name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Кино войны, кино Победы

 

Фильмы о войне, документальные и художественные, снимаются вот уже скоро 80 лет. Созданные в разное время, они не принадлежат одному лишь прошлому. Кино о самой страшной в истории человечества войне, прошедшей по судьбам миллионов людей, оставившей в сердцах и горе утраты, и радость великой Победы, способно объединить несколько поколений. По этим фильмам  можно изучать не только историю страны в ее трагические годы, но и то время, в которое они были сняты.

В начале Великой Отечественной перед кинематографистами была поставлена идеологическая задача – поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в грядущей и неминуемой победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Из операторов формировались фронтовые киногруппы, которые фиксировали на пленку бои и быт солдат для регулярных выпусков кинохроники.

252 фронтовых кинооператора, из которых погиб каждый четвертый, за годы войны отсняли три с половиной миллиона метров кинопленки,  каждый из которых был "на вес крови". "Мы, фронтовые операторы, лезли очертя голову в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение", – вспоминал Семен Школьников.

На основе кинохроники создавалось документальное военное кино, сильнее и правдивее которого ничего придумать нельзя.

В своем документальном исследовании "Обыкновенный фашизм" (1965) режиссер Михаил Ромм помимо советской кинохроники  использовал трофейные материалы из немецких киноархивов и личного фотоархива Гитлера, а также многочисленные любительские снимки, обнаруженные у эсэсовцев. Озвученный закадровой речью и музыкой,  фильм оказывает очень сильное эмоциональное воздействие на зрителя.

В 1978 году вышел документальный телевизионный сериал советско-американского производства "Великая Отечественная" ("Неизвестная война"). Киноэпопея создана для показа в США и других странах. В двадцати фильмах эпопеи использованы съёмки фронтовых кинооператоров и документы из зарубежных архивов.

Режиссер, советский кинодокументалист Роман Кармен сам прошел войну, пережив многое из того, что было показано на экране.

Помимо документальных лент, несмотря на тяготы военного времени, продолжали сниматься и художественные фильмы, помогая людям в упорной борьбе за свою страну. Среди них встречались и безусловные художественные удачи.

Фильм "Парень из нашего города"  (1942) режиссёра Александра Столпера по  сценарию Константина Симонова смотрели, когда шла война, он подкупал зрителя оптимизмом, вселял веру в победу.  Главный герой фильма Сергей Луконин в исполнении Николая Крючкова был достоверен, ненавидел врага, боролся и побеждал его. Это был герой, умеющий преодолевать любые трудности, проходить сквозь огонь и воду.

В фильме впервые прозвучала песня М. Блантера на стихи  К. Симонова "Жди меня".

Картина "Два бойца" (1943) режиссеров Леонида Лукова и Евгения Габриловича по повести Л. Славина "Мои земляки" – это рассказ о боевом товариществе фронтовиков, защищающих Ленинград, о чистой и трогательной дружбе двух бойцов: Саши Синцова с Уралмаша (Борис Андреев) и Аркадия Дзюбина из Одессы (Марк Бернес). Фильм проникнут оптимизмом, наполнен атмосферой товарищества, ощущением скорой победы. Привлекают в нем поэтичность, юмор, ирония. Песни "Тёмная ночь" и "Шаланды, полные кефали" Н. Богословского на стихи В. Агатова, исполненные в фильме Марком Бернесом, стали поистине народными и звучат до сих пор.

Этот фильм был нужен людям на фронте и в тылу. Наряду с жесткими, суровыми кинолентами о войне он создавал хорошее боевое настроение, был пронизан верой в людей и окончательную победу.

В фильме "Она защищает Родину" (1943) режиссера Фридриха Эрмлера по сценарию Алексея Каплера показан сильный народный характер колхозницы Прасковьи Лукьяновой, ставшей участницей партизанской войны (Вера Марецкая). Внезапно нагрянувшая война разрушает жизнь счастливой жены и матери, у нее на глазах под гусеницами фашистского танка погибает двухлетний малыш. Она мстит немецкому офицеру за мужа и сына, и сцена личной мести поднимается до высоких обобщений, становясь актом священного народного возмездия. В конце фильма Прасковья – седая женщина в черном вдовьем платке, суровая мстительница, словно сошедшая с плаката И. Тоидзе "Родина-Мать зовет!"

Съемки новых фильмов продолжались всю войну. Кинематографисты работали в самых тяжелых условиях, когда не хватало не только необходимой техники и декораций для съемок – не хватало даже еды, чтобы накормить шатающихся от голода актеров.

Всего в военные годы было снято более 100 художественных фильмов. Теперь эти картины принадлежат истории. Они стали символом поколения, пережившего и вынесшего на своих плечах все тяготы самой жестокой и самой кровавой войны в истории. Сегодня они служат нравственным критерием для нас.

Во все последующие десятилетия тема Великой Отечественной войны была одной из главных тем нашего кинематографа.

Фильмы о войне 1950–60-х годов стали событиями в мире киноискусства, в них состоялись открытия новых тем и характеров, появились неповторимые в своей простоте, обаянии и мужестве образы.

Эти картины несут большой заряд мыслей и чувств, правдиво воспроизводят события войны и показывают человека, отстоявшего мир. Война в них становится материалом для раздумий о современности.

"Судьба человека" (1959) – экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова, режиссёрский дебют Сергея Бондарчука. Фильм о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но не сломила его дух – он выжил и сохранил способность любить и сострадать. Это фильм о большой русской душе, седой от потерь и страданий, но не побежденной, возрождающейся к жизни.

Фильм "Летят журавли" (1957) режиссер Михаил Калатозов снял по мотивам пьесы Виктора Розова "Вечно живые". Он с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. В центре киноповести – трагическая история двух влюбленных, Бориса и Вероники, которых война разлучила навсегда.

Гениальная работа оператора Сергея Урусевского намного опередила своё время: благодаря необычным ракурсам фильм получился необыкновенно красивым. Операторская работа усиливает глубокий психологизм фильма, каждый кадр служит более глубокому раскрытию характеров. Миллионы людей вместе с главными героями  верили и надеялись, что вот уже скоро кончится война, что любимые люди вернутся домой, что смерть отступит и начнется долгая и счастливая жизнь. И эта надежда помогла им найти в себе силы двигаться вперед.

Мы видим войну как трагедию, искалечившую судьбы конкретных людей, а журавлиный клин служит напоминанием о том, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается!

Самое неприглядное в искусстве – это полуправда. Для военного фильма – самое непростительное. Смысл создания таких лент во многом заключается в воскрешении подлинных эпизодов истории Великой Отечественной войны.

В 1970–80-е годы наметился существенный поворот в освещении темы Великой Отечественной войны. От исследования индивидуального характера человека на войне сценаристы и  режиссеры перешли к эпическому охвату событий военного периода, боевых операций, в которых взаимодействуют   крупные воинские соединения, армии, фронты. Но особый успех выпал на долю фильмов, в которых умело сочетаются частное и общее, показаны судьбы   отдельных людей в контексте истории.

Картину "А зори здесь тихие" (1972) режиссер Станислав Ростоцкий снял по одноимённой повести Бориса Васильева. События фильма происходят в 1942 году в Карелии, в тылу. Название второй серии "Бой местного значения" подчеркивает то, что произошедшее – всего лишь эпизод большой войны. История пяти девушек стала обобщающим портретом народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне.

Сцены военного времени сняты в подчёркнуто реалистичном ключе и чёрно-белой гамме, тогда как в цвете сняты сцены современности, а воспоминания и мечты девушек – в цвете и в условно-романтическом стиле.

В фильме "Офицеры" (1971) режиссера Владимира Рогового, снятом по  сценарию Бориса Васильева, прослеживаются судьбы двух друзей – Алексея Трофимова и Ивана Вараввы. – на протяжении нескольких десятилетий. Этот киношедевр учит нас верности, патриотизму, преданности, дружбе, отваге, терпению: "Есть такая профессия – родину защищать". И сегодня этот фильм нужен молодому поколению, чтобы учить ребят как жить, чтобы "ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть".

Картина "В бой идут одни "старики" (1973) – режиссерская и актерская удача Леонида Быкова. Этот фильм о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны сразу стал бессмертным, фразы героев картины разошлись на цитаты. Эта эскадрилья стала "поющей" – так капитан Титаренко по прозвищу Маэстро подбирал себе новичков. Его "старикам" было не больше двадцати, но "желторотиков", пополнение из летных училищ ускоренного выпуска, в бой все равно, по возможности, не пускали. Им еще многое предстояло испытать – и жар сражений, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты. И настанет день, когда по команде "в бой идут одни старики" бывшие "желторотики" бросятся к своим самолетам...

"В небе "ночные ведьмы" (1981) – этот фильм о боевых буднях 46-го гвардейского Таманского Краснознамённого ночного бомбардировочного авиационного полка сняла режиссер Евгения Жигуленко, в военное время – командир звена с личным счетом 773 ночных боевых вылета. Женский авиационный полк под командованием лётчицы с десятилетним стажем Евдокии Бершанской был сформирован в октябре 1941 года. Девушки воевали в Сальских степях, на Дону, Ставрополье, участвовали в обороне Владикавказа, в прорыве обороны "Голубой линии" на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска. Женский полк принимал участие в воздушных сражениях на Кубани – с апреля по июль 1943 года, а затем – в освобождении Крымского полуострова и Севастополя, Белоруссии, Польши, Пруссии.

"Ночными ведьмами" называли бесстрашных советских летчиц фашисты. Для девушек это прозвище было самой высшей оценкой их вклада в победу. А наши ласково звали их "ночными ласточками".

Зрители всегда с интересом отмечали фильмы, в центр повествования которых ставилась не фронтовая героика, а многоплановая повседневность войны. Тема эта была заявлена в фильмах А. Тарковского "Иваново детство", Л. Шепитько "Восхождение", А. Германа "Проверка на дорогах", Э. Климова "Иди и смотри". В дальнейшем она была развита в фильмах конца 1980-х – 90-х годов ("Перед рассветом" Я Лапшина, "Сошедшие с небес" Н. Трощенко).

В XXI веке кинематографисты продолжают военную тему. Среди талантливых военных фильмов – боевик "Звезда" (2002, режиссер Н. Лебедев), "Поп" (2009, режиссер В. Хотиненко).

Каждый фильм о войне – это не только эпизод из истории Отечества, это и творческие судьбы актеров, режиссеров, сценаристов, в жизни которых образы войны сыграли важную роль.

При создании таких фильмов для большинства кинематографистов важнейшим является познание духовного облика тех, кто победил фашизм. С течением времени не снижается интерес к военной теме в кино, фильмы о войне и сегодня полны патриотического звучания, а герои войны остаются близкими и нужными зрителю, в том числе молодому.

 

Источники:

Афиши Мосфильма / сост. А.Е. Снопков, П.А. Снопков, А.Ф. Шклярук, при участии К.Г. Шахназарова ; авт. текста и оформл. А.Ф. Шклярук. – Москва, 2012. – 192 с. : 644 ил.

Зоркая, Н.М. Лента длиною в эпоху: шедевры советского кино / Н.  Зоркая. – Москва, 2017. – 240 с. : ил

Из кинолетописи Великой Отечественной / [авт.-сост. А.А. Лебедев]. – Москва, 1985. – 336 с. : ил.

Их оружие – кинокамера : Рассказы фронтовых кинооператоров / [сост. А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев]. – Москва, 1984. – 278 с. : ил.

Камшалов, А.И. Героика подвига на экране : Военно-патриотическая тема в советском киноискусстве / А.И. Камшалов. – Москва, 1986. – 272 с. : ил.

Москва в кино = Moscow on screen : [фотоальбом / сост. П.А. Снопков, А.Ф. Шклярук]. – Москва, 2008. – 256 с. : ил.

Не забыто! : рассказы фронтовых кинооператоров и кинорежиссеров / запись и подгот. текста Г. М. Цитриняк. – Москва, 1986. – 98 с.

Образ войны на экране (на материале фильмов и архивных документов стран-участниц Второй мировой войны) : сборник статей / Всерос. гос. ун-т кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК), [отв. сост.: В.С. Малышев]. – Москва, 2015. – 447 с. : ил., портр., факс.

Пажитнова, Л.И. Кадр и вся жизнь : О документальном кино / Л.И. Пажитнова. – Москва, 1988. – 146 с. : ил.

Память грозовых лет : Великая Отечественная война в советском кино 1970-х годов / [Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, ред.-сост. Л. Муратов]. – Ленинград, 1980. – 252 с. : ил.

Раззаков, Ф.И. Наше любимое кино… о войне / Ф.И. Раззаков. – Москва, 2005. – 476 с. : ил.

Симонов, К.М. Солдатские мемуары : документальные сценарии / К.М. Симонов. – Москва, 1985. – 334 с. : ил.

Советское кино : фотоальбом / [авт.-сост. Л.С. Мосин, и др., авт. вступ. ст. Ф. Т. Ермаш]. – Москва, 1979. – 196 с. : ил.

 

Подготовила О.Н. Полякова,

заведующая отделом

литературы по искусству