Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Жемчужина русского балета

К 150-летию со дня рождения русской балерины М.Ф. Кшесинской

Матильда Кшесинская, известная русская балерина конца XIX − начала XX века, стала достойной представительницей династии Кшесинских: ее дед и отец были связаны с театральной сценой самым непосредственным образом. Ян Кшесинский прославился своей виртуозной игрой на скрипке, чудесным голосом и драматическим талантом. Феликс Кшесинский, обладающий великолепной техникой, танцевал со всеми знаменитыми балеринами своего времени, ставил балеты и ввел в столице моду на мазурку − весь Петербург учился у отца Матильды этому танцу.

Родилась Матильда Кшесинская 31 августа 1872 года в Лигово, недалеко от Петербурга, в семье, имеющей непосредственное отношение к искусству балета. Ее отец – российский поляк Феликс Кшесинский, танцевал в балете Мариинского театра. Мама – Юлия Доминская, была вдовой танцора балета Леде, от которого родила пятерых детей.

Дома Матильду ласково звали Малей. С восьми лет девочка начала заниматься в балетном училище в качестве приходящей ученицы. А уже через год после поступления в училище Матильда Кшесинская впервые выступила на сцене Большого театра в балете «Дон Кихот». Это произошло 30 августа 1881 года. Вместе с одной из старших учениц они изображали двух марионеток, которых вел за нити великан, делая вид, что управляет ими.

Первым учителем Матильды стал великолепный артист балета, педагог и балетмейстер Лев Иванович Иванов, среди постановок которого непревзойденными остались второй акт «Лебединого озера» и «Щелкунчик» Чайковского. В училище Л.И. Иванов преподавал начальные упражнения, так сказать, азбуку балетного искусства. Матильде эти уроки были не очень-то интересны – дочь Феликса Кшесинского успела освоить азы танцевального искусства дома. Матильде казалось, что Лев Иванович работал с воспитанницами без вдохновения, без особого творческого подхода, машинально исполняя свои обязанности. У него в классе Матильда проучилась 3 года. В одиннадцать лет она перешла в класс балерины императорских театров Екатерины Вазем. Здесь уже исполнялись более сложные движения. Кроме техники, от учениц требовали грации в танце. Обычно урок начинался с упражнений «у палки», затем приступали к основным па. Вазем внимательно следила за ученицами, останавливала их, если считала исполнение недостаточно правильным или неграциозным. «Кшесинская, не морщите лоб, рано состаритесь», − иногда ласково обращалась Вазем к Матильде, чью манеру исполнения в целом одобряла.

Класс Екатерины Вазем был переходным к старшему – виртуозному классу танца Христиана Петровича Иогансона, в который Матильда Кшесинская перешла в возрасте пятнадцати лет. Уроки этого великого педагога особо полюбились девушке – с Иогансоном она продолжала заниматься, уже будучи знаменитой артисткой. О годах обучения у этого мастера балета Кшесинская писала: «Он был не просто преподавателем, а поэтом своего искусства, вдохновенным артистом и творцом. Он был мыслителем и наблюдателем и делал очень меткие замечания, которые помогали нашему художественному развитию. Его искусство было благородно, потому что было просто, да и сам он был прост, потому что был искренен. Каждое движение было у него полно смысла, выражало определенную мысль и настроение, и он старался то же передать нам. Это он дал мне основы моего будущего развития, и я ему многим обязана в моей карьере».

Матильда, к четырнадцати годам уже исполнявшая небольшие партии в балетах и даже слышавшая лестные отзывы о своих выступлениях, все-таки не получала «настоящего внутреннего удовлетворения» от собственного танца. И всё чаще ее одолевали сомнения в правильности выбранной профессии. Возможно, Кшесинская окончательно разочаровалась бы в балете, если бы в Россию не приехала знаменитая Вирджиния Цукки. «Она произвела на меня впечатление потрясающее – незабываемое, − писала позже Кшесинская. – Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной. Для Кшесинской исполнение Цукки было подлинным искусством, и тогда стало понятно, что суть не только в виртуозной технике, которая должна служить средством, но не целью.

По окончании Императорского театрального училища Матильда Кшесинская была принята в балетную труппу Мариинского театра. Обладая несомненным талантом, Кшесинская довольно быстро освоилась на большой сцене, исполняя сперва эпизодические роли. Совсем скоро она получила свой первый балет, а через несколько лет после дебюта стала прима-балериной Мариинского театра.

В первом сезоне Матильды Кшесинской на императорской сцене ей еще не давали целых балетов, однако поручали ответственные места, в которых она могла показать свои способности. Так, в «Спящей красавице» Матильда исполняла несколько ролей: фею Кандид в первом акте, маркизу во втором и Красную шапочку в последнем акте балета. Как и все молодые артистки, она участвовала в оперных постановках, включающих балетные номера. «Ежегодник Императорских театров» за 1890–1891 год отмечал, что Кшесинская принимала участие в двадцати двух балетах и в двадцать одной опере.

Матильде Кшесинской очень нравился балет «Эсмеральда», в котором она желала получить главную роль. И однажды Кшесинская подошла к М.И. Петипа с просьбой об этом. Выслушав Кшесинскую, великий балетмейстер спросил: «А ты любил?» (Петипа очень плохо говорил по-русски и ко всем обращался на «ты»). Кшесинская восторженно ответила, что как раз сейчас испытывает это прекрасное чувство. Петипа продолжил: «А ты страдал?». На столь странный, как показалось Матильде, вопрос балерина ответила: «Конечно, нет». Тогда Мариус Иванович заявил Кшесинской, что по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды можно, лишь испытав страдания любви. Позже Кшесинская не раз вспоминала слова мэтра, и когда Кшесинская, наконец «выстрадала право» танцевать Эсмеральду, эта роль стала едва ли не лучшей в ее карьере.

Уже в сезоне 1892–1893 года Матильда получила свой первый балет. Им стал «Калькабрино», в трех действиях, поставленный М. Петипа по либретто Модеста Чайковского на музыку Минкуса. Карьера Матильды Кшесинской стремительно шла в гору. Так, в феврале 195 года она была приглашена в Монте-Карло, где учувствовала в нескольких спектаклях. Ее выступления имели большой успех, но особенно зрителям пришлись по душе характерные танцы в исполнении Кшесинской. В июне того же года Матильда отправилась на гастроли в Варшаву вместе со своим отцом и танцорами Н. Легатом и А. Бекефи. Варшавские газеты восторженно отзывались о совместном появлении в мазурке отца и дочери. Российские артисты выступали четыре раза, и каждый раз при полных сборах. О приеме, оказанном в Варшаве, балерина позже вспоминала как о самом теплом в своей жизни – даже в Петербурге она такого никогда не имела.

Кшесинская добилась невероятных высот, она находилась на пике славы, однако не переставала совершенствовать технику своего танца. В 1898 году она начала заниматься в частном порядке с педагогом Энрико Чеккетти и стала первой из русских балерин, кому удалось сделать 32 фуэте подряд.

13 февраля 1990 года Кшесинская отметила десятилетие служения на императорской сцене. Обычно артистам полагался бенефис за двадцать лет работы в театре либо при прощании со сценой, но Матильда Феликсовна решила просить дать ей бенефис за десять лет службы. Естественно, на это требовалось особое разрешение, поэтому балерина обратилась с просьбой не к директору императорских театров, а к самому министру Императорского двора барону Фредериксу. Барон пообещал доложить о ней государю, так как подобные вопросы решал исключительно он. Тогда Кшесинская пустила в ход свое женское обаяние и заявила министру, что только благодаря ему она хорошо делает 32 фуэте. На удивленный и вопросительный взгляд чиновника балерина ответила: «для того чтобы делать фуэте с места, необходимо иметь перед собой ясно видимую точку при каждом повороте, а так как он сидит в самом центре партера, в первом ряду, то даже в полутемном зале на его груди ярко выделяются своим блеском ордена. Подобное объяснение пришлось по душе министру, и, провожая гостью, он еще раз пообещал напомнить о ее просьбе государю, давая понять, «что, конечно, отказа не будет». Бенефициантам полагался памятный подарок, царский, от Кабинета Его Величества. Матильда Кшесинская в тот день получила уникальный царский презент – это была брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, посередине которой красовался большой сапфир-кабошон. В тот памятный день балерина получила огромное количество подарков и 83 цветочных подношений.

Знакомство Кшесинской с известным балетмейстером Сергеем Дягилевым состоялось в 1900 году. В то время они были почти ровесники, и между ними завязалась нежная дружба. Дружбе не суждено было стать крепкой: соперничество, зависть, амбиции разрушили этот творческий союз. Продолжение их отношений станет возможным только в 1911 году.

Высокие связи, поддержка дома Романовых – все это значимая часть биографии Кшесинской. Но годы бегут неумолимо. В балетных школах зажигаются новые звездочки. Матильда задумывается об окончании пути балерины. Она решает, что 1904 год станет последним в ее творческой карьере. В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.

В 1911 году Кшесинская участвовала в «Русских сезонах» в Лондоне. После революции ее дворцы были разграблены. А 19 февраля 1920 г. Кшесинская отплыла в Стамбул на лайнере «Семирамида». В 1921 году она обвенчалась с Великим князем Андреем Владимировичем. Ей был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Муж признал родным ее сына Владимира. В спорной ситуации благодаря влиянию балерины на государя ее сын получил дворянский титул и якобы возвращенную фамилию разорившихся предков − Красинский. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию в Париже, которая пользовалась большим успехом. Учиться туда летели даже из-за океана.

Матильда Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив всего  лишь 9 месяцев до своего 100-летия. Последний приют она нашла на парижском Сен-Женевьев-де-Буа – кладбище русских «звёзд первой величины».

Список литературы :

Бронзова, Т. Матильда: любовь и танец / Т. Бронзова. – Москва : Бослен, 2013. − 368 с. : ил

Красовская, В. М.  История русского балета : учебное пособие для вузов / В. М. Красовская, Ленинградский государственный институт  театра, музыки и кинематографии. – Ленинград : Искусство, 1978. −  232 с . ил.

Красовская, В. М. Русский балетный театр начала ХХ века / В. М. Красовская. − Ч. 2 : Танцовщики. – Искусство 1972. − 456 с. ил.

Кшесинская, М. Воспоминания / М. Кшесинская. – Смоленск : Русич, 1998. − 416 с. : ил.

Чернышова-Мельник, Н. Д. Дягилев: опередивший время / Н. Д. Чернышова-Мельник. – Москва: Молодая гвардия, 2011. − 475 с. : ил.

 

Информацию подготовила

А. С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству