Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

 

Природа, жизнь и любовь

 

Какой богатый и разнообразный мир образов заключён в музыке Дворжака! Воспоминания о давно минувших событиях, лирические картины родной природы, веселье народного праздника, робкое признание в любви, сосредоточенное раздумье о жизни, страстный призыв к счастью. Всё, о чём думал и мечтал композитор, всё, что видел и перечувствовал – он вложил в свою музыку.

Я.И. Лушина

 

Дворжак – классик чешкой музыки. Композитор, в чьём творчестве нашли отражение музыка и поэзия восточных, западных и южных славян.

Антонин Дворжак родился 8 сентября 1841 года в небольшой деревеньке недалеко от Праги, где отец будущего композитора содержал скромную гостиницу и по совместительству был мясником. Поначалу предполагалось, что Антонин продолжит семейные дела. Но уж слишком очевидны были музыкальные склонности сына.

Дома все играли на различных музыкальных инструментах, подтверждая старинную поговорку "Каждый чех – музыкант". Отец, а позже школьный учитель обучили его игре на скрипке и пению. С детства Антонин выступал в костёлах близлежащих деревень. Окончив двухклассную школу, мальчик продолжил обучение в соседнем городе, где учитель немецкого языка, органист и композитор преподавал ему теорию музыки, игру на альте, фортепиано и органе. Он и убедил отца Дворжака отправить сына в Прагу.

С 1857 по 1859 гг. Дворжак обучался в Органной школе, которую окончил как органист и композитор. После чего работал в оркестре, выступавшем в танцевальных залах и ресторанах. В начале 60-х годов XIX столетия в Праге был открыт Временный театр, где представления впервые стали даваться на чешском языке. До этого Чехия на протяжении веков имела лишь немецкие театры. В течение 11 лет Антонин Дворжак работал здесь альтистом. Тогда же появились его первые композиторские опыты.

Переломным для композитора стал год 1872-й. Патриотический гимн, симфония, опера, два новых квартета, романс для скрипки с оркестром. И такое разнообразие жанров осталось характерным признаком дворжаковского творчества.

Антонин стал известен не только как композитор, но и как пианист. Он несколько раз публично выступал как солист, на протяжении нескольких лет принимал участие в камерных ансамблях и аккомпанировал певцам.

Важное событие в жизни Дворжака произошло в 1875 году – он получил стипендию (400 золотых в австрийской валюте в год) Министерства культуры и образования. Она намного превышала сумму его заработка в качестве альтиста Временного театра и давала возможность заниматься творчеством.

Немецкий композитор и пианист Иоганнес Брамс, который был ценителем творчества Антонина Дворжака и его другом, рекомендовал своему издателю в Берлине вокальный цикл композитора "Моравские дуэты". Их выход принёс издателю такой доход, что он заказал композитору сюиту популярных пьес для бытового музицирования. Выполнив заказ, Дворжак вернулся к работе над "Славянскими танцами". Исполненные в Праге и Дрездене, они были восторженно приняты публикой. Позже вышла в свет и вторая тетрадь "Славянских танцев", обе они завоевали широчайшую популярность, сделав композитора знаменитым.

С конца 1870-х годов начался новый ‒ "зрелый" период творчества композитора. Имя Антонина Дворжака приобретает всемирную известность. Особенно его полюбили в Англии. Первые гастроли в эту страну состоялись в 1884 году, оказались очень успешными, и за ними последовало ещё восемь туров.

Помимо композиторской деятельности Дворжак занимался педагогикой, служа преподавателем композиции в Пражской консерватории. А когда стал появляться на эстраде как исполнитель своих сочинений, композитор Йозеф Михль написал об исключительном умении Дворжака читать с листа: "Я смело утверждаю, что точности, с какой он проигрывал партитуры с листа, могли бы позавидовать многие пианисты-виртуозы"

Февральская Прага 1888 года познакомила двух великих мастеров – Антонина Дворжака и Петра Чайковского. Знакомство переросло в дружбу. Некоторое время спустя Антонин отправился на гастроли в Москву и Петербург.

Позже по приглашению богатой американской меценатки Антонин Дворжак едет в Америку с целью возглавить основанную ею Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Два с половиной года (1892-1895) композитор провёл в Соединённых Штатах, преподавал композицию и руководил студенческим оркестром консерватории, возглавлял жюри композиторского конкурса, сочинения на который присылались в Нью-Йорк со всей страны. Дворжака интересовала народная, бытовая музыка Северной Америки, в том числе негритянская и индейская, что нашло отражение в созданных им на американской земле сочинениях.

По возвращении на родину композитор продолжает напряженно работать, сочиняя новую музыку, концертируя, руководя Пражской консерваторией.

Заслуги Дворжака получили широкое признание в Чехии, с почтением к его творчеству относилась и официальная Вена. После смерти Брамса в 1897 году Дворжак занял его место в жюри по государственным стипендиям. На следующий год его наградили медалью за достижения в литературе и искусстве, которой из многих известных композиторов был удостоен только Брамс.

3 мая 1904 года Балакирев писал из Петербурга Йозефу Йиржи Коларжу (чешский актёр, писатель и переводчик): "Сегодня телеграф принёс нам печальное известие о внезапной кончине Вашего знаменитого композитора Антонина Дворжака. Неожиданная утрата этого высокоодарённого славянского композитора, несомненно вызовет как в Вашем отечестве и в славянских странах, так и во всём музыкальном мире глубокую скорбь, к которой и я присоединяюсь всей душою. Мир его праху!"

 

 

 

Информацию подготовила

Л.В. Вострикова,

 библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Книжные издания

 

 

1. Гулинская, З. К. Антонин Дворжак / З. К. Гулинская. ‒ Москва : Музыка, 1973. ‒ 240 с.

78И(092); Д 243; М-1200066 ‒ НОТ

2. Дворжак в письмах и воспоминаниях. ‒ Москва : Музыка, 1964. ‒ 222 с.

78И(092); Д 243; 793756 ‒ НОТ                           

3. Егорова, В. Н. Антонин Дворжак / В. Н. Егорова. ‒ Москва : Музыка, 1997. ‒ 616 С.

85.313(2)-8; Д 243; 2044919 – НОТ; 2044920 – НОТ; 2123575 ‒ НОТ                                              

4. Егорова, В. Н. Симфонии Дворжака / В. Н. Егорова. ‒ Москва : Музыка, 1979. ‒ 318 с.

78И(092); Д 243; 1377466 – НОТ; 1377467 ‒ НОТ

5. Лушина, Я.И. Антонин Дворжак, 1841-1904 : краткий очерк жизни и творчества / Я. И. Лушина. ‒ Ленинград : Музгиз, 1961. ‒ 104 С.

78НД(092); Д 243; 2082985 – НОТ; 1201745 ‒ НОТ

 

Нотные издания

 

1. Дворжак, А. Славянские танцы : для фортепиано в 4 руки / А. Дворжак. – Москва : Музыка, 1990. ‒ 111 С.

85.952.42(3); Д 243; 455540 ‒ НОТ

2. Дворжак, А. Stabat Mater : для четырехголосного хора : клавир / А. Дворжак. ‒ Прага, 1956. ‒ 40 С.

85.969(3)Фп, Д 243, 62114 ‒ НОТ

3. Дворжак, А. Переложение для пения с фортепиано. / А. Дворжак. ‒ Москва : Музгиз, 1956. ‒ 253 С.

85.971(3)Фп, Д 243; 1156 ‒ НОТ

4. Дворжак, А. Концертный репертуар вокалиста : для высокого голоса в сопровождении фортепиано / А. Дворжак, Б. Сметана. ‒ Москва : Музгиз, 1960.

85.943.1-42-071(3)я43; Д 243; 61213 ‒ НОТ

5. Дворжак, А. Русалка : лирическая сказка в 3-х д.: пер. для пения с фортепиано / А. Дворжак. ‒ Москва : Музыка, 1968. ‒ 311 С.

85.971(3)Фп; Д 243; 14809 ‒ НОТ

6. Дворжак, А. Цыганские мелодии : для голоса в сопровождении фортепиано / А. Дворжак. ‒ Москва : Музыка, 1982. ‒ 31 с.

85.943.4-42-043.2(3); Д 243; 53574 – НОТ; 53575 ‒ НОТ                  

7. Дворжак, А. О природе : хоры для смешанных голосов / А. Дворжак ‒ Москва : Музыка, 1985. ‒ 23с.

85.941.1-043.2(3); Д 243; 46890 ‒ НОТ

8. Дворжак, А. Русские песни : для двух женских голосов в сопровождении фортепиано / А. Дворжак. ‒ Москва : Музыка, 1991. ‒ 30 с.

85.942.2-42-043.3(3); Д 243; 56328 ‒ НОТ; 56330 ‒ НОТ; 56231 – НОТ

9. Дворжак, А. Симфония № 9 "Из Нового Света" / А. Дворжак. ‒ Партитура. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2006. ‒ 206 с.

85.951.1-040П; Д 243; 70369 ‒ НОТ; 65785 ‒ НОТ

10. Дворжак, А. Песни любви : для высокого голоса и фортепиано /А. Дворжак. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2015. ‒ 27 с.

85.943.1-42-043.2(3); Д 243; 64269 ‒ НОТ; 64270 ‒ НОТ; 64271‒ НОТ

11. Дворжак, А. Сонатина для скрипки и фортепиано / А. Дворжак. ‒ США : Шример, б/г. ‒ 24с.

85.955.4-42-041(3); Д 243; 59239 ‒ НОТ