Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Пушкиниана в произведениях лаковой миниатюры

6 июня – Пушкинский день России

 

В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках.

И.А. Гончаров       

Мастера русской лаковой миниатюры издавна обращались к теме творчества А.С. Пушкина. Представители четырёх основных центров лаковой миниатюрной живописи – Палеха, Федоскино, Мстёры и Холуя – отразили в своих работах все жанры художественного наследия великого поэта: стихи и сказки, поэмы и драматические произведения, романы и повести.


Пушкин стал для многих художников-миниатюристов любимым писателем и источником вдохновения. В формировании нашего национального сознания народные произведения, сказочные образы играют важную роль. И развитие самого поэта началось с рассказов старших о старине, сказок Арины Родионовны. И знаменитое вступление к поэме «Руслан и Людмила», и другие сказки Пушкина выросли из них.

Не случайно произведения А.С. Пушкина – это тот животворный источник, из которого художники черпали вдохновение для своих работ. Великий народный поэт оказался особенно близок и понятен народным художникам, ощутившим родство их духовных корней. Так образы пушкинских сказок, баллад и поэм ожили в ярком мире лаковой живописи.

Палех. Год за годом художники Палеха создавали своего, палехского, Пушкина. Сказочные сюжеты традиционно привлекали мастеров лаковой миниатюры. В Палехе нашли себе применение бывшие иконописцы, и ведущей темой творчества многих из них стала русская народная сказка и поэтические шедевры А.С. Пушкина.

Художники И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.Н. Буторин, А.В. Котухин смогли перевести яркие литературные образы на язык изобразительного искусства. Используя технику живописи, они создали удивительный мир, в котором оживают произведения поэта. При этом декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трёх основных цветов – красного, жёлтого и зелёного, восходят к традициям древнерусской иконописи.


Мастера Палеха создавали свою пушкиниану в самых разных техниках и жанрах – работали над театральными декорациями, книжными иллюстрациями, занимались росписью по фарфору и скульптурными портретами. Художник Н.В. Дыдыкин стал автором памятника А.С. Пушкину, установленного в 1952 году во дворе Всероссийского музея А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге на набережной Мойки, 12.

Мстёра. С самого рождения мстёрской миниатюры в неё вошла сказка. Красочный вымысел, яркая фантазия, высокие идеи русской народной сказки – неисчерпаемый источник образов для мстёрских художников. Особенно близка им сказочная поэзия А.С. Пушкина.

Основоположниками мстёрского искусства Н.П. Клыковым, А.Ф. Котягиным, А.И. Брягиным, И.А. Серебряковым, И.Н. Морозовым, И.А. Фомичёвым и другими созданы сотни миниатюр на сюжеты пушкинских произведений.

Миниатюры художника-сказочника И.Н. Морозова олицетворяют мстёрский стиль в его чистом виде. Колорит его произведений жизнерадостный, с преобладанием ярких сильных тонов – красного, синего, зелёного. Широко известны изделия с его миниатюрами – шкатулка «Дубровский» (1946) и ларец «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1949), где ясно видно умелое использование разнообразных цветовых сочетаний.


Для старейших мастеров Мстёры характерно глубокое проникновение в дух и смысл произведений, положенных в основу их творческой работы. Они впитали в себя художественную культуру древней иконописи, смогли сохранить её лучшие отличительные черты – цветовую гармонию, богатый и разнообразный колорит. Удачно используя эти драгоценные приёмы, они создали прекрасные произведения искусства пушкинской тематики, отразили в своих работах жанровое многообразие творчества поэта – сцены из сказок, стихотворений, повестей, романа.

Холуй. К сюжетам пушкинских сказок постоянно обращаются художники Холуя – прославленного старинного центра иконописания и лаковой миниатюры. Фантастически красивая живопись представляет собой соединение сверкающих ярких красок и таинственного чёрного фона, оживленного вспышками золотого ажурного орнамента.

Один из ведущих мастеров Холуя К.В. Костерин создаёт образцы декоративной монументальности в миниатюре. Его работам свойственна декоративная обобщённость цвета и богатая красочная гамма, уравновешенность композиции и более тесная связь миниатюрной живописи с формой предмета.

Художник Н.И. Бабурин, увлечённый пушкинскими сказками, стал автором тонких по настроению и виртуозных по исполнению миниатюр по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о золотом петушке», «Сказки о царе Салтане».

Федоскино. Произведения А.С. Пушкина, его эпоха, сам образ поэта и его окружения всегда интересовали федоскинских мастеров: сказочные и поэтические образы будто специально созданы для переложения их на лаковую поверхность шкатулки.

От Холуя, Мстёры и Палеха, которым близка иконописная манера письма яичной темперой, Федоскино отличает реалистичное изображение, многослойная техника живописи и использование масляных красок. Основные типы лаковых миниатюр Федоскино – жанровые сцены, пейзажи и портреты.

Впервые пушкинская тема появилась в работах федоскинских мастеров в конце 30-х годов XX века (в 1937 году в СССР широко отмечалось 100-летие со дня гибели поэта). В послевоенные годы сказки Пушкина, его стихи и проза, пейзажи пушкинских мест, портреты поэта, его близких и друзей стали основой для новых произведений федоскинских художников.

Искусство лучших мастеров народных промыслов остается по-прежнему современным. В произведениях художников-миниатюристов открывается волшебный мир живой и разнообразной пушкинской сказки. В их панно и шкатулках есть высокая поэзия, они проникнуты музыкальностью, свойственной творениям любимого поэта.

 

Литература:

 

Искусство холуйской миниатюрной живописи : альбом / автор-составитель Л. К. Розова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1975. – 120 с. : ил.

Пирогова, Л. Л. Лаковая миниатюра. Палех : альбом / Л. Л. Пирогова. – Москва : Интербук-бизнес, 2001. – 159 с. : ил.

Пирогова, Л. Л. Русская лаковая живопись. XXI век / Л. Л. Пирогова. – Москва : Интербук-бизнес, 2006. – 191 с. : ил.

Соловьева, Л. Н. Лаковая миниатюра. Мстёра : альбом / Л. Н. Соловьева. – Москва : Интербук-бизнес, 2001. – 152 с. : ил.

Федоскино = Fedoskino : альбом / составитель и автор вступительной  статьи Н. Я. Малахов. – Москва : Изобразительное искусство, 1984. – 168 с. : ил.

 

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству