Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Сергей Бондарчук. Судьба и фильмы К 100-летию со дня рождения режиссера и актера С.Ф. Бондарчука
Без Сергея Бондарчука невозможно представить кинематограф второй половины XX века. Сам он считал главным для себя и в актерском творчестве, и в режиссуре – воздействовать на зрителей тем способом, что Лев Толстой определял как "заражение чувствами". Каждый его фильм, каждый эпизод вызывает отклик, сочувствие к происходящему на экране. Режиссер от природы был наделен поразительным чувством правды и красоты. Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в семье сельских тружеников на Украине. Спустя несколько лет после рождения сына семья переехала в Таганрог, а затем в Ейск. Жители Кубани считают С.Ф. Бондарчука своим земляком, гордятся тем, что он провел годы детства и юности в приморском городке Ейске. Еще в школе будущий режиссер мечтал стать актером и играть в театре. Он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях. Первые театральные роли Бондарчука сыграны на сцене Ейского драматического театра. Став студентом Ростовского театрального училища, будущий режиссер отлично учился и параллельно играл в местном театре. Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел – в 1941 году началась Великая Отечественная война, и его призвали на фронт. Он участвовал в боях на Северном Кавказе, получил медали и боевые ордена, в том числе "За оборону Кавказа". После войны Бондарчук решил вернуться к актерской работе, в 1947 году поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После фильма "Молодая гвардия", где он сыграл Валько, Сергея Бондарчука стали звать в кино, а после исполнения главной роли в картине "Тарас Шевченко" в 1951 году он стал всенародно знаменит. Режиссерский дебют Бондарчука – картина "Судьба человека". Рассказ Михаила Шолохова был опубликован в газете "Правда" в1956 году. В это время Бондарчук как раз решил попробовать себя в режиссуре. Он искал подходящий сценарий и в конечном итоге решил остановиться на поразившем его искренностью и пронзительностью шолоховском материале. "Судьба человека" – это история простого русского солдата, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила семьи, но не сломила дух: он сохранил человеческое достоинство, отзывчивое сердце и способность любить. В этом фильме о большой русской душе Сергей Бондарчук и как исполнитель главной роли, и как режиссер без излишнего пафоса достигает высокой степени обобщения: судьба Андрея Соколова – это судьба народа, судьба страны. Фильм вышел на экраны в 1959 году, его посмотрело около 40 миллионов человек. На советских и международных кинофестивалях "Судьба человека" удостоилась наград, среди которых призы на конкурсах в Москве, Мельбурне и Сиднее. Вскоре после успеха первого фильма Сергей Бондарчук получил разрешение экранизировать роман-эпопею Льва Толстого "Война и мир". Фильм стал главной картиной его жизни и одной из самых масштабных кинолент за всю историю мирового кинематографа, Над экранизацией Бондарчук работал очень тщательно: несколько раз ездил в Ясную Поляну, изучал рукописи Толстого, консультировался с научными работниками, чтобы в точности воспроизвести наряды, обмундирование войск, обстановку имений. В съемках использовали как подлинные предметы начала XIX века, так и копии, которые изготовили специально для картины. Для участия в батальных сценах был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк. В сценах Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений участвовали около ста тысяч солдат, среди которых было полторы тысячи конных всадников. Для эпизодов отлили свыше пятисот тысяч холостых патронов. В создании исторических костюмов, военной техники, снаряжения принимали участие заводы, фабрики и мастерские всей страны. Результатом титанической работы режиссера и всей съемочной группы стало то, что спустя сто лет после написания книги Толстым, в 60-е годы ХХ века создателям фильма удалось передать атмосферу, описанную в книге, приблизиться к толстовским героям. Сам Сергей Бондарчук также играл в "Войне и мире" Пьера Безухова и читал толстовский текст "от автора". Напряжение было так велико, что однажды на съемках Бондарчук пережил клиническую смерть. Успех фильма был оглушителен. Четыре серии эпопеи с участием множества звезд советского кинематографа посмотрели свыше 135 миллионов зрителей. Образы героев фильма произвели такое впечатление, что Наташу Ростову и Андрея Болконского стали представлять именно как Людмилу Савельеву и Вячеслава Тихонова, а масштабная сцена Бородинской битвы воспринималась как историческая хроника. Картина завоевала признание в СССР и за рубежом, получила несколько престижных наград, среди которых признание на Московском и Каннском фестивалях, "Оскар" и "Золотой глобус" США. В 1975 году Сергей Бондарчук экранизировал роман Михаила Шолохова "Они сражались за Родину". Эта картина – о подвиге рядовых, о войне как о повседневной тяжелой работе: об усталости от постоянного недосыпания, о стыде за отступление перед солдатскими матерями, о ранениях. Сам Бондарчук, знавший о войне не понаслышке, в одном из своих интервью сказал: "Я знаю, чего стоит каждая пядь Родины". Каждый герой этой тяжелой и трагической истории стал родным и любимым отечественному зрителю. В каждом бойце – любовь к жизни, желание сражаться за Родину, надежда на мир и светлое будущее. В фильме снималась целая плеяда лучших советских актеров, многие – бывшие фронтовики. Прямо во время съемок умер Василий Шукшин. "Если ненависть к врагу мы несем на кончиках штыков, то любовь к Родине мы храним в своем сердце" – этими словами завершается фильм. Фильм о любви к Родине. В 1986 году Сергей Бондарчук экранизировал трагедию А.С. Пушкина "Борис Годунов", в которой исполнил главную роль. Литературный образ Бориса Годунова был одним из самых любимых у Бондарчука, мечтавшего сыграть этого героя много лет. В этой картине он выступил также в качестве автора сценария. Съемки фильма проводились совместно с киностудиями Чехословакии, Западного Берлина и Польши. Фильм был показан в рамках основной программы Каннского кинофестиваля 1986 года. Драма "Борис Годунов" по мотивам одноименной пьесы А.С. Пушкина – последний фильм Сергея Бондарчука, который вышел на экраны при его жизни. С первых своих актерских и режиссерских работ Бондарчук задал тот невероятно высокий уровень, которого придерживался до конца, в работе над каждым фильмом стремился к достоверности и точности. Режиссер признавался, что не жил нормальной жизнью, а только работал и работал, что не сумел по-человечески похоронить родителей, потому что был на съемках, не увидел, как выросли собственные дети, два раза пережил клиническую смерть. Значение творчества Бондарчука настолько весомо, что мало кого из кинорежиссеров мира, работавших в XX веке, можно поставить рядом с ним. Достаточно было бы создать любой из его великих фильмов, чтобы войти в историю выдающимся деятелем кино. На Кубани бережно чтят память Сергея Федоровича Бондарчука, прочными узами связанного с небольшим тихим городком Ейском. Ведь здесь, на кубанском побережье Таганрогского залива, прошли его детство и юность, здесь до конца своих дней жили его родители, здесь начали сбываться его мечты о творчестве. В 2007 году именно в Ейске был открыт первый в России бронзовый памятник Мастеру. О яркой творческой судьбе великого человека и режиссера рассказывают книги, хранящиеся в отделе литературы по искусству.
Список использованной литературы:
ü Бондарчук, С.Ф. Воспитание правдой. – Москва : Просвещение, 1993. – 143 с. ü Бондарчук, С.Ф. Желание чуда. – Москва : Молодая гвардия, 1984. – 220 с. : ил. ü Высторобец, А.И. Сергей Бондарчук: судьба и фильмы. – Москва : Искусство, 1991. – 333 с. : ил. ü Котенко, Е.А. Замечательные люди Ейска. – Ейск : ЮгПолиграф, 2004. – 560 с. ü Котенко, Е.А. Земляки мои ейчане. – Ейск : ЮгПолиграф, 2010. – 560 с. ü Котенко, Е.А. Памятник Сергею Бондарчуку в Ейске. – Ейск : ЮгПолиграф, 2007. – 72 с. ü Котенко, Е.А. Шолохов и Бондарчук. – Ейск : ЮгПолиграф, 2005. – 52 с. ü Палатникова, О.А. Сергей Бондарчук. Его война и мир / О.А. Палатникова. – Москва : Алгоритм, 2017. – 368 с. ü Подвиг, В., Черненко, А. Мастерская Сергея Бондарчука. – Москва : Искусство, 1985. – 400 с. : ил. ü Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников / сост. О. Палатникова. – Москва : Эксмо, 2003. – 560 с. : ил. ü Сиркес, П.С. Режиссеры-собеседники. – Москва : Союз кинематографистов СССР, 1989. – 112 с. ü Толченова, Н. Мера красоты : Кино Сергея Бондарчука. – Москва : Советская Россия, 1974. – 287 с. ü Ханютин, Ю. Сергей Бондарчук. – Москва : Искусство, 1962. – 211 с. : ил.
Подготовила О.Н. Полякова, заведующая отделом литературы по искусству
|