Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Две "Троицы" золотого века русской иконы 7 июня православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников – День Святой Троицы Понятие Святой Троицы – самое глубокое и наиболее сложное богословское и духовное понятие в православии. Но оно визуализируется в православных иконах и фресках. Троица Феофана Грека – фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, созданная в 1378 году. В основе Троицы Феофана Грека лежит библейский, Ветхого Завета, сюжет о бездетных супругах Аврааме и Сарре, в дом которых однажды под видом странников являются ангелы, и вскоре у Сарры рождается сын. На фреске запечатлена встреча Саррой и Авраамом (его изображение не сохранилось) странников, их гостеприимство и угощение ангелов трапезой. Центральные образы фрески – ангелы. Встреча земного и небесного передана Феофаном Греком с огромной силой: ветхозаветный сюжет весь в движении, средний ангел с распростертыми крыльями. При этом на экспрессивно выписанной фреске ярко выражено подчинение земного небесному, ангелы возвышены над людьми. Выразительность манеры письма, ее подвижность, при этом сдержанный, практически монохромный колорит – отличительная черта творческой манеры Феофана Грека. Андрей Рублев, наиболее известный и почитаемый русский иконописец, создал свой шедевр – икону "Троица" – около 1411 года. Величайшая икона человечества изображает непостижимого и триединого Бога в символическом виде, канонически – в виде трех беседующих ангелов. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы. Всё внимание в иконе сосредоточено на этом безмолвном общении трех ангелов. Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Саррой. В его иконе перед нами предстает не ветхозаветный сюжет, а образ Троицы, воплощающий божественное единство и жертвенную любовь. В основу композиции положен круг. При этом ангелы не вписаны в круг – они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трёх фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является Чаша – прообраз крестной жертвы. Вокруг Чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов. Рублевская "Троица "– гармония, мудрость, спокойствие, созерцание. Икона была написана "в память и похвалу Сергия Радонежского", игумена земли Русской, по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Андрей Рублев написал ее под влиянием святого Сергия, с которым имел счастье общаться с юных лет. Говорят, при создании культурного и духовного феномена, которым является "Троица", кистью Андрея Рублева водила рука самого преподобного Сергия. Феофан Грек и Андрей Рублев, великие иконописцы Средневековья, в своих произведениях воплотили новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы. Их творчество стало основой культуры русского народа. Источники: Алпатов, М.В. Феофан Грек : альбом / М.В. Алпатов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Изобразительное искусство, 1990. – 208 с. : ил. Брюсова, В.Г. Андрей Рублев / В.Г. Брюсова. – М. : Изобразительное искусство, 1995. – 304 с. : ил. Вздорнов, Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде : К 600-летию существования фресок, 1378-1978 / Г.И. Вздорнов. – М. : Искусство, 1976. – 292 с. : ил. – (Памятники древнего искусства). Демина, НА. Андрей Рублев и художники его круга / Н.А. Демина. – М. : Наука, 1972. –284 с. : ил. Ильин, М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Проблемы, гипотезы, исследования / М.А. Ильин. – М. : Искусство, 1976. — 266 с. : ил. Лазарев, В.Н. Андрей Рублев и его школа / В.Н. Лазарев. – М. : Искусство, 1966. – 386 с. : ил. Лазарев, В.Н. Русская средневековая живопись / В.Н. Лазарев. – М. : Искусство, 1970. – 368 с. : ил. Майорова, Н.О., Скоков, ГК. Русская иконопись. Сюжеты и шедевры / Н.О. Майорова, Г.К. Скоков – М. : Белый город, 2007. – 544 с. : ил. Смирнова, Э.С. Московская икона XVI-XVII веков : альбом / Э.С. Смирнова. – Л. : Аврора, 1988. – 320 с. : ил.
Подготовила О.Н. Полякова, заведующая отделом литературы по искусству
|