безмятежного счастья. В ее интерпретации преобладают драматизм и трагизм, она часто сопряжена с состояниями тревоги, душевной боли, страдания, скорби.

В работах «Мать с ребенком» (1918), «Спящая мать» (1937), «Материнство» (1922), «Мать с ребенком» (1929), «Юная мать» (1939) образы обобщены, лишены конкретики, что наполняет произведения символическим звучанием.

С.Д. Эрьзя впервые в истории мирового искусства стал использовать в качестве материала для своих творений древесину особо прочных пород аргентинских деревьев – квебрахо и альгарробо. Он стал новатором в создании скульптуры из материала, который не брали молотки и резцы.

Особенность самобытной манеры Эрьзи – в использовании естественной древесной фактуры. Дерево для него не только материал, но и активный компонент творческого процесса. Часть материала мастер стал оставлять необработанной. Он стремился вписать скульптурный образ в естественные очертания дерева, делая природу своим соавтором.

Скульптура «Мать с ребенком» (1929) наполнена дыханием жизни, силой материнской любви и заботы. Она несет противоречивые настроения: от безмятежного спокойствия до неясной тревоги, ощущения опасности и готовности защитить. Внутри цельной замкнутой композиции легко и непосредственно существуют две обнаженные фигуры – матери и ребенка. Тело матери необыкновенно пластично, оно словно образует уютную колыбель для младенца, а ее лицо и поза выражают беспокойство, желание защитить от опасности дорогую ей жизнь. Автор стремится раскрыть жизненную суть понятия материнства – ответственность и самопожертвование.

Воплощая тему материнства, Эрьзя всегда отталкивается от конкретного образа и ситуации, стремясь перевести их из реально-бытового или психологического плана в обобщенно-символический, расширяя частное до всеобщего, придавая индивидуальным чертам общечеловеческое, возвышенно-идеальное звучание (часто восходящее к иконописным образам Богоматери).

Вечной теме материнства посвящен ряд работ, выполненных советскими скульпторами.

Тему материнства, его радостей и тревог Екатерина Федоровна Белашова (1906–1971) решает со свойственным ее таланту лиризмом и поэтичностью. Ее работы пластичны, декоративны, они свободно и естественно живут в пространстве. Материнство в творчестве скульптора становится символом жизни, неугасимой любви, света, вечного возрождения.

Она создает композиции «Утро» (1945–1946), «Дочка» (1954), «Моя дорогая» (1964).

Тонким эмоциональным звучанием отмечена скульптурная группа «Моя дорогая» (1964): молодая мама прижимает к себе маленькую дочку, ребенок положил голову на плечо матери. В движении ребенка так много доверчивости и любви, в фигуре матери – счастья! Е.Ф. Белашовой свойственно сочетание живой конкретности изображения с широким обобщением, приобретающим характер символа.

В художественном мире скульптора Валентины Лаврентьевны Рыбалко (1918–1991) тема материнства занимает ведущее место. Автор воспевает радость жизни, материнское счастье, мирный покой. В. Рыбалко находит человеческое тело «необычайной красоты сооружением», открывает в нем целый мир – одновременно возвышенный и земной. В лице, фигуре, в движении матери, несущей младенца («Тёплый день», 1974), светится эта земная и возвышенная красота.

В скульптурной группе «Молодая мать» (1980) вместе с конкретным бытовым эпизодом отобразились общечеловеческие идеалы, великое предназначение материнства. В скульптуре «Молодая мать» звучит нежность, которая выражается в простом и естественном жесте – мать подставляет ладонь, предлагая боязливо сжавшемуся ребенку шагнуть. Скульптура символически напоминает людям о том, что человек шагает в мир с материнской ладони.

Тема материнства стала главной в творчестве скульптора Ии Андреевны Венковой (1922–2003): «Рождение ребенка – значительное событие в каждой семье. Я снова и снова берусь за эту тему. Она кажется мне многогранной. В ней и радость, и теплота, и нежность, и грусть, и тревога за будущее человечества, и ответственность наша перед новым поколением, и наша надежда».

   

В скульптурных композициях «Мать и сын» (1971), «Переславская мадонна» (1976), «Материнство» (1980) автор создает свой образ русской мадонны, женственный, излучающий душевную теплоту. Ясность композиции, простота форм, плавность линий передают внутреннюю силу образа, вечную силу материнской любви.

 

Литература:

Бескин, О. М. Екатерина Федоровна Белашова / О. М. Бескин. – Москва : Советский художник, 1958. – 79 с. : ил.

Доронина, Л. Н. Мастера русской скульптуры XVIII–XX веков / Л. Н. Доронина. – Москва : Белый город, 2008. – 440 с. : ил.

Кузнецова, Н. В. Ия Венкова / Н. В. Кузнецова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1989. – 80 с. : ил.

Пудваль, А. Р. Здравствуйте, Эрьзя! : биографическая повесть / А. Р. Пудваль. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1989. – 174 с. : ил.

Современная советская скульптура : альбом/ автор-составитель Н. М. Бабурина, В. Т. Шевелева. – Москва : Советский художник, 1989. – 280 с. : ил.

Станкевич, Н. И. В. Рыбалко / Н. И. Станкевич. – Ленинград : Художник РСФСР, 1986. – 180 с. : ил.

Шмидт, И. М. Русская скульптура второй половины XIX – начала ХХ века / И. М. Шмидт. – Москва : Искусство, 1989. – 304 с : ил.


Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству