Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

Перспективы реформирования следственных органов

Рекомендательный библиографический обзор

 

 

В преддверии Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации (25 июля) центр правовой информации предлагает ознакомится с последними публикациями, которые формулируют направления развития следственных органов в нашей стране. Руководитель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин в исследовании «От реформ Петра Великого до наших дней (к 10-летию со дня образования СК России)» (Вестник академии Следственного комитета Российской Федерации. 2021. № 4. С. 13-17) анализирует результаты деятельности Следственного комитета Российской Федерации, отмечает изменения по совершенствованию структуры комитета, рассматривает тенденции в сфере ведомственного образования. Подчеркивает значимость не только профессиональных, но и нравственных качеств сотрудников комитета.

В юридической науке выделилось направление по исследованию конституционного статуса Следственного комитета Российской Федерации. Так, О. В. Фролова и В. В. Фролов в работе «Конституционно-правовой статус Следственного комитета России: проблемы и перспективы» (Инновации. Наука. Образование. 2021. № 38. С. 478-483) изучают проблемы определения места и роли Следственного комитета Российской Федерации в рамках теории разделения властей. Вносят предложения по выделению особой правоохранительной ветви власти, закреплению статуса Следственного комитета РФ в Основном законе страны. В статье Ю. А. Цветкова «Конституционализация следственной деятельности: перспективы и преимущества» (Российский следователь. 2019. № 3. С. 71-73) автор предлагает дополнить Конституцию Российской 

Федерации нормами, посвященными институциональным и процессуальным основам следственной деятельности. М. А. Мирзаев и Р. Р. Гаджиев в статье «Проблемы правового статуса Следственного комитета Российской Федерации» (Право и государство: теория и практика. 2021. № 6. С. 282-284) рассматривают специфику правового регулирования деятельности Следственного комитета России.

А. М. Тарасов в своей работе «Президентский контроль за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации» (Российский следователь. 2020. № 5. С. 61-65) пишет, что востребованность, актуальность и новационность рассмотрения данной темы подтверждается отсутствием отдельных исследований по этой тематике, особым статусом Следственного комитета РФ в системе органов государственной власти и в системе правоохранительных органов, а также конституционными полномочиями Президента РФ как главы государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Проблеме понимания значения миссии Следственного комитета посвящена работа Л. В. Голоскокова «Задачи и миссия Следственного комитета» (Российский следователь. 2019. № 3. С. 60-63), в ней описаны предложения возможных вариантов ее осмысления, формирования и реализации.

Авторы Э. К. Кутуеви и О. В. Логунов в статье «Отдельные вопросы повышения статуса Следственного комитета Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности» (Российская юстиция. 2020. № 6. С. 32-35) анализируют действующее законодательство, регламентирующее вопросы подследственности, а также статистические данные деятельности Следственного комитета РФ. Авторы приходят к выводу о необходимости изменения подследственности Следственного комитета РФ и сосредоточении деятельности на противодействии преступлений должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, прокуратуры, должной защиты высшей ценности государства – прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Российской Федерации. Предлагается исключить из подследственности Следственного комитета РФ: уголовные дела небольшой и средней тяжести, совершенные иными субъектами, за исключением указанных; преступления против общественного порядка, преступления в сфере экономики, против здоровья населения и общественной нравственности.

Спорят ученые и о коллегиальности принятия решения о возбуждении уголовного дела. Так, И. С. Дикарев в статье «Коллегиальность предварительного следствия» (Законность. 2021. № 9. С. 65-67) говорит о том, что в производстве по каждому уголовному делу обязательно участие наряду со следователем руководителя следственного органа, что, по сути, означает коллегиальность предварительного следствия. Он пишет, что в юридической литературе отстаивается мнение, что даже в случае принятия руководителем следственного органа уголовного дела к своему производству – его действия должны контролироваться руководителем вышестоящего следственного органа. Все это свидетельствует об утрате доверия к единоличной форме предварительного следствия.

Ряд исследований посвящен внедрению в работу следствия новых информационных технологий. Ю. А. Цветков в статье «Искусственный интеллект в управлении следственными органами (Российский следователь. 2021. № 9. С. 29-33) описывает опыт использования электронных систем, направленных на частичную автоматизацию отдельных функций управления следственными органами. Со ссылкой на примеры автоматизации процессов управления в компании Uber и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации автор раскрывает возможности искусственного интеллекта в менеджменте и государственном управлении. Формулирует условия, необходимые для внедрения искусственного интеллекта в управление следственными органами. Обозначает основные направления, в которых он может оказать влияние на повышение эффективности работы руководителей следственных органов. В работе Д. В. Бахтеева «Искусственный интеллект в следственной деятельности: задачи и проблемы» (Российский следователь. 2020. № 9. С. 3-6) рассмотрены возможности таких систем при работе с ориентирующей и доказательственной информацией и принятии решений, а также при составлении процессуальных документов следователем. Указано на отсутствие критерия прозрачности в принятии решений посредством интеллектуальных систем в силу наличия в их структуре скрытого слоя для обучения сети.

 

 

 

 

Перспективы реформирования следственных органов

Библиографический список

Багмет, А. М. Перспективы развития экспертной деятельности в следственном комитете Российской Федерации / А. М. Багмет // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 5. – С. 11-14.

Бастрыкин, А. И. 10 лет Следственному комитету России / А. И. Бастрыкин // Правда и закон. – 2021. – № 1. – С. 3-11.

Бастрыкин, А. И. От реформ Петра Великого до наших дней (к 10-летию со дня образования СК России) / А. И. Бастрыкин // Вестник академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2021. – № 4. – С. 13-17.

Бахтеев, Д. В. Искусственный интеллект в следственной деятельности: задачи и проблемы / Д. В. Бахтеев // Российский следователь. 2020. № 9. С. 3-6.

Бурынин, С. С. Перспективы управления следственными органами с использованием искусственного интеллекта / С. С. Бурынин // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2021. – № 3. – С. 62-67.

Бычкова, Е. И. Некоторые аспекты совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления со следственными органами Следственного комитета Российской Федерации / Е. И. Бычкова, М. А. Говердовская // Российский следователь. 2021. № 4. С. 17-19.

Валов, С. В. Следственные органы Российской Федерации: сходства и различия / С. В. Валов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 1. – С. 124-134.

Волчанская, А. Н. Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования) / А. Н. Волчанская, А. В. Худяков // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 203-210.

Воронцова, Е. С. Правовое положение Следственного комитета Российской Федерации на современном этапе / Е. С. Воронцова, С. С. Семерков // Научно-практические исследования. – 2021. – № 1-8. – С. 25-27.

Голоскоков, Л. В. Задачи и миссия Следственного комитета / Л. В. Голоскоков // Российский следователь. 2019. № 3. С. 60-63.

Дикарев, И. С. Коллегиальность предварительного следствия / И. С. Дикарев // Законность. 2021. № 9. С. 65-67.

Костенко, К. А. Основные задачи мониторинга СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Следственном комитете РФ / К. А. Костенко // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 56-58.

Кравцов, Д. А. Следственный комитет как один из субъектов профилактики правонарушений в молодежной среде / Д. А. Кравцов // Российский следователь. 2019. № 3. С. 51-53.

Махтюк, С. О. Процессуальный контроль руководителя следственного органа: понятие, субъекты, принципы / С. О. Махтюк // Российский следователь. 2020. № 6. С. 8-12.

Мирзаев, М. А. Проблемы правового статуса Следственного комитета Российской Федерации / М. А. Мирзаев, Р. Р. Гаджиев // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 6. – С. 282-284.

Муллагалеева, Л. Р. К вопросу о расширении полномочий следователя при обжаловании решений прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия / Л. Р. Муллагалеева // Российский следователь. 2019.  № 6. С. 39-43.

Муфтахов, Р. Ф. Актуальные вопросы дальнейшей модернизации органов предварительного следствия России / Р. Ф. Муфтахов // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. № 12. – С. 452-457.

Надоненко, О. Н. О создании государственного судебно-экспертного учреждения в системе следственного комитета Российской Федерации / О. Н. Надоненко // UNIVERSUM: экономика и юриспруденция. – 2021. – № 11. – С. 23-25.

Овчинников, Ю. Г. Укрепление престижа следователя как ключевая задача высших органов государственной власти / Ю. Г. Овчинников // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. – 2021. – № 3. – С. 25-32.

Османова, Н. В. Право следователя на отстаивание интересов следствия в уголовном судопроизводстве / Н. В. Османова // Российский следователь. 2019. № 5. С. 32-36.

Редников, Д. В. Целесообразность создания Следственного комитета Российской Федерации / Д. В. Редников, А. А. Ярмухаметова // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 79-6. – С. 96-98.

Соловьев, С. А. Великий инквизитор: следственные органы в России против великого уравнителя – суда присяжных / С. А. Соловьев // Мировой судья. 2020. № 11. С. 30-34.

Тарасов, А. М. Полномочия Президента Российской Федерации по контролю за деятельностью правоохранительных органов / А. М. Тарасов // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 3. – С. 141-146.

Тарасов, А. М. Президентский контроль за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации / А. М. Тарасов // Российский следователь. 2020. № 5. С. 61-65.

Фролова, О. В. Конституционно-правовой статус Следственного комитета России: проблемы и перспективы / О. В. Фролова, В. В. Фролов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 38. – С. 478-483.

Харченко, С. В. Некоторые особенности взаимодействия следственных органов СК России с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / С. В. Харченко // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 8. – С. 189-191.

Цветков, Ю. А. Искусственный интеллект в управлении следственными органами / Ю. А. Цветков // Российский следователь. 2021. № 9. С. 29-33.

Цветков, Ю. А. Конституционализация следственной деятельности: перспективы и преимущества / Ю. А. Цветков // Российский следователь. 2019. № 3. С. 71-73.

Цветков, Ю. А. Основные итоги работы Следственного комитета Российской Федерации за 10 лет / Ю. А. Цветков / Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2021. – № 2. – С. 26-35.

Цветков, Ю. А. Следственная власть в эпоху постправды / Ю. А. Цветков // Вестник Московского государственного университета МВД России. – 2020. – № 3. – С. 59-64.

Чакински, А. Следственный комитет РФ хочет "рулить" в борьбе с уклонениями от уплаты налогов. Что из всего этого может получиться / А. Чакински // Административное право. 2019. № 1. С. 57-61.

Чарыков, А. В. Об участниках следственных действий / А. В. Чарыков, П. В. Вдовцев // Российский следователь. 2020. № 11. С. 24-27.

Черемисина, Т. В. Особенности электронной регистрации обращений граждан в Следственном комитете Российской Федерации / Т. В. Черемисина // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2020. – № 1. – С. 92-96.

Черемисина, Т. В. Роль судов офицерской чести в организации воспитательной работы в Следственном комитете Российской Федерации / Т. В. Черемисина // Российский следователь. 2020. № 9. С. 56-59.


Информацию подготовила

И.В. Щеголева,

заведующая ЦПИЭРССК