Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Этот удивительный Гаврилин.

 

   Гаврилин.jpgВалерий Гаврилин – советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Будущий лауреат Государственных премий, народный артист РСФСР родился в семье школьных учителей. Отец вскоре после рождения сына погиб на фронте. Мать была репрессирована, и мальчик попал в детский дом в Октябрьском районе г. Вологды, учился в средней мужской школе №9.

   Его знакомство с музыкой началось еще в школе. Занимался в школьном хоре, научился играть на народных инструментах. Вскоре он уже играл в оркестре. На него обратила внимание преподаватель музыки Т.Д. Томашевская, которая стала регулярно заниматься с мальчиком. Под ее руководством Валерий быстро освоил игру на фортепиано и даже пробовал сочинять музыку.

   После седьмого класса школы-интерната Гаврилин поступает в музыкальное училище города Вологды на дирижерско-хоровое отделение. И здесь ему тоже повезло. Когда он сдавал вступительные экзамены в училище, комиссию возглавлял М. Белоземцев, который в то время являлся доцентом Ленинградской консерватории. Он помог Валерию поступить в музыкальную школу при консерватории, куда мальчик был зачислен сразу в седьмой класс. В 1964 году заканчивает консерваторию по специальности музыковеда-фольклориста и продолжает свое обучение в аспирантуре.

   Биография Валерия Гаврилина насыщена событиями. Уже на третьем курсе консерватории он проявил себя, увлекшись фольклором и выезжая с экспедициями по российским деревням, чтобы понять русскую душу, которая нашла свое отражение в музыке. К этому времени у него уже были собственные сочинения, навеянные русской природой и тем печальным состоянием, в котором находились деревни. Молодой композитор прекрасно понимал, что он хотел отразить в своем творчестве, и по какому музыкальному пути нужно идти дальше. Предназначение виделось в том, чтобы находить гармонию своей души с народной мелодией, в которой чувствуется и эмоциональность, и поэтичность.

 Еще до того как были сданы выпускные экзамены в консерватории, им были написаны несколько прекрасных сонат, а также цикл «Немецкая тетрадь» и симфоническая сюита «Тараканище». Как известно, эти произведения сразу нашли отклик у профессиональных композиторов и имели лишь положительные отзывы. В качестве дипломной работы Валерий Александрович пишет музыкальный цикл «Русская тетрадь». Свое произведение он посвятил мальчику, который умер от рака. Этот цикл был удостоен премии Глинки.

   Наряду с «Русской тетрадью», Гаврилин занимается сочинением небольших фортепианных пьес и сюит, а также музыки к спектаклям и кинофильмам (всего у него около полутора десятков киноработ).

   В 1972 году были написаны три крупных произведения - вторая часть «Немецкой тетради», опера «Повесть о скрипаче Ванюше» и музыкальная поэма «Военные письма». Год спустя появился вокальный цикл «Вечерок» и военно-симфонический цикл «Земля». Последний создан на стихи А. Шульгиной, с которой автор много сотрудничал.

   Его произведения всегда любили исполнять лучшие вокальные мастера. Песня «Два брата», за которую Гаврилин удостоился премии Ленинского комсомола, стала настоящим шедевром. То же самое можно сказать и о песне «Скачут ночью кони».

   Одним из самых значительных произведений явилась хоровая симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении Василия Шукшина»). Это масштабное произведение, где главным действующим лицом выступает хор. Созданный в 1981-1982 годах материал был опробован в «Степане Разине» Шукшина в постановке Михаила Ульянова, а впоследствии вошел в «Перезвоны». По словам самого композитора, это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо, где есть элементы театрализации и сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке композитор написал: «По прочтении Василия Шукшина»», потому что именно работа над произведением Шукшина дала толчок для появления «Перезвонов».

   Также Валерий Гаврилин написал серию музыкально-сценических опусов. Среди них балеты «Женитьба Бальзаминова», «Дом у дороги», «Подпоручик Романов», а также оперы «Семейный альбом», «Моряк и рябина». В ряде случаев созданию этих произведений предшествовали инструментальные пьесы. Так произошло с балетом «Анюта», построенным на основе фортепианной пьесы «Вальс».

   Творчество Валерия Гаврилина всегда отличали русский колорит и лиризм. Он был одним из первых, кто начал активно объединять бытовой и академический жанры. Стилевые формы и эстетика музыки Гаврилина не оставляют сомнений в приверженности композитора к неоромантизму. Как и другие представители направления, он тяготел к утонченной обработке песенных форм, которые составляли основу камерных произведений и вокально-симфонических поэм.

   Сквозной линией в музыке Гаврилина проходит тема женской судьбы и характера. Его творчество неразрывно соединено с чистотой русской души и свидетельствует о глубоком проникновении в народную культуру. В то же время он не стеснялся использовать приемы эстрадной музыки, что позволяло с успехом доносить свои идеи и молодому поколению.

   «Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души», – говорил музыкант. По меткому выражению музыкального критика А. Сохора, Гаврилин создал свой «песенно-симфонический жанр». Многие его песни заставляют прожить драматическую ситуацию, лежащую в основе сюжета. Тематическая и стилевая направленность «играющих» песен Гаврилина различны. Среди них мы видим примеры социальной сатиры («Скоморохи»), психологической драмы («Пастушка и пастух») и даже сатирической сказочной аллегории («Перезвоны»). Глубокой мелодичностью пронизаны дивертисменты и оркестровые сюиты. В них вокальный талант Валерия Александровича вылился в неповторимый мелодизм, нашедший выражение в утонченной интонации исполнения музыки.

   Каждая новая встреча с творчеством Валерия Гаврилина становится событием культурной жизни. Его музыка всегда несет доброту и свет, о чем сам композитор сказал так: "Свет есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда".

   Читатели нашей библиотеки могут познакомиться с творчеством Валерия Гаврилина, прочитав книги о его биографии и творчестве.

   В книгу выдающегося русского композитора второй половины XX века В.А. Гаврилина «О музыке и не только... Записи разных лет» (Санкт-Петербург, 2003) вошли записи, которые автор вел на протяжении своей жизни. Музыка, ее место в жизни, ее связи с жизнью русского народа были предметом постоянных размышлений автора. Это раздумья, наблюдения, оценки жизненных явлений, событий культурной жизни страны. Размышления эти умные, остроумные, ироничные, даже парадоксальные, но всегда глубокие и обоснованные.  

   Монография В.А. Гаврилина «Слушая сердцем...: статьи, выступления, интервью» (Санкт-Петербург, 2002) представляет собой литературное наследие композитора, в котором раскрывается еще одна важная и неповторимая грань его яркой личности. Здесь он предстает перед нами как незаурядный писатель и мыслитель. Он писал и говорил о высокой миссии искусства – особенно музыки – в жизни народа. О композиторах (М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, Г. В. Свиридове) и исполнителях (З.А. Долухановой, Е. А. Мравинском, С. Т. Рихтере), о поэтах и писателях (Н. М. Рубцове, В. М. Шукшине, В. П. Астафьеве), об актерах, о фольклоре, о бардовской песне и современной эстраде, о музыкальном восприятии и музыкальном просвещении, о нравственности, экологии и о многом другом.

Гаврилин писал всегда темпераментно и увлекательно, в яркой, образной и доходчивой форме. Представленные в сборнике статьи и эссе, его выступления по радио и телевидению, интервью с ним отличаются глубиной мысли, четко сформулированной позицией и собственным блистательным литературным стилем.

   Как всякий подлинный художник, к тому же обладающий великим талантом, композитор Валерий Гаврилин был бесконечно привлекательным и своеобразным человеком, что явствует из воспоминаний композиторов, музыковедов, дирижеров, режиссеров, актеров, поэтов, учеников, друзей, общавшихся с ним. Читателю предлагается сборник воспоминаний, составленный женой композитора Н.Е. Гаврилиной, «Этот удивительный Гаврилин…» (Санкт-Петербург, 2008). Это второе издание, дополненное воспоминаниями музыковеда А.А. Золотова, драматурга С.И. Злотникова, режиссера Г.Г. Руденко, пианиста Р.А. Оганяна, журналиста Н.С. Серовой и других людей, знавших и любивших В.А. Гаврилина.

   Книга Т.А. Отюговой «Композитор Валерий Гаврилин» (Санкт-Петербург, 2008) не музыковедческое исследование, это биографическое эссе. Жизнь выдающегося русского композитора Валерия Гаврилина, изгибы его непростой судьбы – благодатный материл для повествования такого рода. Здесь ничто не придумано, ничто не приукрашено, абсолютно все соответствует действительности. Заинтересованное участие в написании этого эссе, проявленное вдовой композитора Наталией Евгеньевной Гаврилиной, позволило избежать любых неточностей в именах, датах, в трактовке событий и названиях сочинений – как написанных, так и не осуществленных.

Информацию подготовила ведущий библиотекарь

сектора нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8


Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете).

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).