Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Пушкиниана в произведениях лаковой миниатюры6 июня – Пушкинский день России
В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках. И.А. Гончаров Мастера русской лаковой миниатюры издавна обращались к теме творчества А.С. Пушкина. Представители четырёх основных центров лаковой миниатюрной живописи – Палеха, Федоскино, Мстёры и Холуя – отразили в своих работах все жанры художественного наследия великого поэта: стихи и сказки, поэмы и драматические произведения, романы и повести.
Пушкин стал для многих художников-миниатюристов любимым писателем и источником вдохновения. В формировании нашего национального сознания народные произведения, сказочные образы играют важную роль. И развитие самого поэта началось с рассказов старших о старине, сказок Арины Родионовны. И знаменитое вступление к поэме «Руслан и Людмила», и другие сказки Пушкина выросли из них. Не случайно произведения А.С. Пушкина – это тот животворный источник, из которого художники черпали вдохновение для своих работ. Великий народный поэт оказался особенно близок и понятен народным художникам, ощутившим родство их духовных корней. Так образы пушкинских сказок, баллад и поэм ожили в ярком мире лаковой живописи. Палех. Год за годом художники Палеха создавали своего, палехского, Пушкина. Сказочные сюжеты традиционно привлекали мастеров лаковой миниатюры. В Палехе нашли себе применение бывшие иконописцы, и ведущей темой творчества многих из них стала русская народная сказка и поэтические шедевры А.С. Пушкина. Художники И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.Н. Буторин, А.В. Котухин смогли перевести яркие литературные образы на язык изобразительного искусства. Используя технику живописи, они создали удивительный мир, в котором оживают произведения поэта. При этом декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трёх основных цветов – красного, жёлтого и зелёного, восходят к традициям древнерусской иконописи.
Мастера Палеха создавали свою пушкиниану в самых разных техниках и жанрах – работали над театральными декорациями, книжными иллюстрациями, занимались росписью по фарфору и скульптурными портретами. Художник Н.В. Дыдыкин стал автором памятника А.С. Пушкину, установленного в 1952 году во дворе Всероссийского музея А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге на набережной Мойки, 12. Мстёра. С самого рождения мстёрской миниатюры в неё вошла сказка. Красочный вымысел, яркая фантазия, высокие идеи русской народной сказки – неисчерпаемый источник образов для мстёрских художников. Особенно близка им сказочная поэзия А.С. Пушкина. Основоположниками мстёрского искусства Н.П. Клыковым, А.Ф. Котягиным, А.И. Брягиным, И.А. Серебряковым, И.Н. Морозовым, И.А. Фомичёвым и другими созданы сотни миниатюр на сюжеты пушкинских произведений. Миниатюры художника-сказочника И.Н. Морозова олицетворяют мстёрский стиль в его чистом виде. Колорит его произведений жизнерадостный, с преобладанием ярких сильных тонов – красного, синего, зелёного. Широко известны изделия с его миниатюрами – шкатулка «Дубровский» (1946) и ларец «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1949), где ясно видно умелое использование разнообразных цветовых сочетаний.
Для старейших мастеров Мстёры характерно глубокое проникновение в дух и смысл произведений, положенных в основу их творческой работы. Они впитали в себя художественную культуру древней иконописи, смогли сохранить её лучшие отличительные черты – цветовую гармонию, богатый и разнообразный колорит. Удачно используя эти драгоценные приёмы, они создали прекрасные произведения искусства пушкинской тематики, отразили в своих работах жанровое многообразие творчества поэта – сцены из сказок, стихотворений, повестей, романа.
Один из ведущих мастеров Холуя К.В. Костерин создаёт образцы декоративной монументальности в миниатюре. Его работам свойственна декоративная обобщённость цвета и богатая красочная гамма, уравновешенность композиции и более тесная связь миниатюрной живописи с формой предмета. Художник Н.И. Бабурин, увлечённый пушкинскими сказками, стал автором тонких по настроению и виртуозных по исполнению миниатюр по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о золотом петушке», «Сказки о царе Салтане».
От Холуя, Мстёры и Палеха, которым близка иконописная манера письма яичной темперой, Федоскино отличает реалистичное изображение, многослойная техника живописи и использование масляных красок. Основные типы лаковых миниатюр Федоскино – жанровые сцены, пейзажи и портреты. Впервые пушкинская тема появилась в работах федоскинских мастеров в конце 30-х годов XX века (в 1937 году в СССР широко отмечалось 100-летие со дня гибели поэта). В послевоенные годы сказки Пушкина, его стихи и проза, пейзажи пушкинских мест, портреты поэта, его близких и друзей стали основой для новых произведений федоскинских художников. Искусство лучших мастеров народных промыслов остается по-прежнему современным. В произведениях художников-миниатюристов открывается волшебный мир живой и разнообразной пушкинской сказки. В их панно и шкатулках есть высокая поэзия, они проникнуты музыкальностью, свойственной творениям любимого поэта.
Литература:
Искусство холуйской миниатюрной живописи : альбом / автор-составитель Л. К. Розова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1975. – 120 с. : ил. Пирогова, Л. Л. Лаковая миниатюра. Палех : альбом / Л. Л. Пирогова. – Москва : Интербук-бизнес, 2001. – 159 с. : ил. Пирогова, Л. Л. Русская лаковая живопись. XXI век / Л. Л. Пирогова. – Москва : Интербук-бизнес, 2006. – 191 с. : ил. Соловьева, Л. Н. Лаковая миниатюра. Мстёра : альбом / Л. Н. Соловьева. – Москва : Интербук-бизнес, 2001. – 152 с. : ил. Федоскино = Fedoskino : альбом / составитель и автор вступительной статьи Н. Я. Малахов. – Москва : Изобразительное искусство, 1984. – 168 с. : ил.
Подготовила О.Н. Полякова, заведующая отделом литературы по искусству |