Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Национальные проекты и их реализация – конституционное значение

Ко Дню Конституции (12 декабря)

 

 

Национальные проекты – это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат. Национальные проекты Российской Федерации утверждены указом президента страны Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Об их значении и реализации расскажет библиографический обзор статей и список публикаций из периодических изданий за последние три года.

 

Главная цель национальных проектов – поднять уровень благосостояния наших граждан, обеспечить доступность и качество образования, здравоохранения, поддержать семью, снизить уровень бедности.

В.В. Путин

 

В статье "История появления и развития национальных и федеральных проектов в России" (Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 773–779). А. А. Попович рассматривает основные подходы к формированию национальных проектов и составляющих их элементов, а также обобщает иерархию и взаимосвязь проектов на различных уровнях, что позволяет изучать их системно, определяя основные проблемы и тенденции их реализации.

Как известно, без поставленных целей невозможно решить ни одной задачи. Основным предназначением национальных проектов является определение целей деятельности государства для решения важнейших задач развития Российской Федерации и путей их достижения. Е. П. Губин в своей статье "Правовая основа национальных проектов в Российской Федерации" (Государство и право. 2020. № 8. С. 104–109) особое внимание уделяет не только правовому обеспечению создания и реализации национальных проектов, но и вопросам управления национальными проектами. Проведен анализ реализации национальных проектов и федеральных проектов (программ) в субъектах Российской Федерации.

Авторы статьи "Национальные проекты России и их реализация" (Вестник аграрной науки. 2019. № 6(81). С. 72–76) А. М. Алжуни и О. Л. Шарыгина изучили основные критерии национальных проектов России и их методологическую суть, реализуемых в период 2019-2024 гг. по 12 стратегическим направлениям: демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Также в статье проанализирована экономическая структура национальных проектов относительно источников их финансирования и объема затрачиваемых бюджетных и внебюджетных средств на их реализацию, проведено ранжирование национальных проектов по масштабам денежного финансирования.

Основной целью авторов статьи "Процесс реализации национальных проектов в регионе. Проектное управление" (Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2020. № 3(33). С. 103–109.) Л. В. Иваненко и Н. А. Тимощук является всесторонний анализ реализации национальных проектов как одной из форм государственного управления, а также организация и контроль исполнения национальных проектов. Показано, что в настоящее время реализация национальных проектов может осуществляться с помощью метода, который называется «управление проектами», или проектное управление, государственное управление. Дано понятие "проект" как обобщающее в некую систему и объединяющее процедуры, действия и мероприятия по достижению поставленной цели.

Несмотря на то, что национальные проекты являются инициативой федеральных властей, их реализация невозможна без активного участия субъектов Федерации. Качество жизни в регионах зависит от определения целевых показателей и объема выделяемых ресурсов для их достижения. Е. В. Слепцова и А. О. Алимова в статье "Роль национальных проектов в повышении качества жизни населения Краснодарского края" (Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 10-2(56). С. 94–97) дают оценку преимуществ и недостатков нацпроектов через призму социальной сферы, проанализировав достижения и провалы в их реализации в Краснодарском крае.

По мнению Президента РФ (в его выступлении от 23.09.2020 г.), несмотря на эпидемию и COVID-19, национальные проекты будут реализованы в полном объеме. Для реализации проектов необходимо действие центра и правительства, а также губернаторов и правительственных субъектов Российской Федерации. Читайте об этом в статье А. В. Ураева "Национальные проекты России и их финансирование в условиях COVID-19" (Научный журнал молодых ученых. 2020. № 3. С. 155–161).

 

 

 

Библиографический список

 

1.     Алжуни, А. М. Национальные проекты России и их реализация / А.М. Алжуни, О. Л. Шарыгина // Вестник аграрной науки. – 2019. – № 6(81). – С. 72–76.

2.     Бобров, Д. А. Применение проектного финансирования в реализации национальных проектов Российской Федерации / Д. А. Бобров // Baikal research journal. – 2020. – № 2. – С. 7–13.

3.     Бухвальд, Е. М. Финансово-бюджетные аспекты реализации национальных проектов в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 3(145). – С. 41–44.

4.     Валишвили, М. А. Финансирование приоритетных национальных проектов: промежуточные итоги и перспективы реализации / М. А. Валишвили // Путеводитель предпринимателя. – 2020. – № 4. – С. 46–55.

5.     Вершило, Т. А. Реализация национальных проектов: правовые проблемы и пути их решения / Т. А. Вершило // Финансовое право. – 2020. – № 8. – С. 21–23.

6.     Воробьева, Е. И. Национальные проекты Российской Федерации: приоритеты и финансовый контроль над их реализацией / Е. И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – № 4(49). – С. 151–161.

7.     Гетьман, В. Г. Реализация национальных проектов: изменения экономических отношений в обществе / В. Г. Гетьман // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 6(54). – С. 105–109.

8.     Глухова, Л. В. Управление рисками реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации" / Л. В. Глухова, А. Д. Немцев // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2019. – № 1. – С. 70–78.

9.     Голованов, В. И. Роль муниципальных образований в реализации национальных проектов / В. И. Голованов // Муниципальная академия. – 2019. – № 3. – С. 101–107.

10.           Горохова, С. С. Национальные проекты Российской Федерации как инструмент достижения стратегических целей и задач государства / С. С. Горохова // Российская юстиция. – 2020. – № 6. – С. 41–44.

11.           Губин, Е. П. Правовая основа национальных проектов в Российской Федерации / Е. П. Губин // Государство и право. – 2020. – № 8. – С. 104–109.

12.           Гусева, Т. А. Государственные (муниципальные) закупки как механизм реализации национальных проектов / Т. А. Гусева // Юрист. – 2020. – № 6. – С. 19–23.

13.           Давыдова, Ю. А. Национальный проект "Образование" и реализация принципа справедливости в сфере среднего образования / Ю. А. Давыдова, Е. В. Каргаполова, Н. Н. Денисенкова // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 3(25). – С, 228–242.

14.           Ежов, Д. А. Потенциальные риски реализации национальных проектов 2019-2024 и пути их нейтрализации / Д. А. Ежов // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – № 3(32). – С. 41–43.

15.           Зозуля, А. В. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов / А. В. Зозуля, П. В. Зозуля, Т. Н. Еремина // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 1. – С. 15–26.

16.           Иваненко, Л. В. Проблемы реализации национальных проектов и определение направлений их решения / Л. В. Иваненко, В. Б. Тасеев // Основы экономики, управления и права. – 2020. – № 6(25). – С. 43–48.

17.           Иваненко, Л. В. Процесс реализации национальных проектов в регионе. Проектное управление / Л. В. Иваненко, Н. А. Тимощук // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. – 2020. – № 3(33). – С. 103–109.

18.           Ильченко, С. В. Национальные проекты России и риски их реализации / С. В. Ильченко // Бизнес и дизайн Ревю. – 2021. – № 2(22). – С. 1–7.

19.           Кремин, А. Е. Проблемы реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в России / А. Е. Кремин // Вектор экономики. – 2019. – № 11(41). – С. 40–55.

20.           Лещинская, А. Ф. Финансирование и реализация национальных проектов во время пандемии COVID-19 / А. Ф. Лещинская, И. Д. Макаров // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-3. – С. 296–302.

21.           Лысенко, А. А. Проблемы при реализации национальных проектов Российской Федерации / А. А. Лысенко // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 1(53). – С. 234–238.

22.           Малис, Н. И. Актуальные задачи налоговой политики по реализации национального проекта по малому предпринимательству / Н. И. Малис // Налоговый вестник. Консультации. Разъяснения. Мнения. – 2020. – № 1. – С. 69–74.

23.           Мерзляков, А. А. Потенциал субъективности населения в отношении национальных проектов / А. А. Мерзляков // Вестник института социологии. – 2020. – № 4. – С. 143–166.

24.           Митрофанова, И. В. Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономической и политической модернизации старопромышленных регионов юга России / И. В. Митрофанова, О. А. Чернова, О. Ю. Патракеева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: история, регионоведение, международные отношения. – 2020. – № 5. – С. 213–233.

25.           Национальные проекты и совершенствование мониторинга их реализации в сфере непрерывного профессионального образования / А. В. Федотов [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – № 1. – С. 28–43.

26.           Национальные проекты России: роль и место молодежи в их реализации на региональном уровне / И. С. Крутько [и др.] // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1(54). – С. 340–346.

27.           Осипов, Н. А. Анализ реализации мероприятий региональной составляющей национального проекта "Культура" в Новосибирской области по итогам 2019 года / Н. А. Осипов // Colloquium-journal. – 2020. – № 6-7(58). – С. 53–55.

28.           Палагин, Н. В. Обзор национального проекта "Цифровая экономика": цели и задачи / Н. В. Палагин, В. А. Носков // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2019. – № 1-1. – С. 182–184.

29.           Пашихина, Е. В. Оценка исполнения плановых показателей по реализации национальных проектов РФ / Е. В. Пашихина // Международный журнал гражданского и торгового права. – 2020. – № 1. – С. 126–131.

30.           Пересыпкин, А. В. Некоторые проблемы нормативного регулирования, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора в сфере реализации национального проекта "Здравоохранение" / А. В. Пересыпкин // Медицинское право. – 2021. – № 4. – С. 31–38.

31.           Попович, А. А. История появления и развития национальных и федеральных проектов в России / А. А. Попович // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 32. – С. 773–779.

32.           Рубан, Д. А. Национальные проекты России как объект международных научных исследований / Д. А. Рубан // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2020. – № 2(32). – С. 50–53.

33.           Русин, С. Н. Национальный проект "Экология" в системе организационных и экономических средств ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Правовые аспекты / С. Н. Русин // Экологическое право. – 2020. – № 1. – С. 37–39.

34.           Савкина, Р. В. Национальные проекты в системе мер по достижению целей эффективного развития экономики / Р. В. Савкина // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 4. – С. 287–293.

35.           Слепцова, Е. В. Роль национальных проектов в повышении качества жизни населения Краснодарского края / Е. В. Слепцова, А. О. Алимова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 10-2(56). – С. 94–97.

36.           Смирнова, Д. О. Национальные проекты как инструмент государственной социальной политики в Российской Федерации / Д. О. Смирнова, О. Е. Чуйков, А. П. Абрамов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: экономика, социология, менеджмент. – 2020. – № 2. – С. 165–174.

37.           Токаев, Н. Х. Нацпроекты: потенциальные преимущества, формы и методы реализации, цели решаемых задач / Н. Х. Токаев // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2019. – № 4. – С. 150–156.

38.           Тугушев, Р. И. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации / Р. И. Тугушев // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 12. – С. 73–81.

39.           Ураев, А. В. Национальные проекты России и их финансирование в условиях COVID-19 / А. В. Ураев // Научный журнал молодых ученых. – 2020. – № 3. – С. 155–161.

40.           Фомичева, О. А. Конституция Российской Федерации как национальный проект реализации прав народа на участие в законотворческом процессе / О. А. Фомичева // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 12. – С. 18–22.

41.           Шабунина, В. В. Роль национального проекта "Наука" в реализации государственной политики в сфере научных исследований и разработок / В. В. Шабунина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 1(43). – С. 236–239.

42.           Шестак, Т. С. Региональные особенности формирования системы целевых показателей результативности и эффективности реализации национальных приоритетов в автодорожной сфере / Т. С. Шестак // Вектор экономики. – 2020. – № 6(48). – С. 38–52.

43.           Школьник, И. С. Реализация национальных проектов в области инфокоммуникаций: на примере внедрения 4G стандарта в Южной Корее / И. С. Школьник // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 9-1. – С. 186–193.

 

Информацию подготовила

Л.В. Семёнова,

ведущий библиотекарь ЦПИЭРССК