Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Юбилей маэстро

 

История искусств знает немало художников, творчество которых словно озарено лучами солнца. Сквозь бури и грозы истории несут они веру в жизнь, в торжество свободы и счастья. Таким творцом был выдающийся композитор Арам Ильич Хачатурян.

По мнению ЮНЕСКО, Хачатурян - один из самых известных композиторов XX века, а его «Танец с саблями» чуть ли не самое популярное произведение нашего времени.

Хачатурян обладал драгоценным даром слышать время, чувствовать его пульс. Его музыка – это взволнованная, искренняя речь, обращенная к человечеству.

   В восемнадцатилетнем возрасте Хачатурян переехал в Москву, еще не помышляя о профессии музыканта,поступил в Московский университет.

Когда выяснилось, что истинное призвание молодого музыканта не виолончель, а сочинение музыки, его руководителем стал опытный педагог, композитор М.Ф. Гнесин.

Под его руководством, а позже, уже в период обучения в Московской консерватории, под руководством Н.Я. Мясковского бывший самоучка стал настоящим профессионалом и более того – мастером.

Хачатурян был уже вполне зрелым музыкантом, когда однажды по случайному поводу ему пришлось впервые встать за дирижерский пульт. И это оказалось началом множества выступлений и концертных поездок по всему миру с исполнением собственных произведений. Как говорил сам композитор, он побывал на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. На гастролях он представлял не только самого себя как композитора и дирижера, но и всю культуру большой страны, в которой творил и работал.

   Лауреата Государственных и Ленинской премий, Героя Социалистического труда, народного артиста СССР Арама Ильича Хачатуряна не стало1 мая 1978 года.

   О Хачатуряне написаны десятки книг. Представляем вам наиболее интересные и значимые из тех, которые хранятся в фондах библиотеки:

   Альбом «Арам Хачатурян. Жизнь и творчество» (Москва, 2003) вышел в свет к 100-летию мастера. Здесь смонтированы воспоминания композитора, фрагменты из музыковедческих книг, отзывы современников и учеников. Впервые публикуются письма, фотографии из семейного архива и другие редкие материалы. Образ складывается монументальный, как музыка из «Спартака». Крупные черты лица, эпический стиль, активная жизненная позиция... Не человек, а глыба. Этакая мощная кавказская гора. И сама биография Хачатуряна в этой книге подана эпически, как восхождение от вершины к вершине.

   Книга Арутюнова Д. «А. Хачатурян и музыка Советского Востока: язык, стиль, традиции» (Москва, 1983) представляет собой теоретическое исследование системы выразительных средств и стиля А. Хачатуряна, а также их преломление в творчестве композиторов восточных регионов СССР. Большое внимание уделяется выявлению осуществленного Хачатуряном синтеза традиций восточной и европейской культур, что, собственно, и составляет «изюминку» его творчества. Книга снабжена справочником и резюме на английском языке.

   В работе Карагюлян Э. «Симфоническое творчество Арама Хачатуряна» (Ереван, 1961) анализируются симфонические произведения композитора, выявляются особенности стиля и музыкальной драматургии произведения, где огромное значение приобретает творческое, своеобразное использование композитором народных истоков. Народность музыки Хачатуряна автор видит не только в широком последовательном обращении к фольклорным мелодиям, но главным образом в выборе актуальных тем, существенно важных для народа, и воплощении их с большой художественной правдой. В первой главе рассматриваются собственно симфонические произведения, во второй – инструментальные концерты.

   Книга Тигранова Г. «Арам Ильич Хачатурян» (Ленинград, 1978) в краткой и доступной форме освещает основные этапы, важнейшие события из жизни композитора. Автор знакомит читателя с наиболее значительными произведениями Хачатуряна, с их идейным и творческим содержанием, особенностями стиля, языка, а также характеризует их роль в истории советской и мировой музыкальной культуры XX века. Творческий путь Арама Хачатуряна рассматривается в связи с историческими условиями социальной и художественной жизни нашей страны.

   В брошюре Тигранова Г. «Балеты А. Хачатуряна» (Москва,1960) дается полный творческий и музыкальный анализ балетов «Спартак» и «Гаянэ».

   Монография Хубова Г. «Арам Хачатурян» (Москва, 1962) разносторонне освещает основные этапы жизни и творчества композитора. Автор анализирует его наиболее известные сочинения и ведущие творческие принципы. В книге использованы фрагменты многочисленных писем, интервью и выступлений Хачатуряна, а также бесед с ним автора монографии.

   Монография Гаяне Чеботарян «Полифония в творчестве А. Хачатуряна» (Ереван, 1969) освещает творчество композитора с новой стороны. На тщательном анализе основных его произведений Г. Чеботарян показывает, что все они пронизаны полифоническими приемами письма, являющимися как бы тайными, но очень важными пружинами музыкального развития.

 

В фонотеке нашего отдела хранятся аудиозаписи произведений композитора. Все аудиозаписи доступны нашим читателям для прослушивания


Хачатурян А. Валенсианская вдова: сюита из музыки к пьесе Лопе де Вега. Маскарад: сюита из музыки к драме М. Ю. Лермонтова / А. Хачатурян, исполн. МГСО; дирижер В. Дударова. - Москва, 1990. - (Инв. № 8253 – НОТ);        

Хачатурян А. Гаянэ: сюиты №№ 1-3 / А. Хачатурян, исполн. Санкт-Петербургский Гос. симф. орк., дирижер А. Аниканов. - Германия, 1993. – (Инв. № 8810 – НОТ);

Хачатурян А. Гаянэ: фрагменты из балета / А. Хачатурян, исполн. Орк. Ленингр. Гос. театра оперы и балета; дирижер Б. Хайкин. – Москва, 1956. – (Инв. № 8414 – НОТ);

Хачатурян А. Детский альбом / А. Хачатурян, исполн. М. Воскресенский, фортепиано. – Москва, 1981. – (Инв. № 3751 – НОТ);    

Хачатурян А. Концерт: для скрипки с оркестром. Концерт-рапсодия: для скрипки с оркестром / А. Хачатурян, исполн. М. Мартин, скрипка, Украинский Национальный симфонический оркестр; дирижер Ф. Кухарь. - Германия, 2003. – (Инв. № 10323 – НОТ);

Хачатурян А. Концерт: для скрипки с оркестром: ре минор / А. Хачатурян, исполн. В. Климов, скрипка, Гос. академ. симф. орк. СССР; дирижер Е. Светланов. – Москва, 1981. – (Инв. №3318 - НОТ);

Хачатурян А. Концерт: для скрипки с оркестром: ре минор / А. Хачатурян, исполн. В. Пикайзен, скрипка. - Россия, 1999. – (Инв. № 8254 – НОТ);

Хачатурян А. Концерт: для фортепиано с оркестром: ре бемоль мажор / А. Хачатурян, исполн. Л. Оборин, фортепиано, оркестр Чешской филармонии; дирижер Е. Мравинский. - Германия, 2004. – (Инв. № 10240 – НОТ);

Хачатурян А. И. Соната-фантазия: для виолончели соло: соч. 1974 г. / А. И. Хачатурян, исполн. Н. Шаховская, виолончель. – Москва, 1978. – (Инв. № 1561 – НОТ);

Хачатурян А. Соната: для скрипки фортепиано. Квартет: для двух скрипок, альта и виолончели "Памяти отца". Трио: для валторны, скрипки и фортепиано -.. – Москва, 1983. – (Инв. № 4314 – НОТ);  

Хачатурян А. И. Сталинградская битва: сюита из музыки к кинофильму: соч. 1949 г. Марши для духового оркестра / А. И. Хачатурян, инстр. Г. Калинкович; исполн. Отдельный показательный оркестр Мин. обороны СССР; дирижер Н. Сергеев. – Москва, 1978. – (Инв. № 1951- НОТ);

Хачатурян А. Спартак: отрывки из балета / А. Хачатурян, исполн. Королевский филарм. орк.; дирижер Ю. Темирканов. - Германия, 1991. – (Инв. № 8068 – НОТ);

Хачатурян А. Сюита: из балета «Спартак». Сюита: из балета «Гаянэ»/ А. Хачатурян, исполн. Лондонский симф. оркестр; дирижер А. Хачатурян. – Москва, 1999. - (Инв. № 10210 – НОТ);

Хачатурян А. Сюита: из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» / А. Хачатурян, исполн. симф. орк. Всесоюзного радио; дирижер С. Самосуд. - М., 1956. - (Инв. № 8326 – НОТ);

Хачатурян К. Чиполлино: балет в 3-х актах / К. Хачатурян, по сказке Дж. Родари; исполн. Оркестр Большого театра СССР; дирижер А. Копылов. – Москва, 1978. – (Инв. № 1905 – НОТ)

 

Информацию подготовила ведущий библиотекарь сектора нотных изданий и звукозаписей А.И. Иллич

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8

 

Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты, право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на флэшку, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).