name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

facebook.com youtube.com vkontakte.com

 

Перспективы реформирования следственных органов

Рекомендательный библиографический обзор

 

 

В преддверии Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации (25 июля) центр правовой информации предлагает ознакомится с последними публикациями, которые формулируют направления развития следственных органов в нашей стране. Руководитель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин в исследовании «От реформ Петра Великого до наших дней (к 10-летию со дня образования СК России)» (Вестник академии Следственного комитета Российской Федерации. 2021. № 4. С. 13-17) анализирует результаты деятельности Следственного комитета Российской Федерации, отмечает изменения по совершенствованию структуры комитета, рассматривает тенденции в сфере ведомственного образования. Подчеркивает значимость не только профессиональных, но и нравственных качеств сотрудников комитета.

В юридической науке выделилось направление по исследованию конституционного статуса Следственного комитета Российской Федерации. Так, О. В. Фролова и В. В. Фролов в работе «Конституционно-правовой статус Следственного комитета России: проблемы и перспективы» (Инновации. Наука. Образование. 2021. № 38. С. 478-483) изучают проблемы определения места и роли Следственного комитета Российской Федерации в рамках теории разделения властей. Вносят предложения по выделению особой правоохранительной ветви власти, закреплению статуса Следственного комитета РФ в Основном законе страны. В статье Ю. А. Цветкова «Конституционализация следственной деятельности: перспективы и преимущества» (Российский следователь. 2019. № 3. С. 71-73) автор предлагает дополнить Конституцию Российской 

Федерации нормами, посвященными институциональным и процессуальным основам следственной деятельности. М. А. Мирзаев и Р. Р. Гаджиев в статье «Проблемы правового статуса Следственного комитета Российской Федерации» (Право и государство: теория и практика. 2021. № 6. С. 282-284) рассматривают специфику правового регулирования деятельности Следственного комитета России.

А. М. Тарасов в своей работе «Президентский контроль за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации» (Российский следователь. 2020. № 5. С. 61-65) пишет, что востребованность, актуальность и новационность рассмотрения данной темы подтверждается отсутствием отдельных исследований по этой тематике, особым статусом Следственного комитета РФ в системе органов государственной власти и в системе правоохранительных органов, а также конституционными полномочиями Президента РФ как главы государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Проблеме понимания значения миссии Следственного комитета посвящена работа Л. В. Голоскокова «Задачи и миссия Следственного комитета» (Российский следователь. 2019. № 3. С. 60-63), в ней описаны предложения возможных вариантов ее осмысления, формирования и реализации.

Авторы Э. К. Кутуеви и О. В. Логунов в статье «Отдельные вопросы повышения статуса Следственного комитета Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности» (Российская юстиция. 2020. № 6. С. 32-35) анализируют действующее законодательство, регламентирующее вопросы подследственности, а также статистические данные деятельности Следственного комитета РФ. Авторы приходят к выводу о необходимости изменения подследственности Следственного комитета РФ и сосредоточении деятельности на противодействии преступлений должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, прокуратуры, должной защиты высшей ценности государства – прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Российской Федерации. Предлагается исключить из подследственности Следственного комитета РФ: уголовные дела небольшой и средней тяжести, совершенные иными субъектами, за исключением указанных; преступления против общественного порядка, преступления в сфере экономики, против здоровья населения и общественной нравственности.

Спорят ученые и о коллегиальности принятия решения о возбуждении уголовного дела. Так, И. С. Дикарев в статье «Коллегиальность предварительного следствия» (Законность. 2021. № 9. С. 65-67) говорит о том, что в производстве по каждому уголовному делу обязательно участие наряду со следователем руководителя следственного органа, что, по сути, означает коллегиальность предварительного следствия. Он пишет, что в юридической литературе отстаивается мнение, что даже в случае принятия руководителем следственного органа уголовного дела к своему производству – его действия должны контролироваться руководителем вышестоящего следственного органа. Все это свидетельствует об утрате доверия к единоличной форме предварительного следствия.

Ряд исследований посвящен внедрению в работу следствия новых информационных технологий. Ю. А. Цветков в статье «Искусственный интеллект в управлении следственными органами (Российский следователь. 2021. № 9. С. 29-33) описывает опыт использования электронных систем, направленных на частичную автоматизацию отдельных функций управления следственными органами. Со ссылкой на примеры автоматизации процессов управления в компании Uber и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации автор раскрывает возможности искусственного интеллекта в менеджменте и государственном управлении. Формулирует условия, необходимые для внедрения искусственного интеллекта в управление следственными органами. Обозначает основные направления, в которых он может оказать влияние на повышение эффективности работы руководителей следственных органов. В работе Д. В. Бахтеева «Искусственный интеллект в следственной деятельности: задачи и проблемы» (Российский следователь. 2020. № 9. С. 3-6) рассмотрены возможности таких систем при работе с ориентирующей и доказательственной информацией и принятии решений, а также при составлении процессуальных документов следователем. Указано на отсутствие критерия прозрачности в принятии решений посредством интеллектуальных систем в силу наличия в их структуре скрытого слоя для обучения сети.

 

 

 

 

Перспективы реформирования следственных органов

Библиографический список

Багмет, А. М. Перспективы развития экспертной деятельности в следственном комитете Российской Федерации / А. М. Багмет // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 5. – С. 11-14.

Бастрыкин, А. И. 10 лет Следственному комитету России / А. И. Бастрыкин // Правда и закон. – 2021. – № 1. – С. 3-11.

Бастрыкин, А. И. От реформ Петра Великого до наших дней (к 10-летию со дня образования СК России) / А. И. Бастрыкин // Вестник академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2021. – № 4. – С. 13-17.

Бахтеев, Д. В. Искусственный интеллект в следственной деятельности: задачи и проблемы / Д. В. Бахтеев // Российский следователь. 2020. № 9. С. 3-6.

Бурынин, С. С. Перспективы управления следственными органами с использованием искусственного интеллекта / С. С. Бурынин // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2021. – № 3. – С. 62-67.

Бычкова, Е. И. Некоторые аспекты совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления со следственными органами Следственного комитета Российской Федерации / Е. И. Бычкова, М. А. Говердовская // Российский следователь. 2021. № 4. С. 17-19.

Валов, С. В. Следственные органы Российской Федерации: сходства и различия / С. В. Валов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 1. – С. 124-134.

Волчанская, А. Н. Социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации как условие эффективного выполнения возложенных на них задач и функций (вопросы конституционно-правового регулирования) / А. Н. Волчанская, А. В. Худяков // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 203-210.

Воронцова, Е. С. Правовое положение Следственного комитета Российской Федерации на современном этапе / Е. С. Воронцова, С. С. Семерков // Научно-практические исследования. – 2021. – № 1-8. – С. 25-27.

Голоскоков, Л. В. Задачи и миссия Следственного комитета / Л. В. Голоскоков // Российский следователь. 2019. № 3. С. 60-63.

Дикарев, И. С. Коллегиальность предварительного следствия / И. С. Дикарев // Законность. 2021. № 9. С. 65-67.

Костенко, К. А. Основные задачи мониторинга СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Следственном комитете РФ / К. А. Костенко // Российская юстиция. 2020. № 5. С. 56-58.

Кравцов, Д. А. Следственный комитет как один из субъектов профилактики правонарушений в молодежной среде / Д. А. Кравцов // Российский следователь. 2019. № 3. С. 51-53.

Махтюк, С. О. Процессуальный контроль руководителя следственного органа: понятие, субъекты, принципы / С. О. Махтюк // Российский следователь. 2020. № 6. С. 8-12.

Мирзаев, М. А. Проблемы правового статуса Следственного комитета Российской Федерации / М. А. Мирзаев, Р. Р. Гаджиев // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 6. – С. 282-284.

Муллагалеева, Л. Р. К вопросу о расширении полномочий следователя при обжаловании решений прокурора о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия / Л. Р. Муллагалеева // Российский следователь. 2019.  № 6. С. 39-43.

Муфтахов, Р. Ф. Актуальные вопросы дальнейшей модернизации органов предварительного следствия России / Р. Ф. Муфтахов // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. № 12. – С. 452-457.

Надоненко, О. Н. О создании государственного судебно-экспертного учреждения в системе следственного комитета Российской Федерации / О. Н. Надоненко // UNIVERSUM: экономика и юриспруденция. – 2021. – № 11. – С. 23-25.

Овчинников, Ю. Г. Укрепление престижа следователя как ключевая задача высших органов государственной власти / Ю. Г. Овчинников // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. – 2021. – № 3. – С. 25-32.

Османова, Н. В. Право следователя на отстаивание интересов следствия в уголовном судопроизводстве / Н. В. Османова // Российский следователь. 2019. № 5. С. 32-36.

Редников, Д. В. Целесообразность создания Следственного комитета Российской Федерации / Д. В. Редников, А. А. Ярмухаметова // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 79-6. – С. 96-98.

Соловьев, С. А. Великий инквизитор: следственные органы в России против великого уравнителя – суда присяжных / С. А. Соловьев // Мировой судья. 2020. № 11. С. 30-34.

Тарасов, А. М. Полномочия Президента Российской Федерации по контролю за деятельностью правоохранительных органов / А. М. Тарасов // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 3. – С. 141-146.

Тарасов, А. М. Президентский контроль за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации / А. М. Тарасов // Российский следователь. 2020. № 5. С. 61-65.

Фролова, О. В. Конституционно-правовой статус Следственного комитета России: проблемы и перспективы / О. В. Фролова, В. В. Фролов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 38. – С. 478-483.

Харченко, С. В. Некоторые особенности взаимодействия следственных органов СК России с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / С. В. Харченко // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 8. – С. 189-191.

Цветков, Ю. А. Искусственный интеллект в управлении следственными органами / Ю. А. Цветков // Российский следователь. 2021. № 9. С. 29-33.

Цветков, Ю. А. Конституционализация следственной деятельности: перспективы и преимущества / Ю. А. Цветков // Российский следователь. 2019. № 3. С. 71-73.

Цветков, Ю. А. Основные итоги работы Следственного комитета Российской Федерации за 10 лет / Ю. А. Цветков / Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2021. – № 2. – С. 26-35.

Цветков, Ю. А. Следственная власть в эпоху постправды / Ю. А. Цветков // Вестник Московского государственного университета МВД России. – 2020. – № 3. – С. 59-64.

Чакински, А. Следственный комитет РФ хочет "рулить" в борьбе с уклонениями от уплаты налогов. Что из всего этого может получиться / А. Чакински // Административное право. 2019. № 1. С. 57-61.

Чарыков, А. В. Об участниках следственных действий / А. В. Чарыков, П. В. Вдовцев // Российский следователь. 2020. № 11. С. 24-27.

Черемисина, Т. В. Особенности электронной регистрации обращений граждан в Следственном комитете Российской Федерации / Т. В. Черемисина // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2020. – № 1. – С. 92-96.

Черемисина, Т. В. Роль судов офицерской чести в организации воспитательной работы в Следственном комитете Российской Федерации / Т. В. Черемисина // Российский следователь. 2020. № 9. С. 56-59.


Информацию подготовила

И.В. Щеголева,

заведующая ЦПИЭРССК












новаябиблиотека.рф социальная реклама

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика