Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

«Я снова здесь, мой край, задумчивый и нежный…»

«Я снова здесь, мой край, задумчивый и нежный…»
3 октября исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина – одного из крупнейших русских поэтов Серебряного века. Поэзия Есенина до сих пор остаётся одной из вершин российской культуры. Его дар был оценен всеми – и просто читателями и корифеями поэзии – Цветаевой, Блоком Пастернаком, это уникальный пример всеобщего признания в русской литературе.

В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из модных в те времена модернистских течений. Поначалу он выступал в лаптях и рубахе с «новокрестьянскими» литераторами, потом покорял публику в пиджаке и галстуке, некоторое время увлекался имажинизмом. В итоге он нашел собственное звучание и стал называть себя свободным художником и просто поэтом.

Он прослыл дебоширом, скандалистом и был при этом литературным гением. Сергей Есенин писал невероятно искренние и глубокие стихи и всю жизнь соперничал с Маяковским. Тонкий лирик и мастер пейзажа был несколько раз женат, но умер одиноким. О нем писали много и долго. Одни — с подобострастным обожанием, прикрывая нелицеприятные моменты из жизни стихами, другие — с удовольствием выставляя скандалы напоказ. Его восхваляли, критиковали, но так, как в романе Виталия Безрукова «Есенин» (Москва,2024) о нем еще не писал никто. Это эпическая история трагической любви к Родине поэта Сергея Есенина. Тонко, драматично и шокирующе правдиво автор раскрывает загадки трагической гибели великого русского гения. С этих страниц на вас будет смотреть не только русский классик, но и поражающий своей искренностью и самозабвенностью простой человек, одержимый земными страстями.
Сергея Есенина в России любят так, как, наверное, никакого другого поэта в мире. Причем всего сразу – и стихи, и его самого как человека. Но если взглянуть на его жизнь и творчество чуть внимательнее, то сразу возникают жесткие и непримиримые вопросы. Есенин ¬¬– советский поэт или антисоветский? Христианский поэт или богоборец? Поэт для приблатнённой публики и томных девушек или новатор, воздействующий на мировую поэзию и поныне? Крестьянский поэт или имажинист? Кого он считал главным соперником в поэзии и почему? С кем по-настоящему дружил? Сколько у него детей и от скольких жен? Кого из своих женщин он по-настоящему любил, наконец? За что на него заводили уголовные дела? Хулиган ли он был, как сам о себе писал, или жертва обстоятельств? И наконец, самоубийство или убийство? Книга Захара Прилепина «Есенин: Обещая встречу впереди» (Москва, 2024) дает ответы не только на все перечисленные вопросы, но и на множество иных. Захар Прилепин с присущей ему яркостью и самобытностью детально, день за днем, рассказывает о жизни Сергея Есенина, делая неожиданные выводы и заставляя остро переживать.
Книга «Есенин: Обещая встречу впереди» заслуживает пристального внимания и не может быть названа рядовой биографией. По мнению автора, это документальная проза, мастерски выстроенная, интонационно и ритмически выверенная, насыщенная реалиями хорошо знакомого автору мира. По мнению автора, книга ответила практически на все вопросы, касающиеся личности Есенина: тайны гибели, жизни и творчества. Много нового и неожиданного, но все подано не спекулятивно, а с любовью к творчеству поэта. З. Прилепин глубоко погрузился в изучение материала, язык описания богат и при этом понятен, с цитированием фраз из документов, воспоминаний и мемуаров людей, причастных к жизни Есенина. Целостность картины жизни поражает, выстраивается представление о каждом моменте жизни поэта.
Миф о Сергее Есенине стал складываться еще при его жизни, он и сам постарался для этого. В образе простачка-самородка взошел на Парнас Серебряного века. И после, когда пленил своими голубыми глазами питерский салон и богему, не уставал играть, выдумывать себе роли. Вот он – крестьянский сын, лирическое «я» русского народа, в венке из васильков и со снопиком ржи в руках… А вот – русский денди, лидер имажинизма, в цилиндре и дорогом пальто… Вот – пьяный хулиган, певец Москвы кабацкой… Новый романтик – в пушкинской пелерине и с тростью… Муж Айседоры Дункан… Родственник Льва Толстого… Успешный нэпман, «хозяин» книжной лавки и поэтического кафе, сорящий деньгами направо и налево… Лишний человек, скиталец… Певец страны советской…
Первые мемуары о Есенине стали появляться в печати чуть ли не на следующий день после его смерти. Трагический финал есенинской жизни, за которой наблюдала вся Россия, вызвал колоссальный спрос на литературу о нем. Создавалась она, по словам Ивана Евдокимова – инициатора первого сборника воспоминаний о Есенине, по горячим следам, часто без проверки фактов и уточнения дат, со слов и по слухам, под напором эмоций и неостывших впечатлений. При всей ценности этих свидетельств, они порой лишь отдаляют читателя от истинного образа поэта.

Болезненно и остро реагировали на подобные «воспоминания» те, кто знал Есенина близко в течение многих лет. Первым на них откликнулся Анатолий Мариенгоф, написавший книгу с программным названием – «Роман без вранья». Нарочитая фрагментарность как бы вырванных из дневника страниц в мемуарных очерках Ивана Грузинова рисует образ поэта резкими штрихами, остро и нервно; они чутко передают напряжение есенинской души, его отчаянный поиск своего пути, творческую неутомимость и готовность к риску. Несмотря на небольшой объем, воспоминания Грузинова содержат исключительно много информации – очевидца и участника. Когда Матвей Ройзман – один из самых энергичных участников группы имажинистов – принялся за воспоминания, он постарался он постарался написать их с максимальной достоверностью, опираясь на документы и перепроверяя каждый факт. Ройзман учел опыт Мариенгофа и свой текст назвал более осторожно – "Все, что помню о Есенине». Его книга, может быть, не столь выразительна и образна, но по-своему красочна и эмоциональна, богата многочисленными деталями и характерными эпизодами, словами и репликами Есенина, восстановленными по дневниковым записям. Ройзман, как и Мариенгоф, влюблен в Есенина и поэтому дорожит каждой чертой его личности, стараясь донести ее до потомков без прикрас и искажения.
В антологию «Живой Есенин» (Санкт-Петербург, 2005) вошли все рассмотренные выше воспоминания близких друзей С.А. Есенина – поэтов-имажинистов А. Мариенгофа, И. Грузинова, М. Райзмана, сохранивших в памяти многое из того, что впоследствии официальным литературоведением было представлено в ином свете. Эта антология ценна тем, что мы, сравнивая и сопоставляя свидетельства очевидцев жизни поэта, имеем возможность прикоснуться к мгновениям «живого» Есенина, вглядываясь в них, ловя ускользающую тень правды о поэте.

Книга Е.Н. Гуслярова «Есенин в жизни» (Москва, 2004) – представляет собой систематизированный свод наиболее ярких деталей из воспоминаний современников поэта, дает полную картину его жизни, развития его характера и таланта, а также расширяет наше представление о людях, окружавших Есенина. В книге представлены воспоминания таких современников поэта, как, например, Вольф Эрлих, Борис Лавренев, Всеволод Рождественский, Николай Браун, Илья Садофьев и другие. Издание дополняет краткий справочный указатель с краткой характеристикой биографий тех людей, воспоминания которых в нём опубликованы.
Автор книги «Есенин в жизни», собрав и упорядочив –в смысле удачного расположения – богатейший и разнообразнейший материал, никуда нас не ведет. А предлагает нам идти самим: и растеряться, и сосредоточиться, и помаяться, и возмутиться, и примириться. Но, может быть, этот-то наш отдельный, собственный, личный путь и есть сейчас единственно возможный путь к общему уяснению ярчайшего и трагичного явления, каким была не только поэзия, но и вся жизнь Сергея Есенина.

«Есенин навсегда. Сборник стихов с современными иллюстрациями» (Москва, 2025) — издание, выпущенное к 130-летию, пожалуй, самого рефлексирующего поэта Серебряного века, для молодых влюбленных, счастливых и печальных, сборник избранных стихов, увлекательная биография Сергея Есенина и невероятные иллюстрации художницы nastia narisovala. Любовь, страсть, расставание, депрессия, надежда – у чувств и эмоций нет срока давности. Строки легендарного русского поэта звучат актуально сейчас, также, как и веке XX. Через искажения, игру светотени и приглушённые цвета в иллюстрациях переданы чувства и ощущения ностальгии, меланхолии и доброй грусти.
Новизна сборника «Есенин навсегда. Сборник стихов с современными иллюстрациями» заключается в том, что здесь классика встречается с современным искусством. Иллюстрации не просто дополняют текст, а передают настроение — меланхолию, страсть, ностальгию. Иллюстратор nastia narisovala перенесла героев стихов в наши дни: они живут, любят и мечтают в метро, на крышах и кухнях, во дворах. Сборник ломает стереотипы, в нём собраны стихи, которые выходят за рамки «школьной программы» — те, что раскрывают Есенина как философа, бунтаря, гения, вписавшего себя в мировую культуру. Строки поэта звучат актуально сейчас, так же, как и в веке ХХ.
Вокруг имени Сергея Есенина и его стихов вот уже много десятилетий подряд не смолкает шум. И кажется, что это продолжает шуметь он сам — вечный бунтовщик и крамольник, чудо природы, уникальная фигура в истории XX столетия. Одну из своих автобиографий, в которой лишь несколько скупых строк, Сергей Александрович закончил так: «Остальное — в моих стихах». Даже больше: всё в стихах поэта, весь он и вся его жизнь.

Библиографический список:

Безруков, В.С. Есенин / В.С. Безруков. – Москва : АСТ, 2024. – 512 с.
Гусляров, Е.Н. Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников / Е.Н. Гусляров. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004. – 768 с.
Есенин, С.А. Есенин навсегда : сборник стихов с иллюстрациями современной художницы / С.А. Есенин. – Москва : Комсомольская правда, 2025. – 112 с.
Живой Есенин : Антология / А. Мариенгоф, И. Грузинов, М. Ройзман ; составление, предисловие, комментарии П. Фокина. – СПб : Амфора, 2005. – 543 с.
Прилепин, З. Есенин : Обещая встречу впереди / З. Прилепин. – Москва : Молодая гвардия, 2024. – 1027 с.