Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Многоликий Папанов

К 100-летию со дня рождения актера

Анатолий Папанов – популярный и любимый миллионами зрителей актер, которому в равной степени были подвластны и драма и комедия. Диапазон его актерского мастерства был настолько широк, что включал все оттенки театрального искусства − от тонкой психологической игры и мягкого юмора до едкой сатиры и трагедии.

Родился Анатолий Папанов в городе Вязьма Смоленской области. Отец его работал завскладом, мама шила шляпки в ателье. Окончив школу, Анатолий устроился литейщиком на шарикоподшипниковый завод.

Любовь к театру проснулась у Анатолия в школьном драмкружке, затем он после работы начал посещать театральную студию при заводе «Каучук». Почувствовав в себе способности, Папанов пошел подработать на киностудию «Мосфильм», где требовались участники массовок. Он надеялся, что его обязательно заметят и помогут стать артистом. Прошел год, и в эти планы вмешалась война. Молодой боец Папанов сразу попал на фронт, стал зенитчиком, командовал взводом, получил несколько ранений. Самое тяжелое, под Харьковом, на шесть месяцев уложило его в госпиталь. В 21 год он стал инвалидом и был комиссован из армии. Приехав в Москву в октябре 1942 года, Папанов решил попытать счастья в ГИТИСе. Хотя он опоздал, не имел особых внешних данных и ходил с палочкой, его приняли, потому что в институте почти не было парней. Папанов очень старался учиться: через пару месяцев, как и обещал экзаменаторам, с помощью педагога по движению избавился от палочки, а вскоре стал лучшим на курсе.

В этом же институте Анатолий Дмитриевич познакомился со своей будущей женой Надеждой Каратаевой. Оказалось, они жили неподалеку, в соседних районах, даже в разное время учились в одной школе. О зачислении в ГИТИС Надя узнала 22 июня 1941 года. Об их взаимоотношениях можно было сказать словами популярной песни: «мы жили по соседству, встречались просто так». Но когда один из друзей Папанова стал ухаживать за красивой девушкой, он отнесся к этому почему-то очень ревниво и с тех пор уже никому не разрешал провожать Надю. Выпуск пришелся на 1945 год, принесший много счастья и надежд. Победа, получение дипломов и свадьба, на которой главным угощением был винегрет, праздновались почти одновременно. Фамилию невеста не поменяла, поскольку им предстояло работать вместе.

После окончания учебы отличнику Папанову предложили работу на выбор сразу в трех театрах – Малом, им. Вахтангова и МХАТе, а Надежде предстояло ехать «в другую сторону» − в Клайпеду, где организовывался театр русской драмы. Поразмыслив, Анатолий Дмитриевич поехал за женой. Так было в течение всей их семейной жизни: Папанов всегда старался быть вместе с Надей, при любой возможности брал ее с собой на съемки и концерты. В 1979 году он даже отказывался от туристической путевки в США, пока высокое начальство не позволило ему ехать с супругой.

Летом 1948 года молодая пара приехала к родителям погостить. В Москве Папанов случайно встретил знакомого еще по институту А. Гончарова, возглавлявшего Театр сатиры, и тот пригласил его в свою труппу. Супруги переехали в Москву, получив восьмиметровую комнатку в театральном общежитии. У Надежды дела сразу пошли хорошо, и через несколько лет она стала одной из ведущих актрис, а у Анатолия Папанова работа в этом театре поначалу не ладилась. Долгие годы ему не давали даже мало-мальски заметной роли. Это задевало его самолюбие. Папанов начал нервничать, срываться, начались ссоры с женой, а потом частые выпивки в компании молодых актеров. Положение оказалось настолько серьезным, что надежда, чтобы сохранить мир в семье, стала отказываться от больших ролей. В 1954 году у них родилась дочь Лена. Это счастливое событие совпало с первой значительной ролью Папанова в спектакле «Поцелуй феи».

В конце 1950-х годов актеру неожиданно досталась центральная роль Боксера в постановке пьесы «Дамоклов меч» Н. Хикмета. Папанов отнесся к ней так серьезно, что даже брал уроки у чемпиона  Европы по боксу Егорова. За 15 лет работы и коллеги, и зрители привыкли к его комедийно-сатирическим героям и в другом амплуа актера не представляли. Но Папанов всех удивил новой, резко отрицательной драматической ролью. Успех был огромным. Именно эта работа повлияла и на кинокарьеру Папанова.

Знаменательной стала для творческой жизни Анатолия Папанова встреча с К. Симоновым. Вместе с режиссёром А. Столпером тот работал в 1963 году над картиной «Живые и мертвые» и выбрал на роль генерала Серпилина именно Папанова, после того как увидел его в спектакле «Дамоклов меч». Он не только настоял на его кандидатуре, но и заставил самого артиста поверить в успех. С первых же кадров, по мнению Симонова, исполнитель попал в самую сердцевину образа, своим человеческим и актерским обаянием покорил и авторов, и партнеров по съемкам. Понравился фильм и зрителям, он занял первое место во всесоюзном кинопрокате. В 1966 году как исполнитель роли Серпилина Папанов был удостоен Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых. Этот долгожданный успех пришел к актеру в возрасте сорока с лишним лет, наконец-то он почувствовал сладость работы в кино и нашел в нем свое место.

Отныне Папанов стал сверхпопулярным и среди режиссеров: только за один 1964 год его пригласили сразу в 10 картин! Конечно, сниматься во всех фильмах физически было невозможно, и актер остановился на двух проектах киностудии «Мосфильм» − «Наш дом» В. Пронина и «Дети Дон Кихота» Е. Карелова. Судьба как будто исправляла свои ошибки, давая теперь возможность наверстать упущенное. Папанов снимался почти без отдыха, в нескольких картинах одновременно, и упивался разнообразием ролей. В 60-е годы вышло тридцать картин с участием Анатолия Папанова, в 70-е к ним прибавилось еще двадцать. Наиболее популярными стали герои Папанова в фильмах «Берегись автомобиля» (роль тестя), «В городе С», (Ионыч), «Золотой теленок» (Лоханкин), «Служили два товарища» (командир полка), «Брильллиантовая рука» (Лелик), «Белорусский вокзал» (Дубинский), «Джентльмены удачи» (сосед по гостиничному номеру), «Двенадцать стульев» (Воробьянинов) и многие другие. О неограниченных творческих возможностях А. Папанова свидетельствовали и театральные работы: «Двенадцать стульев», «Яблоко раздора», «Доходное место», и другие. Много сил было отдано образу Василия Теркина в спектакле «Теркин на том свете», но, к великому огорчению всей труппы, цензура его сняла.

По характеру Анатолий Папанов был очень скромным человеком, испытывал неловкость, если его узнавали на улице, бывало, даже маскировался. Но люди любили его, узнавали и по внешности, и по голосу. А за своеобразную дикцию, связанную с неправильным прикусом, и хрипловатость Папанову пришлось страдать еще в студенческие годы. В картине «Приходите завтра» его даже озвучивал другой актер. Позже и этот голос стал востребованным, особенно в мультипликационных фильмах «Маша и медведь», «Про козла», «Маугли» и других. В 1967 году благодаря режиссеру Котеночкину родился Волк-хулиган. С тех пор, куда бы ни приехал Папанов, его приветствовали как Волка.

Анатолий Папанов, конечно же, стремился к популярности, но славу тоже можно любить по-разному. Он ее как будто стеснялся, никогда  не пытался достичь успеха любой ценой. Когда получил звание народного артиста СССР, ему советовали вступить в партию, но он упорно этого не делал. Н. Каратаева вспоминала, что в райкоме даже обещали дать звание ей, если она уговорит мужа подать заявку.

В последние годы актер решил попробовать себя в роли педагога и взял курс в ГИТИСе. Кроме того, он очень любил петь в концертах и незадолго до смерти подготовил целый диск лирических песен.

Анатолий Папанов ушел из жизни в возрасте 65 лет от острой сердечной недостаточности, вернувшись домой после съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего». Похоронили его на Новдевичьем кладбище, куда пришли тысячи людей, чтобы поклонится любимому артисту. И лето 1987 года, как и экранное 1953-го, тоже дохнуло холодом, потому что не стало талантливого и доброго человека. Спустя некоторое время на экраны кинотеатров вышел фильм, принесший ему за роль Копалыча-Скоробогатова посмертную награду − Государственную премию СССР.

Список литературы :

Линецкая, М. Я.  Анатолий Папанов / М. Я. Линецкая. – Москва : Искусство, 1972. − 200 с. : ил.

Раззаков, Ф. И. Гибель советского кино / Ф. И. Раззаков. − Т. 2 : Тайны закулисной войны, 1973–1991. Москва : ЭКСМО, 2008. − 704 с. : ил.

Скляренко, В. 100 знаменитых актеров / В. Скляренко, Т. Таболкина. – Харьков : Премьера, 2003. − 510 с. : ил.

Четыре музы Анатолия Папанова : сборник  / составитель А. М. Кравцов. – Москва : Искусство,  1994. − 238 с. : ил.


 

Информацию подготовила

А. С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству