Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Правовая система защиты детства в России и перспективы ее развития (15 мая – Международный день семей)
В мае в Публичном центре правовой информации читателям будет представлена выставка периодических изданий «Правовая система защиты детства в России и перспективы ее развития». Экспозиция включает около 20 статей из библиографического списка, подготовленного сотрудниками отдела. В современной социально-демографической ситуации в России институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. Социальная политика России в отношении семей с детьми определяется Конституцией Российской Федерации, которая в статье 38 указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляется приоритетный характер государственной политики в интересах детей, а одним из ее принципов провозглашается поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, отмечается, что интересы будущего страны требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Это относится и к социальному обеспечению детей. В частности, в Стратегии, как и в Конституции Российской Федерации, делается акцент на необходимости решений и действий в отношении каждого ребенка, нуждающегося в конкретном благе. Следует подчеркнуть, что данное требование не допускает установления очередности получения социальных благ, возможности их предоставления в избирательном порядке, в зависимости от финансовых возможностей страны или региона. Конституция Российской Федерации относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты Российской Федерации, реализуя право на регулирование указанных отношений, принимают собственные законы и другие нормативные правовые акты, которые не могут снижать федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. В статье Е.Н. Селютиной и В.А. Холодова «Участие органов местного самоуправления в обеспечении жильем детей-сирот: перспективы проектного подхода» (Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 1. С. 17-22) выявлены проблемы, возникающие в ходе реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем. Акцентируется внимание на целесообразности участия муниципалитетов в реализации данных государственных полномочий. На основе анализа текущего законодательства и правоприменительной практики субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления сформулированы предложения по использованию проектного подхода в управлении, позволяющего выработать эффективные механизмы реализации права детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилья. Е.А. Бобров в статье «О соотношении места жительства детей-сирот и места их жилищного обеспечения» (Семейное и жилищное право. 2017. № 5. С. 34-37) обосновывает необходимость изменения правоприменительной практики жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления такому ребенку жилого помещения по месту жительства опекуна или попечителя, с которым он проживает, вне зависимости от наличия в этом месте регистрации по месту жительства. В течение последних 10 лет в рамках существующего многоаспектного механизма социальной помощи семьям, имеющим детей, предусмотрена возможность получить дополнительную государственную поддержку за счет средств федерального бюджета в виде материнского (семейного) капитала в случае рождения второго и последующих детей. Как следует из положений Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, такая возможность предоставляется родителю второго или последующих детей, родившихся после 1 января 2007 г, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. В.К. Михайлов подробно рассматривает механизм реализации закона в статье «Порядок использования дополнительной господдержки семьями с детьми при улучшении жилищных условий (к 10-летию реализации Закона)» (Семейное и жилищное право. 2018. № 1. С. 62-64). В статье «О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России» (Ленинградский юридический журнал. 2017. № 3. С. 77-84) О.В. Лунькова и К.В. Скорик анализируют проблематику социальной защиты детства, материнства и семьи в Российской Федерации. В статье выявлены, классифицированы и описаны механизмы, обеспечивающие социально-правовую защиту ребенка. Статья Т.Б. Куликовой «Некоторые вопросы реализации государственного надзора в сфере образования в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» (Вестник Омской юридической академии. 2017. № 2. С. 104-109) раскрывает объективное противоречие между необходимостью защиты детей от нежелательной информации и фрагментарностью нормативной правовой базы государственного надзора за обеспечением образовательными организациями информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся. Это определяет актуальность исследования правовых основ осуществления соответствующего вида надзорной деятельности, содержания мероприятий по надзору, а также пределов компетенции уполномоченных надзорных органов. Информация подготовлена главным библиографом ПЦПИ И.В. Щеголевой
Ждем Вас по адресу: 360063, Краснодар, ул. Красная, 8, ККУНБ им. А.С. Пушкина, Публичный центр правовой информации.
Часы работы: Понедельник – четверг с 9-30 до 19-00. Суббота – воскресенье с 9-30 до 19-00. Нерабочие дни: пятница, последний день месяца.
Перечень дополнительных услуг - поиск правовых актов в электронных базах данных; - предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления; - выдача справки о месте и времени опубликования документа, а также об изменениях; - перенос информации на бумажные, магнитные, оптические носители; - поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки; - прием заказов по телефону на поиск заказываемого правового акта и справка о месте и времени его опубликования; - подборка законодательства по запрашиваемой теме; - индивидуальное обслуживание; - выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических по правовым вопросам и смежным отраслям; - предоставление правовой информации на CD- ROM. |