Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Живопись и графика Анны Остроумовой-Лебедевой

К 150-летию со дня рождения художника и гравёра

 

Анна Петровна Остроумова-Лебедева – блестящий, необычный представитель отечественной художественной культуры. Она преданно относилась к графике, литографии и главному герою своих работ – северной столице.

Анна родилась в 1871 году в семье высокопоставленного чиновника Петра Остроумова. Рисованием увлекалась с самого детства, перерисовывая репродукции из журналов "Нива", "Всемирная иллюстрация" и других. В четырнадцать лет по просьбе дочери Пётр Иванович определил её в вечерние рисовальные классы при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Долгие годы обучения не прошли даром – в этих классах много внимания уделялось штриховке тростниковыми перьями для развития гибкости и твёрдости кисти руки, и это оказалось необычайно ценным для её работы в гравюре на дереве.

Далее Остроумова обучается в Академии художеств, в классе В.В. Матэ и практически всю свою жизнь посвящает ксилографии и автолитографии.

Сама Анна Петровна говорила о своём выборе так: «Много раз за свою жизнь я себя спрашивала: почему с юных лет я обратила особенное внимание на гравюру и впоследствии полюбила такое трудное и требовавшее так много внимания и терпения искусство? Почему? Отчасти я приписываю это моему зрению. Я родилась очень близорукой. Если предмет — книга или ноты — был от меня даже в небольшом расстоянии, я уже с трудом их разбирала. Зато вблизи я видела остро и чётко самые мелкие вещи — нити тончайшей ткани, незаметные волокна бумаги или самый мелкий шрифт. И эти мелочи назойливо лезли мне в глаза. Когда я рассматривала в детстве какую-нибудь иллюстрацию, мне первым делом бросались в глаза бегущие по всем направлениям линии и штрихи и только потом я воспринимала иллюстрацию в целом. Такое зрение очень удобно для гравера, так как не требует употребления лупы. У меня были собственные живые “лупы”».

Анна Петровна – пример патриотичного, преданного своему городу художника. В своих работах она лишь эпизодически "изменяла" Санкт-Петербургу, родному и любимому городу, который буквально расцвёл на её графических листах.

Имя Остроумовой-Лебедевой приобрело известность ещё в начале прошлого века. Первая серия чёрно-белых гравюр, посвящённых красоте северной Пальмиры, была выполнена в 1901 году для журнала "Мир искусства". После этого художница прочно и на долгие годы связала своё творчество с объединением.

В этих произведениях отчётливо видна основа графического мышления автора – долгая и обстоятельная работа с натуры. Интересно, что подход к работам был разный – в некоторых видна лишь документальная сухость, подробность наброска, а некоторые гравюры, такие как "Петербург. Лев и крепость" стали более удачными за счёт достигнутого обобщения. 

Умение синтезировать впечатления от натуры, придать им целостный законченный вид сказалось и в последующих произведениях 1900-1910-х годов. В этот период складывается профессиональное мастерство Остроумовой, её талант гравёра обретает индивидуальность.

В гравюрах, посвящённых Бирже и Ростральным колоннам, наиболее отчётливо просматривается принцип ансамблевого построения композиции. В них воссоздан классический Петербург, торжественный, раскрытый и показанный во всей красе.

Наряду со станковой гравюрой художница занимается литографией. Серия эстампов "Петербург", состоящая из двенадцати листов, исполнена в цветном и чёрно-белом вариантах. Эта работа является экспериментальной для творчества Остроумовой-Лебедевой.

Удивительно, но чёрно-белые листы считаются более удачными и выразительными в этой серии. Панорамность обзора сближает их композицию с классической композиционной схемой гравюр XVIII века. Традиционное "видописное" начало проступает и в тщательной суховатой прорисовке далей горизонта, и в некоторой монотонности условного серого/бесцветного фона изображений. Особенно заметно это в работах "Биржа", "Вид с Тучкова моста".

На рубеже 1920-1930-х годов Остроумова-Лебедева плодотворно занимается акварелью. Она создаёт несколько десятков работ, посвящённых Петрограду. В них нашли выражения новые впечатления художницы от города той поры, по которому она неустанно бродит с альбомом, как бы открывая вновь, казалось бы, столь знакомый и давно уже изученный и любимый его облик.

Примечательны своей поэтической содержательностью и цельностью пейзажные акварели, посвящённые Павловску. Пленительная игра с цветом, осторожность мазков, деревья, отражающиеся в зеркале воды – всё это творится нежными тонами, подчёркивая тонкий подход Анны Петровны к своей работе.

Остроумова-Лебедева была известна как гравёр-литограф, но в её творческом наследии присутствуют и портреты. Широко известны её автопортреты, портрет В.В. Верховского, портрет мужа художницы, Сергея Лебедева, портрет Максимилиана Волошина.

Динамика цветов и густые тона создают свежесть натурных мотивов её рисунков.

Остроумова-Лебедева прожила длинную жизнь, полную творческих подъёмов и интересных событий. Она не останавливалась в своей художественной деятельности даже во время блокады Ленинграда. Ей несколько раз предлагали уехать из города, но она отказывалась: "…У меня твёрдое и определённое решение никуда не уезжать".

Блокадную зиму художница провела на Выборгской стороне. Анне Петровне в её возрасте уже было сложно спускаться в бомбоубежище, и во время обстрелов она находилась в ванной, где был устроен её рабочий кабинет. Она не смогла не запечатлеть родной город, переживающий настолько сложные времена, и нашла в себе силы сделать несколько блокадных зарисовок. Одна из них, "Мальчики удят рыбу", содержит типичную для блокады сценку.

Анне Петровне принадлежала самая важная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве. Целью художницы было выделить её как самостоятельную единицу творчества и отделить от репродукционной техники. 

Отдел литературы по искусству представляет выставку "Живопись и графика Анны Остроумовой-Лебедевой", посвящённую 150-летию художницы и гравёра.

Составитель Компаниец М.В.,

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Петербургский портрет / Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы ; авторы текста А. Берташ, Г. Ивашевская. – Санкт-Петербург: КИТЕЖ, 2003. – 432 с. : ил

Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Николай Васильевич Синицын. Выставка "Из Санкт-Петербурга в Москву: дружба двух гравёров" : [каталог / Российская академия художеств ; автор статьи Д.О. Швидковский и другие]. – Москва : Центрполиграф, 2016. – 179 с. : ил.

Графика А.П. Остроумовой-Лебедевой: гравюра и акварель : альбом / автор-составитель М.Ф. Киселёв. – Москва : Искусство, 1984. – 332 с. : ил.

"Мир искусства": объединение русских художников начала ХХ века : альбом на французском языке. – Ленинград : Аврора, 1991. – 332 с. : ил.

Полякова, Е.И. Город Остроумовой-Лебедевой / Е.И. Полякова – Москва : Советский художник, 1983. – 223 с. : ил.

Богданов, А.А. Анна Петровна Остроумова-Лебедева / А.А. Богданов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1976. – 58 с. : ил.

Государственный Русский музей : коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII-XX веков : альбом / автор-составитель В.А. Гусев и другие – Москва : Советский художник, 1991. – 368 с. : ил.

Суслов, В.А. Анна Петровна Остроумова-Лебедева / В.А. Суслов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1967. – 216 с.: ил.

Гдалин, А.Д. Сражающийся Ленинград. Почтовая открытка : энциклопедический каталог / А.Д. Гдалин, М.Р. Иванова. – Санкт-Петербург : Инфо-Да, 2007. – 528 с. : ил.

Флекель, М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой [текст] : очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / М.И. Флекель. – Москва : Искусство, 1987. – 368 с.: ил