Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
В СТИХАХ ВОЗВЫШЕННЫЙ И СЕРДЦЕМ БЛАГОРОДНЫЙ
Смотрите - вот пример для вас: Он горд был, не ужился с нами... М.Ю. Лермонтов«Пророк»
Современному читателю более известны этюды, статьи и исследования о Лермонтове середины XIX века и самого новейшего времени, чем замечательные труды, появившиеся на рубеже XIX и XX веков. В силу известных причин они долгое время оставались закрытыми для широкого прочтения у нас на родине. Не случайно именно в тот период возникло напряженное поле нового пристального изучения образа, жизни и сочинений Лермонтова. Во времени как бы снова возник не поддающийся логической развязке "лермонтовский узел", который с колоссальными усилиями пытались развязать - каждый по-своему - Владимир Соловьев, Василий Розанов, Дмитрий Мережковский, Павел Флоренский. Их лермонтовские работы имеют принципиальное значение для развития русской мысли о поэзии. В Пушкинке хранится много изданий, посвященных творчеству М.Ю. Лермонтова, в том числе и редкие издания. Соловьев В.С. Лермонтов (Вестник Европы. – 1901. - № 2. – С. 441 - 459). В статье о Лермонтове В.С. Соловьев стремится выступить противником ницшеанского сверхчеловека. Как основные особенности поэтической натуры Лермонтова были отмечены «страшная напряженность и сосредоточенность мысли на себе» и «решительное сознание, что он существо избранное и сильное, назначенное совершить что-то великое». Эти особенности и позволили В.С. Соловьеву назвать Лермонтова «ницшеанцем до Ницше» по имени писателя, отчетливее и громче всех выразившего это настроение. По мнению автора, Лермонтов был поэт Божией милостью, и, следовательно, все им переживаемое превращалось в создание поэзии, давая новую пищу его я. А главной, без сомнения, была личная любовь, которая притупляла остроту его эгоизма, смягчала его жестокость, но не наполняя всецело и не покрывая его я. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. (ПСС. - М.: Т-во Сытина, 1914. - т. XVI). Работа Мережковского страстно противостоит представлениям В.В. Соловьева о Лермонтове. Мережковский видит в поэте "одного естественного человека в русской литературе, до конца не смирившегося", первого из отечественных писателей, поднявшего "религиозный вопрос о зле". И не "тяжбу с Богом" по "личной обиде", как видел Соловьев, а священное богоборчество, которое, по библейской традиции, получает Божье благословение. Мережковский прямо-таки одолеваем желанием познания Лермонтова, как естествоиспытатель, изучающий какое-то природное явление. Он как бы дерзает "лететь" рядом с Лермонтовым. Это чувство рождает у Мережковского глубокие проникновения в таинственный мир психологически непостижимого. И все-таки в какой-то момент он резко отстает от полета гения. Флоренский П.А., священник. Сочинения: В 4-х томах (М., 1996. - Т.2). Лермонтов упоминается П.А. Флоренским при рассуждении о Божественной природе иконы («Иконостас», «Троице-Сергиева лавра и Россия»), о тонкостях литературного перевода и музыкальной стороне поэзии («Имена», «У водоразделов мысли», «Письма с Дальнего Востока и Соловков»), о религиозной символике цвета («Небесные знамения»). Избранность Лермонтова П.А. Флоренский определил емким и точным словом титанизм: «Титаническое, само в себе, не грех, а благо: оно мощь жизни, оно самое бытие… Титаническое - потенция всякой деятельности. Оно - по ту сторону добра и зла ... Это оно пленяло Байрона и Лермонтова». П.А. Флоренский утверждал, что целью здесь становится выход за пределы чувственных восприятий и рациональных суждений, что непосредственно связано со способностью Лермонтова созерцать «запредельную сторону жизни». В.В. Розанов. Статьи «Вечно печальная дуэль», « О Лермонтове» Первой статьей Розанова о Лермонтове была «Вечно печальная дуэль», напечатанная в 1898 году в газете «Новое время». В цикле статей, посвященных Лермонтову, автор высказал немало замечательных мыслей, он был как бы опален дыханием лермонтовского гения... В. Розанов склонен видеть именно в его творчестве (а не у Пушкина) зачатки идей, проблем и мотивов, развитых Н.В. Гоголем и особенно Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским (сходство положения этих художников в обществе с судьбой лермонтовского пророка; тревога о "мире ином"; "тайна выхода из земных стихий - к небу", "из природы - в бога"). Лермонтова и Пушкина Розанов соотносил неоднократно, но преимущественно по контрасту: Пушкин - "лад, гармония, согласие и счастье", Лермонтов - "разлад", "отвращение"; "он вечно уходит", ему "и в раю было бы скверно". В последней и самой восторженной статье "О Лермонтове" («Новое время», 1916). Розанов высоко ставит его зрелую лирику и полагает, что ею Лермонтов выдвигался в "духовные вожди народа", хотя ранняя смерть не позволила ему осуществить это призвание. С этими статьями читатели могут ознакомиться в современных изданиях трудов В.В. Розанова. Приглашаем всех любителей поэзии М.Ю. Лермонтова посетить выставку редких изданий в нашем отделе.
Материал подготовила библиотекарь отдела редкой книги
Н.А. Парахонская
Ждём Вас! государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края "Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина" г.Краснодар, ул. Красная, дом 8
в отделе ежедневно, кроме пятницы с 9.30 до 19.00 часов. Тел. (861) 268-09-33
Дополнительные услуги отдела: - Копирование информации на компакт-диск читателя. - Распечатка текста на принтере. - Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам. - Электронный набор текстов сотрудником библиотеки (30 строк на листе, 60 знаков в строке), внесение поправок в набранные тексты.
|