Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Магические картины" Пабло Пикассо

К 140-летию со дня рождения художника


Пабло Пикассо – испано-французский художник. Его имя до сих пор вызывает множество противоречивых суждений благодаря яркой жизни и такому же творческому наследию. Для всех он разный, но в одном сходятся и поклонники, и скептики: это была выдающаяся личность ХХ века.

Вся жизнь Пабло Пикассо состояла из многочисленных экспериментов и открытий, он как будто хотел попробовать всё и везде оставить своё веское слово. "Живопись сильнее меня", – то ли утверждал, то ли сокрушался Пикассо, говоря тем самым, что не она рождается на его холстах, а он послушно следует за кистью. Творчество Пикассо – это полная многообразия панорама, на фоне которой разворачивается драма между этими двумя полюсами.

Пикассо родился  25 октября 1881 года в Малаге, на юге Испании. При рождении Пабло посчитали мёртвым – настолько слабым родился ребёнок. У матери были очень тяжелые роды, и это не могло не сказаться на наследнике. Акушерка уже пошла сообщать матери ребёнка печальную новость о том, что младенец родился мёртвым. Однако дядя Пикассо так любил сигары, что даже в комнату, где лежал племянник, вошёл, держа во рту дымящуюся сигару. Недолго думая, дядя выпустил струю дыма в лицо младенца, а тот отреагировал плачем.

Отец Пикассо Дон Хосе Руис, учитель рисования и мастер декоративной росписи интерьеров, принадлежал к старинному обедневшему роду.  

Родословная Пикассо по отцу тщательно прослежена его биографами; родословная матери, Марии Пикассо, остается неясной. Пикассо – редкая в Испании фамилия. Есть версия, что она происходит из Италии, а некоторые предполагают наличие иудейских или цыганских предков у художника. Свои ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо, потом просто – Пикассо. В Испании было принято носить две фамилии – отца и матери, также было принято давать ребёнку несколько имён. Пикассо при крещении получил их девять. Полное его имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, что по испанскому обычаю являлось чередой имён почитаемых святых и родственников семейства. Пикассо – это фамилия матери, которую и взял Пабло, поскольку фамилия отца казалась ему слишком обыденной.

С ранних лет мальчиком владела страсть к рисованию. Он начал рисовать задолго до того, как стал говорить. Его мать любила рассказывать, что первым произнесённым им словом было "piz", означающее настойчивую просьбу дать ему lapiz, карандаш. По многу часов Пабло с удовольствием выводил на бумаге спирали, которые, как он объяснял окружающим, означали приготовленный из сахара пирог "torruella"; это слово образовано от глагола, означающего "запутывать" или "ставить в тупик".

С раннего детства Пабло помогал отцу. Дон Хосе поручал ему дорисовывать птиц для росписей – отец и сын одинаково любили голубей

Зрительная память Пикассо на большие и малые детали, которые удивляли его, была поразительно точна. Он мог подробно описать друзьям выполненный в стиле барокко интерьер церкви Виктория и назвать цвета элементов одежды на найденной фотографии, на которой ему было 4 года. Рост художника был столь стремителен, что порой он отрицал "детский" период в своём творчестве. И действительно, самые ранние его рисунки уже содержат идеи, которые волновали Пикассо всю жизнь.

В возрасте 9 лет он создает сцену корриды, в которой тонкая передача индивидуальных черт ощущается в образах зрителей и в фигурах пикадоров.

Занятия в школе тяготили Пабло и давались с трудом: он никак не мог постичь правил арифметики, зато с увлечением рисовал цифры, составляя из них фигуры людей и птиц. Пикассо в детстве рисовал не по-детски: создавалось впечатление, что он сразу начал "как профессионал". Арена для быков, нарисованная девятилетним мальчиком – достаточно сложная и многоплановая композиция.

В 14 лет Пикассо уже учится в Барселонской школе изящных искусств. Пабло младше остальных студентов, но не боится спорить с преподавателем. Юнца часто наказывают – запирают в комнате с белыми стенами, а он ничуть не расстраивается, рисует себе и рисует.

В 15 лет Пикассо написал большую сюжетную картину "Посещение больной" (или "Наука и милосердие") в духе сентиментального жанра, к которому был неравнодушен отец Пикассо, сам позировавший сыну для фигуры врача. В 1897 году эта картина была на выставке в Мадриде. Только одна деталь предвещает здесь будущего Пикассо, Пикассо "голубого периода": беспомощно повисшая тонкая кисть больной с необычно длинными пальцами. Именно эта деталь не понравилась критикам: кто-то иронически заметил, что врач щупает пульс у перчатки. Примерно в те же годы Пикассо написал ещё несколько жанровых картин. Таким образом, он уже в отрочестве успел освоить и академический рисунок, и жанровую живопись, достичь в том и в другом известной степени профессиональной зрелости, но только с тем, чтобы уже на пороге юности их отвергнуть.

У юного Пикассо в 1897-1899 гг. из массы зарисовок уличных сцен, коррид, стариков и старух, нищих, сцен в кабаре и варьете кристаллизируются ведущие мотивы бедности, скорби, гордого замкнутого отчаяния. Это была его Испания, его прочная – на всю жизнь – любовь. Но он её покинул; испанские художники один за другим покидали свою родину.

В 19 лет со своим лучшим другом поэтом Карлосом Касагемасом Пикассо уезжает в Париж – город романтики, свободы, писателей и художников. Однако вскоре Касагемас покончил с собой из-за несчастной любви. Пикассо потрясён и подавлен. Он совсем один, без денег, без еды, ему нечем топить печь – и он жжёт свои картины. При этом каждый день Пикассо ходит в кварталы бедных, где люди живут прямо на улицах. И вновь – рисует.

Этот период в творчестве художника называется голубым. Посмотрите на картину "Нищий старик с мальчиком", она вся синяя – это очень холодный цвет. И старый еврей, и мальчик – измождены, мы видим это по их лицам, рукам, ногам. Старик – слеп, ребёнок – мал, но они поддерживают друг друга, потому что их дружба – всё, что у них есть.

В Париж стремились не только художники и поэты, но и циркачи, артисты, шуты – все они искали славы. Находили её единицы, остальные понимали, что блеск Парижа – лишь миф, иллюзия. Они жили коммунами в плавучих домах на Сене, собирались на Монмартре, развлекали толпу.

"Голубой" и "розовый" периоды в творчестве Пикассо (1901-1906) – это время формирования индивидуального стиля художника. "Голубой стиль"– вызов живописи импрессионизма, отказ подчиняться диктату зрительного восприятия.

"Склонившийся Арлекин", "Любительница абсента" – художник убирает из композиций всё лишнее, великолепно передавая эмоциональное состояние героев. Постепенно многоцветность уходит из картин Пикассо, уступая место пронзительному голубому цвету. Произведения наполняет чувство тоски и настроение самого живописца.

В 1905 году материальное положение самого Пикассо улучшилось. Его картины стали покупать. Он много писал, иногда работая над тремя картинами одновременно. В этот период художник регулярно посещал цирк в Медрано, знакомился с жизнью актеров. В результате наблюдений рождаются многочисленные картины, гуаши, акварели, изображающие различные моменты зрелища.

Так называемый розовый период Пикассо – продолжение предшествующего. В сумрачную голубую гамму проникает розовый рассвет, живопись перестает быть монохромной. Вернее называть ее не розовой, а розово-голубой, потому что оба эти цвета становятся доминирующими в сопоставлениях и оттенках: серебристо-серо-голубого и розово-золотисто-алого. Розовый период отражает увлечение Пабло цирком. Арлекины и уличные гимнастыего излюбленные персонажи.

На картине "Девочка на шаре" миниатюрная гимнастка хочет удержать равновесие, стоя на крутящемся шаре; она впечатлена своими успехами, показывая сидящему рядом мужчине свою ловкость и грацию. Картина обладает поистине магическим свойством: из неё нельзя исключить ни одну деталь – иначе композиция рассыплется. Закройте фигуру сидящего атлета – покажется, что девочка сейчас потеряет равновесие и соскользнет со своего шара, закройте грациозно балансирующую девочку – будет казаться, что атлет никогда не встанет с тяжелого куба. В картинах розового периода с изображением комедиантов предстает не скопированный с натуры, а созданный воображением художника мир, в котором господствует поэтическое и лирическое начало.

Для голубого и розового периодов характерен жест сложенных рук, который подчёркивает замкнутость и одиночество фигуры, её отстраненность от мира. Замечательна и по-своему загадочна картина этого времени "Странствующие гимнасты" (1905), самое значительное из ранних произведений Пикассо. В голубой и розовый периоды Пикассо создал волнующую зрительную поэзию современности, обрисовав целый новый слой бездомных и обездоленных, нищих, беспризорных и циркачей, которые казалось, представляли изгнанников общества, видоизмененных собственным одиночеством, простодушием и мечтами.

В 1906 году Пикассо работал над портретом Гертруды Стайн. Он переписывал его около восьмидесяти раз, и, по воспоминаниям самой Гертруды Стайн, в итоге Пикассо сказал ей в ярости: " Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас", и оставил работу над портретом.

Это был переломный момент в его творчестве, начался путь Пикассо от изображения конкретных людей к изображению человека как такового и к форме как к самостоятельной структуре. Манера художника резко меняется, соединение геометрических предметов и человеческих фигур становится всепоглощающим.

В 1907 году появились "Авиньонские девицы": мастер создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объёмов, изломанных острыми углами. Над ними художник работал больше года. Публика и друзья Пикассо были шокированы. Однако именно эту работу назовут важным шагом к кубизму. Изобразительное эсперанто, так называют этот жанр, развивалось поэтапно.

Для этапа кубизма характерны серые, коричневые и зелёные тона  ("Женщина с веером"), а изображение построено на сопоставлении геометрических фигур. "Аналитический" кубизм буквально "дробит" образ на части. Полотно напоминает осколки разбитого стекла, хранящие изображение человека. "Портрет Амбруаза Воллара" 1910 года – подлинный шедевр кубизма. Как живописная поверхность он представляет сплошное напластование полупрозрачных дымчатых ломаных плоскостей. Из них состоит и фон, и сам портрет – фон и портрет не различаются ни фактурно, ни пространственно: однородная кристаллическая материя. Её "молекулы" движутся и в своём движении рождают формы. Каждая из плоскостей является не до конца состоявшейся, незамкнутой геометрической фигурой, которая своей разомкнутой гранью переливается в другие формы. Проследить, где кончается одна фигура и начинается другая, трудно, несмотря на прямизну линий и чёткость углов. Пикассо располагает "молекулы" таким образом, что их основные силовые линии ведут к лицу и в нём продолжаются: оно – как магнит, стягивающий к себе элементы живописной вселенной.  

По мере перерастания аналитического кубизма в синтетический в живописи Пикассо происходило распредмечивание и распад форм. Человеческий облик становился менее узнаваемым, гитары все меньше походили на гитары, кувшины – на кувшины, предмет исчезал, а новое целое не возникало, слабели плотины, сдерживающие напор хаоса.

В 1917-м художник по рекомендации Жана Кокто начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами». Он создает эскизы костюмов и декораций к балетным постановкам. Ненадолго художник поселяется в Риме, где встречает русскую танцовщицу Ольгу Хохлову, дочь офицера-эмигранта. В том же году она стала его женой.

Жизнь художника заиграла новыми красками, что продуктивно сказалось на его творчестве. Пабло бросает свой кубизм, пишет в привычном классическом реализме. В те годы он создал полотна "Купальщицы", "Портрет Ольги в кресле" "Женщины, бегущие по пляжу".

Однако вскоре ему надоедает образ жизни обеспеченного буржуа, и художник снова начинает вести богемное существование. В 1925-м он пишет картину «Танец», используя для её создания сюрреалистическую манеру. Фигурки танцующих искажены, от полотна веет болезненностью, которая сопровождала его дальнейшие работы. Несчастливо сложившаяся личная жизнь Пикассо находит отражение в его творчестве, он пишет женоненавистнические полотна, например, "Девушка перед зеркалом".

В послевоенные годы в личной жизни художника появляется Франсуаза Жило, живопись Пикассо становится более светлой и радостной. В 1947 году у Пикассо рождается сын Клод, в 1949 году – дочка Паола.

В 60-х годах Пабло полностью переключается на женские портреты. Натурщицей становится его новая муза – простая продавщица Жаклин Рок. В 1961 году 80-летний художник женился на Жаклин, с которой и прожил до конца своих дней.

Ещё при жизни художника, в 1970 году, в Барселоне появился музей, который назвали в честь Пикассо, а через 12 лет после его смерти открыли музей в Париже.

Пабло Пикассо – гений столетия. Он никогда не был отчуждён от своих профессиональных занятий, постоянно менялся, имел огромный успех и обладал огромной жизненной энергией, не покидавшей его и в глубокой старости. Он всегда был на виду, всегда в центре внимания. Год за годом он подтверждал безупречное владение ремеслом, но при этом не упускал из виду меняющиеся запросы публики, прочно укоренённые в жизни. Пикассо прожил долгую, плодотворную жизнь. Скончался он в 1973 году, на 92-м году жизни. До последних дней художник не переставал работать.

Информацию подготовила

А.С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Батракова, С. П. Искусство и миф : Из истории живописи ХХ века / С. П. Батракова. – Москва : Наука, 2002. – 215 с. : ил.

 

Валлантен, А. Пабло Пикассо / А. Валлантен ; перевод с французского. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 448 с.

Дмитриева, Н. А. Пикассо / Н. А. Дмитриева. – Москва : Наука, 1971. – 248 с. : ил.

От Мане до Пикассо. Французская живопись второй половины XIХ –XХ вв. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина : альбом / предисловие Т. А. Седовой. – Москва : Изобразительное искусство, 1974. – 126 с. : ил.

Пенроуз, Р. Пикассо / Р. Пенроуз ; перевод с английского Е. Н. Логинова. – Москва : Молодая гвардия, 1999. – 266 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).

Пикассо, П. Актеры и клоуны : альбом / П. Пикассо. – Москва : Изобразительное искусство, 1976. – 110 с. : ил.

Пикассо / текст Ф. Галлуцци. – Москва : 1998. – 64 с. : ил.

Пикассо & Хохлова / Москва : Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 2018. – 159 с. : ил.

Рохас, К. Мифический и магический мир Пикассо / К. Рохас ; перевод с испанского Н. Матяш. – Москва : Республика, 1999. – 271 с. : ил.

 

Стасинопулос-Хаффингтон, А. Пикассо: творец и разрушитель / А. Стасинопулос-Хаффингтон. – Москва : Роузбад Интерэктив, 2014. – 560 с. : ил.