Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Ф. И. Шаляпин и русские художники «Ни на что на земле непохожий! Он несется, как вестник божий, Настигая нас вновь и вновь», – писала Анна Ахматова о голосе Шаляпина. Федор Иванович Шаляпин известен не только как оперный певец, но и как проникновенный исполнитель русских народных песен, романсов. И этим его талант не ограничивался – он проявил себя и как оперный режиссер, и как актер кино, известны его скульптурные, живописные, графические работы. Обладал Шаляпин и литературным даром. Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Среди них выделяются портреты русских художников, которые лично знали певца, осознавали и чувствовали его глубокую и многогранную сущность, их работы вошли в золотой фонд отечественного искусства. А в мемуарах Ф. И. Шаляпина немало страниц посвящено друзьям-художникам, которые сыграли значительную роль в творческой биографии певца, всех их Федор Иванович глубоко чтил, любил и пронес эти чувства через всю жизнь.
Самое красноречивое свидетельство творческой близости Ф. Шаляпина и В. Серова – двадцать одна работа художника: портреты и зарисовки друга-артиста в ролях, эскизы костюмов и грима. В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Используя уголь и мел на тонированном фоне, художник передал образ молодого Шаляпина силуэтом, контуром, черно-белой графикой. Серов изобразил открытое лицо певца. Он смотрит прямо на нас, волосы мягко спадают на лоб; он набрал воздуха, его ноздри трепещут – и кажется, через мгновение раздастся звук удивительного голоса. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008).
Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Их творческая дружба артиста и художника дополнялась близостью личных вкусов, любовью к природе, рыболовству, охоте. Исполненные К. Коровиным портреты Шаляпина как живописные поэмы о прекрасном человеке, которого он любил и которым восхищался. Это портреты артиста в жизни. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. В этих портретах художник сумел передать жизнелюбие артиста, умевшего так же полно и самозабвенно отдаваться радостям жизни, как и творчеству. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001).
Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. Головин увидел Шаляпина в роли Ивана Грозного и с того момента был навсегда покорен голосом, игрой и всем обликом гениального артиста. Певец проводил много времени в мастерской художника, где создавались многие эскизы его театральных костюмов и шли беседы об искусстве. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г.). Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Мефистофель кажется огненным видением, яркий капюшон подчеркивает мертвенную серость лица с горящими глазами. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г.). Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г.) в одноименной опере, Олоферна (1908 г.) в «Юдифи». Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать! Редкая выносливость, поразительное терпение. Стоит, как вылитый, по несколько часов». А Шаляпин играл перед художником свои роли; застыв в избранном повороте, он сохранял соответствующее моменту психологическое состояние. Так, в сотворчестве артиста и художника, создавались шедевры русского театрального портрета. Альбом «Александр Головин», авт.-сост. И. М. Гофман (М., 1981). Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее.
Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. Долгое время этот портрет находился в парижской квартире артиста, а после его смерти вернулся на родину: дочери Шаляпина подарили его театральному музею Санкт-Петербурга. На портрете надпись: «Ф. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Портрет писался в 1920-1921 годах в голодном, холодном Петрограде тяжело больным художником, прикованным к инвалидному креслу. Кустодиев создал портрет-биографию артиста, прошедшего огромный путь от ярмарочных театриков до лучших оперных сцен мира. На портрете на высоком снежном пригорке, как на пьедестале, возвышается величественная, статная фигура артиста. На нем шуба и меховая шапка, развевается шарф, художник придал его облику элегантность и артистизм, появились детали: перстень, трость, белый бульдог. Поодаль видна афишная тумба с анонсом гастролей певца, стоят его дочери, далее мчатся сани с лихим кучером… С волнением смотрит великий артист на это красочное народное гулянье, в этом круговороте веселья Шаляпин свой в родной ему стихии. Создание такого одновременно монументального и лирического портрета немыслимо без духовной близости модели и художника. Так оно и было в действительности. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович.
Интересны графические портреты великого певца, выполненные художником А. Яковлевым. Это «Портрет Федора Шаляпина» (1917г.) и «Ф. И. Шаляпин в роли Дон-Кихота» (1916 г.), на рисунке которого певец написал: «Очень радуюсь, милый Александр Евгеньевич, что познакомился с Вами».
Мощь и величие личности Ф. И. Шаляпина вызывали интерес не только у современников певца, но и у художников следующих поколений.
Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Отдел литературы по искусству располагает изданиями, в которых можно посмотреть портреты великого русского певца и узнать историю их написания. Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. В. Калмыкова (М., 2010) и другие.
Отдел литературы по искусству приглашает всех посетить нашу выставку.
Материал подготовила библиотекарь отдела
литературы по искусству Гавриш Т. В. Ждем Вас ежедневно с 9.30 до 19.00 час.
(выходной – пятница и последний день месяца)
Телефон 268-03-06 доп. 123
Дополнительные услуги отдела: · Выдача книг по ночному абонементу
· Выдача книг по абонементу выходного дня
· Ксерокопирование информации с использованием сканера (формат А 4)
· Набор текста сотрудником (машинописного, рукописного)
· Распечатка текста на бумажный носитель на лазерном принтере (формат А4)
· Поиск информации по искусству в Интернере
· Тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки |