name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Все о «Пушкинской карте»:

Афиша

Оформление

Возможности

QR

Новости

facebook.com youtube.com vkontakte.com

«Где хороший отец, там и сын молодец»:

образ отца в изобразительном искусстве

 

К Дню семьи, любви и верности

Издревле семья является общественным институтом, сохраняющим нравственные устои предшествующих поколений. Традиции, обычаи, вероисповедание – это и многое другое составляет главные семейные ценности, которые обходимо беречь и нести сквозь годы и поколения. И, безусловно, миссию их главного хранителя выполнял отец семейства.

В традиционных семьях отец всегда являлся примером и поддержкой, главой и человеком, за чьим словом стояла правда. И это было неизменно в любых семьях – царских и придворных либо крестьянских и бедняцких.

Эти ценности отразились в русском искусстве, начиная с самых его истоков.

На примере истории парадного портрета, основной задачей которого было передать внешность и статус, можно проследить, как художники вкладывали в портреты детей и родителей что-то важное, что отражает отношения между ними.

Это хорошо видно на тех редких парадных семейных портретах, что писали художники XVII-XVIII века.

Примером живописца, сумевшего в этом жанре раскрыть отцовское начало, был Владимир Боровиковский. Будучи мастером парадного портрета, он стремился не просто точно изобразить человека, но и отразить духовное начало. Одним из таких портретов стал портрет графа Кошелева с детьми. Художник объединил элементы парадного портрета и элементы жанровой картины. В результате получился чудесный портрет: он одновременно прославляет отца и детей и показывает особую семейную связь между ними.

Русское искусство XIX века показало изменение отношения к институту отцовства в обществе. Особенно это заметно в работах исторического жанра. Живописцы оценивали исторические события в соответствии с философскими, религиозными и этическими принципами своей эпохи. Таким образом, историческая картина всегда обращена к настоящему, хотя сюжет основан на событиях прошлого.

К образу отца русские художники обращались часто. Прежде всего это отец благочестивый, религиозный, строго соблюдающий обычаи предков, готовящий сына к унаследованию своих достижений. Отец традиционно был не только главным кормильцем, он был вершителем судеб своих домочадцев. От воли отца зависело многое: женитьба сына и замужество дочери, выбор жизненного пути детей и распоряжение семейной собственностью.

Большую роль в просвещении и развитии общества сыграло творчество художников, принадлежавших к Товариществу передвижников, их последователи и идейные предшественники. Придерживаясь своих мыслей и идей, они старались раскрывать те темы, которые ранее замалчивались – бедность, нищета, проблемы низших слоёв общества.

В картинах передвижников образ отца практически всегда отражает беспокойство о семье и связан с её защитой. В картинах «Талант» Н. Богданова-Бельского, «Мальчик-механик» В. Максимова и многих других, сходных по жанру, можно найти интересную закономерность. На этих работах дети находят что-то новое, чем-то увлечены – один из них играет на скрипке, другой же – мастерит самодельные механизмы. Оба увлечены своим занятием, но лишь один из отцов смиренно смотрит на занятие своего сына, другой же – расстроено закрыл лицо рукой. Это тоже имеет смысл – в то время, когда отцы растили своих сыновей как будущую поддержку и опору для семейства, того, кто станет кормильцем и примером для своей будущей семьи, сложно принять новое, совсем не прибыльное для того времени дело.

Некторые художники изображали на портретах своих сыновей. В эти работы художники вкладывали и свою душу, именно поэтому в лицах, изображённых на картинах, зачастую и без подписи можно узнать отца. Как, например, портреты сыновей Василия Васнецова или сына Ивана Крамского Сергея – узнаваемы не только знакомые мазки и стиль, но и дух портрета. В глазах и характере изображённых детей чётко отражаются их родители – так, как это происходит и в жизни.

В XX-XXI веке наряду с развитием жанровых картин вернулась популярность «парадного» портрета – теперь уже более живого, менее торжественного. Портреты начали обладать особым настроением, присущим только современным художникам.

Больше узнать об этих работах можно в отделе литературы по искусству, где открывается выставка «Где хороший отец, там и сын молодец»: образ отца в изобразительном искусстве».

 




Составитель Компаниец М. В.

библиотекарь первой категории

отдела литературы по искусству

 

Список литературы.

 

Калмыкова, В. Шедевры русского портрета : около 300 иллюстраций / В. В. Калмыкова. – Москва : Белый город, 2010. – 303 с. : ил.

Курочкина, Т. И. Иван Николаевич Крамской: альбом / Т. И. Курочкина. – Ленинград : Художник РСФСР, 1989. – 216 с. : ил.

Лазуко, А. К. Виктор Михайлович Васнецов : альбом / А. К. Лазуко. – Ленинград : Художник РСФСР, 1990. – 208 с. : ил.

Мой ангел : детский портрет в русской живописи : альбом. – Москва : Белый город, 2004. – 335 с. : ил

Портрет в России, ХХ век : из собрания Государственного Русского музея : альбом / Государственный русский музей ; научный редактор В. Леняшин. – Санкт-Петербург. : Palace Editions, 2001. – 408 с. : ил.

Шестимиров, А. Забытые имена. Русская живопись XIX века / А. Шестимиров. – Москва : Белый город, 2004. – 480 с. : ил.












новаябиблиотека.рф

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Яндекс.Метрика