Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Гроза двенадцатого года» в картинах художника

В.В. Верещагина

К 180-летию со дня рождения художника и 210-летию Отечественной войны 1812 года

26 октября исполняется 180 лет со дня рождения Василия Васильевича Верещагина, художника, путешественника, солдата, чьим идеалом в искусстве была «правда и простота», а целью – воспитание нравственности и служение Отечеству.

В.В. Верещагин родился в городе Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодской области) в семье предводителя дворянства. С детских лет он воспитывался как военный человек: отец считал военную службу лучшим делом для своих шести сыновей. С восьми лет Василий начал обучение в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, в двенадцать был переведен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

Будущий офицер с юных лет обладал незаурядными способностями к рисованию, умением быстро зарисовывать по памяти любые предметы. Параллельно с занятиями военными науками Верещагин стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. Окончив в 1860 году кадетский корпус в чине гардемарина флота, Верещагин сразу вышел в отставку: к этому времени он определил свою дальнейшую судьбу как судьбу художника. Но, расставшись с армией, в своем творчестве Верещагин остался верен военной теме.

Он побывал в десятках сражений, в одних в роли фронтового корреспондента, в других лично участвуя в боях, был ранен, видел горе, нищету, смерть. Один из сослуживцев Верещагина, поручик Н.Н. Каразин, тоже художник и писатель, рассказывал: «Верещагин сражался с такой храбростью, с таким презрением к смерти, что возбуждал удивление и восхищение даже в старых вояках».

Сам Верещагин говорил, что больше всего любит писать солнце, но фурия войны, всю жизнь его преследующая, побуждала обращаться к мрачным сюжетам.

Для всего творчества Верещагина характерно выражение неприятия и ненависти к войне. Но вместе с этим он показывает высокую степень героизма и самопожертвования простого русского солдата. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю, буквально, горе каждого раненого и убитого», – писал Верещагин.

Художника влекли дальние страны, новые темы, драматически выразительные сюжеты. Картины Туркестанской серии принесли Верещагину славу. Военные сюжеты – «Апофеоз войны» (1871) и «Смертельно раненный» (1873) – поразили публику и вызвали острый интерес критики. Результатом путешествия по Азии в 1874–1876 гг. становятся Индийская и Палестинская серии картин. После участия в 1877 году в боевых операциях действующей армии на Дунае и тяжелого ранения  появляется серия картин, посвященных событиям Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Критик В.В. Стасов назвал художника «Львом Толстым русских войн в картинах живописи».


В 1887 г. Верещагин начал работу над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. В ней знаменитый художник-баталист стремился, по его словам, «показать великий национальный дух русского народа» в грозную пору 1812 года.

К созданию серии Верещагин подошёл с особой тщательностью, он обратился к мемуарной литературе эпохи наполеоновского нашествия, проштудировал многочисленные источники на русском, французском и английском языках. Перед ним оживали реалии того времени. Многие свидетельства очевидцев событий развенчивали романтический миф о Наполеоне и его армии. Это было важно для взыскательного художника, потому что ореол поклонения, окружавший личность Наполеона I, долгое время заслонял от многих соотечественников трагедию наполеоновского нашествия.


Создавая сцены боя, кроме мемуаров и документов, художник использовал собственный военный опыт, полученный, в частности, на Русско-турецкой войне: «Война, наблюдаемая вблизи, когда находишься в самом её кипении, ужасна, и кто сам видел ужасы разрушения и сцены страдания, тому едва ли придёт на мысль находить победу столь возвышенной и красивой, потому что зрелище крови, стоны раненых и хрипы умирающих должны наполнить сердце глубокой скорбью».


Верещагин писал с натуры Бородинское поле, зимнюю русскую природу, интерьеры сельской церкви, места сражений. Он стал частым посетителем Музея российской древности, просил знакомых прислать различные предметы костюма для картин на тему 1812 года. Живые впечатления и работы с натуры были необходимы художнику, чтобы возникла, по выражению В.В. Стасова, «глубокая истина, правда внутренняя, щемящая сторона войны», благодаря которой серия «1812 год» стала не просто сюитой картин батального жанра, а памятником исторической живописи.

Серия картин была завершена в 1900 году. Грандиозная живописная хроника, состоящая из двадцати произведений, охватывает события от Бородинского сражения до бегства Наполеона из России, опередившего отступление своей армии. Верещагину было важно, чтобы зрители верно поняли его мысли и чувства. Он создал комментарии к своим картинам и  публиковал их в каталогах выставок. Это помогало связывать сюжеты картин серии в единый рассказ. Как, например, работы, посвященные теме партизанской войны, героического народного ополчения связаны фигурами смоленского крестьянина, старосты Семёна Архипова и его товарищей – «Не замай! Дай подойти!» и «Взят с оружием в руках!».


Даже после смерти героя тема продолжается. В комментарии к картине «В штыки! Ура, ура!» (Атака) художник передал дух справедливой ненависти к захватчикам, наполняющей сердце старшего сына Семёна Архипова, который служил в одном из гренадёрских полков и нашел тело расстрелянного французами отца.

В точности следуют за историческими источниками и сюжеты серии, связанные с пребыванием наполеоновской армии в Москве. Десять картин, посвященных этой теме, охватывают события от 2 сентября 1812 г., когда французская армия поднялась на вершину Поклонной горы, до 7 октября, когда после бесплодных попыток заключить мир с Россией Наполеон покидает Москву.


Действие нескольких картин серии разворачивается в Кремле – национальной и религиозной святыне русского народа. Осквернение захоронений в Архангельском соборе, устройство конюшни и горна для плавления церковного серебра и золота в Успенском соборе, расстрелы москвичей и другие чудовищные злодеяния запечатлелись на картинах Верещагина, негодующего по поводу неслыханного попрания святынь.


В завершающей серию картине «Ночной привал великой армии» художник достигает исторической достоверности благодаря точному описанию одного из очевидцев: «6-го ноября погода резко переменилась, снег выпал большими массами, слил белое небо с белой замлей, стал залеплять глаза людей, проникать под одежду, морозить, леденить солдат».

Первая и последняя картины серии намеренно созданы художником для сопоставления. Яркое утреннее солнце, играющее на шитых золотом мундирах офицеров, обступивших сидящего Наполеона («Наполеон на Бородинских высотах»), контрастирует с тусклым освещением, вырывающим из мглы занесенных снегом, обреченных на гибель французских солдат («Ночной привал великой армии»).


Серия картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, стала последним крупным произведением В.В. Верещагина. Оно блестяще раскрывает особое дарование мастера, творчеству которого был присущ дар повествовательности. В каждом полотне художнику удалось создать выразительную притчу, а во всей серии – живописный роман, созданный живой кистью «высоконравственного реалиста» русской батальной живописи.

Война в конце концов настигла художника – во время русско-японской войны Верещагин находился на борту флагманского броненосца «Петропавловск», который был подорван японской миной и затонул. Но произведения мастера остались жить. И в наши дни остаются актуальными их гуманистический пафос и драматизм, историческая документальность и высокие художественные качества.

Литература:

Демин, Л. М. С мольбертом по земному шару : мир глазами В. В. Верещагина / Л. М. Демин. – Москва : Мысль, 1991. – 376 с. : ил.

Кудря, А. И. Верещагин / А. И. Кудря. – Москва : Молодая гвардия, 2010. – 432 с. : ил. (Жизнь замечательных людей).

Лебедев, А. К. Василий Васильевич Верещагин : альбом / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Ленинград : Художник РСФСР, 1987. – 180 с. : ил. – (Русские живописцы XIX  века).

1812 год в картинах В. В. Верещагина / Государственный исторический музей, автор текста Н. А. Переведенцева; фото В. М. Бойко и др. – Москва : Государственный исторический музей, 2012. – 46 с. : ил.


Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству