Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Мир в зеркале журнала «Крокодил»

К 100-летию легендарного издания

В 2022 году исполняется 100 лет легендарному сатирическому журналу «Крокодил».

Советская журнальная карикатура считается одной из самых оперативных и действенных форм сатирической графики. Она всегда была тесно связана с публицистикой, с периодической печатью и благодаря своей политической направленности играла большую общественную роль. История отечественной карикатуры – это история социальной и политической жизни страны.

«Крокодил» появился в 1922 году, в то время, когда утверждались новые принципы жизни молодого Советского государства. Именно в этот период политическая карикатура стала одним из самых популярных жанров изобразительного искусства.


В первом номере была опубликована и программа действий журнала. Ее сформулировал поэт Демьян Бедный: «Добираться до всякой гнилости! И ворошить гниль без всякой милости!». Художественным прообразом журнала можно считать «Окна РОСТА» – серию плакатов, созданную в 1919–1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). В «Окнах РОСТА» работал В.В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи к ним. Впоследствии великий поэт сотрудничал с редакцией журнала «Крокодил».

На протяжении многих лет в «Крокодиле» трудились известные литераторы, писатели и поэты: Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Виктор Ардов, Сергей Михалков, Юрий Олеша, Александр Твардовский.

Произведения работавших в «Крокодиле» художников Д. Моора, В. Дени, М. Черемных, И. Малютина, Н. Радлова, Л. Бродаты, Б. Ефимова, К. Ротова, Кукрыниксов вошли в золотой фонд изобразительного искусства. Великолепное понимание жанровых и художественных особенностей сатиры, яркость индивидуальных творческих манер отличают творчество этих замечательных мастеров. "Крокодил" читала вся страна, он издавался огромными тиражами и мгновенно раскупался.

Творчество художников, стоявших у колыбели советской журнальной карикатуры, определило пути ее развития. Известный карикатурист и плакатист Дмитрий Моор, начинавший в «Окнах РОСТА», с первого дня работы в журнале создавал карикатуры, бьющие без промаха в цель, злободневные и острые. Метод работы над политической карикатурой был им детально разработан и сформулирован: «Так как карикатура должна быть четка, понятна, выразительна и проста, то и средства для ее исполнения должны стремиться к пределам выразительности, четкости и простоты».


К числу наиболее запоминающихся принадлежит рисунок Д. Моора в «Крокодиле» под названием «Ильич выздоровел» (1922). Рисунок изображает  появление руководителя Октябрьской революции 1917 года и создателя первого в мире социалистического государства В.И. Ленина на Всемирной конференции в Генуе в 1922 году. Изображение рассказывает о той исторической эпохе, когда провал интервенции четырнадцати империалистических держав заставил их с зубовным скрежетом сесть за стол мирных переговоров с Советским государством. Огромная фигура Ленина, с насмешливой улыбкой взирающего на фигурки еще недавно грозных врагов, ярко подчеркивает резкий перелом в политической ситуации: советская власть отстояла свое право на существование.

Д. Моор умел быть и просто смешным. Широко известна его карикатура в «Крокодиле» «Случай на выставке» (1923). Старуха с ужасом смотрит на верблюда и причитает: «Вот ироды-большевики! До чего лошадь довели!».

Другой участник команды, создававшей в свое время знаменитые «Окна РОСТА» и стоявший у истоков создания журнала «Крокодил», Михаил Черемных, стал автором целой системы графических символов, своеобразного языка, делавшего его искусство понятным народу, доходчивым, запоминающимся. В его рисунках нет ни одной лишней детали, ни одного ненужного штриха. Но при таком, казалось бы, предельном лаконизме изобразительных средств неизменно возникает яркий художественный образ.

Удивительно многообразие приемов, которые использует М. Черемных. Он редко прибегает к гротеску, его герои точно взяты из окружающей жизни и нарисованы без сильного карикатурного преувеличения. Он обладал редким даром типизации, именно поэтому его рисунки – долгожители. Показывая положительный типаж, Черемных никогда не допускает ни слащавости, ни нарочитости.

Журнал «Крокодил» был эталоном советской сатиры. Здесь задавались правильные сатирические образы, которые затем подхватывались другими изданиями. Сам факт публикации в «Крокодиле» давал автору путевку в жизнь.

Журнал был идеологизирован. Список тем, на которые можно было шутить, соблюдался строго. Хулиганы и прогульщики, клеветники и подхалимы, очковтиратели и казнокрады, приспособленцы и равнодушные люди – традиционные антигерои журнала.

Особой страницей в истории журнала стала Великая Отечественная война. В военные годы «Крокодил» продолжал оставаться наиболее популярным сатирическим журналом. Молодой состав авторов ушел на фронт, основная нагрузка легла на плечи оставшихся в Москве художников старшего поколения, которые старались сделать сатиру максимально действенной, поддерживать ее неизменно высокий художественный уровень.

С первых дней войны содержание «Крокодила» было подчинено одной задаче – борьбе с врагом. В журнале печатаются памфлеты, фельетоны, карикатуры, разоблачающие фашистов и их пособников. Многие сатирики «Крокодила», сражающиеся в рядах Красной Армии, с передовой слали в свой журнал острые гневные произведения.

Большое место на страницах журнала занимают военно-бытовые рисунки, содержащие лишь легкий оттенок сатиры. В эти годы в «Крокодиле» размещаются и несатирические изображения, посвященные борьбе против фашизма, в том числе и в Германии, передающие страдания немецкого народа, чувствующего боль и стыд за свою страну.


Художник Борис Ефимов запомнился острыми и гневными внешнеполитическими карикатурами, отражающими актуальные темы мировой политики: захватнические планы Гитлера, оккупация Европы, вопросы открытия «второго фронта».

Зная силу печатного слова, немцы целенаправленно бомбили типографии. Гитлер заочно приговорил некоторых советских карикатуристов к смертной казни – их плакаты разили прямо в цель.

Замечательным достижением жанра являются политические карикатуры на международные темы Кукрыниксов. Всю войну художники, по сути, провели на передовой: они постоянно бывали в действующих частях, напрямую сталкивались с ужасами войны. Их работы – не просто карикатуры, это мощное искусство. Художники Куприянов, Крылов и Соколов стали личными врагами Гитлера. Заслуженный художник России Геннадий Животов вспоминал: «Гитлер сказал: как возьмет Москву, первым делом найдет этих Кукрыниксов, расстреляет тут же на глазах».


В послевоенное время редколлегия возродила лучшие традиции «Крокодила» 1920–1930-х годов. Тысячи читателей участвовали в конкурсах журнала: «На короткий рассказ», «На лучшую тему для карикатуры», «На ударных стройках, заводах, фабриках, в совхозах и колхозах», появились специальные рубрики «Рейд Крокодила», «У моих подшефных» – журнал дышал современностью, его публикации находили горячий отклик читателей огромной страны.

И в последующие десятилетия редколлегия журнала старалась расширить тематику, сделать ее социально острой, высокохудожественной. Блестящую плеяду художников журнала всегда характеризовало сочетание ярких индивидуальных творческих манер, такие непохожие друг на друга дарования создавали творческое ядро «Крокодила», подняв на небывалую высоту искусство русского сатирического рисунка.

Аминадава Каневского миллионы читателей хорошо знают как автора иллюстраций к детским книгам – «Буратино» А.Н. Толстого, «Мойдодыру» и «Тараканищу» К.И. Чуковского, как создателя зрительного образа Мурзилки – желтого пушистого персонажа в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо, нарисованного для одноименного детского журнала. Богатство выдумки, умение раскрыть тему в острой и неожиданной ситуации, виртуозное владение мастерством портретного шаржа, тонкий юмор характеризуют работу этого художника в журнале «Крокодил», где он создал множество острых и забавных карикатур.

В разные годы на страницах журнала существовали любимые народом рубрики. На протяжении всей истории постоянными его разделами были: «Вилы в бок!» – фельетоны на разные темы, «Крокодил помог» – статьи о мерах, принятых по итогам публикаций журнала, «Нарочно не придумаешь» – коллекция разнообразных курьезов в печати, «Улыбки разных широт» – юмор народов мира, «Ба, знакомые всё лица!» – шаржи и эпиграммы на деятелей культуры и искусства, «Крокодильский концерт» – сатирические карикатуры с подписями-цитатами из популярных песен.

В этом журнале, как в симфоническом оркестре, каждый художник играл свою партию. Одни были сильны в жестком сарказме, другие – в озорном гротеске, юмористических зарисовках, описании веселых бытовых ситуаций, – диапазон смеха чрезвычайно широк. Одно было неприемлемо для любимого журнала – смех по принципу «пусть глупо, лишь бы смешно». Юмор «Крокодила» был призван нести общественно полезную мысль. Издание с помощью сатиры боролось с самыми разными негативными явлениями действительности.

В нашей библиотеке хранятся годовые комплекты номеров журнала «Крокодил» с 1935 года. На страницах старейшего сатирического издания печатались работы всех выдающихся советских карикатуристов, поэтому, пролистав подшивки легендарного журнала, можно проследить историю советского сатирического рисунка. А огромный охват тем, легкость подачи материала в сочетании с ярко выраженной политической направленностью делают «Крокодил» интересным источником знаний об истории нашей страны ХХ века.


Литература:

А. Каневский : альбом / автор-составитель В. А. Каневский. – Москва : Советский художник, 1988. – 80 с. : ил. – (Мастера советской карикатуры).

Абрамский, И. П. Смех сильных : о художниках журнала «Крокодил» / И. П. Абрамский. – Москва : Искусство, 1977. – 319 с. : ил.

Борис Ефимов : альбом / автор-составитель А. А. Купецян. – Москва : Советский художник, 1991. – 52 с. : ил. — (Мастера советской карикатуры).

Враги и друзья в зеркале «Крокодила», 1922–1972 : альбом / составитель И. Абрамский. – Москва: Правда, 1972. – 160 с. : ил.

Дмитрий Моор : альбом / составитель И. А. Свиридова, автор  комментариев И. С. Вискова. – Москва : Советский художник, 1987. – 78 с. : ил. – (Мастера советской карикатуры).

История глазами Крокодила : в 3 книгах. – Москва : [Б. и.]. – 2014.

Кн. 1 : XX век.  Слова. 1922–1937. – 2014. – 224 с. : ил.

Кн. 2 : ХХ век. События. 1922–1937. – 2014. – 272 с. : ил.

Кн. 3 : XX век. Люди. 1922–1937. – 2014. – 288 с. : ил.

Константин Ротов, 1902–1959 : Плакат. Политическая карикатура. Сатирический рисунок. Иллюстрация : альбом. – Москва : Советский художник, 1987. – 96 с. : ил. – (Мастера советской карикатуры).

«Крокодилу» – 60 лет : юбилейная летопись / составитель М. Г. Семенов : сборник. – Москва : Правда, 1983. – 448 с. : ил.

Кукрыниксы : годы войны : альбом / автор вступительной статьи О. Т. Иванов. – Москва : Изобразительное искусство, 1985. – 320 с. : ил.

Кукрыниксы : Политическая сатира. 1929–1946 : альбом / составитель А. Каменский.  – Москва : Советский художник, 1973. – 130 с. : ил.

Павлов, Г. Н. Оружия любимейшего род : Из истории журнальной карикатуры Москвы и Ленинграда 1920-х годов / Г. Н. Павлов. – Москва : Сварог и К, 2002. – 96 с. : ил.

Победа в рисунках и карикатурах журнала «Крокодил», 1941–1945 : альбом карикатур. – Москва: Сенчури Крокодайл, 2015. – 160 с. : ил.

Черемных, Н. А. Хочется, чтобы знали и другие. Воспоминания о М. М. Черемныхе / Н. А. Черемных. – Москва : Советский художник, 1965. – 192 с. : ил.

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству