Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Евангельские сюжеты в творчестве Василия Поленова
Замысел первой картины евангельского цикла «Христос и грешница» возник у Поленова в годы обучения в Академии художеств под впечатлением поразившего его грандиозного полотна А.А. Иванова «Явление Христа народу».
Путешествие на Восток, где древние памятники и сам пейзаж были овеяны евангельскими легендами, наполнило Поленова живыми впечатлениями, помогло художнику представить легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед иерусалимским храмом. Картина писалась долго, между первыми этюдами и окончанием полотна в 1887 году прошло пятнадцать лет. Поленов стремился выразить своё представление о Христе как носителе незыблемых идей добра, справедливости, любви к человеку. Завязка сюжета картины основана на противопоставлении мудрого в своём спокойствии Христа и разъярённой толпы. «Кто из вас без греха» – первоначальное название картины. Согласно Евангелию, люди, «обличаемые совестью», разошлись. Христом, несущим в себе ясность, гармонию, любовь и чистоту, был преподан народу наглядный моральный урок.
Огромное полотно, солнечное, сияющее свежестью живописи, едва не было запрещено цензурой: образ Христа казался сомнительным, не отвечающим канонам, слишком очеловеченным. Поленов не был вполне удовлетворён картиной, ощущал недосказанность, нереализованность того, о чём мечталось во время работы. Он не отказывается от задуманного и продолжает работать над евангельской тематикой, создавая живописную серию «Из жизни Христа».
Полотна цикла «Из жизни Христа», пронизанные солнцем и воздухом, были столь чарующи, что производили, по словам современника, «ошеломляющее впечатление». Тонкое, исполненное обаяния живописное мастерство художника было дополнено пленэрными завоеваниями путешествия по святым местам. События в картинах евангельской серии происходят среди пейзажей, залитых ярким солнцем, на фоне идеально прекрасной архитектуры. Атмосфера счастливого согласия, гармонии человеческих отношений, которой вторит идеально-прекрасная природа, главенствует почти во всех картинах цикла. Рассматривая Христа как реальную историческую личность, Поленов не изображает приписываемых ему чудес. Кажется, вся жизнь Иисуса проходит в мечтательных созерцаниях идиллических пейзажей. Поленов умеет вызвать в зрителе чувство любви к одинокому путнику на каменистой тропе вдоль берега тихого озера, устремляющему мечтательный взор в голубые дали, устало бредущему к жилищу друзей. «Возвратился в Галилею в силе духа» – ключевое полотно цикла. Именно силу духа укреплял Христос в общении с природой, суровой и величавой.
Картина «На Генисаретском озере» – лучшая в евангельской серии Поленова. Изображён погружённый в мысли, шагающий с посохом в руке путник. Состояние мечтательной задумчивости странника, тихое, плавное движение его фигуры гармонически объединяется с предвечерней тишиной и спокойствием широко раскинувшегося водного простора. Поражает прозрачность воздуха и чистота цвета, которым передана вода, небо, зелень травы. Великолепно написаны камни – пёстрые, величественные, вечные. Фигура Христа естественно и просто вписывается в пейзаж, становится частицей этого прекрасного мира. «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события», – пояснял Поленов.
Материал подготовила В.П. Гугнина, главный библиотекарь отдела литературы по искусству |