Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Ф.М. Достоевский и художники: творческий диалог

Выставка портретов писателя и иллюстраций к его произведениям.

К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского (11 ноября)

Уважаемые читатели! 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.

Его имя – по праву одно из самых почитаемых среди выдающихся деятелей не только русской, но и мировой литературы. Наверное, творчество ни одного писателя в мире не вызывало столько разноречивых суждений и дискуссий. Ещё при жизни Достоевского вокруг каждого произведения разгорались споры. В его романах учёные и литературоведы по сей день ищут скрытые смыслы, символы и знаки. Каждая книга, написанная им – это большое философское размышление.

Бесспорно, Достоевский – один из величайших художников в истории человечества. Но, несмотря на масштабы его влияния на культуру, портретов Фёдора Михайловича было создано не так много.

Из прижизненных самым узнаваемым является портрет работы Василия Перова. Известно, что художник многие годы думал о создании живописного образа Достоевского, был его большим поклонником. И вот поступил заказ от Павла Третьякова, мецената и собирателя, пожелавшего иметь в коллекции портрет писателя.

Перов уже тогда понимал, что необходимо передать масштаб личности великого мыслителя и философа. Во время сеансов позирования художник специально выводил Фёдора Михайловича на горячие философские споры, чтобы запечатлеть сложный процесс мышления на его лице.

Не из самых известных, но достойный должного внимания, – портрет писателя кисти Анатолия Захариевича Давыдова, ленинградского художника и гравёра блокадного поколения. Над этим полотном Давыдов работал два года, стараясь не просто воссоздать образ Достоевского на холсте, но осмыслить его личность, раскрыть эмоции, вызванные его произведениями и отразить их в атмосфере портрета.

Сложным, но действительно отражающим душу великого писателя, стал портрет работы Владимира Николаевича Минаева, советского художника-графика. Твердый, серьезный взгляд, полный мудрости, тоски и бесконечных мыслей, выразительная поза, словно Достоевский закрывается от окружающих – именно таким видит его художник.

Одним из главных почитателей творчества Достоевского является Илья Глазунов. Обстоятельства, приведшие Глазунова к писателю, особняком стоят в его биографии: обращение к Достоевскому выглядит не только закономерным, но и неизбежным в силу прожитых художником невзгод – его поразила правда об «униженных и оскорблённых».

Первые иллюстрации Глазунова к его произведениям, согласно каталогам, созданы в 1956 году. И вот перед нами Достоевский и его персонажи. Сложным и противоречивым был путь писателя, и в работах Ильи Глазунова ощущается знание о нем. Но мрачность и печаль автора "Бедных людей" преодолеваются его глубоким сочувствием к человеческому страданию.

Удивительное впечатление оставляют портреты: выдающиеся скулы, глаза, напряжённо глядящие исподлобья. Во взгляде чувствуется присущая писателю мудрость, а атмосфера каждого портрета передаёт то тяжёлое и тёмное, что чувствуется буквально в каждом произведении Достоевского.

Глазунов оформлял «Неточку Незванову», романы «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот».

В своих иллюстрациях художник отразил отчаяние, придавленность судьбой, тоску, болезненное страдание и мучения героев книг Достоевского.

Как впечатляют работы Глазунова по «Белым ночам» – в них чувствуется насыщенность Петербургом, столь близкая и писателю, и художнику. Каждая картина из этой серии – удивительный архитектурный пейзаж, полный эмоций, чувств, отчаяния, присущего произведениям Достоевского.

Представляют интерес иллюстрации Петра Михайловича Боклевского к произведениям Достоевского. Они, к сожалению, не так известны публике, почти не используются в печати, но бережно хранятся в фондах Литературного и Исторического музеев Москвы.

Мало кто знает о длительной и упорной работе художника над образами персонажей «Братьев Карамазовых», «Бедных людей» и «Преступления и наказания». Об этом свидетельствуют многочисленные эскизы, варианты портретов, выполненные то карандашом, то акварелью. Среди написанных и готовых работ были герои «Бедных людей»: Федора, Анна Фёдоровна, Быков, Горшков, и, конечно же, Варенька Добросёлова и Макар Девушкин.

Вечный труженик, забитый и робкий бедняк Девушкин в заботе о Вареньке нашел для себя смысл и святую цель в жизни. Боклевский изображает Макара с невероятной теплотой: худенький, смешной, сидящий на краешке стула. Словно пронизанный любовью, его утешающий взгляд направлен вдаль и излучает тепло.

Нищая, обиженная Варенька у Боклевского запечатлена в тот момент, когда её красота уже начинает погибать: впалые щёки, острый нос, подпухшие от слёз глазки.

Над персонажами «Преступления и наказания» художник работал преимущественно в 80-е годы. Среди законченных работ Раскольников, старуха процентщица, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Соня, Лужин и другие.

Алёна Ивановна, съёжившаяся старушонка со злым взглядом, настороженно озирающаяся. Поклонники произведения увидят те самые, описанные автором черты: «вострые глаза», «крысиную косичку», «шею, похожую на куриную ногу».

Раскольникова Боклевский изображает молодым, почти мальчиком с пушком над пухлыми губами. Невероятно худой, истощённый, с опущенной головой. Его взгляд – немое напоминание о совершенном преступлении. Художник пытался передать юность Раскольникова, разрушенную изнурённостью и болезнью, и, конечно, чувство раскаяния: «Тою же дорогою идя, я уже никогда бы более не повторил бы убийства».

Нельзя не упомянуть иллюстрации Виталия Минаева к "Братьям Карамазовым", созданные в 1969 году. Техника рисунка Минаева подчеркнула всю мрачность произведений Достоевского, надлом и отчаяние, которые писатель так болезненно и ярко передал.

Своими иллюстрациями Минаев словно погружает читателя в мир книги, приглашает оказаться прямо посреди событий произведения. Он позволяет взглянуть в лица персонажам, прочувствовать их эмоции.

В 1913 году художнику Мстиславу Добужинскому выпала уникальная и кропотливая работа: создание декораций для спектакля по пьесе "Николай Ставрогин", созданной по мотивам "Бесов" Достоевского. Сложность и глубина человеческих характеров, драматизм их столкновений, общий дух романа с его острым эмоциональным напряжением очень привлекали художника. Для Добужинского эта работа стала первой серьёзной постановкой, отличающейся таким драматическим накалом.

Одной из самых сильных картин в его сценографии стали "Скворешники". Она отмечена печатью тревоги, но в ней, как и в действии сцены, ясно ощущается трагический акцент. Контрастное сочетание оттенков стен комнаты с ярко-оранжевым платком девушки зримо передают эмоции и отражают состояние сцены.

От картины к картине, соответствуя действию, эскизы приобретают всё большую и большую драматическую остроту, а декорация последней сцены "Эпилог" буквально пропитана горем и трагедией. Нежилое, запущенное помещение с лестницей на чердак, где не стало главного героя истории – Ставрогина. Общим приёмом декорации картин можно назвать принцип гармонии "гремящих" контрастов".

Одним из важнейших элементов сценографии были костюмы, эскизы к которым тоже создавал Добужинский. Решая их форму, цвет и объем, художник исходил, прежде всего, из психологических портретов героев, данных Достоевским. Основываясь на собственных впечатлениях, он создает яркие, насыщенные костюмы, которые отвечают характерам персонажей.

В адресованных детям изданиях произведения Достоевского часто сопровождаются иллюстрациями Юрия Соломоновича Гершковича. На его долю выпало непростое и ответственное дело – иллюстрировать для особой аудитории книги великого классика с их тяжёлой, мрачной атмосферой. Взглянув на его работы по "Неточке Незвановой", "Белым ночам", "Подростку", можно с уверенностью сказать, что ему это удалось.

Окунуться в мир Достоевского невозможно без знакомства с книгой "Бедные люди". Кажется, что вся боль нищеты и болезни, тоски и отчаяния сосредоточена в одном только этом произведении. Из самых близких ей по духу иллюстраций – работы белорусского графика Бениамина Басова.

На обложке книги он изобразил Макара Девушкина. Потерянный взгляд, сомкнутые губы – художник попытался максимально передать всю тоску и печаль произведения одним ликом главного героя.

Практически каждая иллюстрация к книге – сцена, момент, словно остановленный кадр киноленты. Не случайно Басов выбрал технику черно-белой графики, словно размытых, растушёванных границ. Таким образом художник подчеркивает дух произведения, его атмосферу.

Большинство изданий собраний сочинений Достоевского сопровождается иллюстрациями самых именитых советских графиков. Среди них – Виталий Горяев, Михаил Ройтер, Дементий Шмаринов и другие.

Очень интересными работами стали иллюстрации российской художницы и иллюстратора Екатерины Бабок к повести "Село Степанчиково и его обитатели". Её подход к изображению каждого персонажа является не просто точным и индивидуальным. Каждая иллюстрация – анализ произведения, исследование души персонажа или определённого действия.

Как, например, портрет Фомы Опискина: "Фома был мал ростом, белобрысый и с проседью, с горбатым носом и с мелкими морщинками по всему лицу". Екатерина изображает его ровно так, как описано, как текст воспринимается читателем. Вот он стоит, с ухмылкой смотрит с книжного листа. Техника дымки выводит главного героя на передний план, оставляя на дальнем плане обстановку и жителей дома, которых он прибрал к рукам.

Бабок умело укрупняет мелкие детали текста в своих иллюстрациях. Например, сцена с Настенькой: "В глазах её были слёзы, в руках платок, которым она утирала их". На иллюстрации невольно взгляд падает на тот самый полупрозрачный платок, на наполненные слезами глаза, на румянец, появившийся от пережитых эмоций.

Достоевский дал незабываемые портреты и потрясающие драмы, проникнутые жгучим социальным протестом и по праву вошедшие в мировую литературу в качестве её классических образцов. Мы ценим великого писателя за его неустанное искание истины, за огромную силу его реалистического мастерства и более всего за глубину исследования человеческой души, получившего всемирное признание.

 

Книги Ф.М. Достоевского с иллюстрациями в фонде Пушкинки:

Достоевский, Ф. М. Село Степанчиково и его обитатели : из записок неизвестного / Ф. М. Достоевский. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2019. – 294 с. : цв. ил.

Достоевский, Ф. М. Бедные люди / Ф. М. Достоевский. – Москва : Художественная литература, 1975. – 171 с. : ил.

Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы : роман : в 4 ч. с эпилогом / Ф. М. Достоевский. – Москва : Художественная литература, 1973. – 815 с. : ил.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание : роман : в 6 ч. с эпилогом / Ф. М. Достоевский. – Москва : Художественная литература, 1978. – 463 с. : ил.

Достоевский, Ф. М. Идиот : роман : в 4 ч. : В 2 томах / Ф. М. Достоевский. – Москва : Художественная литература, 1971.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание : роман : в 6 ч. с эпилогом / Ф. М. Достоевский ; вступительная статья и примечание Г. Фридлендера. – Москва : Художественная литература, 1970. – 527 с. : ил.

Достоевский, Ф. М. Бесы : роман / Ф. М. Достоевский – Москва : Правда, 1990. – 701 с. : ил.

Достоевский, Ф. М. Дядюшкин сон ; Скверный анекдот ; Вечный муж / Ф. М. Достоевский. – Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1986. – 285 с. : ил.

Достоевский, Ф. М. Избранное / Ф. М. Достоевский ; вступительная статья, составление и комментарий Н. И. Якушина. – Москва : Детская литература, 1999. – 767 с. : ил.

Достоевский, Ф. М. Униженные и оскорблённые : роман : в 4 ч. с эпилогом / Ф. М. Достоевский. – Москва : Детская литература, 1971. – 384 с. : ил.

Достоевский, Федор Михайлович. Собрание сочинений : в 15 т. / Ф. М. Достоевский ; Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом) ; – Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1988.

 

Список использованной литературы:

Орлова, Т. В. П. М. Боклевский / Т. В. Орлова. – Москва : Искусство, 1971. – 118 с. : ил.

Гроссман, Л. П. Достоевский / Л. П. Гроссман. – Москва : Молодая гвардия, 1962. – 605 с. : ил

Достоевский, Ф. М. Избранное / Ф. М. Достоевский ; вступительная статья, составитель и комментарий Н.И. Якушина. – Москва : Детская литература, 1999. – 767 с. : ил.

Илья Глазунов / автор текста И. И. Березина. – Москва : Белый город, 2006. – 48 с.: ил.

Мстислав Добужинский : живопись, графика, театр : альбом / автор-составитель А. П. Гусарова. – Москва : Изобразительное искусство, 1982. – 204 с. : ил.

Виталий Горяев. Графические серии: Пушкин, Гоголь, Достоевский : альбом / автор вступительной статьи В. Воронов. – Москва : Советский художник, 1979. – 120 с. : ил.

Шестимиров, А. Забытые имена. Русская живопись XIX века / А. Шестимиров. – Москва : Белый город, 2004. – 480 с. : ил.

Орлова, Т. В. П. М. Боклевский [Текст] / Т. В. Орлова. – Москва : Искусство, 1971. – 118 с. : ил.

Кутейникова, Н. С. Анатолий Захариевич Давыдов / Н. С. Кутейникова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1988. – 128 с. : ил.

Леняшин, В. А. Василий Григорьевич Перов : альбом / В. А. Леняшин. – Ленинград : Художник РСФСР, 1987. – 248 с. : ил.

Подготовила

Компаниец М.В.,

библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству