Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Слово усадьба происходит от древнего русского слова «усада», обозначавшего место, где семья «усаживалась» для жизни на долгие годы. В состав усадьбы входили жилища хозяев и слуг, хозяйственные постройки, сад с прудом, часто церковь. Важнейшей особенностью усадебных комплексов было органичное слияние всех видов искусства в целостный ансамбль, взаимодействие архитектурной среды и живописной русской природы. Усадьбы были «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» для владельцев и гостей, девять прекрасных муз находили здесь своих горячих поклонников. Особую прелесть русским усадьбам придавали фамильные собрания живописи, скульптуры, графики. Каталоги отечественных художественных собраний указывают на усадьбы как первоначальное местонахождение многих полотен и бюстов. Коллекции художественных галерей в немалой степени составлены из галерей усадебных. Необычайно богатый и многообразный мир русской усадьбы отражён в научных исследованиях, сборниках популярных очерков, красочных альбомах. Рассмотрению изданий, находящихся в фонде отдела литературы по искусству, посвящён обзор книжной выставки «Во вкусе умной старины». «Венок усадьбам» (М., 2006) – первое отдельное издание работы Алексея Николаевича Греча, знатока усадебного искусства XVII-XIX веков. Работа Греча стала книжным памятником усадьбе, уникальному явлению русской культуры. «Венок» содержит 47 очерков с подробным описанием или беглым обзором усадеб, дана фиксация их состояния к середине 1920-х годов, когда «обозначилась обречённость русской усадьбы и всего с ней связанного» (А.Н. Греч). В изложении Греча каждая усадьба – живой организм, в котором архитектура неразрывно связана с природой, а интерьеры и многочисленные коллекции создавали неповторимый облик русской усадьбы. Греч подробнейшим образом описывает уникальные предметы быта, картины, росписи, стремясь достигнуть зрительного восприятия, создаёт лирически тонкие зарисовки усадеб и окружающей их природы. В книге «Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы» (М., 2004) усадьбы представлены как произведения архитектуры и садово-паркового искусства по состоянию на начало XXI века с указанием адресов. Усадьбы в окрестностях Москвы предназначались для проживания в летнее время, поэтому значительное место в них занимали парки и водоёмы. Лучшие архитекторы и садовники Москвы, Петербурга, иностранные мастера создавали усадебные ансамбли Подмосковья. Статьи об усадебных комплексах с сохранившейся территорией и объёмно-планировочной композицией иллюстрированы планами и фотографиями. В богатом архитектурными памятниками Подмосковье находятся усадебные комплексы, старинные вотчинные владения знатных родов и великолепные образцы поместий дворян среднего достатка, вблизи которых особенно остро чувствуется бунинское «томит гнезда родного запустенье». Написанный в популярном жанре путеводителя, альбом «Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья» (М., 2007) содержит историческую и справочную информацию о том немногом, что сохранилось от более чем тридцати архитектурно-природных комплексов подмосковных поместий. Эффектно изданную монографию «… в окрестностях Москвы» (М., 1979) отличает широкое использование уникального изобразительного материала, связанного с различными сторонами усадебного искусства. Творцами подмосковных ансамблей были талантливые крепостные мастера, безвестные древние зодчие, великие русские архитекторы, вдохнувшие в произведения усадебной архитектуры частицу своей души. Особой атмосфере подмосковной усадьбы, миру природы, жизни и искусства, посвящены очерки, сопровождающие альбом. Трёхвековая история подмосковной усадьбы Марфино завершилась (1846) оформлением дворцово-паркового ансамбля в виде средневекового замка, реконструкцию осуществил одарённый архитектор М.Д. Быковский. Прибегнув к стилизации форм готической и древнерусской московской архитектуры, зодчий создал в Марфине одну из самых совершенных интерпретаций готики. Холмистая местность со множеством оврагов была мастерски использована архитектором для создания оригинального усадебного комплекса. Наиболее своеобразным и красивым сооружением в Марфине является мост через пруд. Проезжая часть моста оформлена невысокой кирпичной стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающими сооружению характер крепости. Боковые арки оттеняют массивность глухих стен из красного кирпича и ажурность белокаменных колоннад. История усадьбы и уникального архитектурно-паркового ансамбля отражена в книге «Марфино» (М., 1985), содержащей большое количество цветных фотоиллюстраций. Кусково строили и перестраивали, дополняли и совершенствовали более 40 лет, усадьба знаменита слиянием природы, архитектуры, живописи. Объёмы зданий, пространство парка, водные глади, скульптура служат единству целого. Живопись и мебель, люстры и паркет, резьба и лепка, ткани и зеркала, керамика и бронза способствовали созданию прекраснейших интерьеров. Представленные на выставке альбомные издания позволяют постичь органичность художественного мышления, редкое умение гармонично соединять все виды искусства в цельный и согласованный ансамбль, присущее художественной культуре XVIII века. В Останкине полно сохранился редчайший ансамбль, возникший вокруг театра. Центром всей архитектурно-пространственной композиции ансамбля является высокий театральный корпус, соединённый с двумя павильонами одноэтажными галереями. Художественная цельность всего комплекса достигается ритмом колоннад. Здание дворца отличается законченностью, стройностью и изяществом форм, оно торжественно и вместе с тем овеяно лиричностью и теплотой. В окружении живописного пейзажа дворец выглядит по-усадебному приветливым и уютным. Приёмные залы и гостиные дворца служили одновременно театральными фойе и своеобразными художественными галереями, в которых размещались коллекции живописи, скульптуры, графики, произведений декоративного искусства. Особой достопримечательностью Останкина был театр, оборудованный в соответствии с новейшими достижениями театральной техники, быстро превращавшийся в великолепный зал для танцев, балов, маскарадов. Художественная резьба по дереву, бронзовое литьё, живопись и скульптура, театр и архитектура создают в Останкине неповторимый самобытный ансамбль. Воспроизведённые в альбоме «Останкинский дворец-музей» (Л., 1982) старинные графические и живописные материалы, многочисленные фотографии рисуют впечатляющую картину русской усадебной жизни. Коллекционирование не было главным направлением культурной деятельности Саввы Ивановича Мамонтова, большого знатока и тонкого ценителя искусства. «Делать», «создавать» для него было важнее, чем «собирать». В скромной подмосковной усадьбе Абрамцево Мамонтов, обладавший способностью «возбуждать вокруг себя творческий энтузиазм», создал своеобразное объединение художников. Возможность творческого общения, свобода деятельности, атмосфера доброжелательности привлекали художников, благотворно влияли на их творчество. Членов Абрамцевского художественного кружка объединяло общее стремление возродить лучшие национальные традиции в искусстве, внести красоту в жизнь и быт современного человека. Русская тема и национальный стиль были излюбленными в Абрамцеве. Несколько десятилетий здесь создавались живописные полотна, строились здания по оригинальным архитектурным проектам, собирались предметы народного искусства, организовывались художественные промыслы. Память о людях пламенного таланта, истинного подвижничества, яркой судьбы хранит старинная усадьба. В отдельных главах альбома «Абрамцево» (М., 1981) автор-составитель Н.М. Белоглазова рассматривает направления коллективного творчества, анализирует вдохновлявшие членов содружества идеи. Издание изобилует репродукциями созданных в Абрамцеве произведений. Знаменитый «дом над Окой» – трёхэтажное белое здание с крутыми скатами кровли – был построен по проекту художника Василия Дмитриевича Поленова как музей и мастерская для работы живописцев – товарищей и многочисленных учеников Поленова. Интерьер всех комнат усадебного комплекса был продуман Поленовым до мельчайших подробностей. Собранный четырьмя поколениями семьи художника музей, по словам Поленова, «состоит из научных коллекций, картинной галереи, народных изделий и библиотеки». Вдохновенному рассказу об истории и коллекциях музея внук Поленова, Фёдор Дмитриевич Поленов, посвятил одну из своих книг – «Поленово. Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова» (М., 1982). Поленово стало творческой лабораторией нескольких поколений отечественных художников, своеобразной художественной студией на окском берегу. Авторы исследования «Усадебное наследие Кубани» (Краснодар, 2017) отмечают две основные тенденции в развитии купеческих и дворянских усадеб внутренних районов Кубани: аристократизация усадьбы, выделение зон для отдыха и использование усадьбы в хозяйственной деятельности владельца, создание крупных экономий. Статьи красочно изданной книги-альбома содержат архивные материалы, мемуарную литературу, фотографии, фиксирующие степень сохранности усадебных объектов. Выявление, научная интерпретация и оценка современного состояния усадебного наследия Краснодарского края необходимы, по мнению исследователей, для построения федерального маршрута «Русские усадьбы» и привлечения внимания к проблеме сохранения и возрождения усадеб на Кубани.
Материал подготовила В.П. Гугнина, главный библиотекарь отдела литературы по искусству
График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца. Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8
Дополнительные услуги - Доступ к диссертациям в электронной форме (база данных НЭБ, г. Москва). - Доступ к полнотекстовой базе данных Литрес, Библиороссика – художественная и научная литература (в том числе удаленный доступ). - Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты (ФИПС), право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.). - Копирование информации на USB-носитель, компакт-диск читателя. - Распечатка текста на принтере, ксерокопирование (также в цвете). - Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам. - Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).
|