Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 6 марта в Москве был исполнен праздничный «царский» трезвон, посвящённый 400-летию воцарения династии Романовых. Главенствовал в трезвоне колокол «Реут» – главный звучащий памятник семьи Романовых, его слышали все царствовавшие особы, от Михаила Фёдоровича до Николая II. Живописным, графическим и скульптурным изображениям российских монархов посвящён обзор литературы «Династия Романовых в изобразительном искусстве».
В альбоме «Династия Романовых в изобразительном искусстве» (М., 1993) предпринята попытка собрать воедино художественные произведения, персонажами которых являются цари и императоры династии Романовых. Портреты государей российских создавались лучшими художниками своего времени, поэтому альбом портретов всех царей и императоров – каждый кратко охарактеризован словами известных историков – позволит читателям составить определённое представление об облике, характере и деяниях правителей великого государства Российского.
«Романовы. Триста лет служения России» (М., 2004) – этим семисотстраничным фолиантом издательство «Белый город» открывает публикацию трудов дореволюционного писателя, историка, видного публициста своего времени Ивана Николаевича Божерянова. Летопись жизни и быта императорской семьи, множество интересных и редких свидетельств истории в этом издании проиллюстрированы известными живописными работами и уникальными полотнами, фотографиями и фотогравюрами.
Страницы истории Невского проспекта, подробно воссозданные великолепным бытописателем И.Н. Божеряновым, сопровождаются в альбоме «Санкт-Петербург. Невский проспект» (М., 2007) прекрасными работами признанных мастеров живописи и малоизвестных художников, уникальность произведений которых передаёт превосходная полиграфия. Иллюстрациями снабжена каждая страница издания, а портреты царственных особ даются многостраничными блоками.
Многотомное издание «Лица российской истории: коллекция портретов» (М., 2010), своего рода энциклопедия отечественного персонифицированного портрета, призвано расширить наше представление о многих личностях российской империи, воскресить из забвения некоторые имена, поведать об искусстве малоизвестных и забытых портретных дел мастеров. Авторы справочника включили в издание портреты самых разных по социальному положению, профессии и значимости в русской истории и культуре людей, в том числе царей и императоров. Так, в I томе «Коллекции» помещены портреты трёх императоров Александров, созданные средствами живописи, скульптуры и графики. А более сорока страниц третьего тома – самая внушительная иконография – отведены портретным изображениям Екатерины II.
О.Г. Чайковская, писательница, искусствовед и историк, в книге «Как любопытный скиф» (М., 1990) избрала комплексный подход к рассмотрению портретов исторических лиц, царственных особ в том числе. Многочисленные портреты императрицы Екатерины II автор рассматривает и как произведения искусства, и как документы человеческой жизни, сопоставляет словесные источники мемуарной прозы с живописными. Строгость, простота и правдивость отличают, по наблюдению автора, и слово мемуариста, и кисть художника.
Императорскому портрету, который мыслился как запечатление на века важнейшей в настоящий момент государственной идеи, устойчивости государственной власти, посвящена одна из глав книги «Классицизм в русской живописи» (М., 2003). Основное внимание А.А. Карев, автор исследования, уделяет так называемому «коронационному» портрету, предполагающему изображение правителя с атрибутами власти.
Живописным изображениям в широком смысле «птенцов гнезда Петрова» посвящён альбом «Петербургский портрет» (СПб., 2003). Издание посвящено трёхсотлетию Петербурга, который в течение 200 лет был столицей Российской империи, поэтому вполне закономерно, что один из разделов альбома носит название «Российские императоры и императрицы».
В книге К.Г. Соколова «Монументы империи» (М., 2001) описаны двести наиболее интересных российских монументальных памятников, в том числе не сохранившихся. Второй раздел книги озаглавлен «Императорские памятники», в нём автор прослеживает историю создания и последующую судьбу памятников, установленных в честь российских императоров.
Л.Н. Доронина, автор книги «Мастера русской скульптуры XVIII – XIX веков» (М., 2008), трёхсотлетнюю историю русской скульптуры излагает в форме творческих биографий ваятелей. Соответствующее место в этой хронологической цепи занимают очерки творчества скульпторов, воплотивших образы российских императоров. Открывает книгу рассказ о работах Бартоломео Карло Растрелли, приглашённого на русскую службу для увековечивания «славных деяний Петра». А Павел Петрович Трубецкой – ему посвящён завершающий книгу очерк – увековечил в тягостно тяжёлой неподвижности предпоследнего из российских монархов.
Образы царствовавших особ Дома Романовых помогут читателям глубже понять характеры, стиль жизни царей и императоров российских – людей, при всей своей неоднозначности, много сделавших для процветания нашего Отечества.
Материал подготовлен В.П. Гугниной, главным
библиотекарем отдела литературы по искусству
Ждем Вас ежедневно с 9.30 до 19.00 час.
(выходной – пятница и последний день месяца)
Телефон 268-03-06 доп. 123
Дополнительные услуги отдела: · Выдача книг по ночному абонементу
· Выдача книг по абонементу выходного дня
· Ксерокопирование информации с использованием сканера (формат А4)
· Набор текста сотрудником (машинописного, рукописного)
· Распечатка текста на бумажный носитель на лазерном принтере (формат А4)
· Поиск информации по искусству в Интернете
· Тематический поиск информации по электронному каталогу из фондов библиотеки |