Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Императорский фарфоровый завод – первое фарфоровое предприятие в России и по времени возникновения, и по вкладу в мировое искусство. В год 400-летия династии Романовых отдел литературы по искусству предлагает вниманию читателей отражённую в книгах историю фарфора, созданного под царским вензелем.
Создатели русского фарфора раннего периода любили материал и отлично его понимали, умели мастерски обыграть достоинства фарфора – тонкость, пластичность, благородную белизну, блестящую глазурь.
Фарфором сервировали праздничные столы и украшали парадные залы, он был достойным даром, скрепляющим дипломатические акты и династические союзы. В фарфоре запечатлевались памятные места, события, лица и имена людей, творивших историю.
Обширная иллюстративная часть альбома «Русский фарфор» предварена вступительной статьёй, дающей краткий, но яркий и содержательный очерк различных периодов – барокко, ампир, эклектика, модерн – создания изделий Императорского фарфорового завода и стилевых особенностей фарфора.
В России первый и ведущий фарфоровый завод всегда был императорским и работал исключительно для нужд Двора. Венценосные заказчики неизбежно предопределяли развитие производств, их художественную ориентацию. Кудрявцева Т.В., автор исследования «Русский императорский фарфор» (СПб., 2003), рассматривает историю ИФЗ в связи с правлением отдельных представителей династии Романовых.
Вензель Екатерины II, одиночный или сдвоенный, выписанный каллиграфически или сплетённый из цветов, присутствовал на подарочных и личных предметах. В вещах личного обихода предпочтение отдавалось богато вызолоченным фонам, что подтверждается собственноручной запиской императрицы, в которой она заказывает для сервиза «грунт золотой» и расписать «всё сие что пестрее то луче однако со вкусом». Созданные в «золотой век» Екатерины II грандиозные парадные сервизы стали эталоном для всей последующей деятельности завода. Живопись на фарфоре Екатерининской поры отличается особой тонкостью и декоративностью, отточенным изяществом в исполнении орнаментов. Появились и первые портретные изображения, лучшее из которых – бюст Екатерины II.
Авторы статей иллюстрированной энциклопедии «Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет» (СПб., 2004) подробно рассматривают особенности различных видов декоративного искусства. Систематическое изложение истории определённого производства дополнено биографическими сведениями о крупнейших мастерах, а воспроизведения шедевров сопровождаются аннотациями, к каждой главе энциклопедии прилагается список основной литературы.
Первый том энциклопедии содержит очерк об Императорском фарфоровом заводе. Материалы издания убедительно показывают, что ИФЗ, свободный от коммерческих обязательств и требований рынка, концентрировал свои усилия на художественных задачах, создавал произведения, служившие образцом для всей отечественной керамической промышленности. Завод сознательно культивировал принцип уникальности своих произведений.
Изделия русских мастеров, воспроизведённые в исследовании Кучумова А.М. «Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея» (Л., 1981), являются характерными образцами изысканного убранства Павловского дворца. Произведения ИФЗ по количеству и высокому качеству изделий занимают ведущее место в собрании художественного фарфора дворца.
Альбомная часть каталога уделяет должное внимание периоду 1900-х годов, когда устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства». «Мирискусники» утверждали преемственную связь современного фарфора с ценными русскими художественными традициями. Ярче всех дебютировал в фарфоре К.А. Сомов, он чутко воспринял фарфор.
Успех портретов-сувениров, создаваемых скульптором С.Н. Судьбининым, был предопределён портретным сходством с прославленными моделями. Лучшая работа театральной серии Судьбинина – изображение звезды русской сцены Т.П. Карсавиной. Скульптор сумел остановить движение и запечатлеть в летящем силуэте тонко моделированной фигурки знаменитый арабеск балерины.
В конце февраля 1917 года с фарфора исчезает императорский вензель и завершается императорский период в истории первого русского завода.
«Возвращение легенды» (СПб., 2009) – великолепно иллюстрированное издание о деятельности в последние 15 лет возрождённого Императорского фарфорового завода. Книга содержит около 500 иллюстраций, дающих яркое представление о зарождении, развитии и сохранении традиций высокого искусства русского художественного фарфора. В альбоме широко представлено творчество современных художников ИФЗ. Издание содержит хронику завода 1994 – 2009 годов, сведения по технологии производства фарфора, марки и знаки завода. Название первой части блока иллюстраций – «Рождение легенды. Императорский фарфоровый завод».
Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным
библиотекарем отдела литературы по искусству
Ждем Вас ежедневно с 9.30 до 19.00 час.
(выходной – пятница и последний день месяца)
Телефон 268-03-06 доп. 123 Дополнительные услуги отдела:
· Копирование информации с использованием сканера (формат А 4)
· Электронный набор тенстор (машинописного, рукописного) сотрудником отдела
· Распечатка текста на бумажный носитель на лазерном принтере (формат А4)
· Поиск информации по искусству в Интернете
· Тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки
|