Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
«Мне имя – Марина…»
К 130-летию со дня рождения М.И. Цветаевой
26 сентября 1892 г. (8 октября по новому стилю) в доме профессора Цветаева родилась его вторая дочь – и третий ребёнок в семье. Впрочем, сама она как день своего рождения своевольно выбрала следующий день – праздник Иоанна Богослова. В славном и щедро одарённом талантами семействе из четырёх детей именно Марине суждено было стать той самой Цветаевой. Бродский считал, что Цветаева – это лучшее, что случилось с русской поэзией в ХХ веке. И не согласиться с ним сложно. Яркая, ни на кого не похожая, не боящаяся никаких тем – от интимно-домашней лирики до обобщений вселенского масштаба, всегда узнаваемая, всегда со своей интонацией, любимая эстетами и самыми обычными читателями – всё это она, Марина. О жизни гениальной русской поэтессы написано множество исследовательских работ и воспоминаний, принадлежащих перу её современников, биографов, известных литературоведов, деятелей культуры и искусства. Вдумчивые, пытливые читатели пытаются проникнуть в тайну загадочной судьбы Марины Цветаевой, а её коллеги по перу – разгадать секрет ей одной ведомых гениальных прозрений. В мае 1913 года юная и еще мало кому известная Марина Цветаева создала стихотворение-пророчество – «Моим стихам, написанным так рано…». Эти стихи гимназистки привлекли внимание таких видных поэтов и критиков того времени, как Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Мариэтта Шагинян. Была выражена надежда, что юная поэтесса может вырасти в большого, подлинно русского поэта.
В.Н. Дядичев отмечает, что ещё при жизни Марина Цветаева изведала горечь реализации и другой стороны собственного пророчества-предсказания – возможной невостребованности современниками её творчества, её «нечитанных стихов», «разбросанных в пыли по магазинам». В 1930-е годы, уже в возрасте за сорока лет, Цветаева в одном из писем заметила об этом стихотворении: «Формула – наперед – всей моей писательской (и человеческой) судьбы». Биография Марины Цветаевой полна драматизма, как судьбы многих героев Серебряного века. И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа на жизнь большинства ее современников. Книга Виктории Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» (Москва, 2002) – исследование, написанное на основе многолетней работы в архивах, встреч со знавшими Цветаеву людьми, серьезного и плодотворного анализа ее творчества. Автор повествует о своей героине с мудрой любовью понимания, приближая читателя к неповторимому миру этой женщины.
Книга начинается с рассказа о родителях Цветаевой, затем ярко и подробно описывается атмосфера, в которой родилась и росла Марина, необыкновенная с самого детства девочка, не ведающая ещё, насколько необычной и тяжёлой будет её судьба. Вереницей проходят в повествовании известные и не очень люди, занимавшие то или иное место в жизни Цветаевой.
"Скрещение судеб" подкупает тем, что написана человеком, лично знавшим Марину Цветаеву и её детей. И написана эта книга с большим тактом, добротой по отношению к тем, кто ушел. Мария Белкина упоминает многих писателей и поэтов, с кем столкнула её жизнь. Мы видим величавую Ахматову в эмиграции в Ташкенте, заботливого и понимающего Пастернака, смелую и красивую Алю Эфрон, умного и дерзкого Мура, наконец – саму Марину Ивановну, в конце тридцатых уже уставшую седую женщину, но сложного и интересного человека.
И. Шевеленко предложила цельный взгляд на историю развития Цветаевой как поэта и прозаика. Эта книга также посвящена истории взаимоотношений Марины Цветаевой с эпохой вообще и литературной эпохой в частности, в которой она жила и которая живет в её текстах.
Необходимо прочитать – и осознать, и пережить – эти словесно отточенные тексты Цветаевой, среди которых и хрестоматийный «Мой Пушкин», и обреченно-стойкий «Дом у Старого Пимена», и пронзительные записки первых лет советской эпохи, и трепетная, радостная «Повесть о Сонечке», и, конечно, этюды о поэтах.
«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» – так сказала однажды Марина Цветаева. И доказывала это на протяжении всей жизни собственными – рвущимися из сердца строками.
Библиографический список:
Цветаева, М. И. Век мой громкий / М. И. Цветаева. – Москва : ПРОЗАиК, 2012. – 624 с. Марина Цветаева в критике современников : В 2 частях. Часть I. 1910–1941 годы. Родство и чуждость. – Москва : Аграф, 2003. – 656 с. Марина Цветаева в критике современников : В 2 частях. Часть II. 1942–1987 годы. Обречённость на время. – Москва : Аграф, 2003. – 640 с. Шевеленко, И. Д. Литературный путь Цветаевой : идеология, поэтика, идентичность автора в контексте эпохи / И. Д. Шевеленко. – Москва : Новое литературное обозрение, 2015. – 448 с. Белкина, М. И. Скрещение судеб / М. И. Белкина. – Москва : Рудомино, 1992. – 544 с. Швейцер, В. А. Марина Цветаева / В. А. Швейцер. – Москва : Молодая гвардия, 2002. – 592 с. Дядичев, В. Н. Марина Цветаева. Моим стихам, написанным так рано… / В. Н. Дядичев. – Москва : Алгоритм, 2017. – 304 с.
Информацию подготовила И.В. Пономарева, библиотекарь читального зала |