Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Природа, жизнь и любовь
Какой богатый и разнообразный мир образов заключён в музыке Дворжака! Воспоминания о давно минувших событиях, лирические картины родной природы, веселье народного праздника, робкое признание в любви, сосредоточенное раздумье о жизни, страстный призыв к счастью. Всё, о чём думал и мечтал композитор, всё, что видел и перечувствовал – он вложил в свою музыку. Я.И. Лушина
Дворжак – классик чешкой музыки. Композитор, в чьём творчестве нашли отражение музыка и поэзия восточных, западных и южных славян. Антонин Дворжак родился 8 сентября 1841 года в небольшой деревеньке недалеко от Праги, где отец будущего композитора содержал скромную гостиницу и по совместительству был мясником. Поначалу предполагалось, что Антонин продолжит семейные дела. Но уж слишком очевидны были музыкальные склонности сына. Дома все играли на различных музыкальных инструментах, подтверждая старинную поговорку "Каждый чех – музыкант". Отец, а позже школьный учитель обучили его игре на скрипке и пению. С детства Антонин выступал в костёлах близлежащих деревень. Окончив двухклассную школу, мальчик продолжил обучение в соседнем городе, где учитель немецкого языка, органист и композитор преподавал ему теорию музыки, игру на альте, фортепиано и органе. Он и убедил отца Дворжака отправить сына в Прагу. С 1857 по 1859 гг. Дворжак обучался в Органной школе, которую окончил как органист и композитор. После чего работал в оркестре, выступавшем в танцевальных залах и ресторанах. В начале 60-х годов XIX столетия в Праге был открыт Временный театр, где представления впервые стали даваться на чешском языке. До этого Чехия на протяжении веков имела лишь немецкие театры. В течение 11 лет Антонин Дворжак работал здесь альтистом. Тогда же появились его первые композиторские опыты. Переломным для композитора стал год 1872-й. Патриотический гимн, симфония, опера, два новых квартета, романс для скрипки с оркестром. И такое разнообразие жанров осталось характерным признаком дворжаковского творчества. Антонин стал известен не только как композитор, но и как пианист. Он несколько раз публично выступал как солист, на протяжении нескольких лет принимал участие в камерных ансамблях и аккомпанировал певцам. Важное событие в жизни Дворжака произошло в 1875 году – он получил стипендию (400 золотых в австрийской валюте в год) Министерства культуры и образования. Она намного превышала сумму его заработка в качестве альтиста Временного театра и давала возможность заниматься творчеством. Немецкий композитор и пианист Иоганнес Брамс, который был ценителем творчества Антонина Дворжака и его другом, рекомендовал своему издателю в Берлине вокальный цикл композитора "Моравские дуэты". Их выход принёс издателю такой доход, что он заказал композитору сюиту популярных пьес для бытового музицирования. Выполнив заказ, Дворжак вернулся к работе над "Славянскими танцами". Исполненные в Праге и Дрездене, они были восторженно приняты публикой. Позже вышла в свет и вторая тетрадь "Славянских танцев", обе они завоевали широчайшую популярность, сделав композитора знаменитым. С конца 1870-х годов начался новый ‒ "зрелый" период творчества композитора. Имя Антонина Дворжака приобретает всемирную известность. Особенно его полюбили в Англии. Первые гастроли в эту страну состоялись в 1884 году, оказались очень успешными, и за ними последовало ещё восемь туров. Помимо композиторской деятельности Дворжак занимался педагогикой, служа преподавателем композиции в Пражской консерватории. А когда стал появляться на эстраде как исполнитель своих сочинений, композитор Йозеф Михль написал об исключительном умении Дворжака читать с листа: "Я смело утверждаю, что точности, с какой он проигрывал партитуры с листа, могли бы позавидовать многие пианисты-виртуозы" Февральская Прага 1888 года познакомила двух великих мастеров – Антонина Дворжака и Петра Чайковского. Знакомство переросло в дружбу. Некоторое время спустя Антонин отправился на гастроли в Москву и Петербург. Позже по приглашению богатой американской меценатки Антонин Дворжак едет в Америку с целью возглавить основанную ею Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Два с половиной года (1892-1895) композитор провёл в Соединённых Штатах, преподавал композицию и руководил студенческим оркестром консерватории, возглавлял жюри композиторского конкурса, сочинения на который присылались в Нью-Йорк со всей страны. Дворжака интересовала народная, бытовая музыка Северной Америки, в том числе негритянская и индейская, что нашло отражение в созданных им на американской земле сочинениях. По возвращении на родину композитор продолжает напряженно работать, сочиняя новую музыку, концертируя, руководя Пражской консерваторией. Заслуги Дворжака получили широкое признание в Чехии, с почтением к его творчеству относилась и официальная Вена. После смерти Брамса в 1897 году Дворжак занял его место в жюри по государственным стипендиям. На следующий год его наградили медалью за достижения в литературе и искусстве, которой из многих известных композиторов был удостоен только Брамс. 3 мая 1904 года Балакирев писал из Петербурга Йозефу Йиржи Коларжу (чешский актёр, писатель и переводчик): "Сегодня телеграф принёс нам печальное известие о внезапной кончине Вашего знаменитого композитора Антонина Дворжака. Неожиданная утрата этого высокоодарённого славянского композитора, несомненно вызовет как в Вашем отечестве и в славянских странах, так и во всём музыкальном мире глубокую скорбь, к которой и я присоединяюсь всей душою. Мир его праху!"
Информацию подготовила Л.В. Вострикова, библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей
Библиографический список
Книжные издания
1. Гулинская, З. К. Антонин Дворжак / З. К. Гулинская. ‒ Москва : Музыка, 1973. ‒ 240 с. 78И(092); Д 243; М-1200066 ‒ НОТ 2. Дворжак в письмах и воспоминаниях. ‒ Москва : Музыка, 1964. ‒ 222 с. 78И(092); Д 243; 793756 ‒ НОТ 3. Егорова, В. Н. Антонин Дворжак / В. Н. Егорова. ‒ Москва : Музыка, 1997. ‒ 616 С. 85.313(2)-8; Д 243; 2044919 – НОТ; 2044920 – НОТ; 2123575 ‒ НОТ 4. Егорова, В. Н. Симфонии Дворжака / В. Н. Егорова. ‒ Москва : Музыка, 1979. ‒ 318 с. 78И(092); Д 243; 1377466 – НОТ; 1377467 ‒ НОТ 5. Лушина, Я.И. Антонин Дворжак, 1841-1904 : краткий очерк жизни и творчества / Я. И. Лушина. ‒ Ленинград : Музгиз, 1961. ‒ 104 С. 78НД(092); Д 243; 2082985 – НОТ; 1201745 ‒ НОТ
Нотные издания
1. Дворжак, А. Славянские танцы : для фортепиано в 4 руки / А. Дворжак. – Москва : Музыка, 1990. ‒ 111 С. 85.952.42(3); Д 243; 455540 ‒ НОТ 2. Дворжак, А. Stabat Mater : для четырехголосного хора : клавир / А. Дворжак. ‒ Прага, 1956. ‒ 40 С. 85.969(3)Фп, Д 243, 62114 ‒ НОТ 3. Дворжак, А. Переложение для пения с фортепиано. / А. Дворжак. ‒ Москва : Музгиз, 1956. ‒ 253 С. 85.971(3)Фп, Д 243; 1156 ‒ НОТ 4. Дворжак, А. Концертный репертуар вокалиста : для высокого голоса в сопровождении фортепиано / А. Дворжак, Б. Сметана. ‒ Москва : Музгиз, 1960. 85.943.1-42-071(3)я43; Д 243; 61213 ‒ НОТ 5. Дворжак, А. Русалка : лирическая сказка в 3-х д.: пер. для пения с фортепиано / А. Дворжак. ‒ Москва : Музыка, 1968. ‒ 311 С. 85.971(3)Фп; Д 243; 14809 ‒ НОТ 6. Дворжак, А. Цыганские мелодии : для голоса в сопровождении фортепиано / А. Дворжак. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒ 31 с. 85.943.4-42-043.2(3); Д 243; 53574 – НОТ; 53575 ‒ НОТ 7. Дворжак, А. О природе : хоры для смешанных голосов / А. Дворжак ‒ Москва : Музыка, 1985. ‒ 23с. 85.941.1-043.2(3); Д 243; 46890 ‒ НОТ 8. Дворжак, А. Русские песни : для двух женских голосов в сопровождении фортепиано / А. Дворжак. ‒ Москва : Музыка, 1991. ‒ 30 с. 85.942.2-42-043.3(3); Д 243; 56328 ‒ НОТ; 56330 ‒ НОТ; 56231 – НОТ 9. Дворжак, А. Симфония № 9 "Из Нового Света" / А. Дворжак. ‒ Партитура. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2006. ‒ 206 с. 85.951.1-040П; Д 243; 70369 ‒ НОТ; 65785 ‒ НОТ 10. Дворжак, А. Песни любви : для высокого голоса и фортепиано /А. Дворжак. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2015. ‒ 27 с. 85.943.1-42-043.2(3); Д 243; 64269 ‒ НОТ; 64270 ‒ НОТ; 64271‒ НОТ 11. Дворжак, А. Сонатина для скрипки и фортепиано / А. Дворжак. ‒ США : Шример, б/г. ‒ 24с. 85.955.4-42-041(3); Д 243; 59239 ‒ НОТ
|