Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Романтика и реализм Ореста Кипренского

К 240-летию со дня рождения художника

Орест Адамович Кипренский – выдающийся портретист XIX века. Творчество художника развивалось в период русской истории, отмеченный такими важными событиями, как Отечественная война 1812 года, походы против Наполеона и движение декабристов.

Кипренский родился в 1782 году в местечке близ Копорья Ораниенбаумского уезда, жил и воспитывался в семье крепостного Адама Швальбе.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, он поступил в Петербургскую академию художеств. Вначале Кипренский учился в Воспитательном училище. Через девять лет поступил в класс исторической живописи, который предназначался для учеников, уже проявлявших какие-то способности. Его учителями были профессор исторической живописи Г.И. Угрюмов и мастер декоративной росписи Габриэль-Франсуа де Дуайен.

В 1803 году Кипренский окончил Академию художеств. За отличные успехи в учебе художник получил аттестат первой степени и шпагу, однако он так и не был удостоен золотой медали, которая давала право на поездку в Европу. Свою первую золотую медаль художник завоевал в 1805 году за историческое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Однако известность ему принесла не историческая живопись.

Как представитель эпохи романтизма, Кипренский стал обновителем традиций русского портретного искусства. В 1804 году на выставке в Академии художеств внимание публики привлек написанный им портрет его отца Адама Швальбе. Портрет впечатляет своей замечательной зрелостью, глубоким пониманием человеческой природы и уровнем мастерства, достигнутым на столь раннем этапе творческой карьеры художника. Несомненно, Кипренский писал портрет с натуры. Волосы портретируемого в беспорядке взметнулись, взгляд горяч и гневен, грозное лицо исполнено решимости, рука властно сжимает набалдашник трости. Есть даже что-то таинственное в таком огромном волевом напряжении, ни причины, ни цели которого мы не знаем. Этот гениальный портрет произвел впечатление на современников Кипренского. В 1830 году он был показан на художественной выставке в Неаполе.

Шедевром в ряду ранних портретов 1808-1809 годов является портрет юного Александра Челищева. В августе 1812 года четырнадцатилетний Челищев был выпущен в чине прапорщика из Пажеского корпуса в действующую армию и принял боевое крещение в знаменитом и жестоком сражении под Малоярославцем, когда город восемь раз переходил из рук в руки. В портрете использована деревянная доска без грунта. Но ещё смелее контраст света и тени: ярко выделено лицо, а в глубокой тени почти не прочитывается контур головы и плеч. На обыгрывании контрастов строится всё изображение – белый, красный и синий образуют звучный аккорд, тёмные глаза на ярком лице, и, наконец, самый главный контраст ̶ любовно переданные черты совершенно детского лица и «взрослого», умного и серьёзного выражения.

В 1823 году граф Дмитрий Шереметев предложил Кипренскому стать его личным живописцем. Во дворце графа на Фонтанке для художника оборудовали мастерскую. В 1824 году художник написал картину, на которой изобразил графа Шереметева в блестящей, нарядной кавалергардской форме, стоящим у круглого столика на фоне красиво убранных комнат. В этом же году художник представил портрет на публичной выставке Академии художеств.

В 1827 году Кипренский написал известнейший портрет Александра Сергеевича Пушкина. Со школьной скамьи каждый знаком с портретом русского классика. Потомки не устают выражать благодарность живописцу, благодаря которому образ гения сохранился до наших дней.

В мае 1827 года Антон Дельвиг уговорил Александра Пушкина позировать Кипренскому. Поэт иронично относился к своей внешности и не любил, чтобы его рисовали художники, но согласился. В результате был создан образ, ставший для потомков эталоном облика русского поэта. Полотно было написано в доме графа Дмитрия Шереметева. Перед художником стояла непростая задача ̶ запечатлеть человека живого, подвижного и эмоционального. Современники высоко оценили портрет, причем одни видели на полотне Пушкина веселым и спокойным, другие ̶ задумчивым и печальным. Именно такого эффекта и хотел добиться художник. Сам Пушкин этим портретом остался доволен. 

В 1828 году Кипренский пишет портрет танцовщицы Е.А. Телешовой в роли Зелии, в том же году создает портрет знаменитой актрисы Н.С. Семеновой в виде Дельфской сивиллы.

Портрет «Бедная Лиза» написана на год раньше, в 1827-м. Он навеян впечатлениями от одноименной повести Н.М. Карамзина, но одновременно можно проследить связь с жизнью самого живописца. В процессе работы над этим полотном Кипренский вспоминал свою горячо любимую мать. Картина носит ярко выраженный романтический характер: одеяния девушки белого и розового цветов подчеркивают ее юность и невинность, а цветок в руках – символ погибшей наивной и трогательной первой любви.

Автопортрет 1828 года был написан в последний год пребывания Кипренского в России. Он изобразил себя с кистью в руке, одетым в полосатый восточный халат, или архалук, как называли его в те годы. Этот портрет может многое рассказать о художнике. Лицо оттенено ярко-белым воротником. Мазки так восхитительны, что поверхность кажется зеркальной. Художник смотрит прямо на нас, на лице читается напряженная работа мысли. Кипренский изобразил себя в домашней обстановке. Усталые глаза много работающего человека, в складках губ застыла полуулыбка. Это исповедь усталого труженика. В портрете проступают черты тревоги и какого-то непонятного беспокойства.

Более ранний автопортрет 1820 года был написан в Риме, он был отослан Кипренским во Флоренцию и в 1825 году был помещен в галерею автопортретов музея Уффиции. Кипренский был первым из русских художников, чей автопортрет был включен в знаменитую выставку автопортретов европейских мастеров. На этом раннем автопортрете сильнее ощущается романтическая напряженность, впоследствии на автопортрете 1828 года она почти полностью исчезает.

В 1831 году Кипренский обратился к групповому портрету. Написанная в 1831 году картина "Читатели газет в Неаполе" имела успех. Искусствоведы отмечают, что полотно представляет собой нечто большее, чем просто групповой портрет, образы людей трактованы художником правдиво и без прикрас.

Творчество Ореста Адамовича Кипренского занимает значительное место в русской живописи. Создавая образы современников, он вкладывал в них свое представление о прекрасном и благородном.

Список использованной литературы:

Бочаров, И. Н. Кипренский / И. Н. Бочаров, Ю. П. Глушакова. ̶ Москва : Молодая гвардия, 1990. ̶ 368 c. : ил.

Валицкая, А. П. Орест Кипренский в Петербурге / А. П. Валицкая. ̶ Ленинград : Лениздат, 1981. ̶ 262 с. : ил.

Зименко, В. М. Орест Адамович Кипренский, 1782-1836 : монография / В. М. Зименко. ̶ Москва : Искусство, 1988.   ̶ 352 с. : ил.

Кипренский-портретист : альбом / автор вступительной статьи и составитель Б. Д. Сурис. ̶ Ленинград : Художник РСФСР, 1967. ̶ 24 с. : ил.

Михайлова, К. В. Орест Адамович Киренский, 1782-1836 : монография / К. В. Михалова.   ̶ Ленинград : Искусство, 1986. ̶ 96 с. : ил.

Орест Кипренский / автор текста О. Алленова. ̶ Москва : Белый город, 2000. ̶   48 с. : ил.

Петрова, Е. Н. Орест Кипренский / Е. Н. Петрова. ̶ Москва : Арт-Родник, 2000. ̶ 72 с.

Сарабьянов, Д. В. Орест Адамович Кипренский, 1782-1836 : К 200-летию со дня рождения : альбом / Д. В. Сарабьянов. ̶ Ленинград : Художник РСФСР, 1982. ̶ 208 с. : ил.

Турчин, В. С. Орест Кипренский : (к 200-летию со дня рождения) / В. С. Турчин. ̶ Москва. ̶ 1982. ̶ 48 с. : ил.

Турчин, В. С. Орест Кипренский : монография / В. С. Турчин. ̶ Москва : Знание, 1975. ̶ 168 с. : ил.

Чижикова, Е. Н. Орест Адамович Кипренский / Е. Н. Чижикова. ̶ Ленинград : Художник РСФСР, 1965. ̶ 52 с. : ил.



Информацию подготовила

А.С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству