Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

   

    Фридерик Францишек Шопен (во французской транскрипции Фредерик Франсуа Шопен) – великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

    Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, Шопены считались уважаемой интеллигентной семьей.

    Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывались ещё три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

    Фредерик Шопен Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

Обладая большой музыкальной чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. В пятилетнем возрасте начал выступать с концертами, а в семь поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

    Параллельно с занятиями фортепиано Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.

    Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант даёт в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

    Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнаёт о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей, в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый "Революционный" этюд.

    Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

    Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: "Господа, снимите шляпы, это гений". Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался польским музыкантом и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

    Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвящённые родной Польше и переживаниям о её судьбе.

    Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

    Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

    Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует, прежде всего, к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

    По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна, прежде всего, соответствовало переводу "ночная песнь", то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения всё больше углубляются в сферу трагических переживаний.

    Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопена творчеством И. С. Баха.

     Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Он является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.

    Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Он интересовался творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа. Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых согласно исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

    Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он ещё какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.

    По завещанию композитора, его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы. Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.

    С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена.

    Вниманию читателей предлагается книга И. Бэлзы «Фридерик Францишек Шопен» (Москва, 1960). В этой книге представлено изложение жизненного и творческого пути величайшего польского композитора, Публикуемая монография явилась результатом длительной работы над изучением жизни и творчества Шопена. В процессе исследования отбрасываются легенды и вымыслы, долгое время засорявшие биографию композитора. И вместе с тем всё более и более отчетливо вырисовывается его человеческий и творческий облик. Не хрупкий, капризный баловень парижских салонов, не автор интимных пьес, а мужественный, бесстрашно глядевший в лицо всем испытаниям и смерти герой титанической борьбы за национальные идеалы польского народа, великий и мудрый мастер, черпавший антеевскую силу в своей неугасимой любви к родине – таким предстает перед нами Фридерик Францишек Шопен.

    В сборник "Венок Шопену" (Москва, 1989) вошли статьи советских музыковедов, всесторонне освещающие творчество великого польского композитора. Материалы сборника посвящены теоретическим проблемам композиторского наследия Шопена, проблемам интерпретации его сочинений, его пианистическому искусству.

    Особый интерес представляет раздел «Нотография и библиография», дающий полную картину публикаций сочинений Шопена в нашей стране. Книга иллюстрирована, снабжена нотными примерами.

    Работа Зофьи Ежевской "Фридерик Шопен" (Варшава,1981) знакомит читателя с личностью Шопена – композитора, виртуоза, педагога и, самое главное, человека. Ознакомившись с обстоятельствами, в каких создавались его произведения, а также с другими фактами его жизни, с увлечениями композитора, его привычками, а порою капризами и слабостями, читатель получит живой портрет Шопена.

    В книге Я.И. Мильштейна "Очерки о Шопене" (Москва,1987) собраны написанные в разные годы работы автора о Шопене, посвященные различным сторонам исполнительского постижения творчества великого композитора.

    Книга представляет интерес как для музыкантов-исполнителей, так и для многочисленных любителей музыки.

    Книга Г. Цыпина "Шопен и русская пианистическая традиция" (Москва,1990) посвящена проблемам интерпретации музыки Шопена русскими и советскими пианистами. Автор прослеживает традиции, заложенные выдающимися отечественными мастерами второй половины XIX – начала XX века, говорит об изменениях в подходе к шопеновской музыке на различных этапах истории русского и советского фортепианного исполнительства. В книге даются краткие характеристики видных советских пианистов – интерпретаторов музыки Шопена.

   Книга предназначена для музыкантов-профессионалов, исполнителей, педагогов и любителей музыки.

    Широкому кругу любителей музыки будет интересна книга Г. Пурталеса "Шопен" (Москва,2001), которая уникальна нестандартным для российской шопнианы взглядом на творческий облик композитора, предстающего перед читателем в атмосфере изысканной и утонченной культуры парижских салонов XIX века. Это своеобразный "психологический портрет" художника: первое увлечение Констанцией Гладковской, трагический роман с Марией Водзиньской, сложные и долгие отношения с Жорж Санд, дружба со знаменитыми писателями, художниками, артистами – Э. Делакруа, Ф. Листом, П. Виардо, Г. Гене и др. – главные сюжеты книги.

    Жизнеописание Шопена основано на подлинных документах – письмах композитора и воспоминаниях его современников.

    Несомненный интерес для любителей музыки представляет книга из серии “Opus d’amour” "Фредерик Шопен и Жорж Санд" (Москва,2005), в которой прослеживается романтическая история любви Фридерика Шопена и Жорж Санд, представленная в письмах и музыке. Книга содержит богатый иллюстративный материал и снабжена компакт-диском с записями музыки Шопена.

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9:30 до 19:00,

кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8

 

Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме (база данных НЭБ, г. Москва).

- Доступ к полнотекстовой базе данных ЛитРес, БиблиоРоссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете).

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).