Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Наставничество в науке как метод адаптации молодых специалистов

К всемирному дню молодежи (10 ноября)


В рамках национального проекта "Наука", утвержденного указом президента РФ от 7 мая 2018 года, и Постановления Правительства РФ от 29.03.2019 № 377 (ред. от 31.03.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" центр правовой информации и электронных ресурсов предлагает библиографический обзор статей и список публикаций из периодических изданий за последние три года.

Наставничество представляет собой распространенный и эффективный метод обучения, который используется в России с начала 30-х гг. XX в. О необходимости возродить в стране движение наставничества не раз говорил на различных площадках президент страны.

Авторы статьи "Наставничество как объект научных исследований" (Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 109–115) П. Н. Осипов и И. И. Ирисметова показывают сущность наставничества как многообразного социального феномена на основе анализа научных исследований, рассматривают характерные особенности наставничества по сравнению с другими формами подготовки рабочих кадров на производстве. Особое внимание авторов уделено тому, что сегодня наставничество становится объектом исследования различных наук – философии, истории, экономики, педагогики, психологии.

Изучению проблемы наставничества на разных этапах развития педагогической науки и образования посвящена статья И. С. Гомбоевой "Наставничество как педагогический феномен: история и современность" (Социальная компетентность. 2021. № 2(20). С. 201–207). В качестве основных периодов рассмотрения вопроса выделены: дореволюционный (XVIII – XIX вв.), начало XX века, 70-80-е годы XX века. Обозначены направления становления наставничества: в русле православной культуры, в системе общего, профессионально-технического образования и производства. В настоящее время институт наставничества в России возрождается: принимаются документы на государственном уровне, разработана и внедряется методология наставничества обучающихся системы среднего профессионального и дополнительного образования.

В связи с изменениями в образовании, экономике, науке, производстве феномен наставничества меняется, что требует новых методов в его изучении. О. Ю. Ангелова в статье "Типология стилей профессиональной деятельности наставника" (Известия Юго-западного государственного университета. Серия: экономика, социология, менеджмент. 2020. № 6. С. 220–228) говорит о том, что наставничество является системообразующим в обществе знаний, так как обеспечивает передачу неформальных знаний, формирует устойчивую связь поколений и доказывает, что выбор наставника является одним из определяющих факторов в общей стратегии поведения одаренной личности, ориентированной на эффективную самореализацию.

В современном образовательном пространстве "вуз – педагогическая деятельность" не существует реальных механизмов взаимодействия, способствующих профессиональной послевузовской адаптации молодых специалистов, а ведь главная роль в реализации основных требований ФГОС отведена учителю, обладающему целым рядом профессиональных компетентностей. В такой ситуации развитие системы наставничества может стать одним из наиболее эффективных методов профессиональной адаптации молодых специалистов, о чем и говорят Т. О. Скиргайло и Г. Х. Ахбарова в статье "Наставничество как наиболее эффективный метод адаптации молодых специалистов" (Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019. № 2. С. 140–148).

Этой же теме посвящено исследование Г. С. Киселевой и Э. Е. Воронина "Наставничество как ключевой элемент адаптации молодого специалиста" (Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2(51). С. 133–137). Авторы утверждают, что именно построение эффективной системы наставничества позволит ускорить процесс адаптации молодых специалистов, принятых на промышленные предприятия, для успеха которой важна преемственность знаний, навыков и накопленного опыта, способствующая эффективному функционированию выпускников в компании и успешному закреплению их в организации. Трудности в период адаптации молодых специалистов рассмотрены на примере промышленных предприятий. На основании исследования выявлены основные направления построения эффективной системы наставничества специалистов.

 

 

Библиографический список

 

1.   Ангелова, О. Ю. Типология стилей профессиональной деятельности наставника / О. Ю. Ангелова // Известия Юго-западного государственного университета. Серия: экономика, социология, менеджмент. – 2020. – № 6. – С. 220–228.

2.   Бабаева, А. Современные технологии и формы педагогического наставничества / А. Бабаева // Наука через призму времени. – 2021. – 1(46). – С. 67–69.

3.   Биболатова, Э. И. Наставничество как технология адаптации молодых специалистов на государственной гражданской службе / Э. И. Биболатова // Вестник экспертного совета. – 2020. – № 1(20). – С. 18–22.

4.   Бурганова, Л. А. Наставничество как социальная технология совершенствования подготовки предпринимателей на базе университетов / Л. А. Бурганова // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2019. – № 4. – С. 61–66.

5.   Василенко, Г. Н. Индивидуальное обучение и перспективы развития института наставничества в органах внутренних дел / Г.Н. Василенко, Е. С. Денисенко // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 2. – С. 139–144.

6.   Гомбоева, И. С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность / И. С. Гомбоева // Социальная компетентность. – 2021. – № 2(20). – С. 201–207.

7.   Горчаков, С. Е. Цели, задачи и инструменты реализации национального проекта "Наука" / С. Е. Горчаков // Журнал правовых и экономических исследований. – 2020. – № 1. – С. 56–59.

8.   Грихно, В. В. Наставничество как метод адаптации молодежи / В. В. Грихно // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2019. – № 1-2. – С. 8–12.

9.   Жармагамбетов, М. Проблема адаптации молодых специалистов на современном рынке труда / М. Жармагамбетов // Вестник науки. – 2021. – № 4(37). – С. 81–84.

10.   Иванов, В. В. Наука как фундамент национальных проектов / В. В. Иванов // Научные труды вольного экономического общества России. – 2020. – № 5. – С. 91–103.

11.   Ильина, И. Е. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России / И. Е. Ильина, Е. Н. Жарова, Н. Н. Королева // Интеграция образования. – 2020. – № 3(100). – С. 352–376.

12.   Калашникова, О. В. Профессиональная адаптация молодых специалистов в образовательной организации / О. В. Калашникова // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62-19. – С. 59–62.

13.   Калиберда, М. А. Адаптация молодых специалистов в образовательных организациях / М. А. Калиберда // Академическая публицистика. – 2019. – № 10. – С. 197–200.

14.   Киселева, Г. С. Наставничество как ключевой элемент адаптации молодого специалиста / Г. С. Киселева, Э. Е. Воронин // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2(51). – С. 133–137.

15.   Климов, А. Ю. Актуальные проблемы организации наставничества в органах внутренних дел и пути их преодоления / А. Ю. Климов, В. О. Климова // Закон и право. – 2019. – № 11. – С. 37–39.

16.   Кочемасова, Л. А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза / Л. А. Кочемасова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 1. – С. 29–46.

17.   Красавина, Е. В. Методы и технологии профессиональной адаптации молодых специалистов в учреждениях социальной защиты / Е. В. Красавина, Ю. В. Забайкин, М. Ф. Харламов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 7-1. – С. 181–188.

18.   Лисовская, Н. Б. Наставничество в системе адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении / Н. Б. Лисовская // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2018. – № 1-2. – С. 93–96.

19.   Митюшина, А. С. Наставничество как инструмент адаптации молодых специалистов / А. С. Митюшина // Аллея науки. – 2019. – № 1(28). – С. 570–573.

20.   Моисеев, А. М. Модель системы дистанционного наставничества и методической поддержки (НИМП) студентов и молодых учителей в педагогическом университете / А. М. Моисеев // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 3. – С. 20–40.

21.   Мошкова, Д. М. Молодые специалисты в науке: адаптация к труду, смысл карьерного роста / Д. М. Мошкова, Д. Л. Лозовский // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. – 2019. – № 4. – С. 282–306.

22.   Наставничество как педагогический феномен / Н. В. Быстрова [и др.] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 3(37). – С. 18–24.

23.   Одинокая, М. А. Современное состояние проблем адаптации российских преподавателей на начальном этапе работы в вузе / М. А. Одинокая, И. А. Карпович // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – № 1(26). – С. 211–214.

24.   Осипов, П. Н. Наставничество как объект научных исследований / П. Н. Осипов, И. И. Ирисметова // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 2. – С. 109–115.

25.   Петров, А. Н. Проблемы гармонизации задач и целевых показателей национального проекта "Наука" / А. Н. Петров, Н. Г. Куракова // Инновации. – 2019. – № 4(246). – С. 8–16.

26.   Петров, А. Н. Проблемы достижения системности целевых показателей национального проекта "Наука" / А. Н. Петров, Н. Г. Куракова // Экономика науки. – 2019. – № 1. – С. 4–18.

27.   Петрук, Г. В. Инструменты решения приоритетных задач национального проекта "Наука": практика университетов / Г. В. Петрук, Н. В. Шашло // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – № 3. – С. 177–189.

28.   Пястолов, С. М. Проектирование науки. Гуманитарные аспекты национального проекта "Наука" / С. М. Пястолов // Информация и инновации. – 2019. – № 1. – С. 29–43.

29.   Рыбакова, Л. В. К вопросу о наставничестве в высшей школе для становления духовной, профессионально-ориентированной личности / Л. В. Рыбакова, Н. В. Неверова, Л. Н. Шелудько // Современный ученый. – 2020. – № 1. – С. 54–59.

30.   Сагетдинов, А. Ф. Система наставничества рабочей молодежи: реальность и ожидания / А. Ф. Сагетдинов // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – № 7. – С. 131–135.

31.   Самраилова, Е. К. Интеллектуальная составляющая рынка труда: современное состояние и перспективы / Е. К. Самраилова // Вестник Академии. – 2018. – № 1. – С. 58–63.

32.   Скиргайло, Т. О. Наставничество как наиболее эффективный метод адаптации молодых специалистов / Т. О. Скиргайло, Г. Х. Ахбарова // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2019. – № 2. – С. 140–148.

33.   Стромов, В. Ю. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе / В. Ю. Стромов, П. В. Сысоев, В. В. Завьялов // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2018. – № 174. – С. 7–14.

34.   Челнокова, Е. А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева // Вестник Минского университета. – 2018. – № 4(25). – С. 11–25.

 

Информацию подготовила

Л.В. Семёнова,

библиотекарь высшей категории ЦПИЭРССК