Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

«Где хороший отец, там и сын молодец»:

образ отца в изобразительном искусстве

 

К Дню семьи, любви и верности

Издревле семья является общественным институтом, сохраняющим нравственные устои предшествующих поколений. Традиции, обычаи, вероисповедание – это и многое другое составляет главные семейные ценности, которые обходимо беречь и нести сквозь годы и поколения. И, безусловно, миссию их главного хранителя выполнял отец семейства.

В традиционных семьях отец всегда являлся примером и поддержкой, главой и человеком, за чьим словом стояла правда. И это было неизменно в любых семьях – царских и придворных либо крестьянских и бедняцких.

Эти ценности отразились в русском искусстве, начиная с самых его истоков.

На примере истории парадного портрета, основной задачей которого было передать внешность и статус, можно проследить, как художники вкладывали в портреты детей и родителей что-то важное, что отражает отношения между ними.

Это хорошо видно на тех редких парадных семейных портретах, что писали художники XVII-XVIII века.

Примером живописца, сумевшего в этом жанре раскрыть отцовское начало, был Владимир Боровиковский. Будучи мастером парадного портрета, он стремился не просто точно изобразить человека, но и отразить духовное начало. Одним из таких портретов стал портрет графа Кошелева с детьми. Художник объединил элементы парадного портрета и элементы жанровой картины. В результате получился чудесный портрет: он одновременно прославляет отца и детей и показывает особую семейную связь между ними.

Русское искусство XIX века показало изменение отношения к институту отцовства в обществе. Особенно это заметно в работах исторического жанра. Живописцы оценивали исторические события в соответствии с философскими, религиозными и этическими принципами своей эпохи. Таким образом, историческая картина всегда обращена к настоящему, хотя сюжет основан на событиях прошлого.

К образу отца русские художники обращались часто. Прежде всего это отец благочестивый, религиозный, строго соблюдающий обычаи предков, готовящий сына к унаследованию своих достижений. Отец традиционно был не только главным кормильцем, он был вершителем судеб своих домочадцев. От воли отца зависело многое: женитьба сына и замужество дочери, выбор жизненного пути детей и распоряжение семейной собственностью.

Большую роль в просвещении и развитии общества сыграло творчество художников, принадлежавших к Товариществу передвижников, их последователи и идейные предшественники. Придерживаясь своих мыслей и идей, они старались раскрывать те темы, которые ранее замалчивались – бедность, нищета, проблемы низших слоёв общества.

В картинах передвижников образ отца практически всегда отражает беспокойство о семье и связан с её защитой. В картинах «Талант» Н. Богданова-Бельского, «Мальчик-механик» В. Максимова и многих других, сходных по жанру, можно найти интересную закономерность. На этих работах дети находят что-то новое, чем-то увлечены – один из них играет на скрипке, другой же – мастерит самодельные механизмы. Оба увлечены своим занятием, но лишь один из отцов смиренно смотрит на занятие своего сына, другой же – расстроено закрыл лицо рукой. Это тоже имеет смысл – в то время, когда отцы растили своих сыновей как будущую поддержку и опору для семейства, того, кто станет кормильцем и примером для своей будущей семьи, сложно принять новое, совсем не прибыльное для того времени дело.

Некторые художники изображали на портретах своих сыновей. В эти работы художники вкладывали и свою душу, именно поэтому в лицах, изображённых на картинах, зачастую и без подписи можно узнать отца. Как, например, портреты сыновей Василия Васнецова или сына Ивана Крамского Сергея – узнаваемы не только знакомые мазки и стиль, но и дух портрета. В глазах и характере изображённых детей чётко отражаются их родители – так, как это происходит и в жизни.

В XX-XXI веке наряду с развитием жанровых картин вернулась популярность «парадного» портрета – теперь уже более живого, менее торжественного. Портреты начали обладать особым настроением, присущим только современным художникам.

Больше узнать об этих работах можно в отделе литературы по искусству, где открывается выставка «Где хороший отец, там и сын молодец»: образ отца в изобразительном искусстве».

 




Составитель Компаниец М. В.

библиотекарь первой категории

отдела литературы по искусству

 

Список литературы.

 

Калмыкова, В. Шедевры русского портрета : около 300 иллюстраций / В. В. Калмыкова. – Москва : Белый город, 2010. – 303 с. : ил.

Курочкина, Т. И. Иван Николаевич Крамской: альбом / Т. И. Курочкина. – Ленинград : Художник РСФСР, 1989. – 216 с. : ил.

Лазуко, А. К. Виктор Михайлович Васнецов : альбом / А. К. Лазуко. – Ленинград : Художник РСФСР, 1990. – 208 с. : ил.

Мой ангел : детский портрет в русской живописи : альбом. – Москва : Белый город, 2004. – 335 с. : ил

Портрет в России, ХХ век : из собрания Государственного Русского музея : альбом / Государственный русский музей ; научный редактор В. Леняшин. – Санкт-Петербург. : Palace Editions, 2001. – 408 с. : ил.

Шестимиров, А. Забытые имена. Русская живопись XIX века / А. Шестимиров. – Москва : Белый город, 2004. – 480 с. : ил.