Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Пять знаменитых композиторов


 

Понятие «композитор» впервые появилось еще в XVI веке в Италии, с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки. Можно смело утверждать, что композитор - важнейшая фигура в музыкальном мире. Поэтому каждый знаменитый композитор оказывал весомое влияние на развитие музыки на каждом конкретном историческом этапе.

Каждый век рождал замечательных музыкантов - кумиров своего времени. Трудно среди них выбрать достойнейших из достойных, ведь восприятие всякого искусства неотделимо от современного образа мышления. Это, безусловно, относится и к музыке.

Жан Батист Люлли (1632 – 1687). Если Людовик XIV говорил: «Государство - это я», то Жан Батист Люлли вполне мог бы сказать: «Французская музыка – это я». Между тем человек, олицетворявший музыку Франции XVII века, по происхождению даже не был французом. Он родился в семье флорентийского мельника, в детстве его звали Джованни Баттиста Лулли. Однако благодаря своему блестящему таланту и выдающемуся умению извлекать максимальную пользу из случайных улыбок судьбы он сделал головокружительную карьеру, превратившись в «господина де Люлли», единоличного законодателя музыкальных вкусов двора, самодержца придворной оперной сцены.

Его музыкальные и артистические способности проявились с ранних лет. Он пел, играл на гитаре, представлял сценки, обладал бойким языком. Но трудно вообразить себе, как сложилась бы его жизнь, если бы не первое большое везение - в 1646 году талантливым подростком заинтересовался приехавший в Италию герцог де Гиз, который взял Люлли с собой в Париж. По рекомендации герцога он попал в дом сестры короля, принцессы де Монпансье. Работал у нее в услужении, развлекая мадмуазель, нуждавшуюся в практике итальянского языка, своими разговорами, шутками и игрой на гитаре и скрипке. Скрипка и помогла ему сделать первые шаги к вершинам славы: он был включен в состав камерного струнного оркестра «24 скрипки короля», игравшего на королевских балах, обедах и увеселениях.

23 февраля 1653 года Люлли, умевшему также изящно танцевать, выпала честь выступать вместе с четырнадцатилетним королем Людовиком в придворном представлении балета «Ночь». Результатом этого знакомства стало последовавшее в том же году назначение Люлли «королевским композитором камерной музыки». Через три года Люлли добился разрешения организовать свой собственный оркестр – «16 скрипок короля», затмивший вскоре предшественника – «24 скрипки короля». Далее последовало еще одно возвышение – Люлли стал «суперинтендантом музыки», то есть заведующим всеми придворными музыкантами - обоими струнными оркестрами, певцами капеллы и оркестром охотничьей музыки.  

Казалось бы, перед нами типичная биография фаворита, каких и в XVII, и в XVIII веке было немало. Люлли отличался от большинства из них тем, что в своей сфере действительно был гением, по сути, он создал эталон французского музыкального стиля, доживший середины XVIII века.

Люлли начинал с инструментальных произведений, но вскоре переключился на театральные жанры. Король обожал балеты, в которых и сам любил принимать участие. Для представлений такого рода Люлли в содружестве с другими придворными композиторами и с либреттистом И. де Бенсерадом создал множество балетов празднично-развлекательного и пасторального характера («Ночь», «Времена года», «Изящные искусства», «Деревенская свадьба»). Будучи современником великих французских драматургов, Люлли сотрудничал и с ними. Либретто трагического балета «Психея» было написано Мольером. Больше всего музыки написал Люлли к пьесам Мольера – «Брак поневоле», «Сицилиец», «Господин де Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве».

С 1672 по 1686 год Люлли создал и поставил 20 музыкально-драматических произведений, среди них «Альцеста», «Тезей», «Атис», «Психея», «Фаэтон», «Армида», «Ацис и Галатея». Первым слушателем и почитателем Люлли всегда был король.

Большинство из созданных Люлли опер относятся к жанру лирической трагедии на античные и мифологические сюжеты. Их галантно-декоративная обработка может показаться данью условностям времени, из-за чего это искусство выглядит оторванным как от своих древних первоисточников, так и от каких-либо реалий обыденной жизни XVII века. Но относиться к операм Люлли только как к произведениям музейной ценности было бы несправедливо. Да, их сюжеты были крайне далеки от повседневности, однако язык и костюмы героев вполне соответствовали нравам эпохи Людовика XIV, это рождало порой потрясающее ощущение сопричастности к происходящей на сцене драме.

Предлагаем познакомиться с книгой, в которую вошли материалы о творчестве замечательного музыканта. Это сборник критических статей, приуроченный к шестидесятилетию Л.А. Мазеля «От Люлли до наших дней» составителя В.Д. Конен, посвященный творчеству выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (Москва : Музыка, 1967).

Георг Гендель (1685–1759) - Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней классической школе. Кроме того, юный Гендель воспринял некоторые музыкальные понятия от наставника Иоганна Преториуса, знатока музыки и сочинителя нескольких школьных опер. «Иметь толк в музыке» ему также помогли вхожий в дом придворный капельмейстер Давид Пооле и органист Кристиан Риттер, обучавший Георга Фридриха игре на клавикордах.

Исполняя последнее желание отца, юный Гендель, окончив гимназию, поступил на юридический факультет галльского университета. Почти сразу он подписал годовой контракт, по которому «студент Гендель вследствие своего искусства» был назначен органистом-стажером в городской реформатский собор. Кроме того, он преподавал пение в гимназии, писал мотеты, кантаты, хоралы, псалмы и музыку для органа, обновляя каждую неделю репертуар городских церквей.

Главным событием жизни Генделя в Гамбурге можно считать первое представление его оперы «Альмира» 8 января 1705 года. Это был экзамен для Генделя. Успех оперы был прочным, ее играли около двадцати раз. 25 февраля того же года ставится вторая опера - «Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон».

В Гамбурге Гендель написал свое первое произведение в жанре оратории под названием «Страсти», на текст известного немецкого поэта Постеля.

Вскоре Генделю стало ясно, что в Гамбурге ему больше делать нечего. Требовалось расти духовно, и, накопив немного денег, Гендель неожиданно для всех уехал. Гамбургу Гендель обязан рождением своего стиля. Здесь закончилась пора ученичества, здесь же молодой композитор пробовал свои силы в опере и оратории - ведущих жанрах его зрелого творчества.

Гендель поехал в Италию. С конца 1706 года до апреля 1707 года жил во Флоренции, затем отправился в Рим. Осенью 1708 года он впервые добивается публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского Гендель ставит свою первую итальянскую оперу «Родриго», а также выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших музыкантов в Риме, и Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской.

После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в солнечный Неаполь. Здесь он пробыл около года. За это время Гендель написал очаровательную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем», но главным сочинением Генделя в Неаполе была опера «Агриппина».

В 1710 году Гендель отправился в Лондон, где сразу вошел в театральный мир британской столицы. Он получил заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Тайдмаркет, и написал оперу «Ринальдо». В январе 1713 года Гендель пишет монументальный «Те деум» и «Оду ко дню рождения королевы». Ода была исполнена 6 февраля. Королева Анна осталась довольна музыкой. После успеха «Те деума» композитор окончательно решил делать карьеру в Англии. До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чандоса, бывшего при Анне суперинтендантом королевской армии. Эти годы оказались очень важными - он освоил английский стиль.

В 1720 году в Лондоне открылось театрально-коммерческое предприятие с большим капиталом под названием «Королевская академия музыки». Генделю было поручено набрать в труппу академии лучших певцов Европы, преимущественно итальянской школы. Таким образом, Генделю посчастливилось стать свободным предпринимателем, акционером.

Но новое отечество не баловало Генделя благосклонностью. Долгое время широкая публика вообще не признавала его. Англичанам больше нравилась итальянская опера.

12 января 1723 года Гендель ставит «Отгона». На этот раз он пользуется приемами противника, он пишет легко, мелодически приятно, и опера становится самой популярной в Англии тех дней. После этого остроумного контрудара Гендель пошел в наступление. В мае 1723 года - «Флавио», в 1724 году две оперы - «Юлий Цезарь» и «Тамерлан». В 1725 году - «Роделинда». Это была победа. Последняя триада опер была достойным венцом победителю.

Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории «Мессия», затем было создано одно из лучших музыкально-драматических произведений первой половины XVII века – оратория «Самсон».

Удачным был для Генделя конец 1740-х годов. Англия оценила его заслуги и воздала ему должное. В 1747 году Гендель пишет оратории «Александр Балус» и «Иисус Навин». Весной следующего года он ставит новые оратории, а летом пишет еще две - «Соломон» и «Сусанна».    

В 1751 году здоровье композитора ухудшилось. После неудачной операции на глазах наступает полная слепота. Гендель отвлекает себя концертами, играя на память или импровизируя. Изредка пишет музыку. В субботу 14 апреля 1759 года его не стало.

В книге выдающегося французского писателя, музыковеда и общественного деятеля Ромена Роллана «Гендель» (Москва : Музыка, 1984) собраны работы, посвященные этому великому немецкому композитору: монография, издававшаяся в СССР в 1930-е годы, и ряд статей на русском языке, публикуемых впервые.

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло более двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. Однако заслуженное признание пришло к композитору почти сто лет спустя после его смерти.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Профессия композитора была ему предопределена свыше.

Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. В пятнадцать лет Иоганн Себастьян начал самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он окончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался сочинением музыки. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство считалось непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники.

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор.

В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине, а все свободное время он отдавал творчеству. В это время были написаны двухголосные и трехголосные инвенции («симфонии»). Эти пьесы предназначались для занятий со старшим сыном композитора Вильгельмом Фридеманом. Педагогическими целями Бах руководствовался и при создании «Французских» и «Английских» сюит. В это же время закончил сочинение 24 прелюдий и фуг, составивших первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир».

В 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора певческой школы при церкви Св. Фомы. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор.

Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. В одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе Бах принимал активное участие в деятельности Музыкальной коллегии города. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. Бах ослеп, но продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью, и о нем забыли на долгое время.

Фундаментальное исследование о Бахе, принадлежащее перу выдающегося ученого, философа и просветителя Альберта Швейцера «Иоганн Себастьян Бах» (Москва : Классика XXI, 2011), опубликовано на русском языке в полном виде. В основу положено издание 1964 года с переводом Я.С. Друскина, под редакцией М.С.Друскина. В книге в широком контексте рассматриваются проблемы эстетики, стиля и жанровой эволюции творчества Баха. Особое внимание уделено духовным сочинениям, смысл которых приоткрывает детальный музыкально-символический анализ, осуществленный в связи с церковными ритуалами того времени.

Современные сведения о жизни и творчестве И.С.Баха содержатся в публикуемом Хронографе, составленном ведущим российским баховедом Т.В.Шабалиной.

Йозеф Гайдн (1732–1809. Подобно музыке Глинки, Бетховена, Чайковского, произведения Гайдна стали достоянием людей всего мира. Гайдн прожил долгую жизнь. Он был современником Моцарта, Бетховена, юного Шуберта. Им написано огромное количество произведений: свыше 100 симфоний, более 70 струнных квартетов, 52 сонаты для фортепиано, три десятка опер и много другой музыки для различных инструментов.

Гайдна называют отцом симфонии и квартета. И до него немало было написано произведений подобного рода, но только в творчестве Гайдна эти жанры становятся классическими.

В своей музыке Гайдн широко использовал народные мотивы. Его произведениям присущи светлый, жизнеутверждающий характер, стройность и уравновешенность формы. Это и дало право называть музыку Гайдна классической. А поскольку жизнь Гайдна прошла близ Вены и в ней самой, Гайдна называют венским классиком. Право называться венскими классиками получили и два великих младших современника Гайдна - Моцарт и Бетховен.

Йозеф Гайдн родился в деревне Рорау, расположенной недалеко от столицы Австрии – Вены. Отец его был известным каретным мастером. В свободное от труда время в домике Гайдна собирались любители музыки, чтобы попеть и потанцевать. Маленький Йозеф проявлял выдающиеся музыкальные способности, благодаря которым он попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном соборе св. Стефана в Вене. Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. Когда у Гайдна стал ломаться голос, его бесцеремонно выгнали. С этого дня для юноши началась самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное, непрерывного и упорного труда.

Столько лет всех восхищавший певец очутился на улицах Вены без денег. Чтобы не умереть с голоду, юноша брался за любую работу музыканта: давал за гроши уроки музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых крупных произведений, среди которых музыкальная комедия с веселым названием «Новый хромой бес», квартеты и симфонии. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться.

В 1761 году молодой композитор был приглашен богатым венским князем Эстергази руководить капеллой. В небольшом венгерском городке Эйзенштадте Гайдн провел тридцать лет в должности капельмейстера. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель».

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины - в Англии, Франции и России. Несмотря на зависимое положение слуги, оставить службу у князя композитор не мог. В те времена музыкант не имел права работать самостоятельно, а только в придворных капеллах или руководить церковным хором.

В 1791 году умер старый князь Эстергази. Гайдну было уже около 60 лет. Наследник князя, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, известный чтобы композитор числился его капельмейстером. Он назначил Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы «его слуга» не поступал на новую службу.

В это же время Гайдн дал согласие на предложение поехать с концертами в Англию. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний» и не менее знаменитые оратории. Талант его достиг наивысшего расцвета. Оратории и «Лондонские симфонии» были вершиной творчества композитора.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесены в Эзейнштадт, где он провел так много лет своей жизни.

На фоне эпохи, в перспективе традиций и новаторства в монографии Кремлева Ю.А. Йозеф Гайдн: очерк жизни и творчества (Москва : Музыка, 1972) дается жизнеописание Гайдна и показывается весь путь его творческого развития. Приложение содержит хронограф, библиографию, указатель имен.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт»», - воскликнул А.Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители».

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, оказавших большое влияние на мировую музыкальную культуру.

27 января 1756 года в семье Моцартов появился на свет сын Вольфганг. Его рождение едва не стоило матери жизни. Отец его - Леопольд Моцарт был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. «Школа скрипичной игры», изданная Леопольдом Моцартом, пользовалась популярностью не только в Австрии и Германии, но и в других странах, в том числе в России. Работал он в качестве придворного музыканта и камердинера у Зальцбургского вельможи графа Турна, а затем (с начала сороковых годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый оркестр зальцбургского архиепископа.

Тем временем подрастал маленький Вольфганг. Музыкальные способности у него стали проявляться уже с трех лет. Он усаживался у клавира и мог подолгу развлекаться подбиранием терций. Мальчуган моментально запоминал мелодии пьес, которые играли взрослые. Ему было четыре года, когда отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать с ним на клавире некоторые менуэты. За короткий срок он смог играть их с совершеннейшей чистотой. Вскоре в нем пробудилось стремление к самостоятельному творчеству. Пятилетний Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые проигрывал своему отцу и просил записать их на бумаге.

К шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения. Незаметно даже для отца мальчик овладел игрой на скрипке и органе.

Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжелой и однообразной, как и его собственная. Несмотря на его многолетнюю непосильную работу, семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не имела даже средств расплатиться с долгами. Стесняло и ограничивало возможности Леопольда Моцарта его зависимое положение придворного музыканта. Поэтому так рано созревший талант сына рождает надежду устроить его жизнь по-иному, и отец решает везти мальчика вместе с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!

Семья Моцартов посетила сперва Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы - Париж, Лондон. Более года прожила семья Моцарта в Лондоне, за это время дети дали много концертов, как для широкой публики, так и при королевском дворе. Концертные триумфы продолжились в Голландии. За это время Моцарт написал много новых произведений; среди них одна симфония, шесть сонат для клавесина и скрипки, сборник клавесинных каприччио.

Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения. Вольфганга называли «чудом XVIII века».

Все это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по четыре - пять часов. Маленький виртуоз и композитор покорил Европу. Прославленная, счастливая, но уставшая семья Моцартов возвратилась в родной Зальцбург. Шел 1766 год.

Но успех нужно закреплять, и Леопольд Моцарт стал готовить сына к новым выступлениям. А тем временем шли заказы на новые произведения, и маленький композитор наравне со взрослыми усиленно сочинял музыку. Так, Венский оперный театр заказал ему комическую оперу «Мнимая простушка», и он с успехом справился с этим новым для себя сложным жанром. Репетиции с артистами театра предвещали успех. Но это первое оперное произведение Моцарта не было поставлено на венской сцене.

Вольфганг тяжело переживал свою первую неудачу. Начинала сказываться зависть и неблагожелательное отношение музыкантов к своему двенадцатилетнему сопернику. Для них Вольфганг перестал быть чудо-ребенком и превратился в серьезного, уже прославленного композитора. Завистники боялись померкнуть в лучах его славы.

Отец решил везти Вольфганга в Италию. За три года (1770–1773) отец с сыном посетили крупнейшие города этой страны,  и везде уже четырнадцатилетнего музыканта ждал триумф. Программа концертов бывала зачастую целиком составлена из произведений самого исполнителя.

Миланский оперный театр, крупнейший театр мира, известный своими замечательными, прославленными певцами, заказал Моцарту оперу «Митридат, царь Понтийский». За полгода Вольфганг написал это сложное произведение, блестяще справившись со своей задачей. Опера шла двадцать раз подряд с неослабевающим успехом и привела к новому взрыву восхищения и удивления гениальным мальчиком. Моцарт получил заказы на новую оперу («Люций Сулла») и другие произведения.

За время пребывания в Италии Моцарт значительно расширил и обогатил свои знания. Сильное впечатление оставили у восприимчивого мальчика произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев и скульпторов, тщательно изучал он манеру итальянского пения, инструментальную и вокальную музыку. Его симфонии, оперы и многие другие произведения, написанные в Италии и позже, свидетельствуют о глубоком проникновении юного композитора в характер и склад итальянской музыки.

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Но надежде надежно устроить судьбу сына не суждено было сбыться. Все попытки молодого музыканта, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии, были безуспешны. Гениального юношу, как когда-то и чудо-ребенка, никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его музыки. Пришлось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку. Только что пережитая слава делала обратный путь еще более безрадостным. Моцарт был скоро забыт. В Италии он уже больше никогда не был.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте, которого он назначил дирижером своего оркестра, граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Положение слуги композитора оскорбляло. А сочинение церковной музыки, которую особенно любил граф, и мелких развлекательных произведений его не удовлетворяло. Он мечтал о сочинении оперы, о жизни, насыщенной интересной, серьезной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях.

С величайшим трудом получив отпуск, Вольфганг едет вместе с матерью в Париж, в надежде, что там вспомнят чудо-ребенка. Но и в Париже не нашлось места для 22-летнего Моцарта. В довершение ко всему, не перенеся лишений, заболела и умерла его мать. Моцарт был в отчаянии. Впереди его ожидало еще большее одиночество и ненавистная служба в Зальцбурге.

В течение 1775–1777 годов, вновь проведенных в Зальцбурге, Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом, и серенад для бытового музицирования в частных домах, написал большое количество сольных концертов и подошел к своим творческим вершинам в этом жанре.

Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. А в это время с блестящим успехом в Мюнхене шла его новая опера «Идоменей, царь Крита». Успех «Идоменея» окончательно утвердил Моцарта в его давнишнем стремлении к независимому положению. Терпению композитора пришел конец. В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.

По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу «Похищение из сераля». Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера была восторженно принята слушателями, и ее успех снова открыл Моцарту двери дворцов и салонов венской знати. Между «Похищением из сераля» и «Свадьбой Фигаро» (1782–1786 годы) он написал большое количество концертов для разных инструментов, клавирных сонат и фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.

Опера «Свадьба Фигаро» была поставлена в Пражском оперном театре и имела громадный успех. Пребывание Моцарта в Праге было счастливым. Его ценили и понимали, он с увлечением работал над «Дон Жуаном», который вышел в мае 1788 года.

В конце 1788 года, после смерти Глюка, занимавшего должность камерного музыканта при императорском дворе, Моцарт получил его место.

В течение лета этого года композитор написал три последние и величайшие симфонии: Ми-бемоль мажор, Лирико-драматическую – соль минор и монументальную – до мажор, получившую название «Юпитер».

В начале 1790 года в Вене была поставлена новая опера «Так поступают все». А летом 1791 года по случаю коронования Леопольда II королем Чехии Моцарту была заказана опера «Милосердие Тита».

Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта» - одно из величайших его созданий. Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта. Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах. К нему явился человек, одетый в черное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт его больше не видел. Это посещение произвело на него подавляющее впечатление. Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее все это объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзеггацу Штуппаха, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта.

С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за Реквием, свое последнее произведение, но работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.

Книга в двух томах Дэвида Вэйса «Возвышенное и земное» о жизни Моцарта и его времени (Минск : Высшая школа, 1986) - исторический роман, а отнюдь не биография, документальная или романтизированная. Исторический - потому, что жизнь Моцарта тесно переплетена с историческими событиями времени, и, следовательно, эта книга является также и историей его времени.

 

Информацию подготовила вед. библиотекарь

сектора нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич

 

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8

 

Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты, право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на флэшку, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).