Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Красный дипломат: Г.В. Чичерин»
К 150-летию со дня рождения

 


 

    Дипломатия должна заключаться не в том, чтобы

любезно отвечать на любезные авансы. Дипломатия

должна пускать в ход миллион всяких средств, но

идти вперед, а не топтаться на месте, действовать

активно, а не только реагировать на то, что делает

другая сторона. Дипломатия не должна исходить

из того, что все будут бросаться в наши объятия.

Дипломатия должна активно подготовлять стремление

других сближаться с нами»


Г.В. Чичерин


Родился Георгий Васильевич Чичерин в селе Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Его отец, Василий Николаевич, хотя и не занимал больших дипломатических постов, тем не менее, в течение 18 лет служил и в Главном архиве МИД Российской империи, и в российских представительствах в Бразилии, Германии, Италии, Франции. Мать, Жоржина Егоровна Мейендорф, родственными узами была связана с известными русскими дипломатами. 

С 1884 года Чичерин учился в гимназии, сначала в Тамбове, а потом в Петербурге. В 1891 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого пошел по стопам отца, став в 1898 году сотрудником Государственного и Петербургского архивов Министерства иностранных дел. Знакомство с архивными документами, исторической литературой, мемуарами государственных деятелей и дипломатов XIX века помогло ему в дальнейшей дипломатической деятельности. Его перу принадлежит монография о Горчакове.  В начале 1904 года Чичерин уехал в Германию, состоял членом Русского информационного бюро. С 1907 года в Париже сотрудничал с газетами социал-демократического направления и участвовал в издании и распространении русскоязычной газеты «Моряк». В начале Первой мировой войны Чичерин переехал в Лондон, где сотрудничал во многих социалистических и профсоюзных органах печати. После февраля 1917 года он стал секретарем Российской делегатской комиссии, которая содействовала возвращению в Россию политических эмигрантов, активно выступал против войны. В августе того же года английские власти заточили его в одиночную камеру Брикстонской тюрьмы – за «антибританскую деятельность». По требованию советского правительства 3 января 1918 года Чичерин был освобожден и в тот же день выехал в Россию. После подписания Брестского мира в марте 1918 года его назначили исполняющим обязанности наркома, а 30 мая – наркомом иностранных дел.

Американский историк Т.Э. О'Коннор в книге «Георгий Чичерин и советская внешняя политика 1918 – 1930» (Москва, 1991), много лет занимавшийся исследованием биографий крупных политических и общественных деятелей первых лет Советской власти, изложил события с позиции нового мышления. Она посвящена мало изученной у нас проблеме – формированию и развитию ленинского курса в советской внешней политике вплоть до конца 20-х гг. Изменения были вызваны не только переменами в международной обстановке, но и внедрением в нашу политику сталинских взглядов и методов.

Талантливый оратор и публицист, по словам В.И. Ленина, «работник великолепный, добросовестнейший, умный, знающий», Г.А. Чичерин, находясь на посту народного комиссара иностранных дел, все силы отдавал работе по защите Советского Союза на дипломатической арене. В книге И. Горохова «Г.В. Чичерин - дипломат ленинской школы» (Москва, 1973) рассказывается о его плодотворной деятельности по утверждению ленинских принципов внешней политики СССР. Она написана на основе многочисленных документальных материалов.

18 октября 1918 года был подписан Декрет Совета народных комиссаров РСФСР об организации консульств. По инициативе Чичерина была создана широкая консульская сеть в Китае, Иране и других странах, в том числе на территории России в виде так называемых дипагентств. В рамках Брест-Литовского мирного договора новая Россия установила дипломатические отношения с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Но только в Берлине существовало официальное дипломатическое представительство. Полуофициальные миссии России работали в Берне, Лондоне и Стокгольме. Со всеми руководителями первых советских дипломатических представительств Чичерин вел регулярную переписку, давал советы и указания. 

 После окончания Гражданской войны Чичерин приступил к организации работы Наркоминдела в мирных условиях. Велись мирные переговоры с республиками Прибалтики и восточными соседями России – Афганистаном, Ираном и Турцией и заключение с ними первых равноправных договоров. Советская делегация во главе с Чичериным участвовала в первой после войны международной экономической конференции в Генуе. Принятые на ней решения во многом способствовали успешному восстановлению народного хозяйства Советской России. Был подписан знаменитый Рапалльский договор с Германией, означавший прорыв дипломатической и экономической блокады. В 1925 году в Париже состоялось подписание советско-турецкого договора о ненападении и нейтралитете. При Чичерине советскую дипломатию отличали прагматизм, приоритет национального интереса, поиск совпадающих позиций с другими государствами, отказ от риторики и пропаганды. Он сыграл ведущую роль в выводе России из международной изоляции, наступлении полосы дипломатического признания нашей стран

В сборник Г.В. Чичерина «Статьи и речи по вопросам международной политики» (Москва, 1961) включены доклады, речи, интервью и статьи наркома за период с 1918 по 1928 г. В них дается общий анализ международных отношений в первые годы существования Советского государства и содержится большой фактический материал о взаимоотношениях Советской республики с иностранными государствами, ярко иллюстрирующий миролюбие советской внешней политики и ту поистине героическую борьбу, которую ведет Советское государство за мир и мирное сосуществование с первых дней Великой Октябрьской социалистической революции. Сформированная при Чичерине структура наркомата иностранных дел просуществовала с небольшими изменениями до Второй мировой войны.

1В серии биографий ЖЗЛ вышла книга С. Зарницкого «Чичерин» (Москва, 1966) рассказывающая об этом уникальном человеке. Чичерин обладал феноменальной памятью и способностями к иностранным языкам. Он свободно читал и писал на основных европейских языках, знал латынь, древнееврейский, хинди, арабский. Секретарь Чичерина Короткий рассказывал, что в Польше и прибалтийских странах «он произносил речи на языке государства, в котором находился». Почти как легенду пересказывают тот случай, когда он произнес в Генуе речь на французском языке и тут же сам блестяще перевел ее на английский. Вспоминают и о том, что Георгий Васильевич подписал вместе с германским министром Ратенау Рапалльский договор на немецком языке без русского перевода. А блестящие энциклопедические знания Чичерина во всех областях, его высочайшая интеллигентность вошли в историю российской и международной дипломатии. 

Многое изменилось для Чичерина после 1922 года. Наследники Ленина начали ожесточенную борьбу за лидерство и власть в партии и государстве. Заместитель Чичерина М.М. Литвинов сумел правильно оценить соотношение сил и поддержал Сталина. «Начав с 1923 года ожесточенную борьбу с Чичериным, – писал Беседовский, – Литвинов вел эту борьбу, не стесняясь в средствах. Он открыто третировал Чичерина перед чиновниками Наркоминдела, отменял его распоряжения, зачеркивал на официальных докладах его распоряжения и ставил свои. Весь аппарат Наркоминдела принял участие в этой борьбе, разделившись на две группы: «чичеринцев» и «литвиновцев», причем обе группы вели борьбу, очень мало заботясь об интересах работы». 

В сентябре 1928 года Чичерин уехал лечиться за границу. Он еще был наркомом, встречался с германскими политиками, но уже знал, что на работу не вернется. 21 июля 1930 года Президиум ЦИК СССР удовлетворил просьбу Чичерина и освободил его от обязанностей наркома.

Немалую роль в жизни выдающегося дипломата играла журналистика. Брестский мир, Гражданская война и интервенция, Генуэзская конференция и Локарнская, отношения со странами Востока – эти и многие другие события стали предметом исследований Чичерина-журналиста.        

Георгий Васильевич любил и понимал музыку. Ему принадлежит оригинальное музыковедческое исследование «Моцарт. Исследовательский этюд» (Ленинград, 1973). В яркой форме, со страстной убежденностью автор утверждает глубокое понимание личности и творчества великого австрийского композитора, раскрывает подлинное значение его музыки для современности. Пожалуй, трудно указать музыковедческий труд, который, подобно исследованию Георгия Васильевича Чичерина, сочетал бы в себе столько необычного. Прежде всего, в нем удивляет сопряжение имени выдающегося советского дипломата, прославленного наркома иностранных дел с именем Моцарта. Как и когда возникла эта в стольких отношениях удивительная книга? Каким образом ее автором оказался не музыковед-профессионал, а политический и государственный деятель? Ответить на эти вопросы возможно, только  проследив жизненный путь ее автора.

            Напряженная работа в течение многих лет, в конце концов, сказалась на его здоровье. Умер Г.В. Чичерин в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. 

Сценарий А.Зархи и В.Логинова повествует о жизни и деятельности дипломата л...В 1986 году на киностудии «Мосфильм» был снят советский двухсерийный художественный фильм «Чичерин», по сценарию режиссера А. Зархи «Чичерин» (Москва, 1989). Основываясь на материалах истории, авторы создали правдивый образ личности грандиозного масштаба, человека тонкого ума, большой души, высокой нравственности, революционера по духу и призванию, посвятившего свой талант утверждению социалистических идеалов, борьбе за сохранение и упрочение мира между народами.

 

Материал подготовила

З.Н. Тюренкова,

 зав. сектором ОПЛ отдела городского абонемента