Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Мир искусства

к 150-летию со дня рождения Сергея Павловича Дягилева

(31.03.1872)

 

"Я хочу выхолить русскую живопись,

вычистить её и, главное,

поднести её Западу,

возвеличить её на Западе".

С.П. Дягилев


31 марта исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Павловича Дягилева – известного театрального и художественного деятеля, одного из основателей группы Мир Искусства, организатора "Русских сезонов" в Париже и труппы "Русский балет Дягилева". Сергей Павлович сыграл одну из решающих ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX-XX веков, "открыл" многих талантливых артистов балета, композиторов и художников. Он стал объединяющим звеном для разрозненных молодых художественных сил "против рутинных требований и взглядов старых отживающих авторитетов".

С.П. Дягилев также являлся инициатором создания и редактором знаменитого журнала "Мир искусства". На страницах журнала Дягилев как автор затронул большой круг вопросов: цели и задачи искусства и критики, классика и современное искусство, иллюстрация и книжная графика, музейное дело, художественная культура других стран и, наконец, то, что мы понимаем теперь под словами международное культурное сотрудничество.


В. Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904 г.

В отделе редкой книги Краснодарской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина хранится полный комплект журнала "Мир искусства" за 1899-1904 гг.

"Мир искусства" ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, целиком посвящённый пропаганде творчества художников и писателей-символистов. Он являлся органом одноимённого объединения Мир искусства и рупором новых веяний, во многом определившим развитие русской культуры на рубеже веков. Это издание занимало ведущие позиции в России в области "нового искусства" и предоставляло читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет.

Выпуском журнала первоначально занимались княгиня М.К. Тенишева и московский меценат Савва Мамонтов, однако с 1902 года эти полномочия перешли к Сергею Дягилеву. По воспоминаниям А. Бенуа, Дягилев сформировал формат и внешний вид журнала и также сам писал искусствоведческие статьи для него.

Своим внешним видом "Мир искусства" выделялся среди журнальной продукции того периода. Издание имело большой формат и печаталось на превосходной бумаге. Художественному оформлению редакция уделяла особое внимание. Концовки, заставки, рамки, заставные листы, обложку каждого номера выполняли художники-мирискусники Добужинский, Лансере, Сомов, К. Коровин, Бакст и другие. В журнале содержалось много превосходных иллюстраций – художественных репродукций и фотографий, изготовленных в различной технике. Зачастую они заказывались и готовились за рубежом. Возникновение журнала "Мир искусства" стало значительным этапом в истории российской полиграфии и графики.

 

Первый номер журнала вышел в обложке работы К.А. Коровина

   

Обложка работы М.В. Якунчиковой           Обложка работы К. Сомова        

 

Обложка работы Е. Лансере

 


Маркой "Мира Искусства" стал орёл, созданный Л. Бакстом. Аллегорический смысл этой эмблемы разъяснил Александру Бенуа в письме к нему сам Бакст: "Вот моя мысль: "Мир Искусства" выше всего земного, у звёзд, там оно царит надменно, таинственно и одиноко, как орёл на вершине снеговой, и в данном случае это "орёл полночных стран", т.е. севера России. Вот и всё".


В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям, как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И.Е. Репин, К.А. Сомов, В.М. Васнецов и А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, К.А. Коровин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и многие другие. Это определило необычайно высокий художественно-эстетический уровень издания.

Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классический образец русского искусства конца XIX – начала XX веков, как классика стиля модерн.


 

 



Большое количество материалов было посвящено вопросам художественной промышленности, в том числе декоративно-прикладному искусству. Особое внимание уделялось образцам старого русского искусства – начала XIX веков.



С 1900 г. в журнале появился литературный отдел, состоявший из статей и рецензий. Во главе его стоял Д.В. Философов. Среди главных сотрудников отдела были Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, с середины 1901 г. – В. Брюсов, с 1902 г. – Андрей Белый.


Историко-художественные очерки и статьи, публикуемые в журнале, отличали блестящая форма и содержательность, нередко в них использовались малоизвестные и архивные материалы. В настоящее время признано, что эти публикации внесли весомый вклад в отечественное искусствоведение.




В начале 1905 года было принято решение о закрытии журнала "Мир искусства". К этому привели финансовые проблемы и разногласия, царившие среди сотрудников редакции. К тому же собственно журнал исчерпал свои возможности, и художникам, и Дягилеву в рамках такого издания стало тесно. Закрытие журнала не прошло незамеченным. Многие переживали это событие как утрату важного элемента художественной жизни. Это подтверждается словами А. Бенуа, который писал в своём очерке "Возникновение "Мира искусства" (Ленинград, 1928), что в истории журнала "заключены залежи подлинного идеализма, неизжитой истины, реальных возможностей и благотворной человечности".

 

Подготовила

А.В. Вехова,

зав. отделом редкой книги