name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Евангельские сюжеты в творчестве

Василия Поленова

 

1.jpgПейзажи – лучшее в наследии художника Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927), однако на протяжении творческого пути он представал портретистом, историческим живописцем, художником театра и вынашивал грандиозный замысел – продолжить дело Александра Иванова, «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

         Замысел первой картины евангельского цикла «Христос и грешница» возник у Поленова в годы обучения в Академии художеств под впечатлением поразившего его грандиозного полотна А.А. Иванова «Явление Христа народу».

      2.jpgПоленов подходил к выбранному сюжету и его религиозному содержанию с реалистических позиций. Он вдохновлялся книгой французского философа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой автор исходит из предположения, что Христос был реальным человеком, моралистом и философом. Поленов, по собственному его признанию, хотел изобразить евангельский рассказ как живую, реальную сцену, выявив его моральный, гуманистический смысл. В поисках достоверности обстановки и типов людей для картины художник предпринял путешествие по христианскому Востоку.

         3.jpgВ восточных этюдах живописное мастерство художника обрело новые грани. Поленов работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой в русском искусстве силы звучания цвета.

Путешествие на Восток, где древние памятники и сам пейзаж были овеяны евангельскими легендами, наполнило Поленова живыми впечатлениями, помогло художнику представить легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед иерусалимским храмом.

Картина писалась долго, между первыми этюдами и окончанием полотна в 1887 году прошло пятнадцать лет.

Поленов стремился выразить своё представление о Христе как носителе незыблемых идей добра, справедливости, любви к человеку. Завязка сюжета картины основана на противопоставлении мудрого в своём спокойствии Христа и разъярённой толпы. «Кто из вас без греха» – первоначальное название картины. Согласно Евангелию, люди, «обличаемые совестью», разошлись. Христом, несущим в себе ясность, гармонию, любовь и чистоту, был преподан народу наглядный моральный урок.

4.jpg

Огромное полотно, солнечное, сияющее свежестью живописи, едва не было запрещено цензурой: образ Христа казался сомнительным, не отвечающим канонам, слишком очеловеченным.

Поленов не был вполне удовлетворён картиной, ощущал недосказанность, нереализованность того, о чём мечталось во время работы. Он не отказывается от задуманного и продолжает работать над евангельской тематикой, создавая живописную серию «Из жизни Христа».

5.jpgХудожник поставил перед собой задачу «доискаться исторической правды» и показать Христа таким, «каким он был в действительности». Второе путешествие по странам Ближнего Востока, изучение литературы и археологических находок помогли живописцу передать евангельские сцены с этнографической и географической точностью, в соответствии с исторической правдой. Поленов прошёл весь путь Христа от Вифлеема до Голгофы. Под впечатлением от увиденного художник написал множество этюдов пейзажей и характерных народных типажей. Тщательно и скрупулёзно он изучал само Евангелие. В материалах его архива хранятся многочисленные рукописи, содержащие разбор, толкование и этико-философские комментарии евангельских текстов, подробное описание действующих лиц, событий, связанных с сюжетами картин. Творческие поиски вылились в огромную серию, состоящую более чем из семидесяти картин, значительная часть которых впоследствии оказалась за границей.

Полотна цикла «Из жизни Христа», пронизанные солнцем и воздухом, были столь чарующи, что производили, по словам современника, «ошеломляющее впечатление». Тонкое, исполненное обаяния живописное мастерство художника было дополнено пленэрными завоеваниями путешествия по святым местам.

События в картинах евангельской серии происходят среди пейзажей, залитых ярким солнцем, на фоне идеально прекрасной архитектуры. Атмосфера счастливого согласия, гармонии человеческих отношений, которой вторит идеально-прекрасная природа, главенствует почти во всех картинах цикла.

Рассматривая Христа как реальную историческую личность, Поленов не изображает приписываемых ему чудес. Кажется, вся жизнь Иисуса проходит в мечтательных созерцаниях идиллических пейзажей. Поленов умеет вызвать в зрителе чувство любви к одинокому путнику на каменистой тропе вдоль берега тихого озера, устремляющему мечтательный взор в голубые дали, устало бредущему к жилищу друзей. «Возвратился в Галилею в силе духа» – ключевое полотно цикла. Именно силу духа укреплял Христос в общении с природой, суровой и величавой.

6.jpg

Картина «На Генисаретском озере» – лучшая в евангельской серии Поленова. Изображён погружённый в мысли, шагающий с посохом в руке путник. Состояние мечтательной задумчивости странника, тихое, плавное движение его фигуры гармонически объединяется с предвечерней тишиной и спокойствием широко раскинувшегося водного простора. Поражает прозрачность воздуха и чистота цвета, которым передана вода, небо, зелень травы. Великолепно написаны камни – пёстрые, величественные, вечные. Фигура Христа естественно и просто вписывается в пейзаж, становится частицей этого прекрасного мира. «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события», – пояснял Поленов.

7.jpgКартины на евангельские темы Поленов считал «главным трудом своей жизни», своим нравственным долгом. В 1908 году грандиозный труд художника был завершён, и 58 картин серии показаны в Петербурге, а затем 64 полотна экспонировались в Москве и других городах. «Высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям.

8.jpgС предложением провести выставку произведений цикла «Из жизни Христа» в Екатеринодаре к Поленову обращался Фёдор Акимович Коваленко, почётный попечитель городской картинной галереи. Путешествующая по городам России евангельская выставка Екатеринодар не посетила, но через два десятилетия Краснодарский художественный музей получил в дар от Поленова «Палестинский пейзаж. 1880-е» – этюд к картине «Он учил». Эта композиция входила в большой евангельский цикл, который хотел показать в своей галерее Коваленко. Картина «Он учил» была приобретена в 1924 году с выставки русских художников в Нью-Йорке, её местонахождение неизвестно – обстоятельство, придающее «Палестинскому пейзажу» Краснодарского музея особую художественную ценность.


Материал подготовила В.П. Гугнина, главный библиотекарь

отдела литературы по искусству



yandex tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex