«Патриотическое воспитание молодежи – ответ на вызовы времени»

Министерство
культуры Краснодарского края
Краснодарская краевая универсальная научная
библиотека им. А.С. Пушкина
Информационно-библиографический отдел
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Библиографическое пособие
Краснодар
2025
|
УДК |
016:37+37.035.6(01) |
|||
|
ББК |
91.9:74+74.200.52я1 |
|||
|
П20 |
|
|||
|
|
|
|||
Патриотическое воспитание молодежи – ответ на вызовы времени : библиографическое пособие / Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина ; информационно-библиографический отдел ; составитель Н. Н. Волкова. – Краснодар, 2025. – 36 с. Пособие содержит аннотированную библиографию статей, иллюстрирующих различные аспекты формирования у подрастающего поколения патриотического сознания. Издание рассчитано на педагогогов, библиотекарей, работников культуры – ключевых фигур в деле патриотического воспитания молодежи.
|
|||||
|
|
|
|||
|
УДК |
016:37+37.035.6(01) |
|||
|
ББК |
91.9:74+74.200.52я1 |
|||
© Краснодарская краевая
универсальная научная |
|||||
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей |
4 |
Есть мнение! Публицисты о патриотическом воспитании |
7
|
Из поколения в поколение. Воспитание патриотизма и гражданственности: исторический аспект |
10 |
С чего начинается Родина. Как проводить патриотические мероприятия |
15 |
Часовые памяти. Проблема сохранения исторической правды |
21 |
Место, где оживает история и память народа. Музейные экспозиции в помощь военно-патриотическому воспитанию |
24 |
Патриотизм – это круто! Информационные сообщения о проведении мероприятий патриотической направленности |
28 |
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Огромный исторический путь, пройденный Россией, свидетельствует о том, что идеи любви и служения Отечеству всегда были присущи нашему народу. Патриотические устои и ценности, возникнув в глубокой древности, в период борьбы за единство и самостоятельность Руси, легли в основу менталитета россиян, стали служить опорой в испытаниях, помогли сохранить нашу идентичность, отстоять независимость.
В настоящее время, в условиях осложнившейся геополитической обстановки, проблематика возрождения лучших традиций патриотического воспитания оказалась в центре общественного внимания. В очередной раз получила подтверждение максима: любовь к Родине – это мировозренческий базис, конструкт, без которого народ теряет духовную силу и нравственные ориентиры. Именно поэтому патриотическое воспитание молодежи сегодня входит в число приоритетов государственной внутренней политики. В стране действует Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»[1], а создание условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной, социальной ответственной личности на основе российских культурных и духовных традиций определено как национальная цель[2].
В настоящем пособии собрана библиография статей из газет и журналов, иллюстрирующих различные аспекты формирования у подрастающего поколения и молодежи патриотического сознания. Группировка материалов в пособии призвана подчеркнуть многогранность и сложность этой деятельности.
В разделе «Есть мнение!» собраны статьи публицистического и полемического свойства. Отстаивая свою точку зрения, их авторы дают прямые оценки положению дел в сфере патриотического воспитания молодежи, формулируют проблемы, предлагают решения. Учитывая высокую общественную значимость темы, её деликатность и сложность, такие публикации-размышления заслуживают особого внимания.
Патриотизм и гражданственность воспитывались в тех или иных формах у многих и многих поколений россиян. Имея в виду возросшую потребность в осмыслении и обобщении этого исторического опыта, все материалы подобного содержания мы разместили в отдельном разделе «Из поколения в поколение».
Патриотическое воспитание – сфера тонкая и чувствительная. Человека нельзя заставить быть патриотом, нельзя насильно внушить любовь к Родине. Но можно и нужно разговаривать с молодыми людьми о происходящем сегодня, показывать им примеры беззаветного служения Отчизне, поводы гордиться своей страной, ее людьми, ее прошлым, ее достижениями в науке и культуре. Как делать это ненавязчиво, без перегибов? Какие новые подходы использовать в работе с современной молодежью, выросшей, в отличие предыдущих поколений россиян, совсем в других технологических и идеологических реалиях? Какие актуальные формы использовать, чтобы избежать фальши, скуки, формализма? Об этом – в материалах, библиографию которых мы объединили в разделе «С чего начинается Родина», содержащем прямые рекомендации по проведению патриотических мероприятий, методические и сценарные разработки, конспекты уроков.
Как никогда актуальна сегодня тема борьбы с фальсификацией истории. Сознательное, агрессивное искажение фактов, ключевых событий прошлого России – действенное оружие, которое используется сегодня для того, чтобы дестабилизировать наше общество, лишить его национального самосознания. Противостоять этому можно только бережно сохраняя историческую правду – используя ее в образовательном и воспитательном пространстве, передавая подрастающему поколению. Библиография публикаций, посвященных этой проблематике, собрана в разделе «Часовые памяти».
Важным звеном в деле историко-патриотического воспитания становятся музеи. Вовлекая молодежь и подростков в свою деятельность – не только в экскурсионную, но и в научно-исследовательскую, поисковую, просветительскую – музеи расширяют кругозор ребят, приобщают их к осмысленной и полезной деятельности, служат подспорьем в изучении прошлого своего народа. Подтверждением этому – статьи, которые мы отрекомендовали в разделе «Место, где оживает история и память народа».
Раздел, который мы условно назвали «Патриотизм – это круто!» содержит библиографическое описание статей информационно-новостного свойства. Задача раздела – дать представление о сложившейся уже практике современного патриотического воспитания, привлечь внимание к событиям, которые отличаются и высоким духовным содержанием, и увлекательной формой.
Пособие проаннотированно и носит рекомендательный характер. Внутри разделов библиографические записи расположены в алфавите авторов и заглавий. Основные критерии отбора – актуальность и потенциальная востребованность публикаций.
Издание рассчитано на педагогогов, библиотекарей, музейных работников – ключевых фигур в деле патриотического воспитания молодежи.
Библиографические описания составлены в соответствии с ГОСТами 7.0.100- 2018 и 7.0.12-2011.
Копии материалов из фонда библиотеки можно заказать в отделе электронной доставки документов и МБА. Бланки-заказы на документы направлять по адресу:
350063, Краснодар, ул. Красная, д. 8,
ККУНБ им. А.С. Пушкина.
Тел.: (861) 268-50-51 (доб. 131).
Е –mail: mba@pushkin.kubаnnet.ru
ЕСТЬ МНЕНИЕ!
Публицисты о патриотическом воспитании
Брод, А. Без общих мест : об опасности девальвации воспитания патриотизма / А. Брод // Литературная газета. – 2024. – 11–17 дек. (№ 49). – С. 3 : фот.
Автор статьи – правозащитник, член СПЧ – делится своими опасениями и рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы в погоне за красивыми патриотическими лозунгами и стремлением освоить бюджеты, не заболтать важное, не наплодить фальшивого и даже опасного – например, самоутверждения за счет ненависти к другим народам. По мнению автора, патриотизм начинается с благополучия в родном городе или селе, с поддержки педагогов, и музейных работников.
Жизнь с видом на Победу : общество быстро взрослеет, почувствовав разницу между кумиром и героем / подготовили В. Емельяненко, Е. Новоселова // Российская газета. – 2025. – 30 янв. (№ 20). – С. 9 : фот.
Объявленный президентом Год защитника Отечества заставляет задуматься: кто он такой, современный герой? В чем природа современного подвига, совершенного ради своей страны? Как продвигать образ героев так, чтобы о них, как о Зое Космодемьянской и Александре Матросове, знали все? Почему так важно прямо сейчас, без отлагательства начать фиксировать и осмысливать сложные и неоднозначные темы, связанные со специальной военной операцией? Об этом рассуждают эксперты «Российской газеты».
Иовчев, А. «Нельзя любить Родину, как хорошую погоду» : можно ли вырастить патриотов, не дав им правдивых знаний о современной истории / А. Иовчев // Аргументы и факты. Кубань. – 2025. – 23–29 апр. (№ 17). – С. 15 : фот.
Музыкант, автор песен рок-группы «Зверобой» Алексей Иовчев задается вопросом – достаточно ли делается сегодня для того, чтобы вырастить новое достойное поколение граждан? Можно ли, воспитывая патриотов своей страны, обойтись без объяснения исторических и сегодняшних событий, без показа их причинно-следственных связей?
Луначарский, А. В. Любовь к Родине школа привить не может : тезисы наркома Луначарского 1918 года, не потерявшие своей актуальности / А. В. Луначарский ; подготовила кандидат исторических наук О. Чагадаева // Российская газета. Неделя. – 2023. – 6–12 дек. (№ 277). – С. 5 : фот.
Речь пламенного революционера и блестящего эрудита Анатолия Луначарского «О преподавании истории в коммунистической школе», обращена к учителям молодой советской республики и проникнута публицистическим пафосом. В ней звучит мысль об опасности мифологизации прошлого в угоду настоящему и содержит призыв «не прививать любовь к родине», который только на первый взгляд звучит неожиданно и дискуссионно. «Мне не нужно вдалбливать, что я должен любить свои родные пейзажи. Это глупо… Воспитывать нужно человека, которому ничто человеческое не было бы чуждо, для которого каждый человек, к какой бы он нации ни принадлежал, есть брат…» Легендарный нарком просвещения считал, что школа должна только способствовать формированию патриотических чувств, давать знания об истории и культуре своей страны, а «здоровая любовь к родине» должна корениться в более глубоких чувствах, воспитываемых в семье, в практической деятельности, в заботе о настоящем своей страны, в стремлении к ее лучшему будущему.
Малышева, Е. Сила в правде истории : какие герои нужны России для народного единства / Е. Малышева ; беседовала Е. Новоселова // Российская газета. – 2024. – 2 нояб. (№ 249). – С. 10 : фот.
Беседа с руководителем Национального центра исторической памяти при президенте России Еленой Малышевой. Она поделилась своими мыслями о том, что объединяет жителей огромной страны с древней и трудной историей, из чего складывается российский национальный характер, какие личности и события отечественной истории являются ценными для современной молодежи.
Рудская, Н. Когда рождается патриотизм? : современные размышления / Н. Рудская, М. Арканникова // Родина. – 2013. – № 3. – С. 140–141.
Ученые – культуролог и политолог – рассуждают о формировании патриотического сознания студентов, о ракурсах и принципах этого процесса. Кроме прочего, они подчеркивают, что нравственно-патриотические качества личности успешнее всего развиваются через самоидентификацию, через соприкосновение с практической повседневной жизнью, где требуются гражданские инициативы на микроуровне (реализация социального патронажа, участие в волонтёрском движении, студенческих строительных отрядах и т. п.).
Чагадаева, О. Молчание Мамаева кургана. Что нашим детям надо знать о самой большой на планете братской могиле / О. Чагадаева // Родина. – 2021. – № 9. – С. 14–16.
Кандидат исторических наук, ведущая рубрики «Легенды Родины» Ольга Чагадаева размышляет о том, как в ходе изучения школьной программы должно осмысливаться значение Мамаева кургана – главной высоты эпического сражения, борьба за которую продолжалась 135 из 200 дней и ночей Сталинградской битвы. В заключение, приводя цифры захороненных у подножия кургана защитников города, она подчеркивает, что «…по сути, «Родина-мать» – гигантское надгробие крупнейшей в мире братской могилы.… Донеси это наши учебники и учителя до каждого школьника – и уже никому и никогда не пришло бы в голову танцевать полуголым у подножия Родины-матери, как это сделал недавно в погоне за лайками юный тиктокер...»
Чумаков, В. Семь бед – показательный ответ / В. Чумаков // Комсомольская правда. Кубань. – 2025. – 23 мая (№ 37). – С. 11 : фот.
Хулиганская выходка могилевских подростков, которые сняли провокационное видео во время праздничного салюта 9 Мая, стала для автора статьи поводом поразмышлять над тем, почему современным детям, живущим в мире, где мемы, лайки и тренды затмевают все остальное, не хватило понимания, что салют – не просто украшение и вечерняя подсветка, что за каждым залпом стоит память о миллионах жизней, отнятых войной.
Щипков, А. В. Патриотизм абстрактный и патриотизм предметный / А. Щипков // Российская Федерация сегодня. – 2025. – № 3. – С. 20–25 : фот.
Статья политического философа, ректора Российского православного университета св. Иоанна Богослова. Автор отстаивает тезис о том, что подлинный патриотизм ответственен за национальную идентичность. И патриотическое воспитание должно строиться на отстаивании наших ценностей, символов, институтов, найдя методы и способы передачи их новым поколениям.
Щипков, А. В. Воспитание нравственных ценностей и суверенитет государства / А. В. Щипков // Российская Федерация сегодня. – 2024. – № 2. – С. 30–33 : фот.
Автор статьи – политический философ, заместитель главы Всемирного русского народного собора. Он рассуждает о том, что защита нравственных основ общества – есть необходимое, хотя и не единственное условие для обеспечения государственного суверенитета и сохранения национальной идентичности народа. Вот почему, по его мнению, воспитание и образование в России призваны сегодня заменить неолиберальное или компрадорское мировоззрение на патриотическое.
ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ
Воспитание патриотизма и гражданственности: исторический аспект
Андреев, О. В. Формирование и развитие в СССР, Российской Федерации центров изучения и увековечения памяти о Великой Отечественной войне / О. В. Андреев, Д. А. Ялтаев, А. Н. Евдокимова // Вопросы истории. – 2021. – № 7(2). – С. 4–15.
Научная статья, в которой проанализировано становление и развитие в СССР, Российской Федерации основных центров изучения истории Великой Отечественной войны. Представлен состав современных ведущих отечественных государственных и общественных институтов. Дана оценка их вклада в обеспечение сохранности документальных материалов, создание исторических школ, противодействие фальсификации и ревизии истории войны, популяризацию подвигов на фронте и в тылу.
Борисов, С. Я писала в тетрадях, сшитых мамой из обоев : школьный быт в годы Великой Отечественной войны / С. Борисов // Родина. – 2021. – № 9. – С. 118–121.
Описывая атмосферу повседневной жизни школьников суровой военной поры, автор рассказывает среди прочего и о содержании учебного предмета «Военное дело», введенного в школах в январе 1943 года. На его уроках ученики 5-10 классов проходили строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучали стрелковое оружие, технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. Все это самым позитивным образом сказывалось на готовности выпускников школ служить в армии, их умении защищать Родину.
Ван, Г. История спортивного патриотизма / Г. Ван, Ц. Дан // Вопросы истории. – 2022. – № 12 (1). – С. 142–149.
Статья посвящена описанию и анализу патриотизма как важнейшей нравственной и социальной категории сознания человека. Внимание акцентируется на важной роли в военно-патриотическом воспитании комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») и связанной с ним системы поддержки и развития физической культуры и спорта в СССР. Автор считает, что возникнув как комплекс, соединяющий военную и спортивную подготовку с агитацией, комплекс ГТО, без сомнения, стал немаловажной частью общего вклада страны в победу в Великой Отечественной войне.
Гордина, Е. Д. Историко-патриотическое воспитание в годы Великой Отечественной войны / Е. Д. Гордина // Вопросы истории. – 2011. – № 12. – С. 58–71.
Во время Великой Отечественной войны история продолжала оставаться мощным инструментом патриотического воспитания, начавшегося еще в 1930-е годы. Автор статьи особо отмечает, что понятие «патриотизм» в Советском Союзе 30 – 40-х годов отнюдь не имело узко национальной направленности, напротив, по сути, понималось как советский интернационализм. Важнейшая роль в консолидации советского общества отводилась историкам: и ученые, и преподаватели истории не допускали противопоставления больших и малых народов, проявлений «великодержавного шовинизма» или местного национализма.
Кужилин, С. Ф. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в СССР : вторая половина 1950-х - 1991 год / С. Ф. Кужилин // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 9. – С. 18–20.
Проблема военно-патриотического воспитания молодежи в СССР, а затем и в постсоветской России – тема обширная, многогранная, и требующая, по мнению автора, научно-практического исследования. Он считает целесообразным рассмотреть один из условных историографических периодов советского военно-патриотического воспитания – вторую половину 1950-х годов – 1991 год, который условно разделил на несколько этапов.
Маньков, А. В. Как русский «Иван Сусанин» немецкого «Лоэнгрина» победил. Патриотическое воспитание советских граждан средствами музыкальной культуры в 1939-1941 гг / А. В. Маньков // Военно-исторический журнал. – 2022. – № 6. – С. 84–95.
Автор исследует практику патриотического воспитания в СССР ведущими учреждениями советской культуры и искусства в 1939-1941 гг. В фокусе научного анализа специалиста находится история постановок классической русской оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в Большом театре Союза ССР и на сцене Ленинградского Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, а также работа над оперой немецкого композитора Р. Вагнера «Лоэнгрин» в предвоенном Ленинграде. Показано и значение оперы «Иван Сусанин», ставшей российской патриотической традицией.
Минаева, Т. С. Привлечение студенческой молодежи к реставрации памятников церковной архитектуры на Русском Севере в 1960-е – 1980-е гг / Т. С. Минаева, Е. В. Калашников // Вопросы истории. – 2023. – № 11 (2). – С. 108–117.
Студенческие строительно-реставрационные отряды появились в СССР как результат общественного движения в защиту памятников истории и культуры. Значительная часть этих отрядов работала на реставрации памятников церковной архитектуры, что на первый взгляд противоречило атеистическому воспитанию молодежи тех лет. Однако комсомольские лидеры и деятели культуры смогли сформировать представление о патриотическом характере такой работы и ее важной роли в сохранении истории страны.
Никандров, Н. Дух патриотизма был частью российского образования во все времена : на вопросы «Родины» отвечает президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, лауреат премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования Николай Никандров / Н. Никандров ; беседовала А. Темирова // Родина. – 2010. – № 4. – С. 16–17.
Размышляя над главными традициями российского образования и ценностями, которые должна воспитывать в ученике современная школа, собеседник журнала «Родина» подчеркнул, что система образования развивается вместе с российской государственностью. Именно поэтому дух патриотизма всегда был свойственен отечественным учебным заведениям, какими бы они ни были в конкретную историческую эпоху.
Сапон, В. П. «Летопись бодрого стояния на страже Родины». Нижегородский учительский институт накануне и в годы Первой мировой войны / В. П. Сапон // Военно-исторический журнал. – 2012. – № 5. – С. 63–65.
В статье освещены основные направления военно-патриотической работы, проводившейся накануне и в годы Первой мировой войны в Нижегородском учительском институте. Проведенное исследование показало, что в стенах этого педагогического заведения царила атмосфера патриотического подъёма и переживаний за судьбу «Второй Отечественной» – это отразилось в самых различных мероприятиях военнопатриотической направленности. Подчеркивается, что в целом жизнь Нижегородского учительского института отразила многое из того, чем жили в годы Первой мировой войны учебные заведения по всей России.
Селедцова, В. Н. «Пронизанные духом России...». Ученические издания кадет русского зарубежья / В. Н. Селедцова // Военно-исторический журнал. – 2014. – № 7. – С. 68–70.
В статье рассматриваются особенности организации внеурочной работы по патриотическому воспитанию в кадетских корпусах русского зарубежья в 1918-1940 гг. Анализируется содержание кадетских ученических изданий, приводятся фрагменты творческих работ, которые дают представление о настроениях русской молодёжи, связанной с офицерской средой в эмиграции. Подчеркивается, что главным объектом воспитательного процесса становилась личность, творческая индивидуальность, формирование которой должно было осуществляться на основе российских традиций.
Сушко, А. В. «...Звание бригады не посрамит и будет так драться с проклятым врагом, чтобы стать гвардейцами» / А. В. Сушко ; из опыта работы командного состава 65-й гвардейской стрелковой дивизии по формированию моральных качеств советского гвардейца в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. – 2025. – № 5 . – С. 90–95.
Источниковая база исследования – это делопроизводство политотдела дивизии, дивизионная газета «Гвардеец», неопубликованная рукопись «Опыт партийно-политической работы в годы Отечественной войны 1942-1945 гг.», подготовленная политотделом дивизии, а также воспоминания её ветеранов. Автор приходит к заключению, что военный опыт морально-политического и патриотического воспитания актуален и для современной практики воспитательной работы среди военнослужащих.
Твердюкова, Е. Д. «Не скрывать от детей... картины войны, а учить по ним, готовить их к будущим подвигам, будущей славе» : почитание воинов Первой мировой войны как часть системы патриотического воспитания молодежи в российской империи (1914-1916) / Е. Д. Твердюкова // Военно-исторический журнал. – 2024. – № 6. – С. 42–49 : ил.
С началом Первой мировой войны российская молодежь, как и общество в целом, в массе своей переживала неподдельные чувства гражданского воодушевления и солидарности, что стало важным элементом педагогического воздействия. В статье предпринимается попытка охарактеризовать систему патриотического воспитания подрастающего поколения в годы Первой мировой войны, которая базировалась на культивировании чувства ответственности, гражданской активности, осознании обязанностей перед участниками боевых действий и Родиной.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Как проводить патриотические мероприятия
Агранович, М. Понять и помнить : как школьникам рассказывают о Великой Отечественной войне / М. Агранович // Российская газета. – 2025. – 29 апр. (№ 95). – С. 7 : фот.
Как сделать историю Великой Отечественной войны и Великой Победы ближе? Как сегодня хранить память в детях, которые отстоят от тех событий уже на три поколения? Своими педагогическими приемами и методическими находками поделились школьные учителя.
Алексеева, Н. Традиции семейного досуга / Н. Алексеева // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 24–26 : фот.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка в семье. Семейные традиции и совместный досуг объединяют членов семьи, помогают им найти общий язык, делают их родными не только по крови, но и духовно. В публикации – методические рекомендации по реализации проекта, предусматривающего посещение дошкольниками и их родителями памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной, находящихся в шаговой доступности от детского сада. Проект способствовал систематизации исторических знаний, воспитанию уважительного отношения ребят к участникам войны, пожилым людям, бережного отношения к фотографиям и семейным реликвиям.
Бондарева, Л. Фронтовые письма : конспект урока в 8 классе / Л. Бондарева // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 53–55 : фот.
Автор публикации делится конспектом урока, посвященного письмам военных лет. Методическая разработка поможет педагогам провести занятие так, чтобы не только сформировать у детей навыки правильного оформления писем, но и воспитать в них чувство уважения к старшему поколению, помочь понять какой ценой была завоевана свобода Родины, пробудить в них желание быть достойными гражданами.
Вагабов, М. М. К вопросу об использовании художественной литературы в процессе изучения истории России на примере Великой Отечественной войны / М. М. Вагабов, А. А. Газиева // Вопросы истории. – 2021. – № 10 (2). – С. 194–200.
Исследование посвящено теме изучения истории Отечества в школе. История, как одна из ключевых дисциплин гуманитарного цикла, закладывает фундамент патриотического и нравственного воспитания. В статье раскрывается методика использования отрывков из произведений художественной литературы в процессе изучения истории. В качестве центральной темы выбран период 1941-1945 гг. – Великая Отечественная война. В исследовании представлен широкий круг произведений, грамотное использование которых позволит педагогу сформировать у учащихся интерес к предмету, поможет «оживить» историю посредством образов художественной литературы.
Вишницкая, Ю. Подвиг героя живет : сценарий классного часа в 7 классе / Ю. Вишницкая // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 21–23 : фот.
Задача занятия – пробуждать чувство патриотизма через поиск и презентацию информации о земляке-герое; способствовать реализации государственной политики в области патриотического воспитания граждан России; активизировать творческие и коммуникативные способности детей, научить их работать с различными источниками информации.
Дук, Е. А. Изучение истории костюма как средство патриотического воспитания / Е. А. Дук // Школа и производство. – 2010. – № 8. – С. 53–54.
Опыт работы Дома детского творчества (г. Новая Ладога) по приобщению детей и подростков к истории Отечества через изучение боевых, трудовых и культурных традиций.
Ефремова, В. С. Изучение истории Великой Отечественной войны в школе и во внеурочное время / В. С. Ефремова // Военно-исторический журнал. – 2009. – № 10. – С. 76–79 : фот.
Победа, достигнутая Красной армией в мае 1945 года, стала фундаментом, на котором стоит сегодня Российская Федерация. И, значит, изучение истории войны, прежде всего в школе, служит делу повышения национального самосознания молодого поколения, его военно-патриотического воспитания. В статье своим многолетним опытом преподавания истории Великой Отечественной войны делится учитель московского лицея № 1535 В.С. Ефремова, которая считает, что, каким бы ни был учебник истории, для достижения поставленных целей без дополнительного материала не обойтись. Это могут быть различные источники: документы, мемуары участников войны, документальные видеофильмы, а также встречи с ветеранами, экскурсии в музеи, круглые столы и т. д.
Козин, Н. В России появится толковый словарь духовно-нравственных ценностей : в нем закрепят значение единых для всей страны понятий – патриотизма, гуманизма, гражданственности / Н. Козин // Парламентская газета. – 2025. – 11–17 апр. (№ 13). – С. 1, 11.
Словарь поможет согласовать работу государственных органов, образовательных учреждений и общественных организаций. Для его создания во всех регионах страны пройдут масштабные общественные обсуждения, где не только дадут определение духовно-нравственным ценностям, но и выработают конкретные инициативы по их сохранению и приумножению.
Корольчук, О. Дорогами героев / О. Корольчук // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 60–61 : фот.
Вовлечение молодежи в поисковое движение – одна из самых эффективных форм реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания. Автор публикации, преподаватель Краснодарского монтажного техникума, делится имеющимся опытом такой работы. Он подчеркивает, что помимо формирования гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей, с этой формой воспитательной работы сопряжена и учебная деятельность по изучению военной истории, археологии. Поисковая работа помогает поддерживать на достойном уровне культуру почитания павших за Отечество и памятников боевой славы.
Кошокова, С. Я. Методика преподавания дисциплины «Великая Отечественная война: без срока давности» в КубГАУ / С. Я. Кошокова // Социально-гуманитарный вестник : Всероссийский сборник научных трудов. – 2024. – Вып. 34. – С. 165–168.
Статья, посвящена внедрению дисциплины «Великая Отечественная война: без срока давности» в образовательный процесс КубГАУ, разработке рабочей программы, рабочей тетради и методике преподавания.
Целью освоения дисциплины является сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения оккупированных территорий РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Задача курса – организовать активную исследовательскую и проектную деятельность студентов, направленную на противодействие попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.
Красных, А. Как оформить тематический стенд к Году защитника Отечества / А. Красных // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2025. – № 4. – С. 104–107 : ил.
В статье – методичка для оформления тематического стенда к Году защитника Отечества. Даются варианты, как сделать стенд интересным и полезным для посетителей. Предложены варианты оформления и готовые документы (даются ссылки для скачивания их в электронной версии журнала).
Макурин, Ю. Как сделать патриотические мероприятия интересными и собрать на них лояльную публику / Ю. Макурин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2025. – № 6. – С. 72–78.
Патриотизм и культура: как их объединить? Какие формы мероприятий использовать? Что учесть при организации мероприятий, посвященных СВО? Об этом – в материале эсперта, руководителя дома культуры «Юность» г. Москвы.
Мигина, О. Учредители требуют увеличить число патриотических мероприятий. Что поправить в планах и отчетах на новый сезон / О. Мигина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2025. – № 6. – С. 28–37.
Эксперт журнала проанализировал нормативные акты и разъяснения первых лиц государства, и разработал методичку, как обновить патриотические проекты в учреждениях культуры под новые задачи культурной геополитики. Публикация содержит памятки с задачами государства и потребностями посетителей. Описаны самые востребованные патриотические форматы для школьной и семейной аудитории в 2025 году.
Молев, А. Новые традиции и вечные ценности: как рождается любовь к Родине : беседа с заместителем руководителя Департамента образования и науки Москвы Антоном Молевым / А. Молев, записала Л. Лихачёва // Учительская газета. – 2022. – 30 авг. (№ 35). – С. 11.
Любовь к Родине формируется в течение всей жизни судьбоносными обстоятельствами, встречами с людьми, способными впечатлить, событиями, позволяющими нам измениться, вырасти духовно. Мы гордимся историей страны, достижениями науки, культуры, спорта. Все это патриотизм, дающий смысл жизни и деятельности всего народа. И иногда так важно ощутить это чувство вместе с ровесниками и людьми разных поколений! С этого учебного года в школах упрочатся старые и появятся новые традиции, которые предоставят такую возможность детям и взрослым. О том, как это будет происходить, как избежать ошибок и заорганизованности, рассказывает заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы.
Ноздринова, Р. Патриотизм: новый этап : привитие патриотических чувств студентам возможно через изучение истории малой родины и учебного заведения, где они учатся / Р. Ноздринова // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 13–15 : фот.
Статья посвящена нравственному аспекту патриотического воспитания в образовательной деятельности техникума. За многие годы в учебном заведении сформировался банк педагогических форм, методов и идей массовых мероприятий патриотической направленности. Автор делится фрагментом сценария музыкально-литературной композиции, посвященной истории Вознесенского техникума в годы Великой Отечественной войны.
Пелипенко, О. Важные уроки : детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине / О. Пелипенко // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 10–12 : фот.
О действенных подходах к организации уроков мужества – одной из эффективных форм патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Автор статьи, советник директора по воспитанию Брюховецкого аграрного колледжа, обобщив опыт проведения уроков мужества, дает конкретные методические рекомендации, которые помогут избежать ошибок и формализма при провдении таких мероприятий.
Савченко, В. Награжденный медалью : конспект образовательной деятельности по ознакомлению с картиной В. Раевской-Рутковской / В. Савченко // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 32–35 : ил.
Изобразительное искусство военных лет по сей день играет большую роль в деле патриотического воспитания. Знакомясь с художественными произведениями, молодое поколение учится понимать их содержание, осознавать всю тяжесть Великой Отечественной войны, а также ценность мирного времени. Предлагаемый конспект содержит ход подготовки и проведения занятия, в котором сочетаются задачи и воспитательного, и образовательного характера. Курсивом прописаны методические приемы, побуждающие детей к размышлениям и активной работе.
Черемянова, М. И. Изучение истории создания памятников старины как формирование исторической памяти и патриотического воспитания / М. И. Черемянова, А. С. Майорова // Культурная жизнь Юга России: Социальная память. Актуализация. Модернизация : материалы Международной научно-практической конференции (Краснодар, 26-27 октября 2017 г.) / ред. С. С. Зенгин, Н. Г. Денисов, Р. З. Близняк и др.. – Краснодар : КГИК, 2017. – С. 325–328. – Библиогр.: с. 328.
Автор отмечает, что школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. И предлагает изучать с учащимися историю создания памятников с целью укрепления их патриотического духа. Более подробно автор описывает цель данного направления, перечисляет различные виды памятников и рассказывает о видах учебной деятельности, которую применяет учитель в патриотической работе со школьниками.
Якунькина, М. Увлекательный патриотизм. Шесть форматов для семейной аудитории и старших школьников / М. Якунькина, А. Полянская, А. Матвеев // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2024. – № 5. – С. 74–85.
Статья содержит практические рекомендации и примеры успешных воплощений представленных форматов работы по патриотическому воспитанию в разных регионах.
ЧАСОВЫЕ ПАМЯТИ
Проблема сохранения исторической правды
Алькинская, А. С фактами не поспоришь! / А. Алькинская // Полиция России. – 2025. – № 5. – С. 22–25 : фот.
Особую ответственность за сохранение и передачу последующим поколениям подлинных исторических фактов несут исторические музеи. О том, как опираясь на грандиозный фактический материал музеи, планомерно противодействуют фальсификации истории, рассказывает заслуженный работник культуры Альфия Алькинская.
Крылов, С. В. «Россия будет твёрдо отстаивать подлинную правду о войне... основанную на исторических фактах». Главные факторы, обеспечивавшие советскому народу Победу в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) / С. В. Крылов // Военно-исторический журнал. – 2025. – № 5 . – С. 4–21 : фот.
Раскрывается необходимость отстаивания современной Россией подлинной правды о Великой Отечественной войне, основанной на исторических фактах, архивных документах, свидетельствах очевидцев. Проводится краткий анализ важнейших факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Достаточно подробно изложены преимущества социалистической экономики и коммунистической идеологии, позволившие Советскому Союзу выстоять и победить в тяжелейших условиях.
Малышева, Е. Наша внутренняя сила из семьи / Е. Малышева // Полиция России. – 2025. – № 5. – С. 16–18 : фот.
Руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева – о том, насколько важно для национального самосознания хранить историческую правду и поддерживать связь поколений в условиях, когда ветераны Великой Отечественной войны покидают нас, а молодежь начинает смотреть на минувшие события абстрактно.
Московченко, О. Единство народа – в сохранении исторической памяти : начался третий сезон Всероссийского проекта «Хранители истории», в рамках которого юнармейцы взяли шефство над более чем 12 тысяч памятных мест / О. Московченко // Красная звезда. – 2025. – 17 марта (№ 48). – С. 8 : фот.
Совместная инициатива Движения первых и «Юнармии» реализуется с апреля 2023 года. Взаимодействие «Хранителей истории» строится на принципе «одна команда – общее дело». В планах проекта – Всероссийский исследовательский конкурс «Семейная память», проведение экскурсионных маршрутов по памятным местам, конкурс школьных музеев, чьи экспозиции посвящены Великой Победе. Итоговым мероприятием проекта станет третий всероссийский слет «Хранители памяти», в котором примут участие 500 представителей патриотического движения в возрасте от 14 до 17 лет.
Стрелецкий, Я. И. «Никто ещё не сумел нанести поражение или победить Россию» : правда и мифы о Великой Отечественной войне и победе в ней советского народа / Я. И. Стрелецкий // Военно-исторический журнал. – 2025. – № 5 . – С. 68–75.
В статье представлены опровержения фальсификаций, связанных с вкладом Советского Союза в Великую Победу, доказательства лживости и научной несостоятельности ряда мифов, в т.ч. о тождественности политики гитлеровского и сталинского режимов, решающей роли второго фронта и ленд-лиза. Сделан вывод о том, что для отражения информационной агрессии коллективного Запада против России, важной частью которой является его борьба против правды истории, необходимо вооружать наших соотечественников, особенно молодёжь, знаниями по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Суздальцев, И. А. «"Холодная война" ослепила американцев и породила миф о Восточном фронте» : величайшая битва Второй мировой войны в интерпретации современных англоязычных историков / И. А. Суздальцев // Военно-исторический журнал. – 2025. – № 5 . – С. 76–81.
В статье проводится анализ издававшейся после 2000 года в англоязычных странах научной литературы, посвящённой Курской битве. Констатируется повышение интереса к её изучению за рубежом. Отмечается, что на современном этапе англоязычными историками по-прежнему публикуются работы, написанные в соответствии с установками времен «холодной войны», в которых, например, связывают успех Курской битвы с наступлением англо-американских войск в Средиземноморье. В то же время увеличилось число монографий и исследований, авторы которых отмечают и высокую компетентность высшего командования Красной армии, и героизм советских солдат.
Терещенко, О. В. Историческая память как основа Российской государственности / О. В. Терещенко // Социально-гуманитарный вестник : Всероссийский сборник научных трудов. – 2023. – Вып. 34. – С. 10–12.
Рассматривается проблематика содержания исторической памяти. Обосновывается мысль, что историческая память – один из важнейших источников формирования идеологии и мировоззрения подрастающего поколения.
Чувакин, Е. Неволя его не сломала, не вырвал измены допрос : память о генерале Карбышеве хранит молодое поколение / Е. Чувакин // Красная звезда. – 2025. – 19 фев. (№ 30). – С. 8 : фот.
О деятельности общественного движения «Юные карбышевцы», организованного в начале 1960-х годов. Оно сыграло важную роль в воспитании молодёжи в духе беззаветного служения Родине. Сегодня в нем принимают активное участие более 25 тысяч школьников из 35 регионов. Организаторы ставили перед собой задачу детального изучения жизни и подвига генерала Карбышева, что способствовало формированию патриотических ценностей у школьников.
МЕСТО, ГДЕ ОЖИВАЕТ ИСТОРИЯ
И ПАМЯТЬ НАРОДА
Музейные экспозиции в помощь военно-патриотическому воспитанию
Брызгалов, М. Нота высокого назначения : как в 1941-м удалось за месяц написать 100 песен о войне : беседа с генеральным директором Музея музыки Михаилом Брызгаловым / М. Брызгалов ; беседовала Т. Эсаулова // Российская газета. – 2025. – 29 апр. (№ 95). – С. 11 : фот.
В Российском национальном музее музыки открылась выставка «Этот день мы приближали...», посвященная 80-летию Победы над фашистской Германией. Генеральный директор рассказал, какие открытия ждут посетителей экспозиции, почему она должна вызвать сильные глубокие эмоции, связанные с войной, и как выставка дает понять современному поколению связь прошлого и настоящего.
Губанов, В. Под парусами мечты : воспитанники Севастопольского филиала Нахимовского военно-морского училища приняли участие во внеурочном просветительском мероприятии, посвященном истории парусной яхты «Орианда» Российского императорского флота / В. Губанов // Красная звезда. – 2025. –24 марта (№ 53). – С. 6 : фот.
Мероприятие прошло в клубе-музее ВМФ «Севастопольская кают-компания» в интересном историко-познавательном месте, где есть духовно-патриотический центр с часовней и чудотворной иконой святого праведного воина Федора Ушакова и другие важные для истории страны артефакты. Разговор с нахимовцами проходил в форме вопросов и ответов. Нахимовцы, как показал патриотический урок, блестяще знают историю Черноморского флота, имена всех прославленных русских флотоводцев и, что самое поразительное, названия всех частей такелажа.
Замостьянов, А. Священная память войны : поезд Победы – уникальный передвижной музей / А. Замостьянов // Литературная газета. – 2025. – 7–13 мая (№ 18). – С. 30 : фот.
Поезд Победы – это подлинные экспонаты, фотографии и документы. Это реалистичные декорации и звуковое сопровождение, погружающие посетителей в атмосферу тех лет. Это музей и одновременно памятник героям, которые защищали нашу Родину и, преодолев нечеловеческие испытания, победили. Идею удалось воплотить ещу в 2020 году, когда страна отмечала 75-летие Победы. С тех пор Поезд Победы с уникальной иммерсивной инсталляцией, размещенной в вагонах, курсирует по всей стране. Его посещают взрослые и дети из десятков городв – везде, где останавливается этот необычный состав. Проехать в этом поезде – событие, которое запоминается на всю жизнь, особенно детям и подросткам.
Каким должен быть современный школьный музей? : событие недели // Учительская газета. – 2023. – 18 июля (№ 29). – С. 2.
Подведены итоги Всероссийского конкурса «Школьный музей – взгляд в будущее», организованного Министерством просвещения России. В его рамках организовано более 500 событий. В статье – мнения участников конкурса и экспертов, которые рассуждают о том, каким должен быть современный школьный музей, чтобы он мог заинтересовать учащихся, превратиться в место духовного роста, стать основой для патриотического воспитания.
Куценко, Т. Цифра на службе истории / Т. Куценко, Ю. Никульшина // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 56–59 : фот.
Сохранение исторической памяти – ключевой процесс, способствующий воспитанию юных в духе патриотизма, и противодействующий попыткам искажения истории. В публикации – опыт реализации школьного проекта «У Победы наши лица», предусматривающий создание на базе школьного музея центра оцифровки семейных и музейных архивов, которые можно будет хранить и передавать. Так как в исследовательскую работу вовлечены и родители, и станичники развных поколений, то авторы проекта рассчитывают, что школьный музей станет площадкой для кросс-поколенческого и кросс-культурного взаимодействия.
Кучина, В. Мы имя героя поднимем как знамя! : в преддверии 80-летия Великой Победы в Волгограде в историческом парке «Россия – моя история» прошла выставка «Защитники Отечества» проекта «Аллея Российской славы» / В. Кучина, Д. Шунин // Красная звезда. – 2025.– 10 апр. (№ 65). – С. 8.
В стенах музея было представлено 19 бюстов и 300 миниатюрных копий героев, прославивших наше Отечество, – от князя Владимира до современных защитников – участников специальной военной операции. Проект продиктован искренним стремлением сохранить память о тех, кто защищал нашу страну, и передать эту память будущим поколениям.
Новоселова, Е. Меч Сталинграда : что нужно увидеть на выставке «Без права на забвение» / Е. Новоселова // Российская газета. – 2025. – 29 апр. (№ 95). – С. 9 : фот.
В Государственном историческом музее (ГИМ) к 80-летию Великой Победы открылась выставка, смысл которой – показать объективную, правдивую историю войны; силой подлинных экспонатов и документов дать отпор современным фальсификаторам. В статье – обзор экспозиции.
Пономаренко, Е. Сохраняй! : музей как соприкосновение с прошлым / Е. Пономаренко // Учительская газета. – 2023. – 15 авг. (№ 33). – С. 11 : фот.
Об идее и истории возникновения комнаты боевой славы Рахьинского центра образования Всеволожского района Ленинградской области. Выставка, созданная в память о жертвах преступлений нацистов против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны, заняла лидирующую позицию на фестивале музейных экспозиций «Без срока давности». Работа в школьном музее объединила ребят: вместе они приводят в порядок памятники, навещают ветеранов-блокадников, занимаются исследовательской работой.
Починюк, О. О мужестве, доблести, стойкости : в Санкт-Петербурге посетителям представлена экспозиция, посвященная спецоперации / О. Починюк // Красная звезда. – 2025. – 13 марта (№ 46). – С. 6 : фот.
В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась обновленная постоянная выставка «Только вместе! Только вперед!». Экспозиция продолжит выполнять не только просветительскую, но и воспитательную функцию – она рассказывает о мужестве, доблести и стойкости российских военнослужащих, достойно выполняющих воинский долг по защите Отечества. Музейными средствами удается эмоционально донести, прежде всего до молодого поколения, правду о спецоперации, ее необходимости и важности для мирного будущего России.
Починюк, О. О флотской доблести, мужестве, стойкости : уникальные реликвии фронтовых лет рассказывают об участии Военно-Морского флота в Великой Отечественной войне / О. Починюк // Красная звезда. – 2025. – 17 апр. (№ 71). – С. 7 : фот.
Обзор масштабной выставки «Курсом к Победе», которая открылась в Центральном военно-морском музее им. императора Петра Великого. Экспозиция, посвященная 80-летию Великой Победы, получилась максимально интересной и познавательной.
Починюк, О. Уроки для наследников «Науки побеждать» : посетители Государственного мемориального музея А.В. Суворова узнают много нового о великом полководце / О. Починюк // Красная звезда. – 2025. – 22 мая (№ 92). – С. 7 : ил.
Сегодня музей, помимо знакомства посетителей с экспозицией, ведет активную выставочную работу, издает научные сборники «Суворовские чтения», в его стенах проходят различные просветительские и культурные мероприятия. Часто в залах музея можно увидеть курсантов, юнармейцев, школьников. Работа с молодежью – одно из основных направлений деятельности музея.
Ткачева, Т. Первая мировая Ивана Иванова : в Кинешме издали фотоальбом со снимками фельдшера, проехавшего по дорогам войны в санитарном поезде / Т. Ткачева // Родина. – 2025. – № 1. – С. 66–70.
Две сотни черно-белых любительских снимков, сделанных в 1914-1918 годах в тылу и у линии фронта, обнаружили в семейном архиве потомки врача из Кинешмы и принесли их в «Фамильный музей живой хроники рода Яковлевых» («Ямузей») в Кинешме (Ивановская область). Это уникальный частный проект – попытка через историю семьи передать атмосферу эпохи. Всего три небольших зала с подлинными старинными вещами, которые еще недавно жили в домах и использовались по прямому назначению, а сегодня связывают гостей музея с историей страны, собственными корнями и домашними традициями.
ПАТРИОТИЗМ – ЭТО КРУТО!
Информационные сообщения о проведении мероприятий патриотической направленности
Беляева, М. Дети войны и мира : ветераны «Роснефти» рассказывают школьникам о подвигах предков / М. Беляева // Аргументы и факты. Кубань. – 2025. – 23–29 апр. (№ 17). – С. 10 : фот.
Патриотическое воспитание молодежи не может ограничиваться школами, колледжами и вузами. Это общая забота всех любящих Родину взрослых людей, в какой бы сфере они не были заняты. В преддверии юбилея Победы в крупнейшей российской нефтяной компании начался историко-исследовательский проект «Роснефти», в ходе которого сотрудники ее предприятий и ученики «Роснефть-классов» собирают неизвестную и утерянную информацию о ветеранах, труженниках тыла, узниках концлагерей и детях войны.
Бирюлин, Р. Дети пишут военкорам : корреспонденты «Красной звезды» получили десятки писем от школьников Подмосковья / Р. Бирюлин // Красная звезда. – 2025. – 21 мая (№ 91). – С. 8 : фот.
Дети, подростки писали без шаблонов или образцов – только то, что думали и чувствовали. В основном это слова поддержки и благодарности за тяжелый труд журналистов, пожелания вернуться домой живыми и здоровыми. Письма ребята украсили рисунками с российскими флагами, георигиевскими ленточками.
Бондаренко, С. Культурой нравственность полнится : интеллектуальный досуг будущих офицеров призван формировать их нравственную основу профессионализма / С. Бондаренко, В. Сосницкий // Красная звезда. – 2025. – 19 марта (№ 50). – С. 8 : фот.
О содержании культурно-нравственного воспитания в Краснодарском высшем военном училище имени генерала армии С.М. Штеменко. Творческая атмосфера, царящая в театральной студии, традиционный курсантский бал, обсуждение фильмов кинолектория, шефство над юнармейцами и детьми из социальных учреждениий – весь комплекс мероприятий формирует у курснтов четкое представление о нравственности, патриотизме, гражданственности, личной ответственности, культуре и благородстве. Помогает будущим офицерам становиться носителями этих качеств.
Васюнов, М. Сцена для девятой роты : артисты и военкоры представили молодым писателям героев нашего времени / М. Васюнов // Российская газета. – 2024. – 13 дек. (№ 284). – С. 11 : фот.
В очерке – несколько историй из документального театра «Герои среди нас». Что ни сюжет – реальная потрясающая история, связанная с СВО, готовая основа для работ молодых писателей, драматургов, публицистов, сидевших в зале.
Вениамин Кондратьев наградил активистов движения «Пост № 1» : III Всероссийский патриотический форум провели в Краснодаре. Мероприятие объединило 300 ребят из 48 регионов России, а также Беларуси, Абхазии и Республики Сербской // Вольная Кубань. – 2025. – 29 апр. (№ 34). – С. 1 : фот.
Участники движения «Пост № 1» не только заступают на почетную Вахту Памяти у мемориалов, где горит Вечный огонь, сохраняя торжественную традицию, наполненную высоким смыслом. Форум стал эффективной коммуникативной и воспитательной площадкой, где патриотично настроенные молодые люди могут найти единомышленников, укрепиться в своем мировоззрении.
Войнович, В. Развитие школы силы и духа : в Краснодаре обсудили вопросы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи / В. Войнович // Юг Times. – 2025. – 23–29 апр. (№ 16). – С. 20 : фот.
На текущий момент в Кубанском казачьем войске действует около 170 военно-патриотических и спортивных клубов. Их деятельность направлена на подготовку юношей допризывного возраста к службе в армии, на формирование у казачьей молодежи необходимых физических и морально-волевых качеств.
Воробьева, О. «Юнги с острова Валаам» : нахимовцы из Санкт-Петербурга представят в Москве спектакль о подвиге ровесников, соверешенном ими в годы Великой Отечественной войны / О. Воробьева // Красная звезда. – 2025. – 21 апр. (№ 73). – С. 8 : фот.
Работа санкт-петербургских нахимовцев, подготовленная в рамках фестиваля «Искусство побеждать», будет показана на сцене главного военного театра страны в канун 80-летия Великой Победы. Таким образом они выразят признательность всему поколению победителей и своим предкам.
Воспитываем патриотов : казачий военно-патриотический клуб «Святогорец» был создан несколько лет тому назад. Сейчас в нем постоянно занимаются 85 человек. Работают пять преподавателей-инструкторов / подготовлено пресс-службой ККВ // Кубанские новости. – 2025. – 19 апр. (№ 58). – С. 6 : фот.
Во время занятий в горах воспитанникам приходится преодолевать немало трудностей, все это закаляет их дух, вырабатывает смелость и ловкость, позволяет лучше узнать героическую историю этих мест. Занятия по альпинистской, инженерной, начальной военной подготовке, тактической медицине ведут профессиональные тренеры и педагоги.
Джандар, Б. Курс молодого бойца : в Лабинском районе в третий раз прошла военно-патриотическая игра «Зарница» / Б. Джандар // Аргументы и факты. Кубань. – 2025. – 30 апр.–6 мая (№ 18). – С. 4 : фот.
В игре принимали участие школьники и студенты от 8 до 21 года. Ребятам пришлось обустроить палаточный лагерь, преодолеть маршрут по пересеченной местности, показать своё мастерство в метании ножей, стрельбе из пневматического оружия. Участники «Зарницы» сделали разборку-сборку автомата, продемонстрировали азы строевой подготовки, навыки управления БПЛА, общевойсковую грамотность.
Знать, чтобы помнить: кубанцы приняли участие в Международной исторической акции «Диктант Победы» : в Краснодарском крае его написали на более чем 1300 площадках // Вольная Кубань. – 2025. – 29 апр. (№ 34). – С. 1 : фот.
Большой общественный интерес к акции продемонстрировал сплоченность кубанцев, их стремление сохранить бесценное наследие предков. В этом году впервые в диктант включили вопросы, связанные со специальной военной операцией.
Кучина, В. Негасимый памяти огонь : по всей России разворачиваются масштабные мероприятия, посвященные 80-летию Великой победы нашего народа в Великой Отечественной войне / В. Кучина // Красная звезда. – 2025. – 23 апр. (№ 75). – С. 8.
Обзор проектов «Верни герою имя» и «Дорога к обелиску», в которых приняли участие юнармейцы Свердловской и Омской области. Объединяющей целью этих разных по форме и содержанию мероприятий стало пробуждение в молодом поколении чувства ответственности за сохранение памяти о Великой Отечественной войне, увековечение имен павших на воинских мемориалах.
Кучина, В. «Невидимая сторона Победы» : под таким названием в Москве завершился всероссийский пробег, посвященный 80-летию Победы и памяти Павла Фитина, руководителя советской внешней разведки в 1939-1946 годах / В. Кучина // Красная звезда. – 2025. – 4 июня (№ 101). – С. 8 : фот.
Подробности мотопробега длиной в пять тысяч километров, наполненного почтением к подвигу «невидимого героя». Байкеры посетили места, связанные с личностью Павла Михайловича Фитина, – памятники, образовательные учреждения, дворцы культуры, рассказывая о его выдающемся вкладе в защиту нашего Отечества. Там они вручали памятный набор: папку с книгой и материалами о разведчике, его бюст и документальный фильм на флеш-носителе. Примечательно, что мотопробег, зародившийся спонтанно, быстро завоевал популярность и превратился во всероссийскую патриотическую акцию.
Кучина, В. «Мое место на линии огня» : в подмосковных Серебряных Прудах состоялся урок мужества, посвященный 30-летию бессмертного подвига разведгруппы 165-го полка морской пехоты 55-й дивизии МП ТОФ под командованием Героя России старшего лейтенанта Сергея Фирсова / В. Кучина // Красная звезда. – 2025. – 10 фев. (№ 23). – С. 8 : фот.
Проведение таких мероприятий – как эстафета мужества и самоотверженности будущим поколениям – подросткам. Автор статьи выделяет мысль о том, что поддерживать связь времен и поколений особенно важно в условиях, когда суверенитет страны, ее государственные интересы приходится отстаивать и силой оружия.
Макаров, Д. О друзьях-товарищах, о боях-пожарищах : в школах Севастополя продолжаются встречи с участниками спецоперации / Д. Макаров // Красная звезда. – 2025. – 5 фев. (№ 20). – С. 8 : фот.
В целях патриотического воспитания молодежи Российское общество «Знание» продолжает организовывать в школах города-героя встречи с участниками и ветеранами СВО, которые рассказывают подрастающему поколению о боевых ситуациях, мужестве и героизме сослуживцев. Встречи проходят в рамках просветительского проекта «Знание. Герои», задача которого – воспитание у молодых людей чувства гордости за страну, ее великое прошлое и героическое настоящее.
Московченко, О. «Юнармии» – 9 лет! : в честь этого события состоялся масштабный форум «Плечом к плечу» / О. Московченко // Красная звезда. – 2025. – 3 июня (№ 100). – С. 7 : фот.
Юнармейское движение по праву занимает ведущее место среди молодежных патриотических объединений России, а его ряды ежегодно пополняют лучшие девушки и юноши, объединенные стремлением приносить пользу обществу и государству. В статье – обзор некоторых проектов и конкурсов, которые реализуются движением «Юнармия», участие в которых интересно и важно для подрастающего поколения.
Московченко, О. Экипаж снова вместе : в Гжельском государственном университете открылась галерея портретов летчиков, совершивших воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны / О. Московченко // Красная звезда. – 2025. – 4 июня (№ 101). – С. 8 : фот.
Это событие состоялось по инициативе межрегиональной патриотической общественной организации «Талалихинцы», предложившей новую форму увековечения подвигов летчиков-талалихинцев через написание студентами портретов героических авиаторов. 26 студенческих работ раскрывают характер героев войны и отражают тепло и уважение, которые вложили в создание картин благодарные потомки. В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие родственники авиаторов, которым организаторы вручили копии написанных портретов.
Павлюткина, И. Отряд 22: ZOV : разработана первая компьютерная игра по мотивам событий специальной военной операции / И. Павлюткина // Красная звезда. – 2025. – 2 апр. (№ 60). – С. 8 : фот.
Игра основана на опыте непосредственных участников боевых действий. Она скрупулезно проработана: штурмы и оборона локаций, сектора обстрела, просчет вариантов действий, вмешательство непредвиденного – всё, как в реальности. Одними из первых с игрой познакомились юнармейцы. Для ребят это отличная возможность в увлекательной форме познакомиться с событиями СВО и выработать навыки стратегического мышления. Особенно интересно и полезно это было для тех, кто в будущем готовиться связать свою судьбу с ратной стезёй и защитой Родины.
Панюков, М. Дедов заветы в знамени Победы / М. Панюков // Комсомольская правда. Кубань. – 2025. – 23 мая (№ 37). – С. 10 : фот.
Подробности многодневной акции на колесах «Непокоренные». Молодежь России и Беларуси путешествует через четырнадцать городов, овеянных воинской славой, разворачивая в знаковых для обоих народов местах самое большое в мире Знамя Победы. Участники экспедиции – это талантливые, целеустремленные и патриотично настроенные молодые люди 18-ти, 20-ти лет.
Порватов, В. Символ мужества и героизма : в школе № 1538 открыли памятную парту в честь Александра Алексеева / В. Порватов // Красная звезда. – 2025. – 23 мая (№ 93). – С. 5 : фот.
Символическое событие произошло в рамках проекта «Парта Героя» запущенного «Единой Россией». Проект представляет собой образовательную инициативу по популяризации героического наследия среди школьников. На школьных партах размещены QR-коды со ссылками на официальный портал с информацией о героях-земляках, людях, проявивших личное мужество при выполнении обязанностей по защите Родины. Право сидеть за такой партой предоставляется ученикам за отличие в учебе или активное участие в жизни школы.
Рассолов, Ю. Что такое патриотизм? : ответ на этот вопрос хорошо знают люди, с оружием в руках защищающие Родину. / Ю. Рассолов // Красная звезда. – 2025. – 21 мая (№ 91). – С. 5 : фот.
Статья посвящена теме участия бойцов, возвращающихся из зоны боевых действий, в системе образования, воспитания молодежи. Умения и знания, которые у них есть, планируется применять для повышения престижа военной службы, для утверждения высоких морально-нравственных ориентиров у детей и подростков.
Яковенко, Е. «ZА НАШИХ»: на Кубани состоится уникальная патриотическая велоэкспедиция : как рассказал ее организатор – известный путешественник, руководитель «Центра туризма и экскурсий» Краснодарского края Константин Мержоев, участники похода преодолеют маршрут более чем в тысячу километров в форме буквы «Z» / Е. Яковенко // Кубанские новости. – 2025. – 25 апр. (№ 61). – С. 8 : фот.
Маршрут пройдет через населенные пункты, где есть памятники и мемориалы. Участники экспедиции будут возлагать к ним цветы, принимать участие в патриотических мероприятиях. Предполагается, что к велопутешественникам будут присоединяться участники из разных районов, таким образом, экспедиция станет по-настоящему краевой, масштабной.
Яковенко, Е. Тропами героев : юные туристы прошли по местам боевой славы в Апшеронском районе / Е. Яковенко // Кубанские новости. – 2025. – 23 апр. (№ 60). – С. 13 : фот.
Однодневный маршрут учитывает особенности детского туризма и включает в себя несколько этапов различной тематики: объекты патриотического и духовного воспитания, боевой славы и основные достопримечательности города-героя Новороссийска. Также в Краснодарском крае для детей и взрослых работают музейные комплексы, чьи выставки посвящены объектам патриотического туризма.
Ярмош, Л. Потомок различит... : 3 декабря, когда Россия отмечала День Неизвестного солдата, юнармейцы Каневского филиала Северо-Кавказского техникума «Знание» прибыли в Брюховецкий район, на хутор Гарбузовая Балка. / Л. Ярмош // Правда. – 2024. – 6–9 дек. (№ 135). – С. 1 : фот.
Этот кубанский хутор бережно хранит память о трагических событиях начала февраля 1943 года. Под развивающимися Знаменем Победы каневские юнармейцы чеканным шагом прошли к мемориалу и застыли в едином строю с Почетным караулом. Юнармейцы дали клятву на верность Родине и почтили минутой молчания память погибших советских воинов. На гранитные плиты мемориала легли живые гвоздики.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Библиографическое пособие
Составитель: Н.Н. Волкова
Отв. за вып.: В.В. Гончарова
Редактор: С.Н. Баранова
Отзывы и пожелания просим направлять по адресу:
Краснодарская краевая универсальная научная
библиотека им. А.С. Пушкина
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 8
Подписано в печать 24.06.2025. Печать ризограф.
Формат 60x84. Уч.-изд. 3 л.
Тираж 60 экз.
_________________________________________
Отпечатано с оригинал-макета,
подготовленного электронным способом
[1] Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации : федеральный проект // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
[2] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309