Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Открытие повседневности: живопись «малых голландцев»

XVII век явил миру во всём блеске две новые школы живописи – голландскую и фламандскую. Обе школы были наследницами великих традиций искусства Нидерландов, страны, поменявшей к этому времени свои границы.

001.jpgСтремительный победный взлёт Голландии, добившейся после долгих войн с Испанией независимости, дух её жизни, характер и темперамент поразительно ярко воплотились в творчестве «малых голландцев» – художников, создавших верный и глубокий портрет своей страны.

Жизненное пространство новой живописи ограничивалось стенами бюргерских домов. Размеры картин, для них предназначенных, были невелики, тональность исполнения носила камерный характер, наиболее соответствующий изображению частной жизни. Именно поэтому создателей так называемой «кабинетной» живописи – голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) – называют «малыми голландцами».

002.jpgКрасота реального мира Голландии была столь многогранна и необычна, что охватить её во всех проявлениях один живописец не мог. Художники как бы делили видимый мир между собой: одни писали жанровые сцены, другие – пейзажи, третьи – натюрморты, картины «малых голландцев» почти всегда строго выдержаны в границах определённого жанра.

Обычное для XVII века непритязательное чёрное обрамление картины приглашало, как окно, подойти поближе и заглянуть в открывшийся взору мир. Близкой точке рассматривания отвечали тщательная техника письма, полная законченность целого и мельчайших деталей. Картины «малых голландцев» отличаются своими строгими красками, мощью производимого впечатления.

003.jpgГолландская жанровая живопись, или «сцены повседневной жизни», запечатлели жизнь голландцев XVII века во множественности повседневных ситуаций, и каждая картина говорила о гораздо большем, чем просто о реальном событии. В картинах голландских жанристов впечатляет умение найти красоту в самых обычных проявлениях жизни, исключительное чувство материала и живописное мастерство, позволяющее автору превратить бытовую сцену в проникнутое тонким очарованием изображение.

004.jpgПитер де Хох (подробнее о нём в книгах: Верижникова Т.Ф. «Малые голландцы», Фехнер Е.Ю. «Голландская жанровая живопись»)  писал интерьеры и тихие голландские дворики, проникнутые ощущением света и покоя. Показанное художником в картине «Хозяйка и служанка» повседневное событие – отчёт о покупке рыбы – превращается в поэтическое воплощение спокойного безмятежного быта. Изображённая на заднем плане раскрытая калитка, за которой виден кусочек улицы, позволяет художнику сделать замкнутый мирок бюргерского дома сопричастным жизни окружающего мира.

«Малые голландцы» стали создателями особого «панорамного стиля» голландской пейзажной живописи с характерным затемнением переднего и высветлением  дальнего планов, что придавало картине воздушность, пространственность.

005.jpgПоследователем «панорамного стиля» считается выдающийся мастер Якоб ван Рейсдал (подробнее о нём в книгах: Тарасов Ю.А. «Голландский пейзаж XVII века», Фехнер Е.Ю. «Голландская пейзажная живопись»). «Рейсдал больше всего и с наибольшим благородством походит на свою страну. В нём чувствуется её ширь, её грусть, несколько угрюмое спокойствие и какая-то однообразная тихая прелесть», – утверждал французский художник и писатель Эжен Фромантен в книге «Старые мастера».

Серо-жёлтая дюна и дорога у её подножия образуют лишь небольшую часть пейзажа на полотне «Морской берег». Всё остальное пространство картины заполнено изображением неба и моря, написанных с необычайной соразмерностью в тонах. Смена освещённых и затенённых пятен на гладкой поверхности моря соответствует силуэтам движущихся по небу облаков, что усиливает в пейзаже ощущение живого дыхания природы. Игрой светотени насыщена вся тяжёлая, влажная масса воздуха между водой и облаками.

006.jpg«Аллея в Миддельхарнисе» – одно из самых известных произведений Мейндарта Гоббема, ученика Рейсдала. В светлый и ясный мир этого пейзажа зрителя приглашает дорога, обсаженная тонкими молодыми деревьями. Сочетание низкого горизонта с тянущимися к небу стволами рождает иллюзию пространства, пронизанного чувством радости и надежды.

007.jpgГолландские натюрморты проникнуты огромной жизнеутверждающей силой, в них проявляется величайший интерес к миру природы, поэтому  к ним гораздо больше подходит не французский термин «мёртвая природа», а соответствующий голландский – «тихая жизнь», тихая жизнь вещей. Изображения фруктов, овощей, насекомых обрели новую значимость на полотнах «малых голландцев» и, преображённые их искусством, завоевали право на существование в веках. Натюрморт служит ярким свидетельством характерного для наступающей эпохи положительного отношения к земному миру, безоговорочного приятия окружающей действительности, интереса ко всем её сторонам.

Питеру Классу принадлежит честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления единства предметного мира. Он создал жанр так называемых «монохромных завтраков». Вносимый Классом мотив незавершённости трапезы как будто оживляет натюрморт: надломленная булочка, наполовину очищенный лимон, расколотый орех, недопитый бокал, рассыпанный виноград, смятая скатерть – всё говорит о недавнем присутствии человека, отражает его вкусы и образ жизни.

008.jpgПространственный охват в натюрмортах Вильгельма Хеды больше, чем у Класса, вещи расположены свободнее, в полотнах больше воздуха. В картине «Завтрак с омаром» различие между хрупким стеклом рюмки и массивным бокалом, переливчатый блеск налитого в бокал вина, золотистый оттенок мякоти лимона – всё мастерски запечатлено художником. Основной связью между свободно расположенными предметами служит свет. Перебегая с одной вещи на другую, он сообщает особую прелесть всему изображённому.

Цветочный натюрморт в Голландии XVII века словно явился продолжением увлечения, которое нередко переходило разумные границы и потому определялось словом «мания» – это была страсть к редкостным цветам. Наибольшее распространение получила «тюльпаномания»: луковицы цветов с фанатичной надеждой на выведение новых сортов, приносивших целые состояния, выращивала вся Голландия. Собранные в пышные букеты, пестрящие редкостными экземплярами, цветы вдохновляли живописцев на создание красочных, нарядных картин, чрезвычайно ценимых любителями.

009.jpgКрупнейшим мастером цветочного натюрморта был Ян ван Хейсум, произведения которого отличаются пышностью и тщательностью исполнения деталей, а светлая манера письма вполне соответствовала вкусам времени.  Объединяя в своих роскошных букетах цветущие в разное время года растения, населяя их множеством порхающих живых существ, точно передавая капельки воды, цветочную пыльцу, тонкие жилки на крылышках насекомых, художник достигает впечатления невероятной виртуозности и радостного звучания картины.  

«Малость» никоим образом не умаляет значение голландских мастеров – великих европейских художников совершенного живописного мастерства, классически просто, пленительно ясно и метафорично отразивших в своих полотнах необъятный мир, раскрывшийся перед Голландией в XVII веке.

Подробнее познакомиться с творчеством «малых голландцев» помогут книги:

Верижникова, Т.Ф. Малые голландцы. – СПб.: Аврора, 2004. – 256 с. : ил.

Малые голландцы / авт. текста Н.В. Геташвили. – М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2005. – 128 с. : ил. – (Художественные направления и стили).       Тарасов, Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. – М.: Изобразит. искусство, 1983. – 318 с. : ил.

Фехнер, Е.Ю. Голландская жанровая живопись XVII века. – М.: Изобразит. искусство, 1979. – 262 с. : ил.

Фехнер, Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века. – М.: Изобразит. искусство, 1990. – 176 с. : ил.

 

 

Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным

библиотекарем отдела литературы по искусству

 


Ждем Вас ежедневно с 9.30 до 19.00 часов

(выходной – пятница и последний день месяца)

Телефон 268-03-06 доп. 123

 

Дополнительные услуги отдела:


• Ксерокопирование информации с использованием сканера (формат А4)


• Электронный набор машинописного и рукописного текстов сотрудниками отдела


• Распечатка текста на бумажный носитель на лазерном принтере (формат А4)


• Поиск информации по искусству в Интернете


• Тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки