name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.JPG

Как записаться в библиотеку

Отзыв о работе библиотеки

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Графическая летопись войны: фронтовые рисунки


         Художники-фронтовики пронесли через всю войну вместе с боевым оружием своё профессиональное художественное оружие, запечатлевая в походных альбомах картины войны, сохраняя в памяти увиденное и пережитое. «Графическая летопись войны: фронтовые рисунки» – выставка с таким названием оформлена в отделе литературы по искусству.

На всех главных направлениях военных действий, на многих фронтах и в партизанских отрядах находились художники, основной формой работы которых в суровых условиях войны были натурные зарисовки. Из отдельных рисунков и альбомов, выполненных ими, сложилась изобразительная летопись войны, захватывающая правдой жизни.

6.jpg

Личное участие художников в событиях фронтовой жизни отражалось в рисунках, определяло их содержание и форму: наброски лаконичны, точны, трепетно правдивы. Рисуя с натуры, художник обобщал и компоновал, типизировал, подчёркивал выразительность, насыщал изображение своими эмоциями. В работе над фронтовыми зарисовками развивались собранность, острота глаза, оттачивался графический почерк, выразительным становился каждый штрих карандаша.

         «Сижу с альбомом в руках на обочине зимней фронтовой дороги. Проходят самые неожиданные человеческие характеры. Проходят бойцы в одиночку, группами, отрядами; проезжают автомашины фронтовые; конные артиллерийские упряжки с трудом тянут громоздкие орудия; лёгким пружинистым шагом проходит одинокая фигура разведчика, идущего на задание; проползают розвальни, нагруженные патронными ящиками», – записал Анатолий Кокорин на одном из листов «Фронтового дневника». Незаурядный литературный талант А. Кокорина и мастерство натурной зарисовки определили образную и жанровую специфику его произведений. Станковые листы художника и сюжеты «Фронтового дневника» превосходно нарисованы. Острый штрих позволял А. Кокорину даже в беглых зарисовках быть абсолютно точным и выразительным.

         7.jpgНа фронте художники увидели прежде всего разграбленные, разрушенные города и сожжённые деревни, пустые коробки и печные трубы вместо домов. Эти сиротливые печные трубы, черневшие на снегу или на развороченной земле, стали символом войны, образом опустошений и смерти. Но, изображая страшные руины и пепелища, среди пустынных развалин, на выжженной, израненной земле художники подмечали всё, что указывало на жизнь.

         8.jpgСквозная тема графического цикла войны связана с образом дороги. Фронтовые зарисовки показывают одну длинную военную дорогу, которая объединяет множество сюжетов и эпизодов многоликой картины войны. Созданный фронтовыми рисунками образ нескончаемой дороги вырастает в метафору безмерно тяжёлого пути к великой Победе.

         Карандаш художника Н.Н. Жукова четыре года рисовал яростные лица бойцов, уставших от многочисленных операций медсестёр, беженок, прижимающих к себе детей, «фронтовые изъезженные дороги»…

      9.jpgРазмытая осенними дождями земля, уходящие вдаль телеграфные столбы с оборванными проводами, вереница автомашин, перебрасывающих войска на фронт, – лист «Фронтовая дорога. 1942» очень точно запечатлел атмосферу трудных лет войны.        

         Военные художники Студии имени М.Б. Грекова, которые бригадами работали на всех главных направлениях военных действий, вели постоянный репортаж в форме фронтовых зарисовок и накопили обширнейший подготовительный материал для крупных графических и живописных произведений. Мастерской художников стали блиндажи и окопы передовой линии фронта. Их блокноты постепенно заполнялись зарисовками мест сражений и фронтового неустроенного быта, изуродованных снарядами пейзажей, изображениями солдат и офицеров. Наброски, этюды, эскизы создавались непосредственно с натуры или по свежим впечатлениям.       

         Цепкий, памятливый глаз и точная быстрая рука художника остановили и сберегли для потомков летучие мгновения героических будней войны. «Но и хорошо, что у нас на фронте никогда не было фотоаппарата: именно поэтому мы ни на что не надеялись и рисовали, рисовали без конца; это сослужило нам хорошую службу, так как даже маленький набросок, сделанный несколькими скупыми линиями, оставляет в нашей памяти то, чего не сделает и очень хорошая фотография», – писал художник-грековец В.В. Богаткин.

         10.jpgЧетыре трудных года войны художники мечтали о создании картин, которые бы воспели победу советского солдата. Ожесточённые бои, шедшие в течение десяти дней на улицах Берлина, были зафиксированы в рисунках и этюдах; наброски запечатлели невыразимое словами торжество, ликование, охватившее победителей. «Многие художники побывали в Берлине в дни боёв и после войны, но никто так значительно, цельно и вдохновенно не рассказал языком рисунка об этом решающем событии Великой Отечественной войны. Когда теперь снимаются фильмы, пишутся книги и картины о войне, то многие кадры, сюжеты и эпизоды, на мой взгляд, возникают у авторов под непосредственным воздействием Володиных работ», – писал о рисунках Владимира Богаткина товарищ по Студии художник Г. Храпак.       

Первые минуты торжества великой Победы над поверженным врагом у стен Рейхстага изобразил Пётр Кривоногов сначала в рисунках и этюдах, а затем в монументальном полотне «Победа». Фронтовые рисунки    П. Кривоногова заняли видное место в том художественном репортаже, который вели с карандашом в руках сотни художников. Беглые зарисовки, память сердца и блокноты стали основой его будущих картин.

11.jpgВстречу художников Студии 2 мая 1945 года в день капитуляции Берлина у Бранденбургских ворот запечатлел военный фотограф, а через сорок лет воспроизвёл в полотне «Юность грековцев» художник А.С. Михайлов.

         Многочисленные зарисовки боевых эпизодов и военной техники, сделанные с натуры портреты, фронтовые пейзажи являются не только ценным материалом для картин, но и неповторимым документом великой эпохи, своеобразной изобразительной летописью войны. Фронтовые рисунки, воспроизведённые в иллюстрациях выставки, не могут не взволновать зрителей: они изображают увиденное и пережитое.

 

Материал подготовила В.П. Гугнина,

главный библиотекарь отдела литературы     по искусству

 

График работы библиотеки: ежедневно с 9.30 до 19.00 часов, кроме пятницы и последнего дня месяца.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, дом 8

 

Дополнительные услуги

- Доступ к диссертациям в электронной форме, хранящимся в Российской государственной библиотеке (г. Москва).

- Поиск информации в базах данных по различным тематикам (патенты, право, юриспруденция, социология, психология, маркетинг, реклама и др.).

- Копирование информации на флэшку, компакт-диск читателя.

- Распечатка текста на принтере, ксерокопирование.

- Уточнение библиографического описания документов из фондов библиотеки при подготовке списков к диссертациям, дипломам, курсовым работам.

- Электронный набор текстов, внесение поправок в набранные тексты (редактирование).

 

Плюсбиблиотека Библиотека им. А.С. Пушкина получила статус центральной библиотеки в 1924 году. Тогда она называлась «Советская Кубанская центральная окружная им. А.С. Пушкина библиотека».

 



yandex tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки