Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

«Патриотическое воспитание молодежи – ответ на вызовы времени»

«Патриотическое воспитание молодежи – ответ на вызовы времени»
Информационно-библиографический отдел подготовил библиографическое пособие «Патриотическое воспитание молодежи – ответ на вызовы времени»

Министерство культуры Краснодарского края
Краснодарская краевая универсальная научная

библиотека им. А.С. Пушкина

Информационно-библиографический отдел

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Библиографическое пособие

Краснодар

2025

УДК

016:37+37.035.6(01)

ББК

91.9:74+74.200.52я1

П20

Патриотическое воспитание молодежи – ответ на вызовы времени : библиографическое пособие / Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина ; информационно-библиографический отдел ; составитель Н. Н. Волкова. – Краснодар, 2025. – 36 с.

Пособие содержит аннотированную библиографию статей, иллюстрирующих различные аспекты формирования у подрастающего поколения патриотического сознания. Издание рассчитано на педагогогов, библиотекарей, работников культуры – ключевых фигур в деле патриотического воспитания молодежи.

УДК

016:37+37.035.6(01)

ББК

91.9:74+74.200.52я1

© Краснодарская краевая универсальная научная
библиотека им. А.С. Пушкина, 2025



СОДЕРЖАНИЕ

От составителей

4

Есть мнение! Публицисты о патриотическом воспитании

7

Из поколения в поколение. Воспитание патриотизма и гражданственности: исторический аспект

10

С чего начинается Родина. Как проводить патриотические мероприятия

15

Часовые памяти. Проблема сохранения исторической правды

21

Место, где оживает история и память народа. Музейные экспозиции в помощь военно-патриотическому воспитанию

24

Патриотизм – это круто! Информационные сообщения о проведении мероприятий патриотической направленности

28

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Огромный исторический путь, пройденный Россией, свидетельствует о том, что идеи любви и служения Отечеству всегда были присущи нашему народу. Патриотические устои и ценности, возникнув в глубокой древности, в период борьбы за единство и самостоятельность Руси, легли в основу менталитета россиян, стали служить опорой в испытаниях, помогли сохранить нашу идентичность, отстоять независимость.

В настоящее время, в условиях осложнившейся геополитической обстановки, проблематика возрождения лучших традиций патриотического воспитания оказалась в центре общественного внимания. В очередной раз получила подтверждение максима: любовь к Родине – это мировозренческий базис, конструкт, без которого народ теряет духовную силу и нравственные ориентиры. Именно поэтому патриотическое воспитание молодежи сегодня входит в число приоритетов государственной внутренней политики. В стране действует Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»[1], а создание условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной, социальной ответственной личности на основе российских культурных и духовных традиций определено как национальная цель[2].

В настоящем пособии собрана библиография статей из газет и журналов, иллюстрирующих различные аспекты формирования у подрастающего поколения и молодежи патриотического сознания. Группировка материалов в пособии призвана подчеркнуть многогранность и сложность этой деятельности.

В разделе «Есть мнение!» собраны статьи публицистического и полемического свойства. Отстаивая свою точку зрения, их авторы дают прямые оценки положению дел в сфере патриотического воспитания молодежи, формулируют проблемы, предлагают решения. Учитывая высокую общественную значимость темы, её деликатность и сложность, такие публикации-размышления заслуживают особого внимания.

Патриотизм и гражданственность воспитывались в тех или иных формах у многих и многих поколений россиян. Имея в виду возросшую потребность в осмыслении и обобщении этого исторического опыта, все материалы подобного содержания мы разместили в отдельном разделе «Из поколения в поколение».

Патриотическое воспитание – сфера тонкая и чувствительная. Человека нельзя заставить быть патриотом, нельзя насильно внушить любовь к Родине. Но можно и нужно разговаривать с молодыми людьми о происходящем сегодня, показывать им примеры беззаветного служения Отчизне, поводы гордиться своей страной, ее людьми, ее прошлым, ее достижениями в науке и культуре. Как делать это ненавязчиво, без перегибов? Какие новые подходы использовать в работе с современной молодежью, выросшей, в отличие предыдущих поколений россиян, совсем в других технологических и идеологических реалиях? Какие актуальные формы использовать, чтобы избежать фальши, скуки, формализма? Об этом – в материалах, библиографию которых мы объединили в разделе «С чего начинается Родина», содержащем прямые рекомендации по проведению патриотических мероприятий, методические и сценарные  разработки, конспекты уроков.

Как никогда актуальна сегодня тема борьбы с фальсификацией истории. Сознательное, агрессивное искажение фактов, ключевых событий прошлого России – действенное оружие, которое используется сегодня для того, чтобы дестабилизировать наше общество, лишить его национального самосознания. Противостоять этому можно только бережно сохраняя историческую правду – используя ее в образовательном и воспитательном пространстве, передавая подрастающему поколению.  Библиография публикаций, посвященных этой проблематике, собрана в разделе «Часовые памяти».

Важным звеном в деле историко-патриотического воспитания становятся музеи. Вовлекая молодежь и подростков в свою деятельность – не только в экскурсионную, но и в научно-исследовательскую, поисковую, просветительскую – музеи расширяют кругозор ребят, приобщают их к осмысленной и полезной деятельности, служат подспорьем в изучении прошлого своего народа. Подтверждением этому – статьи, которые мы отрекомендовали в разделе «Место, где оживает история и память народа».

Раздел, который мы условно назвали «Патриотизм – это круто!» содержит библиографическое описание статей информационно-новостного свойства. Задача раздела – дать представление о сложившейся уже практике современного патриотического воспитания, привлечь внимание к  событиям, которые отличаются и высоким духовным содержанием, и увлекательной формой.

Пособие проаннотированно и носит рекомендательный характер. Внутри разделов библиографические записи расположены в алфавите авторов и заглавий. Основные критерии отбора – актуальность и потенциальная востребованность публикаций.

Издание рассчитано на педагогогов, библиотекарей, музейных работников – ключевых фигур в деле патриотического воспитания молодежи.

Библиографические описания составлены в соответствии с ГОСТами 7.0.100- 2018 и 7.0.12-2011.

Копии материалов из фонда библиотеки можно заказать в отделе электронной доставки документов и МБА. Бланки-заказы на документы направлять по адресу:

350063, Краснодар, ул. Красная, д. 8,

ККУНБ им. А.С. Пушкина.

Тел.: (861) 268-50-51 (доб. 131).

Е –mail: mba@pushkin.kubаnnet.ru

ЕСТЬ МНЕНИЕ!

Публицисты о патриотическом воспитании

Брод, А. Без общих мест : об опасности девальвации воспитания патриотизма / А. Брод // Литературная газета. – 2024. – 11–17 дек. (№ 49). – С. 3 : фот.

       Автор статьи – правозащитник, член СПЧ – делится своими опасениями и рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы в погоне за красивыми патриотическими лозунгами и стремлением освоить бюджеты, не заболтать важное, не наплодить фальшивого и даже опасного – например, самоутверждения за счет ненависти к другим народам. По мнению автора, патриотизм начинается с благополучия в родном городе или селе, с поддержки педагогов, и музейных работников.

Жизнь с видом на Победу : общество быстро взрослеет, почувствовав разницу между кумиром и героем / подготовили В. Емельяненко, Е. Новоселова // Российская газета. – 2025. – 30 янв. (№ 20). – С. 9 : фот.

Объявленный президентом Год защитника Отечества заставляет задуматься: кто он такой, современный герой? В чем природа современного подвига, совершенного ради своей страны? Как продвигать образ героев так, чтобы о них, как о Зое Космодемьянской и Александре Матросове, знали все? Почему так важно прямо сейчас, без отлагательства начать фиксировать и осмысливать сложные и неоднозначные темы, связанные со специальной военной операцией? Об этом рассуждают эксперты «Российской газеты».

Иовчев, А. «Нельзя любить Родину, как хорошую погоду» : можно ли вырастить патриотов, не дав им правдивых знаний о современной истории / А. Иовчев // Аргументы и факты. Кубань. – 2025. – 23–29 апр. (№ 17). – С. 15 : фот.

Музыкант, автор песен рок-группы «Зверобой» Алексей Иовчев задается вопросом – достаточно ли делается сегодня для того, чтобы вырастить новое достойное поколение граждан?  Можно ли, воспитывая патриотов своей страны, обойтись без объяснения исторических и сегодняшних событий, без показа их причинно-следственных связей?

Луначарский, А. В. Любовь к Родине школа привить не может : тезисы наркома Луначарского 1918 года, не потерявшие своей актуальности / А. В. Луначарский ; подготовила кандидат исторических наук О. Чагадаева // Российская газета. Неделя. – 2023. – 6–12 дек. (№ 277). – С. 5 : фот.

Речь пламенного революционера и блестящего эрудита Анатолия Луначарского «О преподавании истории в коммунистической школе», обращена к учителям молодой советской республики и проникнута публицистическим пафосом. В ней звучит мысль об опасности мифологизации прошлого в угоду настоящему и содержит призыв «не прививать любовь к родине», который только на первый взгляд звучит неожиданно и дискуссионно. «Мне не нужно вдалбливать, что я должен любить свои родные пейзажи. Это глупо… Воспитывать нужно человека, которому ничто человеческое не было бы чуждо, для которого каждый человек, к какой бы он нации ни принадлежал, есть брат…» Легендарный нарком просвещения считал, что школа должна только способствовать формированию патриотических чувств, давать знания об истории и культуре своей страны, а «здоровая любовь к родине» должна корениться в более глубоких чувствах, воспитываемых в семье, в практической деятельности, в заботе о настоящем своей страны, в стремлении к ее лучшему будущему.

Малышева, Е. Сила в правде истории : какие герои нужны России для народного единства / Е. Малышева ; беседовала Е. Новоселова // Российская газета. – 2024. – 2 нояб. (№ 249). – С. 10 : фот.

Беседа с руководителем Национального центра исторической памяти при президенте России Еленой Малышевой.  Она поделилась своими мыслями о том, что объединяет жителей огромной страны с древней и трудной историей, из чего складывается российский национальный характер, какие личности и события отечественной истории являются ценными для современной молодежи.

Рудская, Н. Когда рождается патриотизм? : современные размышления / Н. Рудская, М. Арканникова // Родина. – 2013. – № 3. – С. 140–141.

       Ученые – культуролог и политолог – рассуждают о формировании патриотического сознания студентов, о ракурсах и принципах этого процесса. Кроме прочего, они подчеркивают, что нравственно-патриотические качества личности успешнее всего развиваются через самоидентификацию, через соприкосновение с практической повседневной жизнью, где требуются гражданские инициативы на микроуровне (реализация социального патронажа, участие в волонтёрском движении, студенческих строительных отрядах и т. п.).

Чагадаева, О. Молчание Мамаева кургана. Что нашим детям надо знать о самой большой на планете братской могиле / О. Чагадаева // Родина. – 2021. – № 9. – С. 14–16.

Кандидат исторических наук, ведущая рубрики «Легенды Родины» Ольга Чагадаева размышляет о том, как в ходе изучения школьной программы должно осмысливаться значение Мамаева кургана – главной высоты эпического сражения, борьба за которую продолжалась 135 из 200 дней и ночей Сталинградской битвы. В заключение, приводя цифры захороненных у подножия кургана защитников города, она подчеркивает, что «…по сути, «Родина-мать» – гигантское надгробие крупнейшей в мире братской могилы.… Донеси это наши учебники и учителя до каждого школьника – и уже никому и никогда не пришло бы в голову танцевать полуголым у подножия Родины-матери, как это сделал недавно в погоне за лайками юный тиктокер...»

Чумаков, В.  Семь бед – показательный ответ / В. Чумаков // Комсомольская правда. Кубань. – 2025. – 23 мая (№ 37). – С. 11 : фот.

Хулиганская выходка могилевских подростков, которые сняли провокационное видео во время праздничного салюта 9 Мая, стала для автора статьи поводом поразмышлять над тем, почему современным детям, живущим в мире, где мемы, лайки и тренды затмевают все остальное, не хватило понимания, что салют – не просто украшение и вечерняя подсветка, что за каждым залпом стоит память о миллионах жизней, отнятых войной.

Щипков, А. В. Патриотизм абстрактный и патриотизм предметный / А. Щипков // Российская Федерация сегодня. – 2025. – № 3. – С. 20–25 : фот.

Статья политического философа, ректора Российского православного университета св. Иоанна Богослова. Автор отстаивает тезис о том, что подлинный патриотизм ответственен за национальную идентичность. И патриотическое воспитание должно строиться на отстаивании наших ценностей, символов, институтов, найдя методы и способы передачи их новым поколениям.

Щипков, А. В. Воспитание нравственных ценностей и суверенитет государства / А. В. Щипков // Российская Федерация сегодня. – 2024. – № 2. – С. 30–33 : фот.

Автор статьи – политический философ, заместитель главы Всемирного русского народного собора. Он рассуждает о том, что защита нравственных основ общества – есть необходимое, хотя и не единственное условие для обеспечения государственного суверенитета и сохранения  национальной идентичности народа. Вот почему, по его мнению, воспитание и образование в России призваны сегодня заменить неолиберальное или компрадорское мировоззрение на патриотическое.

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

Воспитание патриотизма и гражданственности: исторический аспект

Андреев, О. В. Формирование и развитие в СССР, Российской Федерации центров изучения и увековечения памяти о Великой Отечественной войне / О. В. Андреев, Д. А. Ялтаев, А. Н. Евдокимова // Вопросы истории. – 2021. – № 7(2). – С. 4–15.

Научная статья, в которой проанализировано становление и развитие в СССР, Российской Федерации основных центров изучения истории Великой Отечественной войны. Представлен состав современных ведущих отечественных государственных и общественных институтов. Дана оценка их вклада в обеспечение сохранности документальных материалов, создание исторических школ, противодействие фальсификации и ревизии истории войны, популяризацию подвигов на фронте и в тылу.

Борисов, С. Я писала в тетрадях, сшитых мамой из обоев : школьный быт в годы Великой Отечественной войны / С. Борисов // Родина. – 2021. – № 9. – С. 118–121.

Описывая атмосферу повседневной жизни школьников суровой военной поры, автор рассказывает среди прочего и о содержании учебного предмета «Военное дело», введенного в школах в январе 1943 года. На его уроках ученики 5-10 классов проходили строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучали стрелковое оружие, технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. Все это самым позитивным образом сказывалось на готовности выпускников школ служить в армии, их умении защищать Родину.

Ван, Г. История спортивного патриотизма / Г. Ван, Ц. Дан // Вопросы истории. – 2022. – № 12 (1). – С. 142–149.

Статья посвящена описанию и анализу патриотизма как важнейшей нравственной и социальной категории сознания человека. Внимание акцентируется на важной роли в военно-патриотическом воспитании комплекса ГТО («Готов к труду и обороне») и связанной с ним системы поддержки и развития физической культуры и спорта в СССР. Автор считает, что возникнув как комплекс, соединяющий военную и спортивную подготовку с агитацией, комплекс ГТО, без сомнения, стал немаловажной частью общего вклада страны в победу в Великой Отечественной войне.

Гордина, Е. Д. Историко-патриотическое воспитание в годы Великой Отечественной войны / Е. Д. Гордина // Вопросы истории. – 2011. – № 12. – С. 58–71.

Во время Великой Отечественной войны история продолжала оставаться мощным инструментом патриотического воспитания, начавшегося еще в 1930-е годы. Автор статьи особо отмечает, что понятие «патриотизм» в Советском Союзе 30 – 40-х годов отнюдь не имело узко национальной направленности, напротив, по сути, понималось как советский интернационализм. Важнейшая роль в консолидации советского общества отводилась историкам: и ученые, и преподаватели истории не допускали противопоставления больших и малых народов, проявлений «великодержавного шовинизма» или местного национализма.

Кужилин, С. Ф. Проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в СССР : вторая половина 1950-х - 1991 год / С. Ф. Кужилин // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 9. – С. 18–20.

Проблема военно-патриотического воспитания молодежи в СССР, а затем и в постсоветской России – тема обширная, многогранная, и требующая, по мнению автора, научно-практического исследования. Он считает целесообразным рассмотреть один из условных историографических периодов советского военно-патриотического воспитания – вторую половину 1950-х годов – 1991 год, который условно разделил на несколько этапов.

Маньков, А. В. Как русский «Иван Сусанин» немецкого «Лоэнгрина» победил. Патриотическое воспитание советских граждан средствами музыкальной культуры в 1939-1941 гг / А. В. Маньков // Военно-исторический журнал. – 2022. – № 6. – С. 84–95.

Автор исследует практику патриотического воспитания в СССР ведущими учреждениями советской культуры и искусства в 1939-1941 гг. В фокусе научного анализа специалиста находится история постановок классической русской оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в Большом театре Союза ССР и на сцене Ленинградского Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, а также работа над оперой немецкого композитора Р. Вагнера «Лоэнгрин» в предвоенном Ленинграде. Показано и значение оперы «Иван Сусанин», ставшей российской патриотической традицией.

Минаева, Т. С. Привлечение студенческой молодежи к реставрации памятников церковной архитектуры на Русском Севере в 1960-е – 1980-е гг / Т. С. Минаева, Е. В. Калашников // Вопросы истории. – 2023. – № 11 (2). – С. 108–117.

Студенческие строительно-реставрационные отряды появились в СССР как результат общественного движения в защиту памятников истории и культуры. Значительная часть этих отрядов работала на реставрации памятников церковной архитектуры, что на первый взгляд противоречило атеистическому воспитанию молодежи тех лет. Однако комсомольские лидеры и деятели культуры смогли сформировать представление о патриотическом характере такой работы и ее важной роли в сохранении истории страны.

Никандров, Н. Дух патриотизма был частью российского образования во все времена : на вопросы «Родины» отвечает президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, лауреат премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования Николай Никандров / Н. Никандров ; беседовала А. Темирова // Родина. – 2010. – № 4. – С. 16–17.

Размышляя над главными традициями российского образования и ценностями, которые должна воспитывать в ученике современная школа, собеседник журнала «Родина» подчеркнул, что система образования развивается вместе с российской государственностью. Именно поэтому дух патриотизма всегда был свойственен отечественным учебным заведениям, какими бы они ни были в конкретную историческую эпоху.

Сапон, В. П. «Летопись бодрого стояния на страже Родины». Нижегородский учительский институт накануне и в годы Первой мировой войны / В. П. Сапон // Военно-исторический журнал. – 2012. – № 5. – С. 63–65.

В статье освещены основные направления военно-патриотической работы, проводившейся накануне и в годы Первой мировой войны в Нижегородском учительском институте. Проведенное исследование показало, что в стенах этого педагогического заведения царила атмосфера патриотического подъёма и переживаний за судьбу «Второй Отечественной» – это отразилось в самых различных мероприятиях военнопатриотической направленности. Подчеркивается, что в целом жизнь Нижегородского учительского института отразила многое из того, чем жили в годы Первой мировой войны учебные заведения по всей России.

Селедцова, В. Н. «Пронизанные духом России...». Ученические издания кадет русского зарубежья / В. Н. Селедцова // Военно-исторический журнал. – 2014. – № 7. – С. 68–70.

В статье рассматриваются особенности организации внеурочной работы по патриотическому воспитанию в кадетских корпусах русского зарубежья в 1918-1940 гг. Анализируется содержание кадетских ученических изданий, приводятся фрагменты творческих работ, которые дают представление о настроениях русской молодёжи, связанной с офицерской средой в эмиграции. Подчеркивается, что главным объектом воспитательного процесса становилась личность, творческая индивидуальность, формирование которой должно было осуществляться на основе российских традиций.

Сушко, А. В. «...Звание бригады не посрамит и будет так драться с проклятым врагом, чтобы стать гвардейцами» / А. В. Сушко ; из опыта работы командного состава 65-й гвардейской стрелковой дивизии по формированию моральных качеств советского гвардейца в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. – 2025. – № 5 . – С. 90–95.

Источниковая база исследования – это делопроизводство политотдела дивизии, дивизионная газета «Гвардеец», неопубликованная рукопись «Опыт партийно-политической работы в годы Отечественной войны 1942-1945 гг.», подготовленная политотделом дивизии, а также воспоминания её ветеранов. Автор приходит к заключению, что военный опыт морально-политического и патриотического воспитания актуален и для современной практики воспитательной работы среди военнослужащих.

Твердюкова, Е. Д. «Не скрывать от детей... картины войны, а учить по ним, готовить их к будущим подвигам, будущей славе» : почитание воинов Первой мировой войны как часть системы патриотического воспитания молодежи в российской империи (1914-1916) / Е. Д. Твердюкова // Военно-исторический журнал. – 2024. – № 6. – С. 42–49 : ил.

С началом Первой мировой войны российская молодежь, как и общество в целом, в массе своей переживала неподдельные чувства гражданского воодушевления и солидарности, что стало важным элементом педагогического воздействия. В статье предпринимается попытка охарактеризовать систему патриотического воспитания подрастающего поколения в годы Первой мировой войны, которая базировалась на культивировании чувства ответственности, гражданской активности, осознании обязанностей перед участниками боевых действий и Родиной.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

Как проводить патриотические мероприятия

Агранович, М. Понять и помнить : как школьникам рассказывают о Великой Отечественной войне / М. Агранович // Российская газета. – 2025. – 29 апр. (№ 95). – С. 7 : фот.

Как сделать историю Великой Отечественной войны и Великой Победы ближе? Как сегодня хранить память в детях, которые отстоят от тех событий уже на три поколения? Своими педагогическими приемами и методическими находками поделились школьные учителя.

Алексеева, Н. Традиции семейного досуга / Н. Алексеева // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 24–26 : фот.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка в семье. Семейные традиции и совместный досуг объединяют членов семьи, помогают им найти общий язык, делают их родными не только по крови, но и духовно. В публикации – методические рекомендации по реализации проекта, предусматривающего посещение дошкольниками и их родителями памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной, находящихся в шаговой доступности от детского сада. Проект способствовал систематизации исторических знаний, воспитанию уважительного отношения ребят к участникам войны, пожилым людям, бережного  отношения к фотографиям и семейным реликвиям.

Бондарева, Л. Фронтовые письма : конспект урока в 8 классе / Л. Бондарева // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 53–55 : фот.

Автор публикации делится конспектом урока, посвященного письмам военных лет. Методическая разработка поможет педагогам провести занятие так, чтобы не только сформировать у детей навыки правильного оформления писем, но и воспитать в них чувство уважения к старшему поколению, помочь понять какой ценой была завоевана свобода Родины, пробудить в них желание быть достойными гражданами.

Вагабов, М. М. К вопросу об использовании художественной литературы в процессе изучения истории России на примере Великой Отечественной войны / М. М. Вагабов, А. А. Газиева // Вопросы истории. – 2021. – № 10 (2). – С. 194–200.

Исследование посвящено теме изучения истории Отечества в школе. История, как одна из ключевых дисциплин гуманитарного цикла, закладывает фундамент патриотического и нравственного воспитания. В статье раскрывается методика использования отрывков из произведений художественной литературы в процессе изучения истории. В качестве центральной темы выбран период 1941-1945 гг. – Великая Отечественная война. В исследовании представлен широкий круг произведений, грамотное использование которых позволит педагогу сформировать у учащихся интерес к предмету, поможет «оживить» историю посредством образов художественной литературы.

Вишницкая, Ю. Подвиг героя живет : сценарий классного часа в 7 классе / Ю. Вишницкая // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 21–23 : фот.

 Задача занятия – пробуждать чувство патриотизма через поиск и презентацию информации о земляке-герое; способствовать реализации государственной политики в области патриотического воспитания граждан России; активизировать творческие и коммуникативные способности детей, научить их работать с различными источниками информации.

Дук, Е. А. Изучение истории костюма как средство патриотического воспитания / Е. А. Дук // Школа и производство. – 2010. – № 8. – С. 53–54.

 Опыт работы Дома детского творчества (г. Новая Ладога) по приобщению детей и подростков к истории Отечества через изучение боевых, трудовых и культурных традиций.

Ефремова, В. С. Изучение истории Великой Отечественной войны в школе и во внеурочное время / В. С. Ефремова // Военно-исторический журнал. – 2009. – № 10. – С. 76–79 : фот.

Победа, достигнутая Красной армией в мае 1945 года, стала фундаментом, на котором стоит сегодня Российская Федерация. И, значит, изучение истории войны, прежде всего в школе, служит делу повышения национального самосознания молодого поколения, его военно-патриотического воспитания. В статье своим многолетним опытом преподавания истории Великой Отечественной войны делится учитель московского лицея № 1535  В.С. Ефремова, которая считает, что, каким бы ни был учебник истории, для достижения поставленных целей без дополнительного материала не обойтись. Это могут быть различные источники: документы, мемуары участников войны, документальные видеофильмы, а также встречи с ветеранами, экскурсии в музеи, круглые столы и т. д.

Козин, Н. В России появится толковый словарь духовно-нравственных ценностей : в нем закрепят значение единых для всей страны понятий – патриотизма, гуманизма, гражданственности / Н. Козин // Парламентская газета. – 2025. – 11–17 апр. (№ 13). – С. 1, 11.

Словарь поможет согласовать работу государственных органов, образовательных учреждений и общественных организаций. Для его создания во всех регионах страны пройдут масштабные общественные обсуждения, где не только дадут определение духовно-нравственным ценностям, но и выработают конкретные инициативы по их сохранению и приумножению.

Корольчук, О. Дорогами героев / О. Корольчук // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 60–61 : фот.

Вовлечение молодежи в поисковое движение – одна из самых эффективных форм реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания. Автор публикации, преподаватель Краснодарского монтажного техникума, делится имеющимся опытом такой работы. Он подчеркивает, что помимо формирования гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей, с этой формой воспитательной работы сопряжена и учебная деятельность по изучению военной истории, археологии. Поисковая работа помогает поддерживать на достойном уровне культуру почитания павших за Отечество и памятников боевой славы.

Кошокова, С. Я. Методика преподавания дисциплины «Великая Отечественная война: без срока давности» в КубГАУ / С. Я. Кошокова // Социально-гуманитарный вестник : Всероссийский сборник научных трудов. – 2024. – Вып. 34. – С. 165–168.

Статья, посвящена внедрению дисциплины «Великая Отечественная война: без срока давности» в образовательный процесс КубГАУ, разработке рабочей программы, рабочей тетради и методике преподавания.

Целью освоения дисциплины является сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения оккупированных территорий РСФСР в годы Великой Отечественной войны.  Задача курса – организовать активную исследовательскую и проектную деятельность студентов, направленную на противодействие попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.

Красных, А. Как оформить тематический стенд к Году защитника Отечества / А. Красных // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2025. – № 4. – С. 104–107 : ил.

В статье – методичка для оформления тематического стенда к Году защитника Отечества. Даются варианты, как сделать стенд интересным и полезным для посетителей. Предложены варианты оформления и готовые документы (даются ссылки для скачивания их в электронной версии журнала).

Макурин, Ю. Как сделать патриотические мероприятия интересными и собрать на них лояльную публику / Ю. Макурин // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2025. – № 6. – С. 72–78.

Патриотизм и культура: как их объединить? Какие формы мероприятий использовать? Что учесть при организации мероприятий, посвященных СВО? Об этом – в материале эсперта, руководителя дома культуры «Юность» г. Москвы.

Мигина, О. Учредители требуют увеличить число патриотических мероприятий. Что поправить в планах и отчетах на новый сезон / О. Мигина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2025. – № 6. – С. 28–37.

Эксперт журнала проанализировал нормативные акты и разъяснения первых лиц государства, и разработал методичку, как обновить патриотические проекты в учреждениях культуры под новые задачи культурной геополитики. Публикация содержит памятки с задачами государства и потребностями посетителей. Описаны самые востребованные патриотические форматы для школьной и семейной аудитории в 2025 году.

Молев, А. Новые традиции и вечные ценности: как рождается любовь к Родине : беседа с заместителем руководителя Департамента образования и науки Москвы Антоном Молевым / А. Молев, записала Л. Лихачёва // Учительская газета. – 2022. – 30 авг. (№ 35). – С. 11.

Любовь к Родине формируется в течение всей жизни судьбоносными обстоятельствами, встречами с людьми, способными впечатлить, событиями, позволяющими нам измениться, вырасти духовно. Мы гордимся историей страны, достижениями науки, культуры, спорта. Все это патриотизм, дающий смысл жизни и деятельности всего народа. И иногда так важно ощутить это чувство вместе с ровесниками и людьми разных поколений! С этого учебного года в школах упрочатся старые и появятся новые традиции, которые предоставят такую возможность детям и взрослым. О том, как это будет происходить, как избежать ошибок и заорганизованности, рассказывает заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы.

Ноздринова, Р. Патриотизм: новый этап : привитие патриотических чувств студентам возможно через изучение истории малой родины и учебного заведения, где они учатся / Р. Ноздринова // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 13–15 : фот.

Статья посвящена нравственному аспекту патриотического воспитания в образовательной деятельности техникума. За многие годы в учебном заведении сформировался банк педагогических форм, методов и идей массовых мероприятий патриотической направленности. Автор делится фрагментом сценария музыкально-литературной композиции, посвященной истории Вознесенского техникума в годы Великой Отечественной войны.

Пелипенко, О. Важные уроки : детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине / О. Пелипенко // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 10–12 : фот.

О действенных подходах к организации уроков мужества – одной из эффективных форм патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Автор статьи, советник директора по воспитанию Брюховецкого аграрного колледжа, обобщив опыт проведения уроков мужества, дает конкретные методические рекомендации, которые помогут избежать ошибок и формализма при провдении таких мероприятий.

Савченко, В.  Награжденный медалью : конспект образовательной деятельности по ознакомлению с картиной В. Раевской-Рутковской / В. Савченко // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 32–35 : ил.

Изобразительное искусство военных лет по сей день играет большую роль в деле патриотического воспитания. Знакомясь с художественными произведениями, молодое поколение учится понимать их содержание, осознавать всю тяжесть Великой Отечественной войны, а также ценность мирного времени. Предлагаемый конспект содержит ход подготовки и проведения занятия, в котором сочетаются задачи и воспитательного, и образовательного характера. Курсивом прописаны методические приемы, побуждающие детей к размышлениям и активной работе.

Черемянова, М. И. Изучение истории создания памятников старины как формирование исторической памяти и патриотического воспитания / М. И. Черемянова, А. С. Майорова // Культурная жизнь Юга России: Социальная память. Актуализация. Модернизация : материалы Международной научно-практической конференции (Краснодар, 26-27 октября 2017 г.) / ред. С. С. Зенгин, Н. Г. Денисов, Р. З. Близняк и др.. – Краснодар : КГИК, 2017. – С. 325–328. – Библиогр.: с. 328.

Автор отмечает, что школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. И предлагает изучать с учащимися историю создания памятников с целью укрепления их патриотического духа. Более подробно автор описывает цель данного направления, перечисляет различные виды памятников и рассказывает о видах учебной деятельности, которую применяет учитель в патриотической работе со школьниками.

Якунькина, М. Увлекательный патриотизм. Шесть форматов для семейной аудитории и старших школьников / М. Якунькина, А. Полянская, А. Матвеев // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2024. – № 5. – С. 74–85.

Статья содержит практические рекомендации и примеры успешных воплощений представленных форматов работы по патриотическому воспитанию в разных регионах.

ЧАСОВЫЕ ПАМЯТИ

Проблема сохранения исторической правды

Алькинская, А. С фактами не поспоришь! / А. Алькинская // Полиция России. – 2025. – № 5. – С. 22–25 : фот.

Особую ответственность за сохранение и передачу последующим поколениям подлинных исторических фактов несут исторические музеи. О том, как опираясь на грандиозный фактический материал музеи, планомерно противодействуют фальсификации истории, рассказывает заслуженный работник культуры Альфия Алькинская.

Крылов, С. В. «Россия будет твёрдо отстаивать подлинную правду о войне... основанную на исторических фактах». Главные факторы, обеспечивавшие советскому народу Победу в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) / С. В. Крылов // Военно-исторический журнал. – 2025. – № 5 . – С. 4–21 : фот.

Раскрывается необходимость отстаивания современной Россией подлинной правды о Великой Отечественной войне, основанной на исторических фактах, архивных документах, свидетельствах очевидцев. Проводится краткий анализ важнейших факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Достаточно подробно изложены преимущества социалистической экономики и коммунистической идеологии, позволившие Советскому Союзу выстоять и победить в тяжелейших условиях.

Малышева, Е. Наша внутренняя сила из семьи / Е. Малышева // Полиция России. – 2025. – № 5. – С. 16–18 : фот.

Руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева – о том, насколько важно для национального самосознания хранить историческую правду и поддерживать связь поколений в условиях, когда ветераны Великой Отечественной войны покидают нас, а молодежь начинает смотреть на минувшие события абстрактно.

Московченко, О. Единство народа – в сохранении исторической памяти : начался третий сезон Всероссийского проекта «Хранители истории», в рамках которого юнармейцы взяли шефство над более чем 12 тысяч памятных мест / О. Московченко // Красная звезда. – 2025. – 17 марта (№ 48). – С. 8 : фот.

Совместная инициатива Движения первых и «Юнармии» реализуется с апреля 2023 года. Взаимодействие «Хранителей истории» строится на принципе «одна команда – общее дело». В планах проекта – Всероссийский исследовательский конкурс «Семейная память», проведение экскурсионных маршрутов по памятным местам, конкурс школьных музеев, чьи экспозиции посвящены Великой Победе. Итоговым мероприятием проекта станет третий всероссийский слет «Хранители памяти», в котором примут участие 500 представителей патриотического движения в возрасте от 14 до 17 лет.

Стрелецкий, Я. И. «Никто ещё не сумел нанести поражение или победить Россию» : правда и мифы о Великой Отечественной войне и победе в ней советского народа / Я. И. Стрелецкий // Военно-исторический журнал. – 2025. – № 5 . – С. 68–75.

В статье представлены опровержения фальсификаций, связанных с вкладом  Советского Союза в Великую Победу, доказательства лживости и научной несостоятельности ряда мифов, в т.ч. о тождественности политики гитлеровского и сталинского режимов, решающей роли второго фронта и ленд-лиза. Сделан вывод о том, что для отражения информационной агрессии коллективного Запада против России, важной частью которой является его борьба против правды истории, необходимо вооружать наших соотечественников, особенно молодёжь, знаниями по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Суздальцев, И. А. «"Холодная война" ослепила американцев и породила миф о Восточном фронте» : величайшая битва Второй мировой войны в интерпретации современных англоязычных историков / И. А. Суздальцев // Военно-исторический журнал. – 2025. – № 5 . – С. 76–81.

В статье проводится анализ издававшейся после 2000 года в англоязычных странах научной литературы, посвящённой Курской битве. Констатируется повышение интереса к её изучению за рубежом. Отмечается, что на современном этапе англоязычными историками по-прежнему публикуются работы, написанные в соответствии с установками времен «холодной войны», в которых, например, связывают успех Курской битвы с наступлением англо-американских войск в Средиземноморье. В то же время увеличилось число монографий и исследований, авторы которых отмечают и высокую компетентность высшего командования Красной армии, и героизм советских солдат.

Терещенко, О. В. Историческая память как основа Российской государственности / О. В. Терещенко // Социально-гуманитарный вестник : Всероссийский сборник научных трудов. – 2023. – Вып. 34. – С. 10–12.

Рассматривается проблематика содержания исторической памяти. Обосновывается мысль, что историческая память – один из важнейших источников формирования идеологии и мировоззрения подрастающего поколения.

Чувакин, Е. Неволя его не сломала, не вырвал измены допрос : память о генерале Карбышеве хранит молодое поколение / Е. Чувакин // Красная звезда. – 2025. – 19 фев. (№ 30). – С. 8 : фот.

О деятельности общественного движения «Юные карбышевцы», организованного в начале 1960-х годов. Оно сыграло важную роль в воспитании молодёжи в духе беззаветного служения Родине. Сегодня в нем принимают активное участие более 25 тысяч школьников из 35 регионов. Организаторы ставили перед собой задачу детального изучения жизни и подвига генерала Карбышева, что способствовало формированию патриотических ценностей у школьников.

МЕСТО, ГДЕ ОЖИВАЕТ ИСТОРИЯ

И ПАМЯТЬ НАРОДА

Музейные экспозиции в помощь военно-патриотическому воспитанию

Брызгалов, М. Нота высокого назначения : как в 1941-м удалось за месяц написать 100 песен о войне : беседа с генеральным директором Музея музыки Михаилом Брызгаловым / М. Брызгалов ; беседовала Т. Эсаулова // Российская газета. – 2025. – 29 апр. (№ 95). – С. 11 : фот.

В Российском национальном музее музыки открылась выставка «Этот день мы приближали...», посвященная 80-летию Победы над фашистской Германией. Генеральный директор рассказал, какие открытия ждут посетителей экспозиции, почему она должна вызвать сильные глубокие эмоции, связанные с войной, и как выставка дает понять современному поколению связь прошлого и настоящего.

Губанов, В. Под парусами мечты : воспитанники Севастопольского филиала Нахимовского военно-морского училища приняли участие во внеурочном просветительском мероприятии, посвященном истории парусной яхты «Орианда» Российского императорского флота / В. Губанов // Красная звезда. – 2025. –24 марта (№ 53). – С. 6 : фот.

Мероприятие прошло в клубе-музее ВМФ «Севастопольская кают-компания» в интересном историко-познавательном месте, где есть духовно-патриотический центр с часовней и чудотворной иконой святого праведного воина Федора Ушакова и другие важные для истории страны артефакты. Разговор с нахимовцами проходил в форме вопросов и ответов. Нахимовцы, как показал патриотический урок, блестяще знают историю Черноморского флота, имена всех прославленных русских флотоводцев и, что самое поразительное, названия всех частей такелажа.

Замостьянов, А. Священная память войны : поезд Победы – уникальный передвижной музей / А. Замостьянов // Литературная газета. – 2025. – 7–13 мая (№ 18). – С. 30 : фот.

Поезд Победы – это подлинные экспонаты, фотографии и документы. Это реалистичные декорации и звуковое сопровождение, погружающие посетителей в атмосферу тех лет. Это музей и одновременно памятник героям, которые защищали нашу Родину и, преодолев нечеловеческие испытания, победили. Идею удалось воплотить ещу в 2020 году, когда страна отмечала 75-летие Победы. С тех пор Поезд Победы с уникальной иммерсивной инсталляцией, размещенной в вагонах, курсирует по всей стране. Его посещают взрослые и дети из десятков городв – везде, где останавливается этот необычный состав. Проехать в этом поезде – событие, которое запоминается на всю жизнь, особенно детям и подросткам.

Каким должен быть современный школьный музей? : событие недели // Учительская газета. – 2023. – 18 июля (№ 29). – С. 2.

Подведены итоги Всероссийского конкурса «Школьный музей – взгляд в будущее», организованного Министерством просвещения России. В его рамках организовано более 500 событий. В статье – мнения участников конкурса и экспертов, которые рассуждают о том, каким должен быть современный школьный музей, чтобы он мог заинтересовать учащихся, превратиться в место духовного роста, стать основой для патриотического воспитания.

Куценко, Т. Цифра на службе истории / Т. Куценко, Ю. Никульшина // Педагогический вестник Кубани. – 2025. – № 1. – С. 56–59 : фот.

Сохранение исторической памяти – ключевой процесс, способствующий воспитанию юных в духе патриотизма, и противодействующий попыткам искажения истории. В публикации – опыт реализации школьного проекта «У Победы наши лица», предусматривающий создание на базе школьного музея центра оцифровки семейных и музейных архивов, которые можно будет хранить и передавать. Так как в исследовательскую работу вовлечены и родители, и станичники развных поколений, то авторы проекта рассчитывают, что школьный музей станет площадкой для кросс-поколенческого и кросс-культурного взаимодействия.

Кучина, В. Мы имя героя поднимем как знамя! : в преддверии 80-летия Великой Победы в Волгограде в историческом парке «Россия – моя история» прошла выставка «Защитники Отечества» проекта «Аллея Российской славы» / В. Кучина, Д. Шунин // Красная звезда. – 2025.– 10 апр. (№ 65). – С. 8.

В стенах музея было представлено 19 бюстов и 300 миниатюрных копий героев, прославивших наше Отечество, – от князя Владимира до современных защитников – участников специальной военной операции. Проект продиктован искренним стремлением сохранить память о тех, кто защищал нашу страну, и передать эту память будущим поколениям.

Новоселова, Е. Меч Сталинграда : что нужно увидеть на выставке «Без права на забвение» / Е. Новоселова // Российская газета. – 2025. – 29 апр. (№ 95). – С. 9 : фот.

В Государственном историческом музее (ГИМ) к 80-летию Великой Победы открылась выставка, смысл которой – показать объективную, правдивую историю войны; силой подлинных экспонатов и документов дать отпор современным фальсификаторам. В статье – обзор экспозиции.

Пономаренко, Е. Сохраняй! : музей как соприкосновение с прошлым / Е. Пономаренко // Учительская газета. – 2023. – 15 авг. (№ 33). – С. 11 : фот.

Об идее и истории возникновения комнаты боевой славы Рахьинского центра образования Всеволожского района Ленинградской области. Выставка, созданная в память о жертвах преступлений нацистов против мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны, заняла лидирующую позицию на фестивале музейных экспозиций «Без срока давности». Работа в школьном музее объединила ребят: вместе они приводят в порядок памятники, навещают ветеранов-блокадников, занимаются исследовательской работой.

Починюк, О. О мужестве, доблести, стойкости : в Санкт-Петербурге посетителям представлена экспозиция, посвященная спецоперации / О. Починюк // Красная звезда. – 2025. – 13 марта (№ 46). – С. 6 : фот.

В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась обновленная постоянная выставка «Только вместе! Только вперед!». Экспозиция продолжит выполнять не только просветительскую, но и воспитательную функцию – она рассказывает о мужестве, доблести и стойкости российских военнослужащих, достойно выполняющих воинский долг по защите Отечества. Музейными средствами удается эмоционально донести, прежде всего до молодого поколения, правду о спецоперации, ее необходимости и важности для мирного будущего России.

Починюк, О. О флотской доблести, мужестве, стойкости : уникальные реликвии фронтовых лет рассказывают об участии Военно-Морского флота в Великой Отечественной войне / О. Починюк // Красная звезда. – 2025. – 17 апр. (№ 71). – С. 7 : фот.

Обзор масштабной выставки «Курсом к Победе», которая открылась в Центральном военно-морском музее им. императора Петра Великого. Экспозиция, посвященная 80-летию Великой Победы, получилась максимально интересной и познавательной.

Починюк, О. Уроки для наследников «Науки побеждать» : посетители Государственного мемориального музея А.В. Суворова узнают много нового о великом полководце / О. Починюк // Красная звезда. – 2025. – 22 мая (№ 92). – С. 7 : ил.

Сегодня музей, помимо знакомства посетителей с экспозицией, ведет активную выставочную работу, издает научные сборники «Суворовские чтения», в его стенах проходят различные просветительские и культурные мероприятия. Часто в залах музея можно увидеть курсантов, юнармейцев, школьников. Работа с молодежью – одно из основных направлений деятельности музея.

Ткачева, Т. Первая мировая Ивана Иванова : в Кинешме издали фотоальбом со снимками фельдшера, проехавшего по дорогам войны в санитарном поезде / Т. Ткачева // Родина. – 2025. – № 1. – С. 66–70.

Две сотни черно-белых любительских снимков, сделанных в 1914-1918 годах в тылу и у линии фронта, обнаружили в семейном архиве потомки врача из Кинешмы и принесли их в «Фамильный музей живой хроники рода Яковлевых» («Ямузей») в Кинешме (Ивановская область). Это уникальный частный проект – попытка через историю семьи передать атмосферу эпохи. Всего три небольших зала с подлинными старинными вещами, которые еще недавно жили в домах и использовались по прямому назначению, а сегодня связывают гостей музея с историей страны, собственными корнями и домашними традициями.

ПАТРИОТИЗМ – ЭТО КРУТО!

Информационные сообщения о проведении мероприятий патриотической направленности

Беляева, М. Дети войны и мира : ветераны «Роснефти» рассказывают школьникам о подвигах предков / М. Беляева // Аргументы и факты. Кубань. – 2025. – 23–29 апр. (№ 17). – С. 10 : фот.

Патриотическое воспитание молодежи не может ограничиваться школами, колледжами и вузами. Это общая забота всех любящих Родину взрослых людей, в какой бы сфере они не были заняты. В преддверии юбилея Победы в крупнейшей российской нефтяной компании начался историко-исследовательский проект «Роснефти», в ходе которого сотрудники ее предприятий и ученики «Роснефть-классов» собирают неизвестную и утерянную информацию о ветеранах, труженниках тыла, узниках концлагерей и детях войны.

Бирюлин, Р. Дети пишут военкорам : корреспонденты «Красной звезды» получили десятки писем от школьников Подмосковья / Р. Бирюлин // Красная звезда. – 2025. – 21 мая (№ 91). – С. 8 : фот.

Дети, подростки писали без шаблонов или образцов – только то, что думали и чувствовали. В основном это слова поддержки и благодарности за тяжелый труд журналистов, пожелания вернуться домой живыми и здоровыми. Письма ребята украсили рисунками с российскими флагами, георигиевскими ленточками.

Бондаренко, С. Культурой нравственность полнится : интеллектуальный досуг будущих офицеров призван формировать их нравственную основу профессионализма / С. Бондаренко, В. Сосницкий // Красная звезда. – 2025. – 19 марта (№ 50). – С. 8 : фот.

О содержании культурно-нравственного воспитания в Краснодарском высшем военном училище имени генерала армии С.М. Штеменко. Творческая атмосфера, царящая в театральной студии, традиционный курсантский бал, обсуждение фильмов кинолектория, шефство над юнармейцами и детьми из социальных учреждениий – весь комплекс мероприятий формирует у курснтов четкое представление о нравственности, патриотизме, гражданственности, личной ответственности, культуре и благородстве. Помогает будущим офицерам становиться носителями этих качеств.

Васюнов, М. Сцена для девятой роты : артисты и военкоры представили молодым писателям героев нашего времени / М. Васюнов // Российская газета. – 2024. – 13 дек. (№ 284). – С. 11 : фот.

В очерке – несколько историй из документального театра «Герои среди нас». Что ни сюжет – реальная потрясающая история, связанная с СВО, готовая основа для работ молодых писателей, драматургов, публицистов, сидевших в зале.

Вениамин Кондратьев наградил активистов движения «Пост № 1» : III Всероссийский патриотический форум провели в Краснодаре. Мероприятие объединило 300 ребят из 48 регионов России, а также Беларуси, Абхазии и Республики Сербской // Вольная Кубань. – 2025. – 29 апр. (№ 34). – С. 1 : фот.

Участники движения «Пост № 1» не только заступают на почетную Вахту Памяти у мемориалов, где горит Вечный огонь, сохраняя торжественную традицию, наполненную высоким смыслом. Форум стал эффективной коммуникативной и воспитательной площадкой, где патриотично настроенные молодые люди могут найти единомышленников, укрепиться в своем мировоззрении.

Войнович, В. Развитие школы силы и духа : в Краснодаре обсудили вопросы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи / В. Войнович // Юг Times. – 2025. – 23–29 апр. (№ 16). – С. 20 : фот.

На текущий момент в Кубанском казачьем войске действует около 170 военно-патриотических и спортивных клубов. Их деятельность направлена на подготовку юношей допризывного возраста к службе в армии, на формирование у казачьей молодежи необходимых физических и морально-волевых качеств.

Воробьева, О. «Юнги с острова Валаам» : нахимовцы из Санкт-Петербурга представят в Москве спектакль о подвиге ровесников, соверешенном ими в годы Великой Отечественной войны / О. Воробьева // Красная звезда. – 2025. – 21 апр. (№ 73). – С. 8 : фот.

Работа санкт-петербургских нахимовцев, подготовленная в рамках фестиваля «Искусство побеждать», будет показана на сцене главного военного театра страны в канун 80-летия Великой Победы. Таким образом они выразят признательность всему поколению победителей и своим предкам.

Воспитываем патриотов : казачий военно-патриотический клуб «Святогорец» был создан несколько лет тому назад. Сейчас в нем постоянно занимаются 85 человек. Работают пять преподавателей-инструкторов / подготовлено пресс-службой ККВ // Кубанские новости. – 2025. – 19 апр. (№ 58). – С. 6 : фот.

Во время занятий в горах воспитанникам приходится преодолевать немало трудностей, все это закаляет их дух, вырабатывает смелость и ловкость, позволяет лучше узнать героическую историю этих мест. Занятия по альпинистской, инженерной, начальной военной подготовке, тактической медицине ведут профессиональные тренеры и педагоги.

Джандар, Б. Курс молодого бойца : в Лабинском районе в третий раз прошла военно-патриотическая игра «Зарница» / Б. Джандар // Аргументы и факты. Кубань. – 2025. – 30 апр.–6 мая (№ 18). – С. 4 : фот.

В игре принимали участие школьники и студенты от 8 до 21 года. Ребятам пришлось обустроить палаточный лагерь, преодолеть маршрут по пересеченной местности, показать своё мастерство в метании ножей, стрельбе из пневматического оружия. Участники «Зарницы» сделали разборку-сборку автомата, продемонстрировали азы строевой подготовки, навыки управления БПЛА, общевойсковую грамотность.

Знать, чтобы помнить: кубанцы приняли участие в Международной исторической акции «Диктант Победы» : в Краснодарском крае его написали на более чем 1300 площадках // Вольная Кубань. – 2025. – 29 апр. (№ 34). – С. 1 : фот.

Большой общественный интерес к акции продемонстрировал сплоченность кубанцев, их стремление сохранить бесценное наследие предков. В этом году впервые в диктант включили вопросы, связанные со специальной военной операцией.

Кучина, В. Негасимый памяти огонь : по всей России разворачиваются масштабные мероприятия, посвященные 80-летию Великой победы нашего народа в Великой Отечественной войне / В. Кучина // Красная звезда. – 2025. – 23 апр. (№ 75). – С. 8.

Обзор проектов «Верни герою имя» и «Дорога к обелиску», в которых приняли участие юнармейцы Свердловской и Омской области. Объединяющей целью этих разных по форме и содержанию мероприятий стало пробуждение в молодом поколении чувства ответственности за сохранение памяти о Великой Отечественной войне, увековечение имен павших на воинских мемориалах.

Кучина, В. «Невидимая сторона Победы» : под таким названием в Москве завершился всероссийский пробег, посвященный 80-летию Победы и памяти Павла Фитина, руководителя советской внешней разведки в 1939-1946 годах / В. Кучина // Красная звезда. – 2025. – 4 июня (№ 101). – С. 8 : фот.

Подробности мотопробега длиной в пять тысяч километров, наполненного почтением к подвигу «невидимого героя». Байкеры посетили места, связанные с личностью Павла Михайловича Фитина, – памятники, образовательные учреждения, дворцы культуры, рассказывая о его выдающемся вкладе в защиту нашего Отечества. Там они вручали памятный набор: папку с книгой и материалами о разведчике, его бюст и документальный фильм на флеш-носителе. Примечательно, что мотопробег, зародившийся спонтанно, быстро завоевал популярность и превратился во всероссийскую патриотическую акцию.

Кучина, В. «Мое место на линии огня» : в подмосковных Серебряных Прудах состоялся урок мужества, посвященный 30-летию бессмертного подвига разведгруппы 165-го полка морской пехоты 55-й дивизии МП ТОФ под командованием Героя России старшего лейтенанта Сергея Фирсова / В. Кучина // Красная звезда. – 2025. – 10 фев. (№ 23). – С. 8 : фот.

Проведение таких мероприятий – как эстафета мужества и самоотверженности будущим поколениям – подросткам. Автор статьи выделяет мысль о том, что поддерживать связь времен и поколений особенно важно в условиях, когда суверенитет страны, ее государственные интересы приходится отстаивать и силой оружия.

Макаров, Д. О друзьях-товарищах, о боях-пожарищах : в школах Севастополя продолжаются встречи с участниками спецоперации / Д. Макаров // Красная звезда. – 2025. – 5 фев. (№ 20). – С. 8 : фот.

В целях патриотического воспитания молодежи Российское общество «Знание» продолжает организовывать в школах города-героя встречи с участниками и ветеранами СВО, которые рассказывают подрастающему поколению о боевых ситуациях, мужестве и героизме сослуживцев. Встречи проходят в рамках просветительского проекта «Знание. Герои», задача которого – воспитание у молодых людей чувства гордости за страну, ее великое прошлое и героическое настоящее.

Московченко, О. «Юнармии» ­– 9 лет! : в честь этого события состоялся масштабный форум «Плечом к плечу» / О. Московченко // Красная звезда. – 2025. – 3 июня (№ 100). – С. 7 : фот.

Юнармейское движение по праву занимает ведущее место среди молодежных патриотических объединений России, а его ряды ежегодно пополняют лучшие девушки и юноши, объединенные стремлением приносить пользу обществу и государству. В статье – обзор некоторых проектов и конкурсов, которые реализуются движением «Юнармия», участие в которых интересно и важно для подрастающего поколения.

Московченко, О. Экипаж снова вместе : в Гжельском государственном университете открылась галерея портретов летчиков, совершивших воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны / О. Московченко // Красная звезда. – 2025. – 4 июня (№ 101). – С. 8 : фот.

Это событие состоялось по инициативе межрегиональной патриотической общественной организации «Талалихинцы», предложившей новую форму увековечения подвигов летчиков-талалихинцев через написание студентами портретов героических авиаторов. 26 студенческих работ раскрывают характер героев войны и отражают тепло и уважение, которые вложили в создание картин благодарные потомки. В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие родственники авиаторов, которым организаторы вручили копии написанных портретов.

Павлюткина, И. Отряд 22: ZOV : разработана первая компьютерная игра по мотивам событий специальной военной операции / И. Павлюткина // Красная звезда. – 2025. – 2 апр. (№ 60). – С. 8 : фот.

Игра основана на опыте непосредственных участников боевых действий. Она скрупулезно проработана: штурмы и оборона локаций, сектора обстрела, просчет вариантов действий, вмешательство непредвиденного – всё, как в реальности. Одними из первых с игрой познакомились юнармейцы. Для ребят это отличная возможность в увлекательной форме познакомиться с событиями СВО и выработать навыки стратегического мышления. Особенно интересно и полезно это было для тех, кто в будущем готовиться связать свою судьбу с ратной стезёй и защитой Родины.

Панюков, М. Дедов заветы в знамени Победы / М. Панюков // Комсомольская правда. Кубань. – 2025. – 23 мая (№ 37). – С. 10 : фот.

Подробности многодневной акции на колесах «Непокоренные». Молодежь России и Беларуси путешествует через четырнадцать городов, овеянных воинской славой, разворачивая в знаковых для обоих народов местах самое большое в мире Знамя Победы. Участники экспедиции – это талантливые, целеустремленные и патриотично настроенные молодые люди 18-ти, 20-ти лет.

Порватов, В. Символ мужества и героизма : в школе № 1538 открыли памятную парту в честь Александра Алексеева / В. Порватов // Красная звезда. – 2025. – 23 мая (№ 93). – С. 5 : фот.

Символическое событие произошло в рамках проекта «Парта Героя» запущенного «Единой Россией». Проект представляет собой образовательную инициативу по популяризации героического наследия среди школьников. На школьных партах размещены QR-коды со ссылками на официальный портал с информацией о героях-земляках, людях, проявивших личное мужество при выполнении обязанностей по защите Родины. Право сидеть за такой партой предоставляется ученикам за отличие в учебе или активное участие в жизни школы.

Рассолов, Ю. Что такое патриотизм? : ответ на этот вопрос хорошо знают люди, с оружием в руках защищающие Родину. / Ю. Рассолов // Красная звезда. – 2025. – 21 мая (№ 91). – С. 5 : фот.

Статья посвящена теме участия бойцов, возвращающихся из зоны боевых действий, в системе образования, воспитания молодежи. Умения и знания, которые у них есть, планируется применять для повышения престижа военной службы, для утверждения высоких морально-нравственных ориентиров у детей и подростков.

Яковенко, Е. «ZА НАШИХ»: на Кубани состоится уникальная патриотическая велоэкспедиция : как рассказал ее организатор – известный путешественник, руководитель «Центра туризма и экскурсий» Краснодарского края Константин Мержоев, участники похода преодолеют маршрут более чем в тысячу километров в форме буквы «Z» / Е. Яковенко // Кубанские новости. – 2025. – 25 апр. (№ 61). – С. 8 : фот.

Маршрут пройдет через населенные пункты, где есть памятники и мемориалы. Участники экспедиции будут возлагать к ним цветы, принимать участие в патриотических мероприятиях. Предполагается, что к велопутешественникам будут присоединяться участники из разных районов, таким образом, экспедиция станет по-настоящему краевой, масштабной.

Яковенко, Е. Тропами героев : юные туристы прошли по местам боевой славы в Апшеронском районе / Е. Яковенко // Кубанские новости. – 2025. – 23 апр. (№ 60). – С. 13 : фот.

Однодневный маршрут учитывает особенности детского туризма и включает в себя несколько этапов различной тематики: объекты патриотического и духовного воспитания, боевой славы и основные достопримечательности города-героя Новороссийска. Также в Краснодарском крае для детей и взрослых работают музейные комплексы, чьи выставки посвящены объектам патриотического туризма.

Ярмош, Л. Потомок различит... : 3 декабря, когда Россия отмечала День Неизвестного солдата, юнармейцы Каневского филиала Северо-Кавказского техникума «Знание» прибыли в Брюховецкий район, на хутор Гарбузовая Балка. / Л. Ярмош // Правда. – 2024. – 6–9 дек. (№ 135). – С. 1 : фот.

Этот кубанский хутор бережно хранит память о трагических событиях начала февраля 1943 года. Под развивающимися Знаменем Победы каневские юнармейцы чеканным шагом прошли к мемориалу и застыли в едином строю с Почетным караулом. Юнармейцы дали клятву на верность Родине и почтили минутой молчания память погибших советских воинов. На гранитные плиты мемориала легли живые гвоздики.



ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Библиографическое пособие

Составитель: Н.Н. Волкова

Отв. за вып.:  В.В. Гончарова

Редактор:       С.Н. Баранова       

Отзывы и пожелания просим направлять по адресу:

Краснодарская краевая универсальная научная

библиотека им. А.С. Пушкина

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 8

Подписано в печать 24.06.2025. Печать ризограф.

Формат 60x84. Уч.-изд. 3 л.

Тираж 60 экз.

_________________________________________

Отпечатано с оригинал-макета,

подготовленного электронным способом



[1] Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации : федеральный проект // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/


[2] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309