Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Шедевры графики Обри Бердслея (Бёрдсли)

К 150-летию со дня рождения английского художника

Английский художник Обри Бердслей оказал большое влияние на целое поколение русских художников и способствовал формированию русской школы книжной графики. Особенную известность он получил в кругу художников «Мира искусства».

Обри Винсент Бердслей родился в Брайтоне, Англия, 21 августа 1872 года. Его отец был из семьи лондонских ювелиров, а мать – из семьи респектабельных врачей. Отец художника, Винсент Пол Бердслей, болел туберкулёзом. Болезнь была наследственной; в 1879 году, когда Обри было семь лет, выяснилось, что болезнь отца передалась и ему. Для XIX века такой диагноз был равносилен смертельному приговору. Больной мог умереть непредсказуемо рано и быстро. Бердслей слишком хорошо понял это будучи ещё совсем юным.

В школе Бердслей редко учувствовал в играх, был освобождён от физических упражнений и тяжёлых занятий. Мальчик всегда мог уединиться с книгой, сославшись на недомогание. Книги стали его лучшими друзьями. Благодаря матери он уже в юном возрасте прекрасно знал английскую и французскую литературу. Обри Бердслей начал рано сочинять стихи, а увлечение театром привело к тому, что он начал писать пьесы. Некоторые из них ставились сначала дома, а затем и в школе, и автор сам играл в них. Обри прекрасно держался на сцене и мог увлечь большой зал. Ещё одной страстью была музыка. Ранние уроки, которые давала ему мать, показали, что он наделён незаурядным музыкальным талантом. Бердслей усиленно занимался с известными пианистами, совершенствуя своё мастерство. В одиннадцать лет он уже давал концерты на публике, и ему прочили хорошее будущее.

Всем этим блестящим задаткам так и не суждено было развиться. После окончания школы Бердслей устроился на работу клерком одного из офисов в Лондоне. Меньше чем через год в конце 1889 года он начал кашлять кровью и был вынужден оставить работу. С тех пор только искусство заполняло его жизнь. Ощущение смерти, стоявшей за спиной, заставляло жить так, словно каждый день может стать последним.

Но подлинной страстью Обри Бердслея был рисунок. В 1892 году Бердслею выпала редкая для молодого неизвестного художника удача. Обри получает заказ сделать иллюстрации для «Смерти короля Артура» Мэлори.    

С этого издания и с участия в выпусках художественного журнала «Савой» начинается его профессиональная деятельность. Позже художник создаст знаменитые иллюстрации к "Саломее" Оскара Уайльда и "Падению дома Эшеров" Эдгара Алана По. Но всё началось для Бердслея в книжном мире с текста Томаса Мэлори.

Как художник Бердслей первоначально испытывал влияние Уильяма Мориса и Берн-Джонса, которого субъективно считал «величайшим художником Европы». Но их графическая манера была слишком вялой и слабой для темпераментного Бердслея. Куда важнее стало изучение японских гравюр с их гармонией линии и пятна. Глубокое погружение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках.

«Святой Грааль» – эта иллюстрация стала первой в серии работ Бердслея к изданию Томаса Мэлори «Смерть короля Артура», всего же было выполнено 39 иллюстраций.

В 1892 году Бердслей был приглашен оформлять новый художественный журнал «Studio». В первом выпуске журнала была опубликована статья о Бердслее, в которой отмечался оригинальный талант молодого художника. Статья сопровождалась иллюстрациями рисунков Бердслея, что способствовало быстрому росту популярности художника. Вскоре он начал издавать новый журнал «Savoy», а также готовить иллюстрации к собственной книге «Венера и Тангейзер», опубликованной только после его смерти.

К 1893–1896 годам относятся обложки для серии романов, изданных Дж. Лэйном под общим заглавием «Ключевые записки». Всего Бердслеем создано 23 обложки, к которым присоединяется 24-я, «Варварских британцев». План для всех обложек выдержан один и тот же. Характерный для английских романов формат разбит приблизительно на две равные части, нижняя занята орнаментным рисунком, узкая узорная полоса идет наверх. На задней стороне обложки помещался орнаментный «ключ» с монограммой автора книги. Обложки Бердслея для «Ключевых записок», за малыми исключениями, сводятся только к орнаментальному решению. Изобретательности Бердслея при разработке орнаментов нельзя не удивляться.

Первая обложка для «Британских варваров» еще ничего особого собой не представляет, хотя видно, что Бердслей с особой охотой рисовал изящную аккуратную горничную с подносом.

Во второй обложке бросается в глаза, что Бердслей непосредственно копировал свой первый рисунок. Рисунок изменён восхитительно; их сопоставление вводит в саму лабораторию художественного творчества: мы присутствуем при создании карикатуры.

Из миловидной горничной получилась неряшливая мегера. Кокетливый бант на голове превратился в неуклюжий чепчик. Прическа растрепалась и съехала на бок. Вместо аккуратных обшлагов – засученные рукава. Руки стали больше. Бердслей состроил гримасу сам себе: один из очень чистых примеров великолепного английского юмора. И небезынтересно, что карикатура сделалась в то же время портретом: на второй обложке изображена актриса Ада Лундберг.

Открытие стиля Бердслея очень сильно повлияло на современное ему искусство в целом, появились множественные направления модерна и авангарда, образовались школы, в этом русле стал развиваться плакат, а также рекламы и оформление модных журналов.

В мае 1897 года Бердслей живет в городке Сен-Жермен. В июле этого же года переезжает в приморское курортное местечко Дьеп, где чувствует себя значительно лучше. Но в конце 1897 года самочувствие Обри Бердслея резко ухудшилось, и родные поспешили отвезти его в Ментону. Начиная с 25 января 1898 г. Бердслей больше не выходил из своей комнаты.

Незадолго до смерти Бердслеем овладела глубокая религиозность, он горько раскаивался в своих эротических работах. Уже прикованный к постели, в письме к своему другу Л. Смитерсу он обращался с просьбой уничтожить все «неприличные» рисунки и гравировальные доски к ним.

25 марта 1898 года в полном сознании, в присутствии матери и сестры, которым он поручил передать последние приветы многочисленным друзьям, Обри Бердслей скончался в возрасте 25 лет.  

Ещё при жизни Бердслея его искусство получило широкую популярность не только в Англии, но и во многих других странах. В России открытие Бердслея принадлежит кругу «Мира искусства». Как вспоминал Александр Бенуа, первые сведения о необычайном таланте сообщил Альфред Нурок. Но первые практические шаги к тому, чтобы Бердслей стал известен в России, предпринял Сергей Дягилев, познакомившись с ним в 1898 году во Франции в доме Оскара Уальда.

В России возникло немало последователей Бердслея, одним из самых ярких среди них был Константин Сомов. Другим русским последователем Бердслея был Николай Феофилактов, которого Андрей Белый называл «московским Бёрдсли». Феофилактов, ведущий журнала «Весы» и издательства «Скорпион» − органа московских символистов, оформлял и иллюстрировал книги Андрея Белого, Валерия Брюсова, Михаила Кузьмина. В рисунках Феофилактова часто появляется образ английского художника, как, например, в «Памяти Обри Бёрдсли», где он изображён на фоне сюжетов и образов своих рисунков. Это дань памяти художнику, которого Феофилактов почитал и у которого он учился.

Несмотря на свою короткую жизнь, Бердслей сделал удивительно много для книжной графики, создав свой особенный характерный стиль, который развивали многие художники Англии и других стран.

 

 

 

Список литературы:

Бердслей, О. Шедевры графики / О. Бердслей. – Москва : Эксмо, 2003. − 216 с. : ил.

Домогацкая, В. Ю. Английская книжная графика модерна / В. Ю. Домогацкая. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербург Оркестр, 2002. − 365 с. : ил.

Книга и графика : сборник статей : посвящается 80-летию члена-корреспондента академии наук СССР А. А. Сидорова / Академия наук СССР ; Научный совет по истории мировой культуры. – Москва : Наука,  1972. − 322 с. : ил.

Обри Бердслей / ответственный редактор М. Терешина, текст И. Пименовой. – Москва : Эксмо, 2011. − 216 с. : ил.

Обри Бердслей : 66 избранных рисунков : альбом / составитель В. В. Айтуганов. – Москва : Ренессанс,  1992. − 142 с . : ил.

Сидоров, А. А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства : мастера европейского искусства XV–XX веков, мастера русской и  советской графики : избранные труды / А. А. Сидоров, составитель. Н. А. Сидорова ; вступительная статья Г. Ю. Стернина. – Москва : Советский художник, 1985. − 336 с. : ил.

Шестаков, В. П. История американского искусства в поисках национальной идентичности / В. П. Шестаков. – Москва : РИП-холдинг, 2013. − 455 с. :  ил.

Шестаков, В. П. История английского искусства. От средних веков до наших дней / В. П. Шестаков. – Москва : Галарт,  2010. – 476 с. : ил.

Шестаков, В. П. Тайное очарование прерафаэлитов / В. П. Шестаков. – Москва : Белый город, 2011. − 240 с. : ил.

 

Информацию подготовила

А. С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству