name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


2.jpg

Императорский фарфоровый завод – первое фарфоровое предприятие в России и по времени возникновения, и по вкладу в мировое искусство. В год 400-летия династии Романовых отдел литературы по искусству предлагает вниманию читателей отражённую в книгах историю фарфора, созданного под царским вензелем.

3.jpgНазвание «фарфор» происходит от арабского слова «фахфури», что значит «императорский» – так называли наиболее совершенный вид керамических изделий, предназначавшихся для царствующих особ.

Создатели русского фарфора раннего периода любили материал и отлично его понимали, умели мастерски обыграть достоинства фарфора – тонкость, пластичность, благородную белизну, блестящую глазурь.

Фарфором сервировали праздничные столы и украшали парадные залы, он был достойным даром, скрепляющим дипломатические акты и династические союзы. В фарфоре запечатлевались памятные места, события, лица и имена людей, творивших историю.

4.jpgАльбом «Русский фарфор» (Л., 1969) имеет подзаголовок «Искусство первого в России фарфорового завода». Организация фарфорового производства в России расценивалась как открытие новой области русского искусства, поэтому она была поручена блестяще образованному молодому учёному Дмитрию Ивановичу Виноградову. Единственный европейский учёный–керамист, он создал первый в Европе теоретический труд в области керамики. История Императорского фарфорового завода началась в 1744 году, и его произведения самого раннего периода принято называть виноградовскими, потому что изобретение материала, организация производства и работа над изготовлением каждой вещи – дело рук и неизменная забота Д.И. Виноградова. Каждая вещь виноградовского периода сделана индивидуально, кропотливо, требовала высокого мастерства и тонкого вкуса. В альбоме воспроизводится сахарница, имеющая подглазурное клеймо Виноградова «W» – начальная латинская буква его фамилии – и дату «1752». Эта небольшая чашечка, украшенная рельефным изображением трёх виноградных лоз с тяжёлыми гроздьями, имеет ещё не совсем правильную форму, но сочная цветовая гамма, удивительно приятные пропорции и своеобразный орнамент, гармонирующий с формой, делают её подлинно художественным произведением.

Обширная иллюстративная часть альбома «Русский фарфор» предварена вступительной статьёй, дающей краткий, но яркий и содержательный очерк различных периодов – барокко, ампир, эклектика, модерн – создания изделий Императорского фарфорового завода и стилевых особенностей фарфора.

5.jpgФарфоровые изделия в собрании ГИМ (Дулькина Т.И., Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. Собрание Государственного Исторического музея. М., 1978) охватывают почти два века и представляют многие заводы. Национальные особенности русского фарфора и стиль изделий ИФЗ были определены Д.И. Виноградовым, и жемчужиной собрания ГИМ являются несколько предметов сервиза, названного «Собственный Ея Величества» императрицы Елизаветы Петровны. Сервиз пленяет мягкой пластикой форм, живописным богатством декора. Тарелка и фарфоровая столовая ложка этого сервиза покрыты тонкой сеткой орнамента, выполненной золотом с мелкими пурпурными цветочками. Она походит на лёгкое кружево, за которым почти не чувствуется масса предмета.

В России первый и ведущий фарфоровый завод всегда был императорским и работал исключительно для нужд Двора. Венценосные заказчики неизбежно предопределяли развитие производств, их художественную ориентацию. Кудрявцева Т.В., автор исследования «Русский императорский фарфор» (СПб., 2003), рассматривает историю ИФЗ в связи с правлением отдельных представителей династии Романовых.

Вензель Екатерины II, одиночный или сдвоенный, выписанный каллиграфически или сплетённый из цветов, присутствовал на подарочных и личных предметах. В вещах личного обихода предпочтение отдавалось богато вызолоченным фонам, что подтверждается собственноручной запиской императрицы, в которой она заказывает для сервиза «грунт золотой» и расписать «всё сие что пестрее то луче однако со вкусом». Созданные в «золотой век» Екатерины II грандиозные парадные сервизы стали эталоном для всей последующей деятельности завода. Живопись на фарфоре Екатерининской поры отличается особой тонкостью и декоративностью, отточенным изяществом в исполнении орнаментов. Появились и первые портретные изображения, лучшее из которых – бюст Екатерины II.

6.jpgТекст монографии сопровождается иллюстрациями, наиболее характерные изделия проанонсированы. В конце книги приводятся марки фарфора – вензели русских царей, словарь художников и терминов, обширная литература.

Авторы статей иллюстрированной энциклопедии «Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет» (СПб., 2004) подробно рассматривают особенности различных видов декоративного искусства. Систематическое изложение истории определённого производства дополнено биографическими сведениями о крупнейших мастерах, а воспроизведения шедевров сопровождаются аннотациями, к каждой главе энциклопедии прилагается список основной литературы.

Первый том энциклопедии содержит очерк об Императорском фарфоровом заводе. Материалы издания убедительно показывают, что ИФЗ, свободный от коммерческих обязательств и требований рынка, концентрировал свои усилия на художественных задачах, создавал произведения, служившие образцом для всей отечественной керамической промышленности. Завод сознательно культивировал принцип уникальности своих произведений.

7.jpgНа предметах, имеющихся в собрании Эрмитажа и публикуемых в альбоме «Русский фарфор в Эрмитаже» (Л., 1973), можно проследить все стилевые изменения фарфора. Эпоха ампира для русского фарфора – это знаменитые имена, репрезентативные монументальные произведения. В цветовом решении изделий этого времени золотой цвет – главный, золото как цвет, фактура, блеск, знак высшего достоинства является символом стиля ампир. Утверждение в русском искусстве ампира нашло отражение в «Гурьевском сервизе», изготовленном на Императорском заводе. «Гурьевский сервиз» – грандиозный прибор, предназначенный для парадных царских приёмов. Он представляет собой нарядный ансамбль сервизных и вазовых форм, скульптуры и живописи. Его скульптурная часть выполнена профессором Академии художеств С.С. Пименовым. Идея восхищения Россией и её героическим народом нашла в сервизе развёрнутое и гармоническое художественное воплощение. С большим пластическим совершенством вылеплены фигуры сервиза, их движения величавы, жесты благородны, тела прекрасны. Они красиво и легко несут на головах чаши и корзины, образуя стройные вазы. В общей парадной цветовой гамме ансамбля (красно-коричневый цвет и золото) сверкает яркая и прозрачная живопись. Сервиз состоял почти из тысячи предметов, доделки к нему продолжались вплоть до времени Николая II. Более ста вариантов золочёных узоров украшают красно-коричневые поверхности предметов одного из самых совершенных в блистательном ряду придворных сервизов.

Изделия русских мастеров, воспроизведённые в исследовании Кучумова А.М. «Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея» (Л., 1981), являются характерными образцами изысканного убранства Павловского дворца. Произведения ИФЗ по количеству и высокому качеству изделий занимают ведущее место в собрании художественного фарфора дворца.

8.jpgСовершенствование технологии позволило производить большие, предназначенные для украшения интерьеров парадные вазы, важным элементом декора которых была живопись в медальонах, выполненная с виртуозным мастерством. Дворцовые вазы лучше всего характеризуют деятельность Императорского завода начиная с эпохи Александра I и составляют главную часть производства при императоре Николае I. Формы ваз исходили от античных амфоры и кратера, обильный скульптурный декор был выполнен из бисквита (неглазурованный фарфор), вызолочен и играл роль бронзовых оправ. Белая яйцевидная ваза с рельефными золочёными украшениями и росписью цветов – самый ранний образец русского фарфора в Павловском дворце.

9.jpgНепосредственно приобщиться к замечательному искусству фарфора позволяют выставки. Проходившая в залах Третьяковской галереи выставка «Русский фарфор. 250 лет истории» была посвящена юбилею Императорского фарфорового завода. Хронологически выставка и освещающий её одноимённый каталог (М., 1995) делятся на два раздела: до и послереволюционный, внутри которых обозначены свои периоды. Каталог выставки, учитывая интересы широких кругов любителей фарфора и специалистов, издан в двух частях: первую составляют статьи и альбом иллюстраций, вторую – собственно каталожные описания произведений, представленных на выставке.

Альбомная часть каталога уделяет должное внимание периоду 1900-х годов, когда устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства». «Мирискусники» утверждали преемственную связь современного фарфора с ценными русскими художественными традициями. Ярче всех дебютировал в фарфоре К.А. Сомов, он чутко воспринял фарфор.

Успех портретов-сувениров, создаваемых скульптором С.Н. Судьбининым, был предопределён портретным сходством с прославленными моделями. Лучшая работа театральной серии Судьбинина – изображение звезды русской сцены Т.П. Карсавиной. Скульптор сумел остановить движение и запечатлеть в летящем силуэте тонко моделированной фигурки знаменитый арабеск балерины.

В конце февраля 1917 года с фарфора исчезает императорский вензель и завершается императорский период в истории первого русского завода.

«Возвращение легенды» (СПб., 2009) – великолепно иллюстрированное издание о деятельности в последние 15 лет возрождённого Императорского фарфорового завода. Книга содержит около 500 иллюстраций, дающих яркое представление о зарождении, развитии и сохранении традиций высокого искусства русского художественного фарфора. В альбоме широко представлено творчество современных художников ИФЗ. Издание содержит хронику завода 1994 – 2009 годов, сведения по технологии производства фарфора, марки и знаки завода. Название первой части блока иллюстраций – «Рождение легенды. Императорский фарфоровый завод».

10.jpg

Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным

библиотекарем отдела литературы по искусству


Ждем Вас ежедневно с 9.30 до 19.00 час.

(выходной – пятница и последний день месяца)

Телефон 268-03-06 доп. 123


Дополнительные услуги отдела:

· Копирование информации с использованием сканера (формат А 4)

· Электронный набор тенстор (машинописного, рукописного) сотрудником отдела

· Распечатка текста на бумажный носитель на лазерном принтере (формат А4)

· Поиск информации по искусству в Интернете

· Тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки










tounb-logo.gif arbicon.jpg vladimir.jpg libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Avrora.jpg kkx.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки