name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Все о «Пушкинской карте»:

Афиша

Оформление

Возможности

QR

facebook.com youtube.com vkontakte.com

Земля красоты и добра: культура и искусство Адыгеи

К 100-летию Республики Адыгея

 

Изобразительное искусство современной Адыгеи составляет уникальный пласт культуры. Человечность, почтительность, мудрость, мужество, честь – эти принципы адыгов нашли отражение в творчестве художников.

Союз художников Адыгеи появился в послевоенные 1950-е годы. К началу 1980-х в республике работали уже многие известные художники: Д.И. Мельников, В.Ф. Долгов, Э.Н. Овчаренко, П.Д. Филиппенко, В.М. Мехед, А.Г. Манакьян, скульптор А.Г. Шекоян.

Петр Денисович Филиппенко относится к старейшему поколению художников Адыгеи, чьи жизнь и творчество тесно связаны с Краснодарским краем. Важным этапом становления его как живописца стало обучение в стенах старейшего на юге России учебного заведения – Краснодарского художественного училища.

После окончания училища в 1953 году художник переехал на работу в Майкоп, с которым связаны 66 лет его творческого пути. Художник-реалист, он писал пейзажи, портреты, бытовые полотна. Известность ему принесли не только живописные произведения, но и работа в области книжной графики. Им было выполнено оформление книг для детей: "Человек делает добро" Д. Констанова, "Бей, дубинка" и "Князь и птичка" М. Паранука.

Работы Петра Филиппенко отмечались на городских, региональных и всероссийских выставках, а в 1971 году он стал членом Союза художников РСФСР. Его картины находятся в картинной галерее Министерства культуры республики Адыгея, Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко, Северо-Кавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока, частных коллекциях в России и за рубежом.

В 50-70-е годы прошлого столетия на Кубани и в Адыгее жил и творил представитель российского "андеграунда" (неофициального, непризнанного искусства) Евгений Цей. Он заслуживает внимания и как яркий, оригинальный художник, и как человек, вся жизнь которого – подвиг. Он окончил Краснодарское художественное училище, в стенах родного училища в 1972 году впервые было представлено персональной выставкой его творчество. Выставка экспонировалась чуть более двух часов, но этого времени было достаточно, чтобы имя Цея приобрело известность.

Родился художник 11 мая 1924 года в адыгейском ауле Шенджий. После окончания школы в 1942 году в возрасте 18 лет Евгений ушёл на фронт и прослужил в войсках НКВД до 1949 года. Вернувшись в родные места с контузией и несколькими наградами, Цей решил осуществить свою давнюю мечту – поступить в художественное училище. В дневнике Цей писал: "…рисовал всегда, сколько себя помню".

В 1952 году Е. Цей становится студентом Краснодарского художественного училища. Подготовительная часть его дипломной работы "Жанровые сюжеты", восемь листов из которой имеются в коллекции Северо-Кавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока, выполнена в технике гравюры на линолеуме.

После окончания училища Е. Цей вместе с женой десять лет работал в Краснодарских театральных мастерских художником по костюмам. Специфика театрального искусства оставила отпечаток декоративизма на всей последующей творческой деятельности художника. Иллюстрацией к сказанному служит довольно ранняя "Композиция в золотой гамме", исполненная в 1970 году маслом на холсте. В том же году Евгений пишет большую картину "Дама в красных перчатках". Уйдя из театральных мастерских, Е. Цей все последующие годы жизни занимался оформительской работой в различных организациях Краснодара: в передвижной механизированной колонне, в Плодовощторге, где числился мотористом, в Краснодаррыбводпроме, где "занимал должность" рыбовода. В 1971 году им были выполнены семь малых композиций в смешанной технике – гуашь, тушь, перо. В 1972 году  Е. Цей завершает несколько небольших листов из цикла "Сатирические сюжеты".

В 1976 году Евгений Цей начинает уделять основное внимание станковой живописи. В этот год им написаны пять крупных композиций маслом на холсте под общим названием "Маски". В творчестве появляются элементы заподноевропейского модернизма, художник пытается изъясняться метафорически. Отсутствие мастерской и материалов для творчества, непризнание на официальном уровне, выразившееся в резко негативной оценке его творчества, и как следствие – невозможность попасть на выставки и стать членом Союза художников – все это сильно усложняло жизнь художника в Краснодаре. Из-за отсутствия постоянной работы Евгений был вынужден много месяцев проводить в ауле, в доме родных. Несмотря на все эти невзгоды, Е. Цей продолжал упорно работать и создавать новые серии произведений.

Картина "Кавказская Афродита" – наиболее заметная в его творчестве, и, пожалуй, самое артистичное произведение Е. Цея в коллекции Северо-Кавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока.

В последние два года ко всем страданиям Евгения Цея добавилась неизлечимая болезнь. Художник пишет в своем дневнике: "Душа горит работать, а силы ослаблены. Творить продолжаю, хотя еле ползаю... Никакие пытки ни на йоту не смогут сдвинуть меня с моего пути, который я избрал с самого начала и пройду его до конца без поражений. Так было, так есть и так будет, пока я жив".

Цей умер в 1982 году, но для друзей и соратников он продолжает жить в многочисленных сериях живописных картин и графических работ.  Всё творчество Цея – это протест против социального зла, взгляд художника-гражданина на окружающую действительность. Шесть картин художника хранятся в Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко. 2653 работы сын Евгения Сулейменовича подарил Северо-Кавказскому филиалу Государственного музея искусства народов Востока.

Феликс Муратович Петуваш, член Союза художников СССР, лауреат России, народный художник Республики Адыгея – инициировал создание в республике самостоятельного Союза художников и в 1979 году стал его председателем. В результате были созданы благоприятные условия для развития изобразительного искусства в регионе.

Феликс Петуваш – один из первых художников, обратившихся к нартскому эпосу, в котором сохранена историческая память народов Кавказа. Мудрое отношение к жизни, глубокое понимание и тщательное изучение традиций, культуры адыгов позволило художнику создать уникальную серию графических листов. Линия в работах Ф.М. Петуваша является главным средством выражения идейного замысла – это позволяет сосредоточиться на пластике фигур и сюжете графического листа. Фигуры людей в композициях стилизованы в мифопоэтическом пространстве, сюжеты основаны на кульминации событий эпоса – рождение нарта, становление героя, защита родной земли, подвиги во благо своего народа, смерть.

Граттографии Петуваша на тему сказания о нарте Саусоруко принадлежат к книжным его работам. Это часть древнего монументального эпоса кавказских народов, посвященного подвигам героев, составлявших богатырское сообщество. Хотя работа над книжными циклами накладывает на художника ограничения, связанные с необходимостью следовать за литературным материалом, черт сходства между станковыми и книжными циклами у Петуваша больше, чем различий. В трактовку литературного сюжета художник вносит непосредственные жизненные впечатления. Творчество Ф.М. Петуваша тесно связано с общемировой, русской и национальной традициями.

Известный художник Теучеж Мадинович Кат – выпускник Кубанского государственного университета и Тбилисской академии художеств. Сын своего народа, опираясь на исторические события и рассказы односельчан, в графических работах он рассказывает о традициях и обычаях адыгов. Тема Родины для Теучежа Ката – это личная история, являющаяся частью истории его односельчан, его родственников. Серия графических листов "Родные мотивы", выполненных в технике литографии, ряд офортов "Мой аул" серия портретов, исполненных карандашом и тушью – его личный вклад в художественное изображение исторических событий его малой родины – Адыгеи. Гордость за своих соотечественников, современников выразилась в портретах прославленных борцов Адыгеи. Теучеж Мадинович Кат создал целую серию черно-белых и цветных графических листов, иллюстрирующих адыгейские сказки. Его работы выставлялись в Болгарии, Грузии, Кабардино-Балкарии, в Краснодарском крае. Теучеж Кат – народный художник Российской Федерации, член Союза журналистов России и Союза российских писателей, заслуженный художник Республики Адыгея, лауреат государственной премии Республики Адыгея.

Художники Адыгеи передают неповторимый дух родного края, национальный колорит, традиции быта и красоту природы. Их полотна звучат как новеллы о родном крае. Свой талант и профессионализм адыгейские художники посвящают своей любимой родине – Адыгее. 


Список литературы:

"Вся Кубань", художественная выставка из частного собрания А. И. Новиченко / "Вся Кубань", художественная выставка ; Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств.  ̶̵̶̶  Краснодар, 2007.  ̶̵̶̶  44 с. : ил.

Кат, Т. М. Перо и кисть : линогравюры и литографии к поэмам Цуга Теучежа / Т. М. Кат. – Майкоп, 2005. – 68 с. : ил.

Матвеев, О. В. Земляки и соседи : по материалам экспедиций 2020 года / О. В. Матвеев, А. И. Зудин, В. В. Воронин ; Благотворительный фонд по сохранению православных общин. – Ростов-на -Дону: Печатная лавка, 2020. –176 с. : ил.

Петр Филиппенко. Поколение добровольцев / Художественная галерея "Сантал", Выставочно-просветительский проект "Память". – Краснодар : [Б. и.], 2011. – 21 с. : ил.

Уходящее тысячелетие. Современное искусство Кубани : выставка / главный художник В. Коробейников. – [Б. м.], 1993. – 64 с. : ил.

Художники Адыгеи : живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: посвящена 450-летию добровольного вхождения Адыгеи в состав Российского государства / Союз художников Республики Адыгея, автор вступительной статьи Л. П. Гунина.  ̶̵̶̶  Майкоп : Качество, 2007.  ̶̵̶̶   86 с. : ил.

Художники Адыгеи : посвящение : живопись, графика, декоративно-прикладное искусство / министерство  культуры Республика Адыгея, Союз художников Республики Адыгея, [ответственный  за выпуск Б. С. Шеуджен]. – Майкоп : Качество, 2006. – 94 с. : ил.

Цей, Е. Живопись, графика / Е. Цей, Государственный музей искусства народов Востока. –  Майкоп : Качество, 2006. – 226 с.

Шаги к рассвету : адыгейские писатели-просветители XIX в. : избранные произведения / составитель Ш. Х. Хут, гравюры Ф. М. Петуваша. – Краснодар : Книжное издательство, 1986. – 398 с. : ил.

Информацию подготовила

А.С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству












новаябиблиотека.рф

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Яндекс.Метрика