name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Анкета для опроса получателей услуг

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Русский стиль Федора Солнцева

К 220-летию со дня рождения художника и архитектора

Выдающийся русский художник Федор Григорьевич Солнцев (1801–1892) проявил себя в различных видах деятельности: был археологическим и историческим живописцем, иллюстратором атласов и духовных книг, одним из зачинателей русской реставрационной школы, иконописцем и педагогом.

Он родился в семье крепостных, страстно тянулся к грамоте и с самого детства очень любил рисовать. Художественная одаренность мальчика была такова, что его устроили на обучение в Императорскую академию художеств в Петербурге. В годы учебы его привлекала портретная и историческая живопись; преподаватели отмечали способности ученика и его трудолюбие. Работа над картиной "Крестьянское семейство перед обедом", написанной перед окончанием академии, дала художнику возможность прикоснуться к изображению народных сцен с их национальным колоритом. Уже на раннем этапе творчества Солнцеву удавалось очень достоверно запечатлеть историческую обстановку, детали народного быта, облик людей.

После окончания курса обучения в 1824 году Федор Солнцев был зачислен на службу в Академию художеств "по части археологической и этнографической". С конца 1820-х годов он стал главным помощником Алексея Николаевича Оленина в издании археологических трудов. Видный ученый и исследователь того времени, директор публичной Императорской библиотеки, президент Императорской академии художеств А.Н. Оленин стоял у истоков художественной археологии. Этот вид изобразительного искусства, в основе которого лежит точное воспроизведение предметов материальной культуры, немало послужил истории, науке и культуре.

По словам А.Н. Оленина, художник, занимающийся подобным искусством, "должен приучить свой глаз отыскивать в вещах сего рода настоящую их характеристику", потому что от него требуется дать точное изображение предмета, "не прибавляя к нему ни поправок, ни прикрас".

Начало работе было положено в мае 1830 г. Выпускник Академии художеств Ф.Г. Солнцев отправлялся в Москву и древнерусские города с тем, чтобы систематически "срисовывать старинные наши обычаи, одеяния,оружие, церковную и царскую утварь, скарб, конскую сбрую и прочие предметы, принадлежащие к историческим, археологическим и этнографическим сведениям".

      

Солнцев изображал предметы с необычайной тщательностью, со скрупулезной точностью и археологической достоверностью. Все привозимые из экспедиций рисунки археологических памятников и этнографических типов обрабатывались и систематизировались. Позже они вошли в многотомное издание "Древности Российского государства". Этот труд перевернул в обществе отношение к национальным корням, помог по-новому оценить отечественную историю, культуру и искусство. По мнению известного историка и критика В.В. Стасова, "для художественного познания Древней Руси рисунки Солнцева, появившиеся в "Древностях Российского государства", имеют такое же громадное значение, как для научного – "История государства Российского" Карамзина. Оба издания явились у нас настоящим откровением".

В 1836 году Ф.Г. Солнцев был отправлен изготовить рисунки греческих и фанагорийских древностей. По итогу экспедиции вышел труд "Древности Босфора Киммерийского". Рисунки Солнцева восхищали современников тонкостью прорисовки.

   

Как знаток древнерусской архитектуры Ф.Г. Солнцев участвовал в восстановлении Теремного дворца и прилегающих к нему церквей, в создании интерьеров Большого Кремлевского дворца – московской резиденции императора.

Облик всех интерьеров определила подчеркнуто декоративная роспись стен и сводов царских покоев, принадлежащая руке Ф.Г. Солнцева.

Рисунки были выполнены по мотивам резьбы, которая сохранилась на деревянных подоконниках и каменных порталах. В роспись были включены помещенные на сводах и на стенах изображения святых и сцен из Священной истории, написанные по образцам фресок и иконописи XVII века. В окна вставлены дубовые рамы с цветными стеклами, а в интерьерах установлены воссозданные по образцам XVII века предметы мебели и изразцовые печи.

   

Усилиями Федора Григорьевича царские покои были превращены "в первый музей русского быта".

Архитекторы, работавшие в "национальном стиле", черпали вдохновение в значительной степени из трудов Солнцева. Его опубликованные и неизданные рисунки, на которых были зафиксированы планы, обмеры и чертежи древнерусских церквей, соборов и монастырей, были доступны специалистам и могли быть взяты ими за образец.

Как специалист в области древнерусского письма Федор Солнцев руководил вновь созданным классом иконописи при Санкт-Петербургской православной духовной семинарии, реставрировал фрески киевского Софийского собора и других храмов Киева и Владимира.

За свое почти восьмивековое существование собор не сохранился в том виде, в каком его построил Ярослав Мудрый. Он подвергался грабежам и опустошению. Находясь в руках иноземцев, собор сильно пострадал и снаружи, и внутри.

Реставрации предшествовало замечательное обстоятельство – служители собора обратили внимание, что из-за слоев обвалившейся штукатурки показались фрагменты фресок. Академик Солнцев осмотрел стены и подтвердил, что за побелкой скрывается древняя живопись.


При снятии штукатурки взорам реставраторов постепенно стала являться старинная роспись. Ознакомившись с остатками фресок, Федор Григорьевич дал им правильную атрибуцию, поднял вопрос об их раскрытии и обновлении.

По мнению ученых, работы в Кремле обернулись рождением "русского стиля" в живописи, а обновление росписей Софии Киевской – рождением реставрации.

Солнцев создавал проекты иконостасов, эскизы церковной утвари, писал иконы, исполнял антиминсы и хоругви для православных храмов, а также иллюстрировал религиозные издания. Он является автором рисунков для более двухсот иконостасов православных церквей западных губерний России.

Во время своих поездок по России Ф.Г. Солнцев неоднократно рисовал народные костюмы. Среди его наследия сохранились рисунки костюмов женщин Рязани, Торжка, Твери, Тихвина, Белозерска.

      

Мастер работал над эскизами сервизов, бронзовых украшений, каминных часов и многочисленных молитвословов.

В 1892 году в Санкт-Петербурге был издан двенадцатитомник известного историка церкви и богослова архиепископа Филарета (Гумилевского) "Жития святых, чтимых православной церковью", рисунки к которому были созданы Ф.Г. Солнцевым. Для этого издания он выполнил более 400 рисунков.

      

В 1852 году за большие заслуги перед российской историей Ф.Г. Солнцева избрали в действительные члены Русского археологического общества, в 1859 году приняли в члены Археологической комиссии. В 1876 году по случаю 50-летия его научной и художественной деятельности присвоили звание профессора исторической живописи, и в его честь была выбита медаль.

Сам художник утверждал, что никогда не имел непосредственных учеников. Однако у него было множество последователей на ниве художественной археологии, его деятельность оказала сильнейшее влияние на творчество целых поколений архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Резонанс, вызванный выходом в свет "Древностей Российского государства" Ф.Г. Солнцева, явился мощным толчком к изучению родной старины и дал множество тем, вдохновивших деятелей искусства, творивших в "национальном стиле".

По примеру археологов ученые-этнографы также стали устраивать экспедиции по сбору старинных русских песен, сказок и былин, которые, в свою очередь, были вновь переосмыслены в творчестве русских писателей, поэтов и публицистов.

Эти же явления обусловили зарождение русской национальной оперы: композиторы стали обращаться к темам из русской истории и заимствовали мелодии народной музыки. При оформлении спектаклей, либретто которых было написано на русские исторические темы, художники использовали мотивы древнерусских костюмов, декоративно-прикладного искусства, узоры и орнаменты народного зодчества.

Поиски "национального стиля" захватили таких мастеров жанровой и исторической живописи, как К.Е. Маковский, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, А.П. Рябушкин.

Русская художественная археология стала наукой о древнерусском искусстве. Деятельность Ф.Г. Солнцева подняла и заострила вопрос об изучении и сохранении национального наследия. Многие рисунки, не вошедшие в "Древности…", но содержащие планы, чертежи и обмеры памятников древнерусского зодчества, хранятся в настоящее время в архивах. Они и сегодня могут быть использованы для реставрации этих памятников, так как совершенно достоверны и точны. Работа художника по фиксации памятников старины, многие из которых не сохранились, актуальна и в наше время в связи с неослабевающим интересом к древней истории.

 

Список использованной литературы:

 

Аксенова, Г. Русский стиль. Гений Федора Солнцева / Г. Аксенова. – Москва : СЛОВО/SLOVO, 2009. – 392 с. : ил.

Евтушенко, М.М. Академик живописи Ф.Г. Солнцев, 1801-1892 / М.М. Евтушенко, Государственный Эрмитаж. – Москва : Кучково поле, 2017. – 352 с. : ил.

Жития святых, чтимых православной церковью, со сведениями о праздниках и о чудотворных иконах, составленные по трудам преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского, с изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. – Москва : ЭКСМО, 2005. – 928 с. : ил.

Подготовила О.Н. Полякова,

заведующая отделом

литературы по искусству









tounb-logo.gif

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика