Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
"Одинокий гений Серебряного века".
Математика, поэзия, антропософия, фокстрот – это несколько наиболее острых углов, из которых складывается причудливый облик Андрея Белого, одного из оригинальнейших русских писателей. То, что он писал, было так же причудливо и необычно, как его жизнь.
Е. Замятин
В историю литературы он вошел под ярким псевдонимом Андрей Белый, для знакомых же был Борисом Бугаевым, чаще просто Борей. Писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом – он сумел оставить свой след во многих областях отечественной словесности, став одной из самых интересных фигур российской интеллигенции. Родился 26 октября 1880 года в Москве, в семье известного ученого, философа, декана физико-математического факультета Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Еще с детства благодаря широким знакомствам отца был окружен людьми высокого интеллекта. Как писал Евгений Замятин, "Две, таких как будто несхожих, но по существу родственных стихии – математика и музыка – определили юность Белого. Первая из них была у него в крови: он был сыном известного русского профессора математики и изучал ее в том самом Московском университете, где читал лекции его отец". Мать Бориса – Александра Дмитриевна, занимавшаяся музыкой, в воспитании сына пыталась противопоставить свое художественное влияние рационализму отца. Так неожиданно из вчерашнего математика и музыканта Бориса Бугаева родился поэт Андрей Белый. Обучаясь в московской гимназии Л.И. Поливанова, он обнаруживает интерес к символистам, яркими представителями которых были поэты Константин Бальмонт и Валерий Брюсов, знакомится с ними, а потом и с петербургскими поэтами и писателями Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус. Позднее состоялось знаменательное событие в судьбе Белого – знакомство с Александром Блоком, продлившееся 18 лет. Их запутанные взаимоотношения, сложившиеся как захватывающий интеллектуальный сюжет, переросли в драматическую то ли дружбу, то ли вражду. До сих пор не ясно, какая сила постоянно возобновляла и поддерживала их, что удерживало, несмотря на обиды, взаимные обвинения и даже вспышки ненависти, от окончательного разрыва. Однако еще более трепетным было отношение поэта к России. Восторженно реагируя на Февральскую и Октябрьскую революции, он видел в них спасительный выход из всеобщего кризиса, но действия новой власти побудили его в 1921 году покинуть страну. Вернувшись из эмиграции, поэт предпринимал множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, но "отвержение" Белого, длившееся при его жизни, продолжилось и после смерти, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия. Книга Андрей Белый "Петербург. Стихи" (Москва, 1998) содержит роман, первоначально встретивший резко отрицательную реакцию критики, но по итогу ставший самым главным в его жизни. В нем находят свое отражение семейные неурядицы родителей Белого, его любовные переживания, запутанные отношения с Блоком и события, происходящие в переломную революционную эпоху. Сам поэт говорил: "Весь роман мой изображает в символах места и времени подсознательную жизнь искалеченных мысленных форм; если бы мы могли осветить прожектором, внезапно, непосредственно под обычным сознанием лежащий пласт душевной жизни, многое обнаружилось бы там для нас неожиданного, прекрасного; ещё более обнаружилось бы безобразного; обнаружилось бы кипение, так сказать, не сваренных переживаний; и оно предстало бы нам в картинах гротеска". Сборник А. Белого "Сочинения. Серебряный голубь" (Москва, 2001) включает лучшие произведения его ранней прозы, в том числе первый роман "Серебряный голубь", который обратил на себя внимание ведущих деятелей Серебряного века и стал ярким образом прозы русского символизма. В издании "Воспоминания об Андрее Белом" (Москва, 1995) собраны рассказы его современников: М. Цветаевой, Е. Замятина, А. Блока, З. Гиппиус и многих других, близких его кругу общения людей, помогающие воссоздать облик писателя во всей его внутренней сложности и противоречивости. В альбоме "Искусство автографа: инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов" (Москва, 2015) можно увидеть подлинные дарственные надписи на книгах и автографы, посвященные близким и знакомым Андрея Белого. Они хранят особую романтику того времени и подчеркивают его уникальность. С этой книгой связаны памятные мгновения, украшающие нашу жизнь. Благодаря совместной работе московских музеев – Государственного литературного музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного музея-заповедника А.А. Блока "Шахматово" и Российского государственного архива литературы и искусства было выпущено богато иллюстрированное издание - "Андрей Белый. Александр Блок. Москва" (Москва, 2005). На страницах альбома можно встретить бесценные фондовые сокровища, в число которых входят: рисованные портреты, гравюры, литографии и фотографии поэтов, их родных и друзей, а также первые прижизненные издания и публикации. Информацию подготовила А.Ю. Алиева, библиотекарь читального зала
Список литературы:
Белый, А. Петербург. Стихи / А. Белый. - Москва : АСТ : Олимп, 1998. - 624 с.
Белый, А. Сочинения. Серебряный голубь / А. Белый. – Москва : Лаком-книга, 2001. – 496 с. Воспоминания об Андрее Белом / сост. и вступ. ст. В.М. Пискунова. – Москва : Республика, 1995. – 591с. Искусство автографа : инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов / сост. М. Сеславинский. – Москва : Бослен, 2015. – 376 с. Андрей Белый. Александр Блок. Москва : альбом / Гос. музей А.С. Пушкина и др. ; сост. М.Л. Спивак и др. – Москва : ОАО Московские учебники и Картолитография, 2005. – 376 с. - (Издательская программа Правительства Москвы). |