Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Живопись и графика Анны Остроумовой-Лебедевой

К 150-летию со дня рождения художника и гравёра

 

Анна Петровна Остроумова-Лебедева – блестящий, необычный представитель отечественной художественной культуры. Она преданно относилась к графике, литографии и главному герою своих работ – северной столице.

Анна родилась в 1871 году в семье высокопоставленного чиновника Петра Остроумова. Рисованием увлекалась с самого детства, перерисовывая репродукции из журналов "Нива", "Всемирная иллюстрация" и других. В четырнадцать лет по просьбе дочери Пётр Иванович определил её в вечерние рисовальные классы при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Долгие годы обучения не прошли даром – в этих классах много внимания уделялось штриховке тростниковыми перьями для развития гибкости и твёрдости кисти руки, и это оказалось необычайно ценным для её работы в гравюре на дереве.

Далее Остроумова обучается в Академии художеств, в классе В.В. Матэ и практически всю свою жизнь посвящает ксилографии и автолитографии.

Сама Анна Петровна говорила о своём выборе так: «Много раз за свою жизнь я себя спрашивала: почему с юных лет я обратила особенное внимание на гравюру и впоследствии полюбила такое трудное и требовавшее так много внимания и терпения искусство? Почему? Отчасти я приписываю это моему зрению. Я родилась очень близорукой. Если предмет — книга или ноты — был от меня даже в небольшом расстоянии, я уже с трудом их разбирала. Зато вблизи я видела остро и чётко самые мелкие вещи — нити тончайшей ткани, незаметные волокна бумаги или самый мелкий шрифт. И эти мелочи назойливо лезли мне в глаза. Когда я рассматривала в детстве какую-нибудь иллюстрацию, мне первым делом бросались в глаза бегущие по всем направлениям линии и штрихи и только потом я воспринимала иллюстрацию в целом. Такое зрение очень удобно для гравера, так как не требует употребления лупы. У меня были собственные живые “лупы”».

Анна Петровна – пример патриотичного, преданного своему городу художника. В своих работах она лишь эпизодически "изменяла" Санкт-Петербургу, родному и любимому городу, который буквально расцвёл на её графических листах.

Имя Остроумовой-Лебедевой приобрело известность ещё в начале прошлого века. Первая серия чёрно-белых гравюр, посвящённых красоте северной Пальмиры, была выполнена в 1901 году для журнала "Мир искусства". После этого художница прочно и на долгие годы связала своё творчество с объединением.

В этих произведениях отчётливо видна основа графического мышления автора – долгая и обстоятельная работа с натуры. Интересно, что подход к работам был разный – в некоторых видна лишь документальная сухость, подробность наброска, а некоторые гравюры, такие как "Петербург. Лев и крепость" стали более удачными за счёт достигнутого обобщения. 

Умение синтезировать впечатления от натуры, придать им целостный законченный вид сказалось и в последующих произведениях 1900-1910-х годов. В этот период складывается профессиональное мастерство Остроумовой, её талант гравёра обретает индивидуальность.

В гравюрах, посвящённых Бирже и Ростральным колоннам, наиболее отчётливо просматривается принцип ансамблевого построения композиции. В них воссоздан классический Петербург, торжественный, раскрытый и показанный во всей красе.

Наряду со станковой гравюрой художница занимается литографией. Серия эстампов "Петербург", состоящая из двенадцати листов, исполнена в цветном и чёрно-белом вариантах. Эта работа является экспериментальной для творчества Остроумовой-Лебедевой.

Удивительно, но чёрно-белые листы считаются более удачными и выразительными в этой серии. Панорамность обзора сближает их композицию с классической композиционной схемой гравюр XVIII века. Традиционное "видописное" начало проступает и в тщательной суховатой прорисовке далей горизонта, и в некоторой монотонности условного серого/бесцветного фона изображений. Особенно заметно это в работах "Биржа", "Вид с Тучкова моста".

На рубеже 1920-1930-х годов Остроумова-Лебедева плодотворно занимается акварелью. Она создаёт несколько десятков работ, посвящённых Петрограду. В них нашли выражения новые впечатления художницы от города той поры, по которому она неустанно бродит с альбомом, как бы открывая вновь, казалось бы, столь знакомый и давно уже изученный и любимый его облик.

Примечательны своей поэтической содержательностью и цельностью пейзажные акварели, посвящённые Павловску. Пленительная игра с цветом, осторожность мазков, деревья, отражающиеся в зеркале воды – всё это творится нежными тонами, подчёркивая тонкий подход Анны Петровны к своей работе.

Остроумова-Лебедева была известна как гравёр-литограф, но в её творческом наследии присутствуют и портреты. Широко известны её автопортреты, портрет В.В. Верховского, портрет мужа художницы, Сергея Лебедева, портрет Максимилиана Волошина.

Динамика цветов и густые тона создают свежесть натурных мотивов её рисунков.

Остроумова-Лебедева прожила длинную жизнь, полную творческих подъёмов и интересных событий. Она не останавливалась в своей художественной деятельности даже во время блокады Ленинграда. Ей несколько раз предлагали уехать из города, но она отказывалась: "…У меня твёрдое и определённое решение никуда не уезжать".

Блокадную зиму художница провела на Выборгской стороне. Анне Петровне в её возрасте уже было сложно спускаться в бомбоубежище, и во время обстрелов она находилась в ванной, где был устроен её рабочий кабинет. Она не смогла не запечатлеть родной город, переживающий настолько сложные времена, и нашла в себе силы сделать несколько блокадных зарисовок. Одна из них, "Мальчики удят рыбу", содержит типичную для блокады сценку.

Анне Петровне принадлежала самая важная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве. Целью художницы было выделить её как самостоятельную единицу творчества и отделить от репродукционной техники. 

Отдел литературы по искусству представляет выставку "Живопись и графика Анны Остроумовой-Лебедевой", посвящённую 150-летию художницы и гравёра.

Составитель Компаниец М.В.,

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Петербургский портрет / Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы ; авторы текста А. Берташ, Г. Ивашевская. – Санкт-Петербург: КИТЕЖ, 2003. – 432 с. : ил

Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Николай Васильевич Синицын. Выставка "Из Санкт-Петербурга в Москву: дружба двух гравёров" : [каталог / Российская академия художеств ; автор статьи Д.О. Швидковский и другие]. – Москва : Центрполиграф, 2016. – 179 с. : ил.

Графика А.П. Остроумовой-Лебедевой: гравюра и акварель : альбом / автор-составитель М.Ф. Киселёв. – Москва : Искусство, 1984. – 332 с. : ил.

"Мир искусства": объединение русских художников начала ХХ века : альбом на французском языке. – Ленинград : Аврора, 1991. – 332 с. : ил.

Полякова, Е.И. Город Остроумовой-Лебедевой / Е.И. Полякова – Москва : Советский художник, 1983. – 223 с. : ил.

Богданов, А.А. Анна Петровна Остроумова-Лебедева / А.А. Богданов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1976. – 58 с. : ил.

Государственный Русский музей : коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII-XX веков : альбом / автор-составитель В.А. Гусев и другие – Москва : Советский художник, 1991. – 368 с. : ил.

Суслов, В.А. Анна Петровна Остроумова-Лебедева / В.А. Суслов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1967. – 216 с.: ил.

Гдалин, А.Д. Сражающийся Ленинград. Почтовая открытка : энциклопедический каталог / А.Д. Гдалин, М.Р. Иванова. – Санкт-Петербург : Инфо-Да, 2007. – 528 с. : ил.

Флекель, М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой [текст] : очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / М.И. Флекель. – Москва : Искусство, 1987. – 368 с.: ил