name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Анкета для опроса получателей услуг

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Художественные музеи Италии

К перекрёстному году итальянских и российских музеев

 

Наследие итальянского искусства – одно из богатейших в мире. Оно представлено многочисленными памятниками как в Италии, так и в различных музеях Европы, Америки и России. Формы искусства, складывавшиеся в Италии, служили образцом для мастеров всего мира современной и последующих эпох.

Крупные города Италии – Рим, Флоренцию, Венецию – называют городами-музеями благодаря огромному количеству сохранившихся культурных памятников, шедевров архитектуры. Настоящими сокровищницами в этих городах являются художественные музеи, где сосредоточены тысячи произведений изобразительного искусства.

Рим играет исключительную роль в истории мировой культуры. На протяжении веков он был крупнейшим политическим, художественным и религиозным центром европейского мира. Проделав долгий путь от небольшого селения во времена Ромула, превратившись в центр средиземноморской державы в эпоху Римской республики и империи, став великим центром христианской церкви в первые века нашей эры, а с эпохи Возрождения – и центром исключительно богатой и бьющей ключом художественной жизни, Рим хранит свидетельства этой многовековой биографии.

Одним из самых крупных собраний Рима является Галерея Боргезе. Несколько столетий княжеская династия Боргезе собирала свою удивительную коллекцию. Изначально приоритетом собрания была античная скульптура: выкупались целые коллекции таких родов, как Делла Порта и Чеоли. Параллельно с этим кардинал Шипионе Боргезе, племянник папы Павла V, находил много интересных произведений живописи, в основном полотен представителей Итальянского Возрождения. Боргезе, будучи исключительной личностью, представлял тип коллекционера нового времени, поэтому шедевры прошлого соседствовали в собрании с работами его современников – Караваджо, Ланфранко, Гвидо Рени.

Большая часть настоящей коллекции была приобретена Шипионе – он хотел показать широкую панораму стилистического своеобразия важнейших мастеров эпохи.

Сама галерея находится в прекрасном парке, созданном в XVII веке. Среди дорогого убранства, изумрудной зелени, где можно прокатиться на велосипеде, совершить прогулку на лошадях и насладиться совершенным сочетанием природы и искусства.

Галерея старинного искусства открыта в палаццо Барберини, которое считается непревзойдённым шедевром архитектуры. Здание это служило загородной виллой для последовательно сменявших друг друга владельцев: Джакомо Чези, кардинала По да Карпи, Паоло Сфорца, представителя графского рода Санта Фьора из Сиены. Именно Сфорца собрал разрозненные постройки в единый ансамбль, однако в 1625 году из-за ухудшения финансового состояния был вынужден продать его семейству Барберини, которое как раз в это время искало подходящую резиденцию для семьи Маффео Барберини, только что взошедшего на папский престол под именем Урбана VIII. Расположение здания было очень удобно для семейства – по соседству находился виноградник Барберини. Вскоре этот уголок превратился в выдающийся памятник архитектуры.

В последующие годы палаццо подверглось нескольким перестройкам, приросло новыми архитектурными постройками. А позднейшая застройка квартала сильно изменила облик будущей галереи: рядом появились кинотеатр, гостиницы и рестораны, проведена линия метро, построен фонтан.

Ещё со времен семейства Барберини в резиденции хранилось крупное собрание художественных произведений, однако национальной галереей она стала только после 1949 года, когда государство выкупило палаццо. Из-за проблем с переоборудованием залов галерея открылась только в 1953 году и по сей день существует на временной основе. 1445 картин и 2067 предметов искусства (а также около 600 картин и различных предметов, переданных в другие музеи на хранение) всё ещё ожидают своего окончательного размещения.

Несмотря на это, значимость Палаццо Барберини в культуре итальянского искусства неизмерима. Здесь были переоборудованы залы для проведения выставок, второй этаж отдан для постоянной экспозиции, где некоторые экземпляры находятся с XII столетия. В палаццо хранятся картины Николя Пуссена, Караваджо, Рубенса, а также знаменитый шедевр Ганса Гольбейна – портрет Генриха XVIII в возрасте 49 лет.

Коллекция Корсини в недавнем прошлом была вместе с собранием Барберини включена в общий фонд Национальной Галереи. Первое время корпус Палаццо Корсини даже служил филиалом Палаццо Барберини. Из-за бюрократических препятствий и недопонимания завещания князей Корсини до сих пор точно не определено, как должны быть расположены картины, какая должна стоять мебель в музее. Но, несмотря на это, Палаццо Корсини в данный момент является важной частью Национальной галереи, хранителем уникальных сокровищ.

Благодаря меценатству была открыта и Капитолийская галерея, у истоков которой стоял преемник Корсини Бенедикт XIV, урождённый Ламбертини. Вместе с кардиналом Сильвио Валенти они основали её в 1749 году с целью содействовать подготовке учащихся Академии, которая тогда носила название "Школа обнажённой натуры". Широкий либеральный подход включал идею о копировании творений искусства и сопоставлении себя с великими художниками прошлого как наилучшем способе воспитания юных студентов. В 1804 году Школу перевели в другое здание, её функциональная связь с галереей прервалась, но юные художники сохранили традицию приходить для зарисовок именно сюда, о чём свидетельствуют документы и пропуска.

Согласно "Новому описанию древнего и современного Рима", созданному в 1775 году Джованни Дземпелем, приобретение экспонатов для музея полностью финансировалось понтификом, который на собственные деньги приобрёл целую коллекцию, чтобы "открыть храм искусств на благо всех, кто изучает живопись".

Собрание Капитолийского музея было сформировано в основном из двух крупных частных коллекций – Саккетти и Пио. Почти все картины до сих пор хранятся в галерее, за исключением нескольких, переданных Академии Святого Луки, где они вновь стали предметами изучения для будущих художников. Кроме того, 40 полотен были перевезены в Ватикан.

В наши дни Капитолийская Галерея является современным музеем, занимающим второй этаж Палаццо деи Консерватори, спроектированного самим Микеланджело.

Одной из жемчужин художественного мира Италии является Галерея Спада. Она находится во Дворце, построенном в 1540 году по проекту Микеланджело Меризи де Караваджо для кардинала Джироламо Капо ди Ферро. Главным достоянием галереи, её "драгоценной шкатулкой" является коллекция живописи, размещённая в крыле XVII века. В неё вошли шедевры таких мастеров, как Тициан, Гаспар Дюге, Спадинол, Ладзаро Бальди, Джузеппе Бартоломео Кьяри. Многие годы она собиралась кардиналом Бернардино Спада, а затем его внучатым племянником кардиналом Фабрицио.

Как и другие итальянские галереи, Спада в ХХ веке подверглась изменениям: в 1927 году государство выкупило её, она открылась для посетителей. Однако с началом войны галерею пришлось закрыть. И только в 1951 году благодаря Главному инспектору галерей Рима Акилле Бертини Калоссо и искусствоведу Федерико Дзери она распахнула свои двери для почитателей искусства. Дзери взял на себя колоссальную работу по описи всех предметов, попавших в другие коллекции или ушедших на рынок антиквариата.

Ещё одна важная государственная Римская пинакотека – Национальная галерея Современного искусства, учреждённая 13 августа 1883 года. Главными целями создания нового музея стали важные вопросы систематизации опыта, накопленного в ходе проведения бесчисленных выставок, формирования общенационального культурного сознания, а также закрепления за Римом ведущей роли в культурной жизни страны.

Поначалу галерея располагалась во Дворце выставок на улице Виа Национале, ныне функционирующем как отдельный культурно-выставочный комплекс. В 1911 году появилась возможность возведения нового здания близ фонтана Валле Джулия. В 1933 году здание было расширено в два раза, и две трети новых помещений сразу заняли политические экспозиции того времени.

Стратегия наполнения фондов, принятая первым директором галереи Франческо Яковаччи, была нацелена как на приобретение разрозненных произведений, так и на выкуп целых мастерских. Данной политики придерживались вплоть до конца ХХ века, пытаясь компенсировать недостаток современного искусства в музеях Рима.

Сейчас фонд насчитывает более 4400 работ знаменитых художников XIX XX веков со всего мира. Среди авторов, чьи произведения находятся в Национальной Галерее – Винсент Ван Гог, Густав Климт, Клод Моне, Василий Кандинский. Совсем недавно от музея отделился филиал новейшего искусства, где собираются шедевры итальянских художников последних десятилетий.

Невозможно говорить о римской культуре, не упомянув и частные собрания, которые не уступают в своем величии многим музеям. Среди крупнейших коллекций Галерея Колонна, Галерея Дориа Памфили и Галерея Паллавичини Роспильози. Сложно представить, как в их музейном великолепии, среди таких шедевров прошлых столетий, как "Портрет папы Иннокентия Х" Веласкеса или "Бегство в Египет" Караваджо, проживают наследники придворных династий.

Продолжая путешествие по художественным музеям Италии, в обязательном порядке стоит посетить легендарную Пинакотеку Брера в Милане. Галерея Брера, представляющая искусство XII – ХХ веков, несомненно, входит в список главных жемчужин страны. Дыхание истории и "знаки вечности" мирно сосуществуют здесь с выдающимися произведениями современного искусства.

Особенность музея в том, что и сейчас он периодически обновляется и пополняется благодаря целенаправленному собиранию и постоянным пожертвованиям частных лиц, обмену с другими музеями, реставрационным работам.

Истоки Бреры восходят к концу XII в., когда миланские дворяне-гумилиаты возвели собственный дом на окраине Милана. К 1347 году была отстроена церковь Санта Мария де Брера (впоследствии стала частью палаццо Брера).  

Через три века обеспокоенные кардиналы подали папе прошение о роспуске конгрегации гумилатов, и эти земли перешли к иезуитам, которые создали здесь свою школу и коллегию. Период совершенствования, достройки комплексов и новых аудиторий длился до 1773 года.

В этом году был распущен орден иезуитов и начался новый этап становления Бреры. После тяжёлых испытаний – бюрократических мероприятий, реконструкции и строительных работ – пинакотека стала основной составляющей в структуре Королевской Академии изящных искусств, главного института обучения искусствам в Милане.

Первый каталог Бреры, составленный в 1806 году, свидетельствует, что в коллекции уже находились "Обручение Марии" Рафаэля, "Мадонна с чётками" Черано, "Распятие" Брамантино и другие шедевры. Позднее, в 1809 году были торжественно открыты новые залы и посетители увидели новые экспонаты авторства Тициана, Тинторетто, Джованни Беллини и других великих художников.

XIX век для Пинакотеки оказался довольно спокойным. Наиболее значительным событием стало отделение галереи от Академии и её превращение в самостоятельный национальный музей.

А вот в ХХ веке на палаццо Брера сильно отразились последствия Второй мировой войны. Хотя экспонаты успели вывезти, само здание подверглось разрушительным бомбардировкам.

Сейчас галерея Брера является одним из самых видных музеев мира, хранящим шедевры, неразрывно связанные с пониманием многовековой истории искусства. В собрании музея находятся произведения Рафаэля, Пьеро Делла Франческа, Джованни Беллини, Караваджо и многих других великих живописцев.

Совершая путешествие по Италии, никто не обходит вниманием удивительную Венецию. Благородная и единственная Венеция – такое точное определение ей дал итальянский учёный Франческо Сансовино. И с ним нельзя не согласиться – это действительно благородный по культуре и этике город, обладающий уникальной инфраструктурой.

Самый знаменитый архитектурный ансамбль в Венеции – это, несомненно, Дворец дожей. Он славится своими огромными залами, апартаментами дожа, золотой лестницей и удивительным мастерством создателей.

Именно в этом здании находятся многочисленные тёмные потайные проходы, которые ведут к палате, где собирался Совет десяти, учреждённый "для защиты субъектов республики от злоупотреблений личной властью". Здесь проходили страшные суды, после которых обвиняемых в большинстве случаев ждали адские мучения свирепых наказаний. Огромнейший зал размером 55 метров в длину и 25 в ширину был главным местом принятий решений. В центре одной из стен, за троном дожа – величественное  художественное полотно "Рай" с габаритами 22 на 7 м. Одновременно в зале могли находиться до 2000 деятелей Венецианской Республики. Стены и потолок расписаны картинами, окаймлёнными позолоченными узорами. Они изображают сцены боевых подвигов венецианцев на суше и на море.

Внешний вид архитектурного шедевра необычен. Он облицован розовым, белым и серым мрамором. Один фасад дворца выходит на лагуну, а другой – на площадь Святого Марка. В архитектуре гармонично сочетаются восточные мотивы и готические элементы.

Главным входом во дворец являются ворота, обрамлённые декоративными узорами, шпилями и барельефами. Над ними высится статуя дожа Франческо Фоскари, преклоняющего колени перед крылатым львом. По бокам от ворот стоят скульптурные изображения молодых женщин, символизирующих силу и милосердие.

Внутренний двор палаццо окружён мраморными аркадами, а по центру установлены два небольших бронзовых бассейна с родниковой водой. Ещё одна особенность двора – многочисленные скульптуры философов, учёных и общественных деятелей. Отделкой внутреннего интерьера занимались лучшие скульпторы и художники средневековой Италии. Живопись, украшавшая залы, имела особое значение для членов правительства. Картины прославляли и идеализировали все государственные процессы Венеции.

Помимо рабочих залов для властей в здании расположены две тюрьмы. Одна, со свинцовыми стенами, под крышей, а другая – в подвальном помещении на уровне воды. Густая, леденящая душу атмосфера этих помещений настояна на исторических фактах, которые веками давали пищу воображению поэтов и писателей. Самыми известными подсудимыми здесь были учёный Джордано Бруно и писатель и авантюрист Джакомо Казанова.

Близ дворца, на площади Святого Марка находится музей Коррер. Его собрание является одним из лучших среди венецианских музеев. Начало создания этой коллекции уходит в XIX век, когда преуспевающий венецианский аристократ Теодоро Коррер начал собирать свою собственную коллекцию картин, реликвий и редких вещей, связанных с Венецией. На протяжении многих лет она пополнялась и за счёт дарителей, и за счёт частных завещаний.

Сейчас собрание музея состоит из трёх тематических коллекций. Первая – историческая, где представлены виды Венеции прошлых веков, а также документы и реликвии. Вторая – картинная галерея, хранящая работы Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Антонелло да Месина и других художников и скульпторов. Третья коллекция – Музей Рисорджименто. Здесь можно увидеть огромное количество экспонатов, рассказывающих об истории Венецианской Республики, её падении и объединении с Италией. Тут представлены костюмы, гравюры, исторические картины и многое другое.

Самым значительным музеем изобразительного искусства Венеции является Галерея Академии – бесценное собрание картин, представляющих историю города с XIV до XVIII века. Коллекция разделена и находится в нескольких зданиях: в церкви Санта Мария Карита, построенной в XV веке, в монастыре канонического ордена и в школе дела Карита, знаменитой своим резным деревянным потолком.

Работы самых известных живописцев Венеции выставлены именно в Галерее Академии. На стенах расположены полотна Гуарди, Каналетто, Марьески, Тициана, Лоренцо Лотто и других. Особенно стоит выделить хранящийся здесь цикл картин "Чудеса истинного креста" Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо.

Помимо музеев, хранящих богатую историю Венеции, стоит отметить Музей современного искусства в Ка Пезаро и собрание Пегги Гуггенхейм. В каждом из них представлены шедевры современного изобразительного искусства с XIX по XX вв. Среди экспонатов – "Юдифь II" Густава Климта, "Ручей" Андерса Цорна, "Рождение смутных желаний" Сальвадора Дали, работы Марселя Дюшана, Джино Северини, Пабло Пикассо, Пауля Клее.

Одним из центров мирового искусства заслуженно является итальянская Флоренция. Она славится своим богатым культурным наследием, созданным Джорджо Вазари, Джотто, Филиппо Брунеллески, Верроккьо и последовавшими за ними гениями.

Самым значительным музеем Флоренции, несомненно, является Галерея Уффици. Здание состоит из двух частей:  Старый дворец и дворец Уффици. Дворец Уффици был возведен по заказу великого герцога Козимо I Медичи архитектором Джорджо Вазари в 1559 году, чтобы перевезти часть вещей и документов из Старого дворца. Через 6 лет, в 1565 году, Вазари возвёл между зданиями мостик через улицу Нинна. Позднее по приказу герцога Вазари должен был построить Галерею. Этим решением Уффици навсегда был связан и с рядом стоящим палаццо Питти, который Козимо выкупил у семейства Питти для своей супруги Элеоноры Толедской и многочисленного семейства. И на этом Козимо не остановился.

К 1581 году Вазари создал новый комплекс, в который входила романская церковь Сан Пьетро де Чераджио, где хранилось богатое собрание редкостей и коллекция произведений искусства, а в дальнейшем открылась фабрика гобеленов. В этом же комплексе расположился знаменитый театр Медичи, построенный Бернардо Буонталенти в конце XVI века. Здесь же находились и химические лаборатории Франческо I Медичи. Можно смело заявить, что творение Вазари превратилось в настоящий культурный центр Флоренции.

За свою историю дворец Уффици неоднократно увеличивался за счёт открытия новых залов, приобретения новых коллекций. Ядром музея, как исторически и предполагалось, осталась коллекция Медичи: древние скульптуры, фламандские гобелены, ювелирные украшения. Среди полотен музея встречаются картины таких мастеров, как Чимабуэ, Джотто, Мазаччо, Леонардо, Рафаэль, Тициан. В начале ХХ века вследствие реорганизации Академия художеств передала Галерее Уффици огромное количество ценных работ, в том числе и "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли. 

Палаццо Питти, приобретённый Козимо Медичи, вступил в блестящий новый этап. Дворец был значительно расширен: обустроен великолепный двор, разбиты сады Боболи, один из самых красивых парков в мире. В 1620 году наследник герцога Козимо II задумал изменить фасад дворца и поручил исполнение этой работы Джулио Париджи. Через 30 лет уже его сын Альфонсо получил заказ на удлинение здания.

За долгие годы резиденция великих герцогов претерпела множественные архитектурные изменения: достройки ротонд, новые залы, многочисленные ремонты. В 1865-1870 годах и вовсе получила королевский статус, когда Флоренция являлась столицей Итальянского Королевства. От наследия, что оставил Козимо I, не осталось практически ничего: покои были разрушены, а на их месте возведены другие залы и комнаты.

Но сохранилось в палаццо то, что отличает его от многих музеев. Вопреки традиции в познавательных целях организовывать экспозицию по историческому принципу в Питти сохраняется почти неизменный облик дворцовой галереи: богато украшенные залы, зеркала, увешанные гобеленами стены, пышная дорогая мебель, старинные часы с боем, роскошные камины и так далее. При этом в дворцовом собрании живописи хранятся работы таких мастеров, как Караваджо, Рубенс, Рафаэль, Тициан, Веронезе.

Информацию подготовила

Компаниец М.В.,

библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству

 

 

Список литературы

 

Бурбон, Ф. Италия / Ф. Бурбон, П. Агина ; перевод с английского  И. Л. Сергеевой. – Москва : АСТ : Астрель, 2003. – 128 с. : ил.

Венеция : альбом / Д. Ш. Непи, А. Джентили, Д. Романелли, Ф. Райлэндс ; перевод. И. В. Макарова – Москва : Слово/Slovo, 2003. – 608 с. : ил.

Галерея Уффици. Флоренция / В. Калмыкова ; составитель. А. Астахов. – Москва : Белый город, 2006. – 237 с. : ил.

Грегори, М. Уффици и Питти: Живопись галерей Флоренции : альбом / М. Грегори ; автор предисловия А. Паолуччи, М. Кьярини. – Москва : Слово/Slovo, 1999. – 688 с. : ил.

Искусство Италии : Живопись. Скульптура. Архитектура X – XХ веков / под редакцией Г. Фосси ; авторы текста М. Рейке, Г. Фосси, М. Буссальи ; перевод В. Д. Дажиной. – Москва : Белый Город, 2001. – 430 с. : ил.

Лаубер, Р. Милан. Галерея Брера / Р. Лаубер ; перевод с итальянского И. В. Макарова. – Москва : Слово/Slovo, 2012. – 480 с. : ил.

Микелетти, Е. Флоренция. Галерея Уффици. Палаццо Питти. Музей Барджелло / Е. Микелетти ; перевод с испанского О. Г. Качковского, А. Ю. Мартыновой. – Москва : АСТ, 2001. – 240 с. : ил.

Музеи Италии : шедевры Ренессанса : альбом / перевод с итальянского И. В. Макарова. – Москва : Слово/ Slovo, 2014. – 540 с. : ил.

Музеи Рима / М. Буссальи ; перевод с итальянского И. В. Макарова. – Москва : Слово/ Slovo, 2011. – 448 с. : ил.

Пинакотека Брера, Милан / текст под редакцией С. Дзуффи ; перевод с итальянского М. А. Беляева. – Москва : БММ, 2006. – 144 с. : ил.

Реато, Д. Венеция: история и достопримечательности / Д. Реато ; перевод с английского В. С. Веревкиной. – Москва : БММ АО, 2001. – 136 с. : ил.

Рим. Искусство сквозь века : в 2 томах / под редакцией М. Буссальи. – Москва : АСТ : Астрель. – 2003.  

Сокровища европейских музеев / текст Е. П. Рачеева. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС : Красный пролетарий, 2004. – 400 с.

Чамина, Н. Ю. Рим. Галерея Боргезе / Надежда Чамина. – Москва : Слово/Slovo, 2017. – 448 с. : ил.

Шедевры музеев мира : самые знаменитые коллекции / перевод с итальянского С. В. Зоновой. – Москва : Арт-Родник, 2010. – 399 с. : ил.










tounb-logo.gif

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика