Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости
КОННЫЕ  МОНУМЕНТЫ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

  

 Наступивший год – год 1150-летия зарождения российской государственности. Олицетворением российской государственности стала династия Романовых. Скульптурные образы трёх российских самодержцев представлены отделом литературы по искусству на выставке «Конные монументы Петербурга».
  

 Всадник – возвеличенный и вознесённый на пьедестал мужчина, воин, личность – важная тема в искусстве. Проблема символического взаимодействия человека и лошади многократно воспета в литературе, живописи и скульптуре. Всаднику отведена роль победителя, человека, способного управлять. Лошадь символизирует стихию, прекрасную или разрушительную. Известное отождествление лошади с государством, а сидящего на ней всадника с правителем вполне относимо к великим конным монументам Петербурга.
  

 иск 01.jpgМонументальная скульптура выражает наиболее общие социальные и философские идеи времени, отражает историю российского государства, обладает мощной силой эстетического воздействия. Альбом «Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда» (Л., 1991) впервые даёт широкую  картину развития городской пластики. Обширная иллюстративная часть издания показывает монументы и ансамбли с разных точек зрения, даёт представление об общем виде каждого памятника и его основных деталях.
    

иск 2.jpgОсновополагающее значение для всей русской монументальной пластики, как явствует из текста альбома, имела работа Бартоломео Карло Растрелли над конной статуей Петра I, которой начинается традиция прославленных конных монументов Петербурга.
    

Перед фасадом Михайловского замка стоит величественный памятник Петру, работу над которым Растрелли начал ещё при жизни Петра и по его распоряжению, но только Павел I заинтересовался монументом и повелел установить памятник с лаконичной надписью на постаменте «Прадеду правнук. 1800» перед своей новой резиденцией.
    

Растрелли, свидетель Петровских реформ и триумфального завершения Северной войны, представил Петра I в виде римского цезаря, самодержавного повелителя огромной империи. Конная статуя, выполненная Растрелли, непосредственно примыкает к европейской традиции прославления властелина и военачальника. Несомненным портретным сходством отмечена голова Петра, увенчанная лавровым венком победителя.
    

Скульптор под стать седоку изобразил и богатырского боевого коня. «Гордясь могучим седоком», конь чутко замер, выгнув упругую шею. Фигуры коня и всадника как бы слиты воедино и образуют монолитную пластическую массу. Статуя с необыкновенным искусством развёрнута в пространстве. С любой точки зрительного восприятия открывается цельный, стройный, законченный силуэт.
    

иск 03.jpgРастреллиевский монумент обладает замечательными пластическими качествами, а недооценке статуи Петра способствовало неизбежное и всегда невыгодное для Растрелли сравнение его работы с «Медным всадником» Э.-М. Фальконе.
  

 Книгу «Медный всадник». История создания монумента» (Л., 1982) А.Л. Каганович, видный искусствовед, крупнейший специалист в области русского искусства написал на основе громадного научно-документального материала. Автор подробно прослеживает формирование замысла Фальконе, описывает грандиозную эпопею создания «Медного всадника».
    

В сооружении монумента принимали участие не только известные архитекторы и скульпторы, но и сотни талантливых русских людей, искусных мастеров. Их самоотверженный труд, творческий подвиг делают многолетнюю историю создания памятника яркой и увлекательной.  
  

 Прекрасно раскрытая автором книги история создания монумента помогает постичь содержание памятника, его пластические достоинства.
    

Конный памятник Петру I Фальконе – дивное произведение искусства, настоящая поэма в бронзе, он обрёл значение художественного символа Петербурга.


Растрелли увидел в Петре героя Полтавы, победителя шведов, императора России. Для Фальконе Пётр был не только великим полководцем, но прежде всего преобразователем российского государства, преодолевающим косность и невежество. Фальконе нарушил устоявшиеся традиции конных памятников со спокойно сидящими фигурами королей, полководцев, победителей в римских панцирях или пышных одеждах, окружённых многочисленными аллегорическими фигурами.


4.jpgВ памятнике всадник органично связан и с конём, и с пьедесталом-скалой,  передающей всплеск морской волны. Поза Петра, жест руки, подъём головы, полные достоинства и величественной силы, ритмически дополняют движение, пронизывающее коня и пьедестал. Такая органическая цельность композиции присуща лишь очень немногим конным памятникам. И помещённая под копытами лошади змея – аллегория зла, с которым боролся Пётр, и третья скрытая точка опоры памятника – сливается с общей пластической массой монумента. Конвульсивность движений змеи соответствует стремительности порыва всадника, по динамике своей они едины, и в этом безусловная удача Фальконе. Исполненная динамизма и устремлённости вперёд, композиция отличается чёткостью силуэта и многообразием её восприятия с разных точек зрения.

 

иск 05.jpg«Гигант на бронзовом коне» служит олицетворением государства и народа, преодолевающего в своём восхождении все препятствия.


Книга В.В. Нестерова называется «Львы стерегут город» (СПб., 2001). Но содержание книги в данном случае значительно шире заглавия. Речь в ней идёт об интереснейшем виде петербургской городской скульптуры – анималистической, изображающей животных. Рассказ о монументальных конных памятниках открывает книгу.


Иллюстрации, выполненные с тонким художественным вкусом фотографом Б.Н. Стукаловым, великолепно дополняют текст. Фотомастер обнаруживает искусство видеть то, чего не замечают другие. Несомненные художественные достоинства памятника Николаю I, одним из авторов которого был Пётр Карлович Клодт, отмечают и фотомастер, и автор текста.


иск 06.jpgИменно шестиметровая конная статуя императора, исполненная Клодтом, является лучшей частью памятника, созданного тремя несхожими по творческой манере скульпторами. Клодт изобразил Николая I уверенно сидящим на вздыбленном коне – такая постановка «на две точки» оказалась уникальной. Император одет в парадный мундир конно-гвардейского полка, каска увенчана орлом. Фигура всадника отличается динамикой, чёткостью силуэта, ясностью пластической формы. Скульптор придал позе императора парадную торжественность, а движению коня – стремительность и изящество.


Убедительность художественного решения памятника определяет его значение как образного решения николаевского царствования с его мундирной парадностью и господством военно-чиновничьего бюрократизма.  


иск 07.jpgМонография И.М. Шмидта «Русская скульптура второй половины XIX – начала XX века» (М., 1989) посвящена интереснейшему времени развития и утверждения реализма в искусстве пластики. Впервые в искусствознании с такой полнотой привлечённого материала исследуется русская скульптура рубежа веков. Автор воссоздаёт общую картину развития русской пластики рассматриваемого периода и показывает творческие особенности мастеров скульптуры, в том числе Павла Петровича Трубецкого.


Скульптор Трубецкой создал небывалое по пластической выразительности произведение. Трубецкой не только не идеализировал царя, как того требовали официальные решения конных монументов, но объективно отразил в его образе грубую силу и тупую ограниченность русского самодержавия.


Великолепную пластическую выразительность имеет грузная, мешковатая фигура российского самодержца с характерно молодцеватым жестом правой руки и солдафонской посадкой. Под стать всаднику и конь мощных, подчёркнуто тяжёлых пропорций с опущенной головой, упрямо упёршимися передними ногами, коротко обрезанным хвостом.


иск 08.jpgБесспорная творческая смелость мастера, сила и свежесть его художественно-пластического языка увековечили облик предпоследнего из русских монархов в тягостно тяжёлой неподвижности, в полном контрасте с Петром I Фальконе, где всё строится на символике стремительного движения вперёд. По словам художественного критика А.Н. Бенуа, это «памятник, характерный для монархии, обречённой на гибель».


Сведения о конных монументах Петербурга можно почерпнуть и из других изданий.


Российским монументальным памятникам посвящена, например, книга Сокола К.Г. «Монументы империи» (М., 2001). В ней освещены важные события российской истории, показаны выдающиеся личности, составляющие гордость России. В книге описаны двести наиболее интересных памятников, в том числе несколько конных монументов, прослежена их судьба от создания до наших дней.


Сборник статей «Из бронзы и мрамора» (Л., 1965) отражает историю русской скульптуры XVIII – XX веков и входит в серию книг для чтения по истории русского искусства. Книга состоит из двух общих исторических очерков и глав, посвящённых отдельным наиболее значительным произведениям мастеров скульптуры. Авторы статей сборника – крупнейшие отечественные искусствоведы и историки искусства – не обошли своим вниманием и конные монументы Петербурга.


В книге Дорониной Л.Н. «Мастера русской скульптуры XVIII – XX веков» история русской скульптуры дана в форме творческих биографий мастеров пластического искусства, расположенных в хронологическом порядке. Многочисленные иллюстрации знаменитых и малоизвестных произведений мастеров скульптуры зримо отражают важнейшие ступени развития русской скульптуры за 200 лет.


Русская скульптура представлена в издании как огромный пласт отечественного искусства, богатая сокровищница художественных и исторических ценностей. Такой аспект рассмотрения в полной мере применим и к конным монументам Петербурга, созданным выдающимися мастерами отечественной пластики.


                               Безымянный.jpg

Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.