Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Евангельские сюжеты в творчестве Василия Поленова
Пейзажи – лучшее в наследии художника Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927), однако на протяжении творческого пути он представал портретистом, историческим живописцем, художником театра и вынашивал грандиозный замысел – продолжить дело Александра Иванова, «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Замысел первой картины евангельского цикла «Христос и грешница» возник у Поленова в годы обучения в Академии художеств под впечатлением поразившего его грандиозного полотна А.А. Иванова «Явление Христа народу». Поленов подходил к выбранному сюжету и его религиозному содержанию с реалистических позиций. Он вдохновлялся книгой французского философа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой автор исходит из предположения, что Христос был реальным человеком, моралистом и философом. Поленов, по собственному его признанию, хотел изобразить евангельский рассказ как живую, реальную сцену, выявив его моральный, гуманистический смысл. В поисках достоверности обстановки и типов людей для картины художник предпринял путешествие по христианскому Востоку. В восточных этюдах живописное мастерство художника обрело новые грани. Поленов работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой в русском искусстве силы звучания цвета. Путешествие на Восток, где древние памятники и сам пейзаж были овеяны евангельскими легендами, наполнило Поленова живыми впечатлениями, помогло художнику представить легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед иерусалимским храмом. Картина писалась долго, между первыми этюдами и окончанием полотна в 1887 году прошло пятнадцать лет. Поленов стремился выразить своё представление о Христе как носителе незыблемых идей добра, справедливости, любви к человеку. Завязка сюжета картины основана на противопоставлении мудрого в своём спокойствии Христа и разъярённой толпы. «Кто из вас без греха» – первоначальное название картины. Согласно Евангелию, люди, «обличаемые совестью», разошлись. Христом, несущим в себе ясность, гармонию, любовь и чистоту, был преподан народу наглядный моральный урок.
Огромное полотно, солнечное, сияющее свежестью живописи, едва не было запрещено цензурой: образ Христа казался сомнительным, не отвечающим канонам, слишком очеловеченным. Поленов не был вполне удовлетворён картиной, ощущал недосказанность, нереализованность того, о чём мечталось во время работы. Он не отказывается от задуманного и продолжает работать над евангельской тематикой, создавая живописную серию «Из жизни Христа». Художник поставил перед собой задачу «доискаться исторической правды» и показать Христа таким, «каким он был в действительности». Второе путешествие по странам Ближнего Востока, изучение литературы и археологических находок помогли живописцу передать евангельские сцены с этнографической и географической точностью, в соответствии с исторической правдой. Поленов прошёл весь путь Христа от Вифлеема до Голгофы. Под впечатлением от увиденного художник написал множество этюдов пейзажей и характерных народных типажей. Тщательно и скрупулёзно он изучал само Евангелие. В материалах его архива хранятся многочисленные рукописи, содержащие разбор, толкование и этико-философские комментарии евангельских текстов, подробное описание действующих лиц, событий, связанных с сюжетами картин. Творческие поиски вылились в огромную серию, состоящую более чем из семидесяти картин, значительная часть которых впоследствии оказалась за границей. Полотна цикла «Из жизни Христа», пронизанные солнцем и воздухом, были столь чарующи, что производили, по словам современника, «ошеломляющее впечатление». Тонкое, исполненное обаяния живописное мастерство художника было дополнено пленэрными завоеваниями путешествия по святым местам. События в картинах евангельской серии происходят среди пейзажей, залитых ярким солнцем, на фоне идеально прекрасной архитектуры. Атмосфера счастливого согласия, гармонии человеческих отношений, которой вторит идеально-прекрасная природа, главенствует почти во всех картинах цикла. Рассматривая Христа как реальную историческую личность, Поленов не изображает приписываемых ему чудес. Кажется, вся жизнь Иисуса проходит в мечтательных созерцаниях идиллических пейзажей. Поленов умеет вызвать в зрителе чувство любви к одинокому путнику на каменистой тропе вдоль берега тихого озера, устремляющему мечтательный взор в голубые дали, устало бредущему к жилищу друзей. «Возвратился в Галилею в силе духа» – ключевое полотно цикла. Именно силу духа укреплял Христос в общении с природой, суровой и величавой.
Картина «На Генисаретском озере» – лучшая в евангельской серии Поленова. Изображён погружённый в мысли, шагающий с посохом в руке путник. Состояние мечтательной задумчивости странника, тихое, плавное движение его фигуры гармонически объединяется с предвечерней тишиной и спокойствием широко раскинувшегося водного простора. Поражает прозрачность воздуха и чистота цвета, которым передана вода, небо, зелень травы. Великолепно написаны камни – пёстрые, величественные, вечные. Фигура Христа естественно и просто вписывается в пейзаж, становится частицей этого прекрасного мира. «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события», – пояснял Поленов. Картины на евангельские темы Поленов считал «главным трудом своей жизни», своим нравственным долгом. В 1908 году грандиозный труд художника был завершён, и 58 картин серии показаны в Петербурге, а затем 64 полотна экспонировались в Москве и других городах. «Высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. С предложением провести выставку произведений цикла «Из жизни Христа» в Екатеринодаре к Поленову обращался Фёдор Акимович Коваленко, почётный попечитель городской картинной галереи. Путешествующая по городам России евангельская выставка Екатеринодар не посетила, но через два десятилетия Краснодарский художественный музей получил в дар от Поленова «Палестинский пейзаж. 1880-е» – этюд к картине «Он учил». Эта композиция входила в большой евангельский цикл, который хотел показать в своей галерее Коваленко. Картина «Он учил» была приобретена в 1924 году с выставки русских художников в Нью-Йорке, её местонахождение неизвестно – обстоятельство, придающее «Палестинскому пейзажу» Краснодарского музея особую художественную ценность.
Материал подготовила В.П. Гугнина, главный библиотекарь отдела литературы по искусству |