Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
САТИРИК С ГРУСТНЫМИ ГЛАЗАМИ
К 125-летию со дня рождения М.М. Зощенко
"Произведения Зощенко, его сатирический талант можно сравнить с Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. В этом ряду Зощенко – достойный продолжатель неувядаемой традиции русской классической сатиры. Он хотел, чтобы каждый, прочитав его рассказы, заглянул в себя и понял бы, что ему мешает достичь хорошей и светлой жизни". В. Шкловский
Михаил Зощенко – писатель, вступивший на профессиональный путь литератора в 1921 году, а концу десятилетия известный, кажется, любому грамотному человеку в стране. Автор более чем тысячи фельетонов и рассказов, увидевших свет на страницах периодики, и более чем полуторасот одних лишь прижизненных книг к концу пути горестно осознавал, что сделать удалось гораздо менее, чем мог бы, и что случилось это не по его вине. Творчество Михаила Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие "зощенковский герой". Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Автор книги "Михаил Зощенко. Судьба художника" (Москва, 1990) А. Старков попытался увидеть, как рождалась манера письма Зощенко-сатирика, которой безуспешно пытались подражать десятки юмористов. Михаил Зощенко пользовался феноменальным успехом как автор юмористических рассказов, а оказался глубоким сатириком, которого проницательные умы справедливо сравнивали с гениальным Гоголем. Его блестящие остросатирические шедевры художественно отразили духовные и демографические феномены того времени. Книга Б.С. Рубена "Алиби Михаила Зощенко: Повествование с документами" (Москва, 2001) рассказывает о творческой и человеческой судьбе писателя. Жизнь его рассматривается автором книги во всей сложности и трагичности обстоятельств советской эпохи и на основе многих, ставших известными только в недавнее время, документов. Книга "Вспоминая Михаила Зощенко" (Ленинград, 1990) задумывалась с таким расчетом, чтобы облик М.М. Зощенко – писателя и человека – предстал перед глазами читателя во всей сложности его индивидуальной судьбы. Нашлось немало людей, которые, несмотря на сопротивление редакторов и цензуры, сумели донести до читателя свое слово о нем. Круг лиц, знавших Зощенко, был велик и разнообразен. Ведь не только писатели находились в его орбите – были художники, артисты, работники издательств, наконец, просто близкие его сердцу люди. И надежда на восполнение правды в личной и творческой судьбе Зощенко более чем оправдалась. При всех заведомо утраченных возможностях иметь максимальное представление о писателе, о его читательском и писательском облике, коллективными усилиями авторов данного сборника этот облик был воссоздан. В альбоме "Искусство автографа: Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов" (Москва, 2015) представлены дарственные надписи М.М. Зощенко на книгах, а также рукописи, письма, записки. Многие из них публикуются впервые. Автографы сопровождаются фотографиями, биографическими и библиографическими справками. Так, например, в комментариях к письму, которое писатель пишет В.Е. Ардову 17 июля 1956 года, исследователь творчества Зощенко М.З. Долинский упоминает представленный автограф как находящийся в его собрании и один из типичных для писателя. А вот еще один очень интересный автограф, оставленный Михаилом Зощенко неизвестному адресату на книге "Воспоминания о Мишеле Синягине" (Ленинград, 1931): "Все дело в мгновении. Оно определяет жизнь. Больше счастливых мгновений. Дорогому Николаю Сергеевичу с особой сердечностью". В чем заключалось неповторимое своеобразие таланта Михаила Зощенко? Чем дорог художник не только своим коллегам-современникам, но и нынешним читателям? Что помешало ему раскрыть свой талант в полной мере? Для того чтобы дать ответ на эти вопросы, потребуется пройти вместе с писателем дорогой никогда не прекращавшихся поисков, позволивших Зощенко обрести не только неповторимое лицо, неповторимую интонацию, но и, как следствие, своего читателя.
Библиографический список:
Вспоминая Михаила Зощенко : Сборник / Сост. Ю.В. Томашевский. – Ленинград : Художественная литература, 1990. – 512 с. Искусство автографа : Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов / Сост. Михаил Сеславинский; вступ. ст. М.В. Сеславинский; худ. Б.В. Трофимов. – Москва : Бослен, 2015. – Т. 1 : А-И. – 376 с. Рубен, Б.С. Алиби Михаила Зощенко : Повествование с документами / Б.С. Рубен. – Москва : Аграф, 2001. – 384 с. Старков, А.Н. Михаил Зощенко : судьба художника / А.Н. Старков. – Москва : Советский писатель, 1990. – 254 с.
Информацию подготовила библиотекарь читального зала И.В. Пономарева
|