Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 «Мне имя – Марина…»

К 130-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

 26 сентября 1892 г. (8 октября по новому стилю) в доме профессора Цветаева родилась его вторая дочь – и третий ребёнок в семье. Впрочем, сама она как день своего рождения своевольно выбрала следующий день – праздник Иоанна Богослова. В славном и щедро одарённом талантами семействе из четырёх детей именно Марине суждено было стать той самой Цветаевой.

Бродский считал, что Цветаева – это лучшее, что случилось с русской поэзией в ХХ веке. И не согласиться с ним сложно. Яркая, ни на кого не похожая, не боящаяся никаких тем – от интимно-домашней лирики до обобщений вселенского масштаба, всегда узнаваемая, всегда со своей интонацией, любимая эстетами и самыми обычными читателями – всё это она, Марина.

О жизни гениальной русской поэтессы написано множество исследовательских работ и воспоминаний, принадлежащих перу её современников, биографов, известных литературоведов, деятелей культуры и искусства. Вдумчивые, пытливые читатели пытаются проникнуть в тайну загадочной судьбы Марины Цветаевой, а её коллеги по перу – разгадать секрет ей одной ведомых гениальных прозрений.

В мае 1913 года юная и еще мало кому известная Марина Цветаева создала стихотворение-пророчество – «Моим стихам, написанным так рано…». Эти стихи гимназистки привлекли внимание таких видных поэтов и критиков того времени, как Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, Мариэтта Шагинян. Была выражена надежда, что юная поэтесса может вырасти в большого, подлинно русского поэта.

Предсказания автора стихотворения оправдались, «свой черед» её стихам настал. Марина Цветаева прожила жизнь не слишком долгую, но полную драматизма. Смерть ребенка, изгнание, нищета и, в конце концов, самоубийство. В её жизни, пожалуй, нашлось место всему, кроме счастья. Её стихи, пронизанные нотами отчаянного трагизма, – зеркало её судьбы. Книга известного литературоведа, профессора МГУ Владимира Николаевича Дядичева «Марина Цветаева. Моим стихам, написанным так рано…» (Москва, 2017) – уникальная по своей полноте биография поэтессы. Автор подробно анализирует жизнь Марины Цветаевой, скрупулезно сопоставляя факты с творчеством. Из этой книги можно узнать о том, как рождались самые яркие строки русской поэзии.

В.Н. Дядичев отмечает, что ещё при жизни Марина Цветаева изведала горечь реализации и другой стороны собственного пророчества-предсказания – возможной невостребованности современниками её творчества, её «нечитанных стихов», «разбросанных в пыли по магазинам». В 1930-е годы, уже в возрасте за сорока лет, Цветаева в одном из писем заметила об этом стихотворении: «Формула – наперед – всей моей писательской (и человеческой) судьбы».

Биография Марины Цветаевой полна драматизма, как судьбы многих героев Серебряного века. И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа на жизнь большинства ее современников. Книга Виктории Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой» (Москва, 2002) – исследование, написанное на основе многолетней работы в архивах, встреч со знавшими Цветаеву людьми, серьезного и плодотворного анализа ее творчества. Автор повествует о своей героине с мудрой любовью понимания, приближая читателя к неповторимому миру этой женщины.

Книга начинается с рассказа о родителях Цветаевой, затем ярко и подробно описывается атмосфера, в которой родилась и росла Марина, необыкновенная с самого детства девочка, не ведающая ещё, насколько необычной и тяжёлой будет её судьба. Вереницей проходят в повествовании известные и не очень люди, занимавшие то или иное место в жизни Цветаевой.

 О Цветаевой написано много и много еще будут писать, но книга "Скрещение судеб" Марии Белкиной (Москва, 1992) стоит особо, ибо автор является свидетелем тех дней, которые уже стали историей. Определить точно жанр книги сложно: это воспоминания – и в то же время документальное повествование. Автору выпала завидная доля встречаться с замечательным русским поэтом Мариной Цветаевой, когда та вернулась в СССР из эмиграции, с её сыном Муром, а позже и её дочерью Ариадной Эфрон.

"Скрещение судеб" подкупает тем, что написана человеком, лично знавшим Марину Цветаеву и её детей. И написана эта книга с большим тактом, добротой по отношению к тем, кто ушел. Мария Белкина упоминает многих писателей и поэтов, с кем столкнула её жизнь. Мы видим величавую Ахматову в эмиграции в Ташкенте, заботливого и понимающего Пастернака, смелую и красивую Алю Эфрон, умного и дерзкого Мура, наконец – саму Марину Ивановну, в конце тридцатых уже уставшую седую женщину, но сложного и интересного человека.

https://img.labirint.ru/rcimg/61c33070a32c696fa3ae89055ff31a98/1920x1080/comments_pic/1605/0_d3e362728af6fbd5f128554baccccb9e_1454676327.jpg?1454676562Книга Ирины Шевеленко «Литературный путь Цветаевой» (Москва, 2015) посвящена анализу творческого развития М. Цветаевой и формирования её прижизненной литературной репутации. История писательского опыта автора рассматривается в соотнесении с культурным контекстом эпохи модернизма. В ходе работы над книгой автором был привлечен обширный пласт прижизненной критики и архивных источников.

И. Шевеленко предложила цельный взгляд на историю развития Цветаевой как поэта и прозаика. Эта книга также посвящена истории взаимоотношений Марины Цветаевой с эпохой вообще и литературной эпохой в частности, в которой она жила и которая живет в её текстах.

Марина Ивановна не успела написать мемуары, но автобиографические очерки, воспоминания о выдающихся современниках, размышления о литературе, принадлежащие её перу, воссоздают в сборнике «Век мой громкий» (Москва, 2012) достаточно полную картину как жизни гениальной поэтессы Серебряного века, так и её эпохи. Очерки о московском детстве и юности соседствуют с литературными портретами отца, профессора Московского университета, основателя Музея изобразительных искусств И.В. Цветаева; поэтов В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина, А. Белого. О. Мандельштама. М. Кузмина. П. Антокольского, актеров студии Е. Вахтангова, художницы Н. Гончаровой. Со страниц книги и многочисленных иллюстраций перед читателем встаёт фигура человека необычайно одаренного, но во многом непонятого.

Необходимо прочитать – и осознать, и пережить – эти словесно отточенные тексты Цветаевой, среди которых и хрестоматийный «Мой Пушкин», и обреченно-стойкий «Дом у Старого Пимена», и пронзительные записки первых лет советской эпохи, и трепетная, радостная «Повесть о Сонечке», и, конечно, этюды о поэтах.

Марина Цветаева считала, что «…лучше всего послужит поэт своему времени, когда даст ему через себя сказать. Сказаться». Весь её писательский труд – тому пример. Сборник критических отзывов «Марина Цветаева в критике современников» (Москва, 2003) в двух частях вобрала в себя практически все прижизненные отклики на ее произведения. Через призму самых различных точек зрения, порой противоречивых и полемичных, можно увидеть, каким образом происходило вхождение Цветаевой в большую литературу, как формировалась её репутация поэта и как воспринимали её в качестве художника слова современники: М. Волошин, А. Белый, З. Гиппиус, Вл. Ходасевич. Г. Адамович, И. Бунин, В. Набоков, М. Слоним и многие другие. «Современность поэта есть его обречённость на время», говорила Марина Цветаева, и данная книга как нельзя лучше подтверждает эти слова.

 «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» так сказала однажды Марина Цветаева. И доказывала это на протяжении всей жизни собственными – рвущимися из сердца строками.


Библиографический список:

 

Цветаева, М. И. Век мой громкий / М. И. Цветаева. – Москва : ПРОЗАиК, 2012. – 624 с.

Марина Цветаева в критике современников : В 2 частях. Часть I. 1910–1941 годы. Родство и чуждость. – Москва : Аграф, 2003. – 656 с.

Марина Цветаева в критике современников : В 2 частях. Часть II. 1942–1987 годы. Обречённость на время. – Москва : Аграф, 2003. – 640 с.

Шевеленко, И. Д. Литературный путь Цветаевой : идеология, поэтика, идентичность автора в контексте эпохи / И. Д. Шевеленко. – Москва : Новое литературное обозрение, 2015. – 448 с.

Белкина, М. И. Скрещение судеб / М. И. Белкина. – Москва : Рудомино, 1992. – 544 с.

Швейцер, В. А. Марина Цветаева / В. А. Швейцер. – Москва : Молодая гвардия, 2002. – 592 с.

Дядичев, В. Н. Марина Цветаева. Моим стихам, написанным так рано… / В. Н. Дядичев. – Москва : Алгоритм, 2017. – 304 с.

 

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

 библиотекарь читального зала