Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Образ преподобного Сергия Радонежского
в русском изобразительном искусстве Живопись допетровской эпохи была исключительно религиозным искусством и отражала состояние духовной жизни своего времени. Достигшее в XX столетии мирового признания древнерусское искусство являлось, как известно, актом соборного народного творчества, духовным основанием которого было и остается православие.
Древнерусское искусство с большой вероятностью доносит до нас исторически достоверный образ великого подвижника. Внешность Сергия к моменту его канонизации не успела изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.
Древнерусские иконописцы создали много икон с изображением святого Сергия, и индивидуальные человеческие черты постепенно сгладились, уступив место иконописному канону. Житийная икона московского мастера XV века (предположительно, школы Дионисия) запечатлела житие и чудеса игумена земли Русской; по её сторонам и в клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого.
100 миниатюр из лицевого жития XVI в. собрания Ризницы Троице-Сергиевой лавры представлены в альбоме «Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца» (М., 1997). Иконами, посвященными Сергию Радонежскому, иллюстрирована книга «Преподобный Сергий Радонежский: житие, чудотворения, молитвы» (М., 2002). Главными отличительными особенностями изображения лика святого Сергия на иконах стала коричневая монашеская мантия с тёмным платком-парамандом и округлая, средней длины борода.
Углубленно разобраться в многообразии изображений святого помогут научные издания «История русской живописи. Иконопись» (М., 2006) и «Русская религиозная живопись» (М., 1995). В книге Н.А. Барской «Сюжеты и образы древнерусской живописи» (М.,1993) объемно и подробно анализируется тематика, эстетическое своеобразие и взаимоотношения древнерусской иконописи с культурными явлениями других эпох и стран. Автор стремится раскрыть перед читателями художественное богатство и непреходящую гуманистическую ценность этой части отечественной культуры. Об иконах, посвященных Сергию Радонежскому, рассказывается в разделе «Святые».
В русской живописи два самых известных и значимых цикла картин, посвященных Сергию Радонежскому, создали художники Михаил Васильевич Нестеров и Николай Константинович Рерих.
Образ Сергия Радонежского был для художника М.В. Нестерова воплощением нравственного идеала.
На полотне «Видение отроку Варфоломею» запечатлен момент из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество. М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею» изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы.
М. Нестеров показал себя тонким пейзажистом и психологом, он сумел передать гармонию душевного покоя человека через одухотворенную красоту и гармонию русского пейзажа. Эскизы художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от бывшего города Радонежа. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Это полотно тёплое, нарядное, глубоко символичное… как икона допетровских времен. Приближает картину к иконе выбранная художником цветовая палитра. Охристо-желтый и нарядный багряный, голубовато-зеленый и богатый золотой в сочетании с беловато-бежевым фоном и коричнево-черным акцентом. Это нарядное сочетание красок было одним из излюбленных у древнерусских иконописцев
На протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898). Масштабное полотно «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», к которому уже было создано несколько эскизов, художник оставил неоконченным. Но личность святого продолжает занимать ум живописца. В 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея».
Каждое из «сергиевских» полотен, появившихся на свет после «Видения отроку Варфоломею», написано добротно и основательно. Вот Сергий носит воду, вот рубит избу, а там просто стоит, задумавшись о чем-то. Каждое из полотен без труда может быть «рассказано», оно понятно неискушенному зрителю.
На картины М. Нестерова заворожёно смотришь и не можешь сформулировать словами всю глубину смыслов, в них сокрытых. Слова лишь выхватывают то тут кусочек, то там – а всей полноты объять не могут. Да и не нужны тут слова, без них всё понятно – картины сами вливаются в души.
«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…», – так писал Николай Константинович Рерих.
Предчувствуя угрозу второй мировой войны, художник создает картину «Святой Сергий Радонежский». Преподобный стоит на Земле, возвышаясь до Небес, как бы защищая Русь от беды. В руках он держит храм и благословляет воинов, идущих на Куликовскую битву. Подпись внизу картины гласит: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую, первый раз при князе Дмитрии, второй раз при Минине, третий …» – далее следует многоточие. Эта подпись, сделанная художником в преддверии Великой Отечественной войны, говорит о том, что Рерих не только предвидел грозные испытания, ожидавшие русский народ, но и знал о духовной роли Святого Сергия в победе. Это пророчество сбылось в нужный срок, но оно было дано и на всё будущее нашей страны. Ведь главный подвиг Сергия заключается не в спасении от внешних врагов, а в поднятии духа народа, который одолеет все.
Рерих еще не раз будет обращаться к образу великого Святого в картинах «Сергий-строитель», «Сотрудники», «Мост славы», «Учитель Учителей», серии «Санкта» и других. Он видел в Сергии великого духовного Учителя, и потому образы подвижника, воплощенные в его картинах, несут такой сильный духовный заряд. Все вышеперечисленные картины представлены в альбомах «Николай Рерих» (СПб., 1994) и (М., 1997).
Показательно, что личность Сергия Радонежского и его деяния интересуют и многих современных художников. Картины Ильи Глазунова, Сергея Ефошкина, Александра Простева, Сергея Чикунькова иллюстрируют различные моменты жизни Преподобного, и каждый автор выделяет в великом облике что-то свое, нашедшее отклик в его душе. Общим является одно – глубокое почитание этой великой исторической личности, кого память народная нарекла Хранителем Земли Русской.
Особый интерес у художников, в том числе и у современных, всегда вызывало событие, связанное с именем Сергия Радонежского, которое стало переломным в истории России – Куликовская битва. Многие историки считают, что год 1380 следует считать годом рождения той духовной общности, какую мы теперь называем русским народом. После победы в Куликовской битве домой возвращались не брянские, не суздальские, не серпуховские люди. Возвращался с Куликова поля Великий Русский Народ.
На экране демонстрируются картины русских художников, отразивших Куликовскую битву в своем творчестве: В. Васнецов «Битва на Куликовом поле», В. Маторин и П. Попов. «Удар засадного полка (Куликовская битва)», Ю. Ракша «Поле Куликово». Показ можно сопроводить чтением фрагментов из летописей, исторических трудов Н.Н. Карамзина и Л.Н. Гумилева, описывающих это великое событие.
Удивительно проявился в день Куликовской битвы провидческий дар Сергия Радонежского. Его ученик Епифаний свидетельствовал о даре Преподобного видеть внутренним взором то, что происходило за сотни верст.. Сергий «телом стоял на молитве в храме Святой Троицы, а духом был на поле Куликовом». Время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и читал по ним молитвы. И, наконец, с радостью возвестил об окончательной победе. Гонец с Куликова поля только через 4 дня примчался в Москву с доброй вестью, а в Свято-Троицкой обители уже праздновали победу во славу русского воинства. Для тех времен, победа на Куликовом поле значила не меньше, чем 9 мая значит для нас сейчас. Она стала началом возрождения Руси, оказала сильное влияние на ход всей последующей ее истории, и самое главное – повлияла на характер русского народа. После долгого страха и унижения татарского ига, русские люди поверили в свою силу, в возможность победы над любым врагом.
В осмыслении этого великого события помогут книги о произведениях искусства, посвященных переломным историческим событиям российской истории: «Слава русского оружия» (М., 2003), «Летопись ратной славы» (М., 2005), Яковлева Н. «Русская историческая живопись» (М., 2005).
Электронную презентацию рекомендуем закончить показом ряда икон замечательного художника-иконописца Юрия Кузнецова, написанных в технике бисерного письма. Этот удивительный человек недавно ушел из жизни, оставив людям свое светлое творчество. Сергию Радонежскому он посвятил не одну, не две, а более десяти икон, как обращенный к людям призыв следовать Сергиевым заветам.
По словам историка В. Ключевского, «при имени преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, проверяет себя, пересматривает свой нравственный запас». Не это ли так нужно нам сегодня?
Список использованной литературы: Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца : 100 миниатюр из лицевого жития XVI в. собрания Ризницы Троице-Сергиевой лавры / сост. Г. В. Аксенова ; худож. Б. В. Трофимов ; фото С. М. Румянцев. - М. Культ.-просвет. фонд им. нар. арт. С. Столярова, 1997. - 236 с. : ил.
Преподобный Сергий Радонежский: житие, чудотворения, молитвы / сост. В. Десятников, Т. Соколова. - М. : Олма-пресс, 2002. - 208 с. : ил. - (Православные святыни).
Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н. А. Барская. - М. : Просвещение, 1993. - 223 с. : ил.
История русской живописи. Иконопись / [Н. Майорова, Г. Скоков]. - М. : Белый город, 2006. - 127 с. : ил.
Летопись ратной славы : Студия военных художников им. М. Б. Грекова : [альбом] / сост. Д. А. Белюкин, Т. П. Скоробогатова ; [вступ. ст. Т. П. Скоробогатовой]. - М. : Белый город, 2005. - 400 с. : ил.
Русская историческая картина. Павел Попов, Виктор Моторин : [альбом] / [авт. текста В. Погодин]. - М. : Белый город, 2006. - 168 с. : ил. - Подписи парал. рус., англ.
Русская религиозная живопись : 1970-1990-е годы. Из частных собраний : альбом / сост. и авт. текстов С. В. Тимченко. - М. : Новая книга, 1995. - 175 с. : ил. - Библиогр. в конце кн.
Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии : [альбом] / [авт. текста М. В. Басова]. - М. : Белый город, 2006. – 303 с. : ил.
Слава русского оружия : Художественные коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи : альбом. - М. : Белый город, 2003. - 256 с. : ил.
Яковлева, Н. Русская историческая живопись / Н. Яковлева. - М. : Белый город, 2005. - 656 с. : ил. - Загл. обл. : Историческая картина в русской живописи.
Нестеров / авт. текста А. Гусарова. - М. : Белый город, 2000. - 64 с. : ил. - (Мастера живописи).
Климов, П. Ю. Михаил Нестеров / П. Ю. Климов. - М. : Арт-Родник, 2004. - 71 с. : ил. - (Золотая галерея русской живописи).
Русакова, А. А. Михаил Нестеров : альбом / А. А. Русакова. - Л. : Аврора, 1990. - 216 с. : ил. - Библиогр. : с. 213.
Николай Рерих : альбом / авт.-сост. В. П. Князева. - СПб. : Сотис, 1994. - 206 с. : ил.
Николай Рерих : из коллекции Междунар. центра Рерихов, Москва. - М. Ашау : Междунар. центр Рерихов ; Мировая спираль, 1997. - 67 с. + 86 цв. ил.
Юрий Михайлович Ракша : живопись, графика, кино, статьи : альбом / авт.-сост. И.Е. Ракша. - М. : Гознак, 1986. - 196 с. : ил.
Составитель: О.Н. Полякова, зав. отделом литературы по
искусству ККУНБ им. А.С. Пушкина |